↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Поделиться

Новые статьи:

Причинами развитого мозга у людей оказались провалы на охоте
........................
Неандертальцы оказались способными слушать и говорить
........................
В разрушенных Помпеях нашли хорошо сохранившуюся свадебную колесницу
........................
Энтузиасты докажут планы фашистов уморить голодом жителей СССР
........................
Найдена самая древняя собака в Америке
........................

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Фильченкова Елена
(Научн. Рук. – Н.И. Полосин, кандидат исторических наук.)
«IX Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2008

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему.

Церковная политика рубежа XVI-XVII столетий требовала от православных церквей особого внимания к проблемам духовного образования, прежде всего из-за переноса в эту сферу центра острой борьбы с католической и протестантской экспансией.

Создание в Москве Славяно-греко-латинской академии можно рассматривать не только как разумный компромисс между двумя противоборствующими силами, но и как шаг, отвечающий запросам образования в России и связи с главными христианскими центрами – Москвой и Киевом. Успехи школы второй половины XVII в. подготовили предпосылки для проведения просветительных реформ первой четверти XVIII в.

Открываемые в начале XVIII в. в отдельных епархиях России местными архиереями духовные учебные заведения играли важную просветительскую роль. В большинстве своём они были славяно-латинскими, т.к. их устроители были выпускниками Киевской Академии. Актуальность латинского образования в России было обусловлено политикой Петра I, особенностями сближения Европы с Россией и усиливающимися наступлением идей католицизма и протестантства на православие.

Первые школы, основывавшиеся архиереями в XVIII в., были общеобразовательными учреждениями, какими были все прежние приходские и братские школы, и не приспособлялись к целям духовной школы, но потом постепенно при архиерейских кафедрах стали появляться исключительно сословные духовные школы, назначавшиеся для обучения молодых людей «в надежду священства» и закрытые для посторонних лиц.

В первой половине XVIII в., вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, сословные (специальные) духовные учебные заведения возникают в России под верховенством не центральной власти, а местной, епархиальной и финансируются за счёт епархиальных средств. Лишь к 60-м годам XVIII в. правительство России осознает, что для качественной профессиональной подготовки кадров духовного ведомства необходимо ещё и общее образование.

Так существовало до второй половины XVIII в., когда, наконец, правительство и общество осознали, что одного специализированного образования недостаточно, заговорили о необходимости общего образования, где человек мог бы получить общее развитие, после которого мог уже свободно избирать себе тот или другой вид службы.

Если процесс развития светского профессионального образования в первой половине XVIII в. шел от элементарных грубых форм чисто ремесленного обучения к школам высших типов, сближавшимися со школами общеобразовательными, то в духовном образовании процесс шел в обратном направлении – от высшей школы к двум первым ступеням.

Окончательное складывание системы духовного образования в России произошло после проведения духовно-учебной реформы 1808 г. Она качественно изменила облик православной духовной школы.

 


Дата публикации: 31.03.2012 15:21:36
1

Читайте нас в социальных сетях:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен


Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Воспоминания ветерана войны

Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .

Читать

Загадка старой фотографии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .

Читать

Наши люди

В истории каждой семьи отражается история нашей страны, области: Великая Отечественная война, подъем целины, годы перестройки, репрессии и т.д. А хотелось бы мне начать с небольшой предыстории. Мой прадедушка, Плотников Михаил Григорьевич, родился ещё в Западно-Сибирском крае. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. До конца дней он сохранил ясный ум и хорошую память. Был интересным человеком и удивительным рассказчиком, писал стихи..

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

Кириллов Василий Васильевич

Воевал с 05.08.1942 по 23.03.1947 года. С августа 1942 года по 9 мая 1945 года прошёл с боями от Ленинграда до Белоруссии и Прибалтики. С августа 1945 по март 1947 года воевал в Японии..

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

Моя семья в годы войны

В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter