↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Налётов Анатолий Григорьевич

Ознакомившись с краткими биографическими справками всех погребенных в храме архистратига Михаила, легко удостовериться, что они принадлежали к клану Голицыных и их близким и дальним родственникам. Поэтому усыпальница по праву именуется Голицынской. Причем, в подклете захоронены отпрыски генерал-адмирала М.М. Голицына, три сына и наследники младшего из них полного тезки отца генерал-лейтенанта
М.М. Голицына. Труднее определить критерии, которыми вначале руководствовались при похоронах в трапезной церкви. Там покоятся несколько представителей разных ветвей данного княжеского семейства. Правда, это касается лишь четырех особ, первыми погребенными в новопостроенном помещении. Возможно, определяющую роль играли личные взаимоотношения между неблизкими родственниками и величина их даров Донскому монастырю. Но начиная с захоронения в 1798 г.
В.Б. Голицына, уже просматривается логика в отборе лиц, достойных несомненной чести покоиться в этом секторе усыпальницы. Все они или близкая родня Н.П.Голицыной, или дальняя, но тесно связанная с ней.

Неизмеримо важнее выводы позволяет сделать анализ хронологической последовательности погребений в трапезном отделении храма. Самые первые четыре могилы Голицыных появились в конце 90х годов XVIII ст. в незадолго перед тем реконструированной Евфимиевской церкви, когда к ней пристроили трапезную. Данное обстоятельство заставляет обосновано утверждать, что с тех пор она реально стала мавзолеем князей Голицыных. И уж во всяком случае внедрение этого рода в Евфимиевскую церковь для похорон позволило вытеснить из нее останки лиц иных фамилий, покоившихся там. Приходится полагать, что кардинальная перестройка храма Евфимия Великого в 1792-1793 гг. осуществлялась главным образом с целью расширения площади для захоронений. Если в возведенной трапезной хоронили лишь Голицыных, то вполне уместно заключение, что они являлись заказчиками реконструкции храма. Следовательно, представители этого семейства и оплатили 100 процентов или львиную долю из 7787 руб. потраченных на ведение работ.31 Я убежден, что можно сузить круг неизбежных жертвователей на переделку Евфимиевской церкви в 1792-1793 гг., хотя в документах они и не поименованы. Это В.Б. и Н.П. Голицыны. Супруги просто не могли остаться безучастными к задуманному мероприятию. Потому что оба они захоронены в возведенном тогда помещении к тому же в самом престижном месте в центре с восточной стороны опорного столба. Неспроста и пауза в погребениях в новой пристройке затянулась на сорок лет после кончины В.Б. Голицына до преставления «пиковой дамы». Еще там покоятся останки их сына, невестки, внучки и иных родственников. Сомневаться в наличии у четы неисчислимых сокровищ не приходится. Пожертвовать на благое дело в первую очередь для себя и близких малую толику своего изобилия без ощутимого ущерба они были в состоянии. Отказаться же финансировать работы В.Б. и Н.П. Голицыны, пожалуй, просто не могли. Их бы за это осудили родные и знакомые. Да и фактически монополизировать право погребений в трапезной у наследников супругов не оказалось бы обоснований.

К сожалению, мне неизвестно, что конкретно делалось в начале XIX в. и во сколько обошлась Голицыным очередная модернизация комплекса. Хотя ясно, что не имелось резона трогать недавно возведенные больничное отделение и трапезную. Они, несомненно, остались в прежнем состоянии. На это указывают и сохранившиеся с конца XVIII ст. захоронения Голицыных в трапезной. Следовательно, трапезная и больница до нас дошли от конца XVIII ст., а главный объем храма – радикально реконструированная в конце XVIII и начале XIX вв. – постройка второго десятилетия XVIII ст. Теперь довольно уверенно можно констатировать, что 90е годы XVIII в. были ключевыми в жизни данного ритуального объекта. Примеров разновременного сооружения различных элементов церквей немало. Параллелью близкой хронологически может служить комплекс храма Всех скорбящих радости на Большой Ордынке. Там колокольня и трапезная конца XVIII ст. работы гениального зодчего В.И. Баженова, а центральная часть воздвигнута по проекту О.И. Бове несколько десятилетий спустя.

Сейчас я вправе полагать, что Голицыны за два этапа приспособили Евфимиевскую церковь под свою фамильную усыпальницу: первая фаза – трапезная после 1793 г.; окончательно – главный объем в результате модернизации 1806-1809 гг. Долгий период обустройства Михайловского храма, видимо, объясняется резкими распрями двух ветвей клана Голицыных за обладание родовой усыпальницей. Если моя гипотеза правомерна, то Н.П. Голицына проиграла в раздорах с С.М. Голицыным. Ведь храм освятили во имя архангела Михаила святого тезоименитого его отца. Поэтому церковь является третьим памятником генерал-лейтенанту. Чему возможно, противилась «пиковая дама». Нельзя исключать, что произволу всесильной фамилии пытались воспрепятствовать наследники погребенных в Евфимиевской церкви аристократов. Если бы они безмолвствовали, то это выглядело бы весьма странным. Да и князь
С.М. Голицын в те же годы занимался ещё строительством в своей подмосковной усадьбе и усыпальницы деда и иной родни по материнской линии – храма Николы в Котельниках. Его разобрали в 1804 г., потом соорудили новый и освятили ровно двадцать лет спустя (тоже долгострой). Спроектировал мавзолей Строгановых известный архитектор О.И. Бове.32 Могила зодчего сохранилась в Донском монастыре вблизи Михайловского храма.

Относительно стоимости переустройства Евфимиевской церкви в Михайловскую можно предположить, что она не превышала 7787 руб., израсходованных в конце XVIII в. на реконструкцию храма, и 8300 руб., потраченных в начале XIX ст. на изготовление памятника М.М. Голицыну. Так как фронт работ в начале XIX в. не мог превосходить объема кардинальных переделок 90х годов предыдущего столетия, а об инфляции в то время, по-видимому, никто и не слышал.

Может быть погребение папаши С.М. Голицына М.М. Голицына оказалось последним в Евфимиевской церкви до начала очередной ее перестройки и одновременно первым в помещении под храмом, во всяком случае для кого-либо из его рода и из всех сохранившихся в нем захоронений. Однако сомнительно, что тело генерал-лейтенанта изначально с 1804 г. покоилось там, где и сейчас. Ведь если бы подвал под храмом существовал со времени его возведения, то в нем должны были быть могилы людей, перечисленных в путеводителе конца XVIII в. Если же подклет появился при перестройке Евфимиевской церкви в 1792-1793 гг., то почему там нет останков супругов А.Е. и А.А. Фаминцыных и никого из князей Голицыных, почивших до действительного камергера. Маловероятно, что склеп устроили специально для него. Да и в таком случае требовался какой-то срок для сооружения подземной палатки и покойника где-то нужно было временно похоронить. Не исключено, что М.М. Голицына первоначально захоронили в другом месте храма или вообще вне его, как об этом написал С. Доброумов.33 Сказанное следует отнести и к погребенным в подклете в 1806 г. С.М. Голицыну и в 1807 г. А.М. и Н.Ф. Голицыным. 

Когда же в результате переделки церкви в начале XIX в. под ней появилось помещение, предназначенное для наследников генерал-адмирала, их прах перенесли туда.

Я непоколебимо убежден, что переделки – перестройки Евфимиевской церкви и в конце XVIII, и в начале XIX вв. совершались на средства Голицыных с корыстной и постыдной для этого знатного, просвещенного семейства целью. Они стремились замаскировать ликвидацию имевшихся в ней погребений для захоронений своих чад и домочадцев. Не приходится сомневаться, что при устройстве подвала уничтожили все могилы в храме, названные в путеводителе конца XVIII в. Погребения именно истребили, а не более или менее цивилизованно перенесли в другое место монастырского погоста. Иначе хотя бы одно из них сохранилось бы и ее зафиксировали бы в позднейших документах.

Однако, я никак не в состоянии понять, чем князьям Голицыным приглянулась Евфимиевская церковь Донского монастыря и почему они покусились на останки покоившихся там дворян? Почему этот клан не удосужился соорудить родовой мавзолей в иной точке этой или другой обители. Ведь на стыке XVIII и XIX ст. в монастыре еще не ощущалось дефицита свободных площадок для продажи, особенно, весьма чтимым аристократам. Да и при любом недостатке земли для Голицыных всегда бы отыскали уголок даже в старом и новом соборах Донского монастыря.

_______________________________________

 

1. Дмитриев Н.В. Донской монастырь. М. 1857. С.16, 17; Забелин И.Е. Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря. Изд. 2. М. 1893. С.65.

2. Доброумов С. Донской монастырь в Москве. М. Б.г. С. 4, 28.; Домбровский И.Е. Некрополь Донского монастыря. М.2007. С.15.

3. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М. 1991. С. 115, 116.

4. Там же. С. 126.

5. Забелин И.Е. Указ. соч. С. I.

6. Там же. С. 65, 167, 168.

7. Дмитриев Н.В. Указ. соч. С. 16; Забелин И.Е. Указ. соч. С. 27, 28, 141, 143.

8. Дмитриев Н.В. Указ. соч. С. 15, 16; Забелин И.Е. Указ. соч. С. 63, 166, 167.

9. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.796, оп. 73, д.225, л. 1.

10. Там же, л. 2.

11. Там же, л. 5.

12. Там же, л. 6.

13. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 77.

14. РГИА, ф. 796, оп. 73, д. 225, л. 2.

15. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 94.

16. РГИА, ф. 796, оп. 73, д. 225, л. 2.

17. Там же, л. 6.

18. Там же, л. 1.

19. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 65; Научно-исследовательский музей архитектуры. Путеводитель. М. 1962. С. 33.

20. Дмитриев Н.В. Указ. соч. С. 16, 17; Доброумов С. Указ. соч. С. 4, 28; Забелин И.Е. Указ. соч. С. 65.

21. Доброумов С. Указ. соч. С. 28.

22. РГИА, ф. 733, оп. 16, д. 50, л. 1.

23. Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2774, л. 69.

24. Там же.

25. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 77.

26. Там же, С.65, 66.

27. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М. 1793, ч.IV.С.147-148. 

28. Там же. С. 137.

29. Московский некрополь. СПб. 1908. Т.3.С. 252.

30. Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. СПб. 1892 Т.1.С. 201; Московский некрополь. Т.3.С. 252. 

31. РГИА, ф. 796, оп. 73, д. 225, л. 6.

32. Шамаро А.А. Память об «именитых людях». «Наука и религия». 1993. № 2. С. 59.

33. Доброумов С. Указ. соч. С. 28.

Автор: Налётов Анатолий Григорьевич
Раздел: История России
Дата публикации: 08.09.2016 11:49:16

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

П.А. Столыпин

Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..

Читать

История семьи в истории страны

Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..

Читать

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

А.К. Казем-Бек как исследователь персидской литературы

Александр Касимович Казем-бек рано приобрел европейскую известность как ориенталист. В 1829 г. в возрасте 27 лет он получил почетное звание члена Британского Азиатского общества в Лондоне. В казанский период деятельности он плодотворно занимался иранистикой. .

Читать

История развития посёлка Весёлый

В статье описывается история становления и развития Баяндаевского леспромхоза в п. Весёлый, Чунского района, Иркутской области.

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter