↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3

Учительские школы казанских татар

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Хакимуллин Диас
Научный руководитель: Батыршина Ляйля Нургалиевна

По своему этнографическому составу Казанская губерния в России была одна из самых пестрых. Татарское население уступало по численности русскому, но зато было рассеяно во многих соседних губерниях. Степень высокой культуры татар и обуславливала ее сближение с русской культурой, что вело к их взаимному обогащению. И здесь решающую роль играло знание русского языка не только как средства повседневного общения, но и как того инструмента, который использовался для расширения познаний в различных областях науки.

В 1876 году в Казани была открыта Татарская учительская школа – чисто светское учебное заведение, с восьмилетним обучением - полностью содержавшаяся на средства Министерства народного образования России. Обучение в ней отличалось в корне от обучения в медресе при мечетях, где основу составляло религиозное начало, преподаваемое на татарском языке. Медресе готовило религиозных служителей, а учительская школа – обычных учителей.

Татарская учительская школа готовила учителей из татар для нерусских начальных учебных заведений Поволжья, Приуралья, Средней Азии. Значительную часть среди них составляли русско-татарские школы, подведомственные Министерству народного просвещения России и созданные в русле осуществления русификаторской политики царизма и распространения православия среди нерусских народов империи. К концу XIX века общее число таких школ составляло 57. Отношение к русско-татарским школам не было однозначным как со стороны властей, так и со стороны населения. Несмотря на русификаторские замыслы, заложенные в идею создания Татарской учительской школы, объективно она способствовала распространению элементов европейского светского образования и культуры через русский язык. Все это сочеталось также с преподаванием мусульманского вероучения.

У истоков Татарская учительская школа со стороны татарской общественности стояли - Г.Махмудов, И.В.Терегулов. Участие в ее открытии приняли также Ш.А.Ахмеров, Ш.Марджани, К.Насыри, В.В.Радлов.

Для детального рассмотрения всестороннего процесса жизни и обучения в Татарской учительской школе мысленно перенесемся во времени лет на сто с лишним назад во вторую половину XIX века. К этому времени выселенные из города после взятия Казани Иваном Грозным татары на правом берегу Кабана обустроились, создав слободу, носившую название Старо-Татарской. Дома в слободе мало чем отличались от домов основной части города. Были они одноэтажными и двухэтажными, каменными и деревянными. И вот на Екатерининской улице в районе площади Юнусова находилась «Татарская учительская школа». Министерство народного образования оплачивало аренду этого дома стоимостью в год от 2500 до 3000 рублей владельцу его дворянину, надворному советнику Якову Яковлевичу Бутягину. В эту стоимость входил не только дом, но и все постройки на довольно большом участке: хозяйственные строения, баня, ледник, позднее одноэтажный флигель для квартиры инспектора и обширный сад, выходящий своей дальней стороной к каменной мечети на берегу Кабана. В 1902 году во дворе был воздвигнут двухэтажный деревянный флигель, который значительно улучшил условия, существовавшие в школе. С 1876 году по 1914 года дом арендовался у его владельца, и лишь в конце этого срока Министерство народного образования выкупило за 62 тысячи рублей дом с участком у наследников Я.Я. Бутягина.

Мелодичные звуки колокольчика, доносившиеся из дома, свидетельствовали, что уже шесть часов утра, пора ученикам пробуждаться от сна и застилать свои постели. По окончании всех утренних гигиенических процедур и утренней молитвы в специально отведенной комнате учащиеся отправлялись на завтрак, где пили чай с белым хлебом. Ровно в 8 часов начинались уроки, продолжавшиеся с регулярными переменами до 12 часов дня. Обычно в день было не более четырех уроков и обязательные занятия гимнастикой, которые проводил специальный преподаватель.

Несколько раз в неделю обучались ремеслам: переплетному делу и столярному. До строительства деревянного двухэтажного флигеля во дворе в доме было довольно тесно: обучение шло в 4 классных комнатах, химическом и физическом кабинетах, двух мастерских. Имелся большой зал и библиотека. Постоянно проживали при школе инспектор, эконом и сторож. Спальни учеников и небольшая больничная комната всего на две койки завершали жилые помещения дома.

С окончанием занятий в 12 часов дня все шли обедать: еда обязательно содержала лапшу с мясом в виде первого блюда, причем мясо использовалось лишь говяжье, а на второе подавалась каша или картошка с маслом. Завершался обед чаем с печеностями. Чаще всего после этого учащимся предоставлялось свободное время, которое они проводили в прогулках по окрестностям или посещали берег Кабана.

В такие моменты можно было наблюдать, как из здания школы выходили группами или по одиночке воспитанники. Одеты они все были в установленную для всех единую форму, удачно сочетавшую в себе традиции одежды татар. На прогулку одевался выходной синего цвета казакин ниже колен, застегивающийся сбоку, с серебряным галуном на воротнике. Такой же казакин, но серого цвета был для постоянной носки. Серые суконные брюки заправлялись в ичиги или опускались поверх их. Ичиги были легкими, из натуральной козловой кожи с мягкой красной подошвой и носились круглый год с галошами, что было очень неудобно в жаркое летнее время года. Головы школяров постоянно покрывала тюбетейка, зимой поверх ее одевалась круглая шапка из мерлушки с суконным верхом. Осенью и зимой поверх казакина надевалось пальто (холодное или теплое), чисто татарского покроя. Ввиду такой форменной одежды учащихся Татарской учительской школы можно было всегда выделить в среде горожан слободы.

Возвращаясь с прогулки, школьники занимались уроками или читали книги. Следует заметить, что прекрасная школьная библиотека была укомплектована исключительно книгами на русском языке. Пять раз в день все воспитанники молились в обязательном порядке под наблюдением муллы-законоучителя мусульманской веры. В 6 часов вечера подавался ужин, состоявший из мясного блюда и чая с белым хлебом. Отбой на сон давался в 10 часов вечера, когда все учащиеся расходились по своим спальням. Ежегодно обучалось до 90 человек. Весь курс обучения составлял четыре года. Вступительные экзамены шли по конкурсу, т.к. желающих было много.

Нужно отметить, что подавляющее большинство поступающих было не казанским, а приезжим из Вятской и Уфимской губерний. Казанские татары не отдавали детей в школу, боясь отлучения их от мусульманской религии, что было в корне неверным. Принимали в школу с 16-летнего возраста при удовлетворительном знании русского языка. Полное казенное содержание учащихся стоило Министерству народного образования около 16 тысяч рублей в год.

Перечень преподаваемых предметов был обширен даже с точки зрения сегодняшнего дня: педагогика, русский язык и литература, история, география, арифметика, естествознание, чистописание, рисование, арабский язык, и, конечно, мусульманское вероучение. Еще раз подчеркнем, что все предметы преподавались на русском языке, кроме, естественно, мусульманской веры. В младших классах в обязательном порядке преподавание велось в виде наглядных уроков, где использовались картинки, что позволяло ученикам расширить словарный запас русского языка. Все это делалось с целью научить свободному владению русским языком, а также правильному написанию русских слов. На уроках часто читались и книги русских писателей, причем, иногда чтение прерывалось в самом интересном месте для того, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем самостоятельном чтении. Этому способствовала и прекрасная библиотека школы. В имевшейся химической лаборатории и физическом кабинете занятия проводились с демонстрацией различных опытов, а преподавание истории и географии сопровождалось показом наглядных пособий, наличию и количеству которых могла позавидовать любая городская гимназия.

Первым директором Татарской учительской школы был известный просветитель, мастер каллиграфии и книжной миниатюры Мухаммед Махмудов, поэтому с первых же лет существования школы в младших классах преподавались самим директором чистописание, как по русскому, так и по арабскому языкам3.

Большой любовью учащихся пользовалось и рисование карандашами и красками4. Здоровые духом люди должны были иметь и здоровое тело, поэтому ежедневные занятия гимнастикой и различными спортивными играми пользовались среди воспитанников школы неизменным успехом. Также вдумчиво и серьезно было отношение у учащихся к двум преподаваемым ремеслам – столярному и переплетному делу. Можно было с полным основанием считать, что к концу обучения многие из школяров имели навыки высоких профессионалов в этих специальностях.

Занятия проходили во все дни недели кроме пятницы – святого дня для мусульман. В этот день отдыхали и ходили молиться в ближайшие мечети, одевшись в праздничные одежды. Мусульманские обряды и праздники строго соблюдались, учащиеся в эти дни отдыхали. Как ни странно, но считались днями отдыха и христианские праздники: Рождество Христово, Пасха и царские дни (дни царских рождений). В течение всех 4 лет обучения преподавался полный основной курс мусульманской веры с изучением главнейших священных книг. Вообще нужно отметить, что учебный год начинался в Татарской учительской школе с 1 августа, а экзамены заканчивались к 1 июня.

Нельзя не упомянуть и о преподавателях школы. В разные годы в школе преподавали выдающиеся просветители и ученые: Ш.Марджани, В.В.Радлов, Ш.И.Ахмеров, М.Н.Пинегин, К.Насыри и др. Многие из них были и профессорами Казанского Императорского университета.

При учительской школе жил постоянно инспектор, следивший за поведением учащихся вне часов обучения. Кроме этого по очереди дежурили два воспитателя, которые не только поддерживали порядок в школе, но и помогали в приготовлении уроков, выдавали школьно-письменные принадлежности и книги из библиотеки. Воспитатели неотлучно находились с учениками, включая ночевку с ними в общей спальне. Все это способствовало поддержанию в школе образцового порядка и в часы занятий, и во время свободного досуга.

Педагоги и воспитанники татарской учительской школы

 

Казанская татарская учительская школа ежегодно выпускала десятки кадров со специальным средним образованием. За период с 1876 по 1917 гг. школа подготовила около 400 учителей. Срок обучения в школе был рассчитан на 4 года. В нее могли поступать юноши, достигшие 15-летнего возраста. Первый выпуск школы состоялся в 1880 г., число окончивших ее было 5 человек. До конца 90-х годов XIX в. количество воспитанников школы оставалось на этом же уровне. Но уже с начала XX в. число желающих учиться в ней резко возросло: в 1901 г. - 26 воспитанников, а в 1903 г. - уже 47 человек. Состав учащихся в социально-сословном отношении был разнообразным: в школе обучались дети дворян, духовенства, купцов, мещан, крестьян. Как свидетельствует статистика, большинство учеников составляли выходцы из крестьян.

Свой авторитет школа приобретала постепенно, преодолевая сопротивление, недоверие местного населения.

Во многом доверие общества к школе определялось привлечением в ее стены авторитетных педагогов: Мухаммад-Гали Махмутова, первого инспектора школы; педагога Михаила Пинегина, преподавателя педагогики и русского языка, затем инспектора школы; Ибрагима Терегулова, преподавателя естествоведения и русского языка; Шигабутдина Марджани, преподавателя вероучения, Шакирджана Тагирова, учителя рисования и чистописания и др. Широкой популярностью в казанском мусульманском обществе пользовался инспектор Казанской татарской учительской школы Шахбазгирей Ахмеров. Он бессменно руководил школой в течение 18 лет, являлся одним из ее деятельных организаторов. Ахмеров активно участвовал в выработке системы обучения воспитанников русской грамоте, убеждая их в превосходстве звукового метода обучения над буквослагательным.

 

У истоков образования школы стоял и просветитель Каюм Насыри, уделявший особое внимание в педагогической практике принципу наглядности в обучении. Сохранился документ о пожертвованиях, сделанных Каюмом Насыри в пользу школы. Учебная программа школы включала изучение следующих предметов: с первого класса - русского языка, математики, вероучения, естествоведения, со второго класса к ним добавлялись история, география, с третьего класса - педагогика и дидактика. Преподавались также рисование, черчение, гимнастика.

Главное значение в школе придавалось русскому языку, являвшемуся не только языком обучения, но и специальностью будущих учителей. Уже в июле 1876 г. исполняющий должность инспектора казанской татарской учительской школы Г.Махмудов обращается к попечителю Казанского учебного округа с просьбой устроить ежедневные вечерние занятия по русскому языку для воспитанников с целью достижения «достаточной практики в употреблении русского языка». Практическому изучению русскому языку, приобретению навыка в разговорной речи способствовали и устраиваемые в школе ученические спектакли, литературные вечера, беседы, литературный кружок. Большие возможности для практического освоения русского языка представляло открытое в 1882 г. при Казанской татарской учительской школе начальное татарское училище.

Можно сделать вывод, что Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся роль в просвещении татарского народа. Хотя она и была основана для осуществления русификаторской политики, но благодаря усилиям талантливых учителей стала центром большой педагогической культуры татар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения исследовательской работы была изучена история развития национального образования и особенно Казанская татарская учительская школа.

В ходе изучения данной темы, следует отметить, что татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения и в целом в дореволюционный период татарская национальная система образования переживала период своего расцвета и бурного роста, качественного и количественного.

Основой татарского национального образования являлись мектебы и медресе, которые функционировали, на средства татарского населения, не только в городах и крупных селениях, но даже в глухих деревушках, поскольку там, где стояла мечеть, неизменно существовала и школа. на средства татарского населения, которое в тяжелых экономических условиях стремилось приобщить своих детей хотя бы к самым элементарным знаниям.

Одной из особенностей, в истории татарской системы образования, является, что к концу XIX в. в культурной жизни татар намечается постепенный перелом, характеризующийся стремлением к сближению с европейской культурой и переустройству жизни в соответствии с потребностями нового времени. О необходимости реформы национального образования заявили многие видные представители татарской просветительской мысли Ш. Марджани, И. Гаспринский, Х. Фаизханов, Р. Фахретдин и др. Еще в XIX в. выдающийся ученый, педагог и богослов Ш. Марджани выступил против господствующего в татарских мектебах и медресе догматизма и схоластики, за изучение светских дисциплин и русского языка.

В целом можно сказать, что конец XIX — начало XX вв. ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались основные направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар по пути прогресса и стремления стать активными творцами своей истории. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации общественной мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905-1907 гг., когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.

Известно, что подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе.

Первое светское учебное заведение для татар - татарская учительская школа, открыта в г.Казане, в 1876 г.. Выпускники учительской школы должны были руководить преподаванием в русско-татарских классах для детей. К концу 19 в. школа стала одним из очагов татарской демократической мысли. Она подготовила много хороших педагогов из татар, из ее стен вышло немало видных деятелей демократической интеллигенции. Ее выпускники С. Максуди, Г Исхаки, Ш. Мухамедьяров, Ф. Тухтаров стали крупными учеными, литераторами, общественными деятелями. Имена этих известных интеллигентов знает вес мир. Многие из выпускников школы продолжали свое образование в европейских центрах.

Анализируя развитие национального образования, можно сделать вывод, что Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся роль в просвещении татарского народа. Хотя она и была основана для осуществления русификаторской политики, но благодаря усилиям талантливых учителей стала центром большой педагогической культуры татар.

Наиболее яркие, информационно насыщенные документы по истории возникновения и деятельности Казанской татарской учительской школы опубликованы в сборнике документов и материалов, вышедшем в свет в 2005 г. Следует отметить, что большинство документов введены в оборот впервые. Сборник подготовлен Главным архивным управлением при КМ РТ, Национальным архивом РТ и Татарстанским республиканским отделением Российского общества историков-архивистов.

Татары сегодня имеют мощнейший интеллектуальный потенциал, плеяда выдающихся ученых, общественных деятелей. Имена философа Агдаса Бурганова, историков Равиля Фахрутдинова и Марселя Ахметзянова, писателей Рината Мухаммадиева, Разиля Валеева, политика Фандаса Сафиуллина и других составили бы гордость любого развитого европейского государства. Одним из самых известных интеллигентов среды татар сегодня является Минтимер Шаймиев.

Сегодня татарская интеллигенция состоит из людей, подавляющем большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. Среди них значительную часть составляют женщины. Передовые татарские интеллектуалы и сегодня ведут активные поиски необходимой для татарского народа системы, которая наиболее полно удовлетворяла бы потребности и запросы его национального развития.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы

 

  1. Амирханов Р.У. , Система конфессионального образования у татар //Ислам и мусульманская культура в Сред. Поволжье: история и современность. - Казань, 2002. –С.12.

  2. Казанская татарская учительская школа как центр подготовки учителей для татарских школ // Образование и просвещение в губернской Казани: сб. ст. – Вып. 1. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. – 2008. – С.116 – 139.

  3. Из истории Казанской татарской учительской школы (1876 – 1917 гг.) // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: матер. Всерос. науч. конф. (г. Астрахань, 27 апреля 2009 г.). – Астрахань, 2009. – С.19 – 25.

  4. Мусульманская община и традиционная школа татар в Среднем Поволжье в конце XIX – XX начале вв. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Казань, 27 – 28 сентября 2005 г.). – Казань, 2006. – С.261 – 266.

  5. Хакимов Х.Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении прогрессивной педагогической мысли среди татар // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — Казань, 1972. — Вып. 105.

  6. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы поволжских татар до революции 1917 г./ Дж. Валиди. - М.-Пг.: Гос. издат, 1923. – С.107.

  7. История Татарской АССР.–Казань, 1968.–С.49.

  8. Эмирхан Х.. Таварихе Болгария...–Казан, 1883.–Б.3.

  9. Климовияч Л.. Ислам в царской России. Очерки.–М., 1936.–С.12.

  10. Обзор Казанской губернии за 1905 год.–С.95.

  11. Насыри К. Избранные произведения .–Казань, 1977.–С.14.

  12. История Татарской АССР.–Казань, 1973.–С.58.

  13. Старая и новая школа.–Казань, Центр. тип., 1907. Извлеч. Из журн. “Церковно-общественная жизнь” за 1907. С.3-4.

  14. Красный Архив.,–1929. Т. 4 (35).–С.119.

  15. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916.–С.93.

  16. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917г. – М.-Птр., 1923.–С.62.

  17. Катанов Н. Восточная библиография // Деятель.–1901. –№1.

  18. Народное образование в Казанской губернии... Вып. 1. 1905.–С.19.

  19. Коблов Я.Д. Конфессиональная школа казанских татар.–Казань, 1916.–С.3-4.

  20. Знаменский П. Казанские татары. – Казань, 1910.–С.24, 29.

  21. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 г.г.). Монография. – Казань: «Печатный двор», 2001. –С.128.

  22. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе.

  23. История и современность. – Казань: Алма-Лит, 2003. – С.160.

  24. Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.: Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова; отв. ред. Д.Р. Шарафутдинов. Казань: Гасыр, 2005. – С.256.

  25. "Отечественные архивы" научно-практический журнал № 3 (2006 г.).

  26. Алиев И.., Татарская школа. Март, 2008г. Журнал «Дворянское гнездо». Сайт URL: http://www.dv-gnezdo.ru/.

  27. Гибатдинов М., Муртазина Л., Биктимирова Т., Система национального образования татар: история и современность. Сайт URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n20/4/.

  28. Горохов В.М. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья // Казань: Татгосиздат, 1941. – С.260

  29. Гильмеева Р., Из истории педагогического образования татар. Сайт URL: http://tatarica.narod.ru/cult/miras/education.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

uchi1





uchi2



Гаяз Исхаки (1878-1954).

Выдающийся татарский прозаик, драматург, публицист. Родился в Чистопольском уезде Казанской губернии.
Окончил Казанскую татарскую учительскую школу, готовившую учителей русского языка для татарских детей.


uchi3

Автор: Хакимуллин Диас
Дата публикации: 08.04.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Революция 1917 г. и национальный вопрос

Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..

Читать

Победа ковалась в тылу

«Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война. Что дали фронту оставшиеся в тылу, в моей деревне, в основном женщины, дети и старики? Они дали несколько тысяч пудов хлеба, мяса, несколько тысяч литров молока, кроме продовольствия еще и одежда, и деньги. .

Читать

Будущий прелат. Часть IV. Начало пути.

Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Мой прапрадедушка – пропавший без вести солдат

В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..

Читать

Загадка личности Ивана IV

О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков..

Читать

Войну я просто ненавижу

Войну я просто ненавижу. Война это страшное, что может быть в жизни мирных людей. .

Читать

Старший краснофлотец Саша Фадеева

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, жители нашего города встали на защиту своей Родины. Старооскольцы служили в разных частях, принимали участие в разных сражениях. Были они и в морском флоте. .

Читать

Родом из Карелии

У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter