↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Фильченкова Елена
(Научн. Рук. – Н.И. Полосин, кандидат исторических наук.)
«IX Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2008

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему.

Церковная политика рубежа XVI-XVII столетий требовала от православных церквей особого внимания к проблемам духовного образования, прежде всего из-за переноса в эту сферу центра острой борьбы с католической и протестантской экспансией.

Создание в Москве Славяно-греко-латинской академии можно рассматривать не только как разумный компромисс между двумя противоборствующими силами, но и как шаг, отвечающий запросам образования в России и связи с главными христианскими центрами – Москвой и Киевом. Успехи школы второй половины XVII в. подготовили предпосылки для проведения просветительных реформ первой четверти XVIII в.

Открываемые в начале XVIII в. в отдельных епархиях России местными архиереями духовные учебные заведения играли важную просветительскую роль. В большинстве своём они были славяно-латинскими, т.к. их устроители были выпускниками Киевской Академии. Актуальность латинского образования в России было обусловлено политикой Петра I, особенностями сближения Европы с Россией и усиливающимися наступлением идей католицизма и протестантства на православие.

Первые школы, основывавшиеся архиереями в XVIII в., были общеобразовательными учреждениями, какими были все прежние приходские и братские школы, и не приспособлялись к целям духовной школы, но потом постепенно при архиерейских кафедрах стали появляться исключительно сословные духовные школы, назначавшиеся для обучения молодых людей «в надежду священства» и закрытые для посторонних лиц.

В первой половине XVIII в., вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, сословные (специальные) духовные учебные заведения возникают в России под верховенством не центральной власти, а местной, епархиальной и финансируются за счёт епархиальных средств. Лишь к 60-м годам XVIII в. правительство России осознает, что для качественной профессиональной подготовки кадров духовного ведомства необходимо ещё и общее образование.

Так существовало до второй половины XVIII в., когда, наконец, правительство и общество осознали, что одного специализированного образования недостаточно, заговорили о необходимости общего образования, где человек мог бы получить общее развитие, после которого мог уже свободно избирать себе тот или другой вид службы.

Если процесс развития светского профессионального образования в первой половине XVIII в. шел от элементарных грубых форм чисто ремесленного обучения к школам высших типов, сближавшимися со школами общеобразовательными, то в духовном образовании процесс шел в обратном направлении – от высшей школы к двум первым ступеням.

Окончательное складывание системы духовного образования в России произошло после проведения духовно-учебной реформы 1808 г. Она качественно изменила облик православной духовной школы.

 


Раздел: История России
Дата публикации: 31.03.2012 15:21:36
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

Герои нашей семьи

22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

Читать

История швейной машины «NAUMANN»

Во многих семьях есть швейные машины, на которых умелые хозяйки занимаются рукоделием. Наша семья не исключение. Шить любит моя бабушка – Петрищева Татьяна Станиславовна, которая живёт в посёлке Нижний Одес. На ней моя мама шила платья для моих кукол. Сейчас эта машина редко используется, потому что нет необходимости. Мне стало интересно узнать, почему бабушка так бережно относится к этой семейной реликвии, как она попала в нашу семью. Оказывается, это очень интересная история. .

Читать

Образ Б.Н. Ельцина в томских периодических изданиях «эпохи перестройки»

Использование материала местных периодических изданий в научных работах приобретает всё более частый характер, что обусловлено всё более чётким исследовательским поиском, развитием краеведенья как одной из важных составляющих исторической науки, и наконец, методологией: контент и психоанализом. В данной статье автор попробует реконструировать образ первого президента РФ Б.Н. Ельцина на материале томских периодических изданий «эпохи перестройки». .

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.

Читать

Память мне стучится в сердце

Недавно, перебирая вместе с бабушкой ветхие черно – белые снимки в семейном альбоме, я впервые вгляделась в лица, строгие и серьезные, многие из которых мне незнакомы. И, наверное, только сейчас я осознала, что все это – тоже история. История моей семьи. Моя родословная, или, как говорили раньше, ро.

Читать

Доброе имя - лучшее богатство!

Семьдесят лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, близких и родных, из книг, художественных фильмов. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. .

Читать

Дуэль в Российской империи

В статье говорится о причинах дуэлей, правила дуэлей в России, их отличия от европейских дуэлей..

Читать

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter