↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Средиземном море нашли корабль, груженный амфорами с вином
........................
В Мексике решили перезахоронить памятник, найденный в столице древних ацтеков
........................
На Кипре нашли уникальное место для ритуальных пиршеств
........................
В Фанагории нашли клад с монетами VI века
........................
В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

(Статья )
Раздел: История России
Автор: Налетов Анатолий Григорьевич

  1. 1.        Забелин И.Е. Указ. соч. С. 65, 167, 168.
  2. 2.        Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М. 1793. Ч. IV. (далее – Путеводитель).
  3. 3.        Серчевский Е. Записки о роде князей Голицыных. СПб. 1853.
  4. 4.        Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. СПб. 1892. Т.1.
  5. 5.        Доброумов С. Указ. соч. С. 29.
  6. 6.        Путеводитель. Ч. IV. С. 147-148.
  7. 7.        Горчаков Н. Описание Донского монастыря в Москве. Б.м. Б.г. С. 13.
  8. 8.        Центр хранения документов до 1917 года (ЦХД до 1917г), ф. 421, оп. 1, ч. 1, д. 620, л. 194.
  9. 9.        Путеводитель. Ч. IV. С. 137.
  10. 10.       Московский некрополь. СПб. 1908. Т. 3. С. 252.
  11. 11.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 201; Московский некрополь. Т. 3. С. 252.
  12. 12.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 157. Автор допустил сразу две ошибки, назвав даты жизни В.М. Голицына – 25 декабря 1731 – 1789 гг.; Домбровский И.Е. Некрополь Донского монастыря. М. 2007. С. 22. Виднейший исследователь некрополя утверждает, что князь родился в 1731 г. Но он почему-то не захотел ознакомиться с текстом на памятнике В.М. Голицыну. Несколько странноватая его трактовка аллегории скорби. Оказывается, «капитана-поручика» оплакивает амур. Обычно такая фигура ассоциируется с противоположным эмоциональным состоянием людей. По убеждению автора место погребения офицера находится рядом с выходом из церкви, у южной стены. Ученый то ли не ориентируется, где юг, где север, то ли не заходил в интерьер усыпальницы. Ибо со времени возведения дверь в неё всегда была с севера; Московский некрополь. СПб. 1907. Т. 1. С. 288.
  13. 13.      Забелин И.Е. Указ. соч. С. 66.
  14. 14.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 146-147. И здесь автор озадачил меня неточностью, определив почему-то дату кончины И.Ф. Голицына 1798 г.
  15. 15.      Там же. С. 144; Московский некрополь. Т. 1. С. 290.
  16. 16.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 158. Автор сообщил весьма неопределённую дату смерти В.Б. Голицына - «после 1793» г. К такому приёму он прибегал неоднократно; Военная энциклопедия. СПб. 1911. Т. 2. С. 610; Московский некрополь. Т. 1. С. 46, 48; Русский биографический словарь. СПб. 1909. Т. 19. С. 477-479, 514-521; Русский энциклопедический словарь. СПб. 1877. Т. 2. С. 316; Серчевский Е. Указ. соч. С. 105,106.
  17. 17.      Долгоруков П.В. Российская родословная книга. СПб. 1854. Ч. I. С. 92; Московский некрополь. Т. 1. С. 389.
  18. 18.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 158, 159, 261, 333, 363; Киприн В.А., Шаляпина Г.М. Нескучный сад. «Москва». 1989. № 1. С. 150, 151; Московский некрополь. Т. 1. С. 290; Серчевский Е. Указ. соч. С. 105, 106.
  19. 19.      Забелин И.Е. Указ. соч. С. 52; Русский биографический словарь. Т. 19. С. 474, 477-480, 484, 485, 529; Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Изд. 7. М. Т. 23. Стб. 661.
  20. 20.      Московский некрополь. Т. 1. С. 291.
  21. 21.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 179. Автор неточно написал дату её рождения – 1782 г. к тому же без месяца и числа.
  22. 22.      Московский некрополь. Т. 1. С. 295-296.
  23. 23.      Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 834, оп. 3, д. 2774, л. 70.
  24. 24.      Голицын. Н.Н. Указ. соч. С. 178, 179, 261, 324, 373; Домбровский И.Е. Указ. соч. С. 18. Странно, что «известный москвовед» перечисляя реальные заслуги Д.В. Голицына перед городом, приписал еще и мнимую – будто бы провёл и Мытищ чистую ключевую воду. Но даже младшеклассники московских коррекционных школ усвоили, что этот водопровод проложили в 1779-1804 гг. Ему же пока это никак не удаётся уяснить. Серчевский Е. Указ. соч. С. 107-118.
  25. 25.      Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб. 1904. Т. 79. С. 67. Здесь ошибочно указан год рождения А.Г. Щербатова – 1777. 20 июня этого года родился его младший брат Николай; Московский некрополь. Т. 3. С. 379; Русский биографический словарь. СПб. 1912. Т. 24. С. 90-93. Составители труда почему-то приняли день похорон А.Г.Щербатова 18 декабря за день его кончины; Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 23. Стб. 663.
  26. 26.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 200, 325; Серчевский Е. Указ. соч. С. 92, 93. Автор не видел надгробия Н.Я. Голицыну, поэтому, надо полагать, не знал и не указал точное время его кончины.
  27. 27.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 200, 378. Автор считал датой рождения В.Д. Голицыной 1801 г.; Княгиня и монастырский послушник. Из хроники 1850 года. Русский архив. 1893. Книга 1. Выпуск 3. С. 230-248. Автор статьи, скрывший свою фамилию за инициалами И.Б., тоже уверял, что княгиня родилась в 1801 г.; Серчевский Е. Указ. соч. С. 93, 102. Время рождения В.Д. Голицыной сочинителем работы не названо даже приблизительно, очевидно, потому, что он не видел её надгробия.
  28. 28.      Московский некрополь. Т. 3. С. 378, 379.
  29. 29.      Там же. Т. 1. С. 290. Составители труда почему-то не упомянули её девичью фамилию. Хотя обычно они поступали именно так, когда речь шла о знатных женщинах. Более того имя мужа княгини вообще пропущено.
  30. 30.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 205. Автор считал датой рождения О.А. Голицыной 1829 г. без уточнения месяца и числа.
  31. 31.       Княгиня и монастырский послушник. С. 238; Русский биографический словарь. Т. 24. С. 89. Здесь ошибочно назван год рождения С.С. Щербатовой 1798 и без уточнения месяца и числа.
  32. 32.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 234.
  33. 33.      Там же. С. 224, 361; Княгиня и монастырский послушник. С. 235.
  34. 34.      Неведомо почему в литературе наличествует некая какофония ошибочных дат преставления М.М. Голицына от 1802 по 1810 гг. Самое раннее время его кончины – 1802 г. указано в издании Научно-исследовательский музей архитектуры. Путеводитель. С. 43. Н.Н. Голицын обозначил годом смерти князя 1806 без месяца и числа. Он так же считал, что княгиня умерла 25 апреля и напутал её девичьи титулы, назвав на одной странице баронессой, а на другой - графиней. Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 140, 325, 334; Мифотворство на сей счет продолжил «известный искусствовед и библиофил» И.Е. Домбровский. Видимо, дл пущей важности он дважды так самоидентифицирует себя в начале и конце справочника. Автор отодвинул время скорби ещё на год – 1807. Домбровский И.Е. Указ. соч. С.20, 4ая страница обложки; Наконец троица друзей – две женщины (некогда трудившихся в этом музее) и химик-искусствовед отнесли это печальное событие аж к 1810 г. Аренкова Ю. И., Мехова Г.И. Донской монастырь. М. 1970. С. 51. Николаев Е.В. Классическая Москва. М. 1975. С. 94.
  35. 35.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 140; Македонская Е.И. Улица Волхонка, 14. М. 1985. С. 5-11.
  36. 36.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 140; Русский биографический словарь. Т. 19. С. 474; Шамаро А.А. Память об «именитых людях». «Наука и религия». 1993. № 2. С. 59, 60, 4ая страница обложки.
  37. 37.      Московский некрополь. Т. 1. С. 283, 288. Т. 3. С. 431.
  38. 38.      Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. М. 1978. С. 93; Забелин И.Е. Указ. соч. С. 66; Московский некрополь. Т. 1. С. 299; Научно-исследовательский музей архитектуры. Путеводитель. С. 43.
  39. 39.      РГИА, ф. 733, оп. 16, д. 50, л. 1-2.
  40. 40.      Там же, л. 3, 3 об.
  41. 41.      Там же, л. 1, 1 об.
  42. 42.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 140, 326. Автор считал днём кончины С.М. Голицына 8 января 1806 г.; Московский некрополь. Т. 1. С. 302.
  43. 43.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 152, 153.
  44. 44.      Там же. С. 139.
  45. 45.      Там же. С. 152.
  46. 46.      Там же. С. 126-128, 137, 140, 152. Диву даюсь, как автор мог не ведать годов жизни такого известного человека. Вывод напрашивается единственный – он не заглянул под Михайловскую церковь; Доброумов С. Указ. соч. С. 30; Забелин И.Е. Указ. соч. С. 69, 94; Московский некрополь. СПб. 1908. Т. 2. С. 466; Налётов А.Г. Усыпальница Зубовых в московском Донском монастыре. «Московский журнал». 1993. № 1. С. 37-39; Петров П.Н. История родов русского дворянства. Книга первая. М. 1991. С. 135; Румянцев П.А. Документы. М. 1959. Т. III. 1775-1796. С. 105, 124, 320; Суворов А.В. Документы. М. 1952. Т. III. 1791-1798.
    С. 217; Суворов А.В. Письма. М. 1987. С. 294, 670,672,676,678,682; Шамаро А.А. Ротонда на монастырском погосте. «Наука и религия». 1993. № 6. С. 61, 62.
  47. 47.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 152, 153, 279.
  48. 48.      Там же. С. 152, 375. Автор ошибочно сообщил год смерти княжны – 1854 и не указал дня и месяца; Московский некрополь. Т. 2. С. 286.
  49. 49.      Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 152.
  50. 50.      Там же. С. 152. Здесь год рождения Елизаветы Михайловны назван 1768, а датой упокоения только 18..(?).
  51. 51.      Там же. С. 152, 375. Автор привёл такие даты жизни княгини – 30 сентября 1769-1840. Как видим оба источника в данном случае дополняют друг друга.
  52. 52.      Там же. С. 152.
  53. 53.      Там же. С. 152. Автор привёл конкретные даты рождения незамужней дамы – 14 августа 1764 г., но о времени смерти написал – в ноябре 1854 г. в Москве.
  54. 54.      Там же. С. 153. Автор назвал лишь годы жизни Елены Михайловны Голицыной – 1776-1855.
  55. 55.      РГИА, ф. 796, оп. 73, д. 225, л. 6.
  56. 56.      Шамаро А.А. Память об «именитых людях». «Наука и религия». 1993. № 2. С. 59.
  57. 57.      Доброумов С. Указ. соч. С. 28.

 

Автор: Налетов Анатолий Григорьевич
Раздел: История России
Дата публикации: 11.01.2017 12:01:42

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

История развития посёлка Весёлый

В статье описывается история становления и развития Баяндаевского леспромхоза в п. Весёлый, Чунского района, Иркутской области.

Читать

Она прошла сквозь огонь и воду

Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

Читать

Неизвестный памятник

В сентябре прошлого года, проезжая по ул. Труда, на задворках домов, я увидела какой-то памятник. В интернете, на веб - страничке Миасса, я никакой информации не нашла. Тогда я решила провести исследование, в этом мне помогли мой классный руководитель Сыропятова М.А. и моя семья. .

Читать

Мой прадед – герой!

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С её началом многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались только женщины, дети и старики. И именно им приходилось нести тяжелую ношу работы в тылу. Работы в колхозе было очень много, и жители работали не покладая рук. Они знали, что работают для своих защитников, для фронта, который не так уж и далеко. Немецкие самолеты иногда долетали до Горького..

Читать

Память мне стучится в сердце

Недавно, перебирая вместе с бабушкой ветхие черно – белые снимки в семейном альбоме, я впервые вгляделась в лица, строгие и серьезные, многие из которых мне незнакомы. И, наверное, только сейчас я осознала, что все это – тоже история. История моей семьи. Моя родословная, или, как говорили раньше, ро.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter