Нужно отметить, что подавляющее большинство поступающих было не казанским, а приезжим из Вятской и Уфимской губерний. Казанские татары не отдавали детей в школу, боясь отлучения их от мусульманской религии, что было в корне неверным. Принимали в школу с 16-летнего возраста при удовлетворительном знании русского языка. Полное казенное содержание учащихся стоило Министерству народного образования около 16 тысяч рублей в год.
Перечень преподаваемых предметов был обширен даже с точки зрения сегодняшнего дня: педагогика, русский язык и литература, история, география, арифметика, естествознание, чистописание, рисование, арабский язык, и, конечно, мусульманское вероучение. Еще раз подчеркнем, что все предметы преподавались на русском языке, кроме, естественно, мусульманской веры. В младших классах в обязательном порядке преподавание велось в виде наглядных уроков, где использовались картинки, что позволяло ученикам расширить словарный запас русского языка. Все это делалось с целью научить свободному владению русским языком, а также правильному написанию русских слов. На уроках часто читались и книги русских писателей, причем, иногда чтение прерывалось в самом интересном месте для того, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем самостоятельном чтении. Этому способствовала и прекрасная библиотека школы. В имевшейся химической лаборатории и физическом кабинете занятия проводились с демонстрацией различных опытов, а преподавание истории и географии сопровождалось показом наглядных пособий, наличию и количеству которых могла позавидовать любая городская гимназия.
Первым директором Татарской учительской школы был известный просветитель, мастер каллиграфии и книжной миниатюры Мухаммед Махмудов, поэтому с первых же лет существования школы в младших классах преподавались самим директором чистописание, как по русскому, так и по арабскому языкам3.
Большой любовью учащихся пользовалось и рисование карандашами и красками4. Здоровые духом люди должны были иметь и здоровое тело, поэтому ежедневные занятия гимнастикой и различными спортивными играми пользовались среди воспитанников школы неизменным успехом. Также вдумчиво и серьезно было отношение у учащихся к двум преподаваемым ремеслам – столярному и переплетному делу. Можно было с полным основанием считать, что к концу обучения многие из школяров имели навыки высоких профессионалов в этих специальностях.
Занятия проходили во все дни недели кроме пятницы – святого дня для мусульман. В этот день отдыхали и ходили молиться в ближайшие мечети, одевшись в праздничные одежды. Мусульманские обряды и праздники строго соблюдались, учащиеся в эти дни отдыхали. Как ни странно, но считались днями отдыха и христианские праздники: Рождество Христово, Пасха и царские дни (дни царских рождений). В течение всех 4 лет обучения преподавался полный основной курс мусульманской веры с изучением главнейших священных книг. Вообще нужно отметить, что учебный год начинался в Татарской учительской школе с 1 августа, а экзамены заканчивались к 1 июня.
Нельзя не упомянуть и о преподавателях школы. В разные годы в школе преподавали выдающиеся просветители и ученые: Ш.Марджани, В.В.Радлов, Ш.И.Ахмеров, М.Н.Пинегин, К.Насыри и др. Многие из них были и профессорами Казанского Императорского университета.
При учительской школе жил постоянно инспектор, следивший за поведением учащихся вне часов обучения. Кроме этого по очереди дежурили два воспитателя, которые не только поддерживали порядок в школе, но и помогали в приготовлении уроков, выдавали школьно-письменные принадлежности и книги из библиотеки. Воспитатели неотлучно находились с учениками, включая ночевку с ними в общей спальне. Все это способствовало поддержанию в школе образцового порядка и в часы занятий, и во время свободного досуга.
Педагоги и воспитанники татарской учительской школы
Казанская татарская учительская школа ежегодно выпускала десятки кадров со специальным средним образованием. За период с 1876 по 1917 гг. школа подготовила около 400 учителей. Срок обучения в школе был рассчитан на 4 года. В нее могли поступать юноши, достигшие 15-летнего возраста. Первый выпуск школы состоялся в 1880 г., число окончивших ее было 5 человек. До конца 90-х годов XIX в. количество воспитанников школы оставалось на этом же уровне. Но уже с начала XX в. число желающих учиться в ней резко возросло: в 1901 г. - 26 воспитанников, а в 1903 г. - уже 47 человек. Состав учащихся в социально-сословном отношении был разнообразным: в школе обучались дети дворян, духовенства, купцов, мещан, крестьян. Как свидетельствует статистика, большинство учеников составляли выходцы из крестьян.
Свой авторитет школа приобретала постепенно, преодолевая сопротивление, недоверие местного населения.
Во многом доверие общества к школе определялось привлечением в ее стены авторитетных педагогов: Мухаммад-Гали Махмутова, первого инспектора школы; педагога Михаила Пинегина, преподавателя педагогики и русского языка, затем инспектора школы; Ибрагима Терегулова, преподавателя естествоведения и русского языка; Шигабутдина Марджани, преподавателя вероучения, Шакирджана Тагирова, учителя рисования и чистописания и др. Широкой популярностью в казанском мусульманском обществе пользовался инспектор Казанской татарской учительской школы Шахбазгирей Ахмеров. Он бессменно руководил школой в течение 18 лет, являлся одним из ее деятельных организаторов. Ахмеров активно участвовал в выработке системы обучения воспитанников русской грамоте, убеждая их в превосходстве звукового метода обучения над буквослагательным.
У истоков образования школы стоял и просветитель Каюм Насыри, уделявший особое внимание в педагогической практике принципу наглядности в обучении. Сохранился документ о пожертвованиях, сделанных Каюмом Насыри в пользу школы. Учебная программа школы включала изучение следующих предметов: с первого класса - русского языка, математики, вероучения, естествоведения, со второго класса к ним добавлялись история, география, с третьего класса - педагогика и дидактика. Преподавались также рисование, черчение, гимнастика.
Главное значение в школе придавалось русскому языку, являвшемуся не только языком обучения, но и специальностью будущих учителей. Уже в июле 1876 г. исполняющий должность инспектора казанской татарской учительской школы Г.Махмудов обращается к попечителю Казанского учебного округа с просьбой устроить ежедневные вечерние занятия по русскому языку для воспитанников с целью достижения «достаточной практики в употреблении русского языка». Практическому изучению русскому языку, приобретению навыка в разговорной речи способствовали и устраиваемые в школе ученические спектакли, литературные вечера, беседы, литературный кружок. Большие возможности для практического освоения русского языка представляло открытое в 1882 г. при Казанской татарской учительской школе начальное татарское училище.
Можно сделать вывод, что Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся роль в просвещении татарского народа. Хотя она и была основана для осуществления русификаторской политики, но благодаря усилиям талантливых учителей стала центром большой педагогической культуры татар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была изучена история развития национального образования и особенно Казанская татарская учительская школа.
В ходе изучения данной темы, следует отметить, что татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения и в целом в дореволюционный период татарская национальная система образования переживала период своего расцвета и бурного роста, качественного и количественного.
Основой татарского национального образования являлись мектебы и медресе, которые функционировали, на средства татарского населения, не только в городах и крупных селениях, но даже в глухих деревушках, поскольку там, где стояла мечеть, неизменно существовала и школа. на средства татарского населения, которое в тяжелых экономических условиях стремилось приобщить своих детей хотя бы к самым элементарным знаниям.
Одной из особенностей, в истории татарской системы образования, является, что к концу XIX в. в культурной жизни татар намечается постепенный перелом, характеризующийся стремлением к сближению с европейской культурой и переустройству жизни в соответствии с потребностями нового времени. О необходимости реформы национального образования заявили многие видные представители татарской просветительской мысли Ш. Марджани, И. Гаспринский, Х. Фаизханов, Р. Фахретдин и др. Еще в XIX в. выдающийся ученый, педагог и богослов Ш. Марджани выступил против господствующего в татарских мектебах и медресе догматизма и схоластики, за изучение светских дисциплин и русского языка.
В целом можно сказать, что конец XIX — начало XX вв. ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались основные направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар по пути прогресса и стремления стать активными творцами своей истории. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации общественной мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905-1907 гг., когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.
Известно, что подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе.
Первое светское учебное заведение для татар - татарская учительская школа, открыта в г.Казане, в 1876 г.. Выпускники учительской школы должны были руководить преподаванием в русско-татарских классах для детей. К концу 19 в. школа стала одним из очагов татарской демократической мысли. Она подготовила много хороших педагогов из татар, из ее стен вышло немало видных деятелей демократической интеллигенции. Ее выпускники С. Максуди, Г Исхаки, Ш. Мухамедьяров, Ф. Тухтаров стали крупными учеными, литераторами, общественными деятелями. Имена этих известных интеллигентов знает вес мир. Многие из выпускников школы продолжали свое образование в европейских центрах.
Анализируя развитие национального образования, можно сделать вывод, что Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся роль в просвещении татарского народа. Хотя она и была основана для осуществления русификаторской политики, но благодаря усилиям талантливых учителей стала центром большой педагогической культуры татар.
Наиболее яркие, информационно насыщенные документы по истории возникновения и деятельности Казанской татарской учительской школы опубликованы в сборнике документов и материалов, вышедшем в свет в 2005 г. Следует отметить, что большинство документов введены в оборот впервые. Сборник подготовлен Главным архивным управлением при КМ РТ, Национальным архивом РТ и Татарстанским республиканским отделением Российского общества историков-архивистов.
Татары сегодня имеют мощнейший интеллектуальный потенциал, плеяда выдающихся ученых, общественных деятелей. Имена философа Агдаса Бурганова, историков Равиля Фахрутдинова и Марселя Ахметзянова, писателей Рината Мухаммадиева, Разиля Валеева, политика Фандаса Сафиуллина и других составили бы гордость любого развитого европейского государства. Одним из самых известных интеллигентов среды татар сегодня является Минтимер Шаймиев.
Сегодня татарская интеллигенция состоит из людей, подавляющем большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. Среди них значительную часть составляют женщины. Передовые татарские интеллектуалы и сегодня ведут активные поиски необходимой для татарского народа системы, которая наиболее полно удовлетворяла бы потребности и запросы его национального развития.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы
Амирханов Р.У. , Система конфессионального образования у татар //Ислам и мусульманская культура в Сред. Поволжье: история и современность. - Казань, 2002. –С.12.
Казанская татарская учительская школа как центр подготовки учителей для татарских школ // Образование и просвещение в губернской Казани: сб. ст. – Вып. 1. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. – 2008. – С.116 – 139.
Из истории Казанской татарской учительской школы (1876 – 1917 гг.) // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: матер. Всерос. науч. конф. (г. Астрахань, 27 апреля 2009 г.). – Астрахань, 2009. – С.19 – 25.
Мусульманская община и традиционная школа татар в Среднем Поволжье в конце XIX – XX начале вв. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Казань, 27 – 28 сентября 2005 г.). – Казань, 2006. – С.261 – 266.
Хакимов Х.Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении прогрессивной педагогической мысли среди татар // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — Казань, 1972. — Вып. 105.
Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы поволжских татар до революции 1917 г./ Дж. Валиди. - М.-Пг.: Гос. издат, 1923. – С.107.
Климовияч Л.. Ислам в царской России. Очерки.–М., 1936.–С.12.
Обзор Казанской губернии за 1905 год.–С.95.
Насыри К. Избранные произведения .–Казань, 1977.–С.14.
История Татарской АССР.–Казань, 1973.–С.58.
Старая и новая школа.–Казань, Центр. тип., 1907. Извлеч. Из журн. “Церковно-общественная жизнь” за 1907. С.3-4.
Красный Архив.,–1929. Т. 4 (35).–С.119.
Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916.–С.93.
Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917г. – М.-Птр., 1923.–С.62.
Катанов Н. Восточная библиография // Деятель.–1901. –№1.
Народное образование в Казанской губернии... Вып. 1. 1905.–С.19.
Коблов Я.Д. Конфессиональная школа казанских татар.–Казань, 1916.–С.3-4.
Знаменский П. Казанские татары. – Казань, 1910.–С.24, 29.
Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 г.г.). Монография. – Казань: «Печатный двор», 2001. –С.128.
Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе.
История и современность. – Казань: Алма-Лит, 2003. – С.160.
Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.: Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова; отв. ред. Д.Р. Шарафутдинов. Казань: Гасыр, 2005. – С.256.
"Отечественные архивы" научно-практический журнал № 3 (2006 г.).
Алиев И.., Татарская школа. Март, 2008г. Журнал «Дворянское гнездо». Сайт URL: http://www.dv-gnezdo.ru/.
Гибатдинов М., Муртазина Л., Биктимирова Т., Система национального образования татар: история и современность. Сайт URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n20/4/.
Горохов В.М. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья // Казань: Татгосиздат, 1941. – С.260
Гильмеева Р., Из истории педагогического образования татар. Сайт URL: http://tatarica.narod.ru/cult/miras/education.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гаяз Исхаки (1878-1954).
Выдающийся татарский прозаик, драматург, публицист. Родился в Чистопольском уезде Казанской губернии. Окончил Казанскую татарскую учительскую школу, готовившую учителей русского языка для татарских детей.
Ш. Марджани
Татарский мыслитель историк Шигабуддина Марджани (1818-1889). Образование он получил в медресе д. Ташкичу Казанского уезда, в гг. Бухаре и Самарканде. В 1850 г. был назначен имамом Первой соборной мечети, в 1867 г. - мухтасибом Казани. Одновременно в 1876-1884 гг. преподавал вероучение в Казанской татарской учительской школе.
Садри Максуди
(05.08.1879 - 20.02.1957)
депутат Государственной Думы России, президент республики "Идель - Урал" (первый Президент нашего народа!).
Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Фуат Тухтаров
Хусаин Мингазетдинович Ямашев
Автор: Хакимуллин Диас Раздел: История России Дата публикации: 08.04.2015 08:30:58
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .
Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..
Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной..
Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..
Шотландские военные специалисты на русской службе в раннее новое время (XVII – начало XVIII вв.)
Войны Московского государства с западными соседями в XVI веке способствовали знакомству русских военных с европейской воисковой моделью и создавали предпосылки для её заимствования. Во время Смутного времени стало заметно отставание русской армии от европейских по организации и вооружению..
Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..
Начало XX века в истории России – это время правления Николая Второго, последнего российского императора. На небосклоне царствования его окружали «тусклые звездочки». Их представляли выутюжные и застегнутые на все пуговицы чиновники, такие как В. Н. Коковцев, И. П. Горемыкин, А. Н. Хвостов, А. Д. Прокопович. Но значительно выше их по всем параметрам, звездами первой величины были Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин..
Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..
Я никогда не думала, что история нашего села связана с войной 1812 года. Ведь прошло целых 200 лет. Но в нашем школьном краеведческом музее нашлись сведения давно минувших дней .
Мой прадедушка по линии отца Исмагил Загитович Юлаев- участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и труда. Когда началась война, ему было 22 года. Юноша в числе первых ушел на фронт защищать Родину, воевал в 112-ой кавалерийской дивизии. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом и попал в госпиталь. Контузия не позволила ему вновь встать в строй. Исмагил-олатай был комиссован и вернулся в родную деревню Таймас Куюргазинского района. Вел активный образ жизни, работал, ковал победу в тылу. Встретил красивую скромную девушку Гафифу и сделал ей предложение. Вместе они окончили в Стерлитамаке учительские курсы и стали работать в школе..