↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Фильченкова Елена
(Научн. Рук. – Н.И. Полосин, кандидат исторических наук.)
«IX Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2008

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему.

Церковная политика рубежа XVI-XVII столетий требовала от православных церквей особого внимания к проблемам духовного образования, прежде всего из-за переноса в эту сферу центра острой борьбы с католической и протестантской экспансией.

Создание в Москве Славяно-греко-латинской академии можно рассматривать не только как разумный компромисс между двумя противоборствующими силами, но и как шаг, отвечающий запросам образования в России и связи с главными христианскими центрами – Москвой и Киевом. Успехи школы второй половины XVII в. подготовили предпосылки для проведения просветительных реформ первой четверти XVIII в.

Открываемые в начале XVIII в. в отдельных епархиях России местными архиереями духовные учебные заведения играли важную просветительскую роль. В большинстве своём они были славяно-латинскими, т.к. их устроители были выпускниками Киевской Академии. Актуальность латинского образования в России было обусловлено политикой Петра I, особенностями сближения Европы с Россией и усиливающимися наступлением идей католицизма и протестантства на православие.

Первые школы, основывавшиеся архиереями в XVIII в., были общеобразовательными учреждениями, какими были все прежние приходские и братские школы, и не приспособлялись к целям духовной школы, но потом постепенно при архиерейских кафедрах стали появляться исключительно сословные духовные школы, назначавшиеся для обучения молодых людей «в надежду священства» и закрытые для посторонних лиц.

В первой половине XVIII в., вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, сословные (специальные) духовные учебные заведения возникают в России под верховенством не центральной власти, а местной, епархиальной и финансируются за счёт епархиальных средств. Лишь к 60-м годам XVIII в. правительство России осознает, что для качественной профессиональной подготовки кадров духовного ведомства необходимо ещё и общее образование.

Так существовало до второй половины XVIII в., когда, наконец, правительство и общество осознали, что одного специализированного образования недостаточно, заговорили о необходимости общего образования, где человек мог бы получить общее развитие, после которого мог уже свободно избирать себе тот или другой вид службы.

Если процесс развития светского профессионального образования в первой половине XVIII в. шел от элементарных грубых форм чисто ремесленного обучения к школам высших типов, сближавшимися со школами общеобразовательными, то в духовном образовании процесс шел в обратном направлении – от высшей школы к двум первым ступеням.

Окончательное складывание системы духовного образования в России произошло после проведения духовно-учебной реформы 1808 г. Она качественно изменила облик православной духовной школы.

 


Дата публикации: 31.03.2012
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Национальные сокровища с «бохчи»

Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

345-летие первого русского боевого корабля «Орел»

Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. «Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской...», - который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Читать

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Память мне стучится в сердце

Недавно, перебирая вместе с бабушкой ветхие черно – белые снимки в семейном альбоме, я впервые вгляделась в лица, строгие и серьезные, многие из которых мне незнакомы. И, наверное, только сейчас я осознала, что все это – тоже история. История моей семьи. Моя родословная, или, как говорили раньше, ро.

Читать

Мой город Орёл

Орел – дивный уголок России. Я живу в этом городе. Мой город был основан в 1565 году. По легенде, в те далёкие времена Москва нуждалась в защите от врагов с Юга. Сам царь Иван Грозный отправился искать место для строительства защитной крепости. .

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter