Как-то раз, вернувшись из школы, я по привычке включила телевизор. Рассказывали о Бородинском сражении. Моё внимание привлекла история молодой женщины, которая разыскивала труп погибшего мужа.
Сражение закончилось, а на поле остались тысячи закоченевших трупов русских и французских солдат, лошадей. На поле работали крестьяне, которые собирали тела павших, сносили в огромные кучи и сжигали. Среди едкого дыма бродила женщина в сопровождении монаха. Она не боялась и лично осматривала каждый труп.
По преданию, ночью при свете фонаря нашла она только палец с кольцом своего мужа - генерал-майора А.А.Тучкова, командовавшего Ревельским пехотным полком. Во время боя Наполеон провел восемь ожесточенных атак, направив более 45 тысяч солдат пехоты и конницы, 400 артиллерийских орудий, против 20 тысяч русских солдат и 300 орудий, оборонявших Багратионовы флеши. Полк дрогнул, тогда генерал А.А.Тучков схватил знамя и повёл солдат вперёд. Через несколько мгновений он был убит. На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, Маргарита Михайловна Тучкова решила установить памятник. Вначале поставили деревянную часовню, а в 1820 г. её сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного. Именно икона Спаса Нерукотворного была полковой иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.
Чтобы собрать средства на строительство церкви, М.М.Тучкова продала свои драгоценности. Строительство стало всенародным: свой вклад внёсли цари Александр I, Николай I, семьи солдат и офицеров, погибших на Бородинском поле. С конца 1820-х гг. М.М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле в деревянном домике-сторожке у церкви. К ней стали съезжаться вдовы русских военных, павших в этой битве. Создалась маленькая женская община. Ежегодно вдовы отмечали годовщину Бородинской битвы крестным ходом по Бородинскому полю и панихидами у братских могил. В 1838 г. М.М.Тучкова решила заложить здесь монастырь. Так возник первый в России памятник героям Бородинской битвы.
Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Его центр - собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851 - 1859 годах. Это высокое строение из кирпича, украшенное белым камнем. Массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале.
Особое внимание в ансамбле монастыря привлекает храм-мавзолей семьи Тучковых: А.А.Тучкова, М.М. Тучковой и их сына Н.А.Тучкова. Главная святыня - полковая икона Ревельского полка, которым командовал А.А.Тучков. Храм-усыпальница названа в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Это небольшое кирпичное здание под куполом, с оштукатуренными стенами, украшенными лепниной. Сохранились первоначальные роспись и бронзовый иконостас, украшенный чеканкой. Перед входом, на лестнице установлены два чёрных литых треножника - чугунные светильники, представляющие собой чаши с бьющими из них языками пламени. 1839 г. была построена кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами. В 1840 г. на средства императора Николая I была построена колокольня.
В 1912 г. перед храмом установлен обелиск в честь третьей дивизии П.П.Коновницына. Это высокая четырехгранная игла из красного гранита, установленная на средства потомков П.П.Коновницына.
В ХХ веке, в 1974 г., здесь был организован Военно-исторический музей-заповедник «Бородино». С середины 1980-х гг. на территории Спасо-Бородинского монастыря уже была небольшая музейная экспозиция.
В 1992 г. Спасо-Бородинский монастырь возродился. Монахини и послушницы работают в иконописной, рукодельной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Они помогают Уваровскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей, продолжая традиции милосердия М.М.Тучковой.
История этого монастыря связана с земной жизнью нескольких русских святых: митрополита Московского Филарета, старицы Рахиль, императора Николая II, его жены и детей, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Здесь останавливался граф Л.Н.Толстой, работая над романом «Война и мир».
Меня потрясла история Маргариты Михайловны Тучковой. Потеряв мужа и сына, она не поддалась унынию, а подарила свою любовь нуждающимся в теплоте и заботе, тем, кому было хуже, чем ей. Она и сейчас продолжает нести в мир добро. Ведь каждый человек, посетив Спасо-Бородинский монастырь и услышав историю М.М.Тучковой, не может остаться равнодушным. Спасо-Бородинский монастырь безусловно является не только памятником героям Бородинской битвы 1812 г., но и памятником любви и верности русских женщин своим мужьям, защитникам и патриотам Отечества.
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 12:48:35
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Мой прадедушка - защитник Сталинграда.
У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
Церковная и частная благотворительность в России XVII веке
Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..
Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова
Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..
И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ребятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну завод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем делали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..
Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..
На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..
Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.
На мой взгляд, на поражение России в Ливонской войне повлияло множество факторов. Приводя их, я хотела бы описать альтернативные варианты развития этой войны..
Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..