Понятие характера, происходит от (греч. χαρακτηρ– примета, отличительная черта, знак). Он представляет собой структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.
В данном вопросе, необходимо обратить внимание на особенности английского национального характера. Немецкий философ И. Кант назвал Англию страной причуд. Действительно, у англичан своеобразный характер: тонкий юмор и смех над собой и окружающими являются вполне обыденными явлениями в государстве. В то же время в английском темпераменте одновременно присутствует сдержанность в выражении эмоций, и, с другой стороны, их яркое проявление в виде внезапных приступов ярости. В современном «Путеводителе для чужаков по Британии» идёт речь о том, что «англичане считают себя воинами, с превосходным самообладанием и выдержкой, патриотами, привязанными к своей земле, терпимыми к чужакам, людьми с мягкими манерами, любителями порядка…»[6, 233]. Мы находим этому подтверждение в характере Елизаветы Тюдор и её окружения. Она была яркой представительницей своего времени, династии и английской нации.
Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия [1, 150].
В детстве и юности принцесса очень часто любила вести себя как взрослая, она была задумчива, копировала поведение взрослых. Эти же черты характера подчёркиваются и портретистами. Тем самым, на наш взгляд юная Елизавета хотела отразить себя, своё самосознание, а также у неё, несомненно, присутствовало желание внимания со стороны окружающих, и возможно, она хотела показать свою значимость. В то же время у неё складывалось самосознание, как личности, а также гордость в связи с принадлежностью к королевскому дому.[3]
Одновременно, Елизавета не забывала о том, что она ребёнок и общалась со своим братом Эдуардом . Они играли в разнообразные игры и обсуждали все те события, что происходили при дворе [2, 80]. Принцесса была жизнерадостной девочкой. Однако она подвергалась смене настроения.
Отметим, что в отечественной историографии существует точка зрения о скрытности юной принцессы [2,25]. Мы склонны разделять эту точку зрения частично, так как её общение с воспитательницей К. Эшли и принцем Эдуардом свидетельствует об обратном. Она, несомненно, доверяла им. Мы считаем, что её скрытность вполне объяснима, в связи с опасностями, подстерегающими Елизавету в детстве и юности. В дальнейшем это качество пригодилось ей, так как, став королевой на политической арене Елизавета Тюдор терпеливо ожидала подходящий момент, и практически до последнего никто не знал, какой шаг будет принят королевой.
С детства юная принцесса усвоила непреложную истину о необходимости самоконтроля, о чём писал испанский гуманист Вивес (1492 – 1540) «если не быть постоянно на страже, падение неизбежно»[9, 100; 4, 152; 8, 302]. Она была очень серьёзной девушкой и это качество наряду с расчётливостью, несомненно, помогли Елизавете получить власть и удержаться на престоле.
В юности, в связи с той сложной ситуацией, в которой она оказалась, выработались определённые правила поведения, которые стали основополагающими в характере будущей королевы[9, 80]: осторожность, расчётливость, умение льстить, говорить искренне и нравиться окружающим, а также хитрость.
Когда Елизавета Тюдор вступила на престол, в её характере начали проявляться качества, необходимые политику. Она была умна, мудра, внимательна к окружающим. Королева проявляла в политике такие качества, как дальновидность, расчётливость, хитрость и лицемерие.
Одновременно королева усвоила необходимость контролировать свои чувства и эмоции (однако, наедине с собой в случае обиды или гнева она могла дать себе и своим эмоциям волю, в частности слезам)[9, 81], заботиться о своей репутации и репутации окружающих. Елизавета Тюдор была властолюбивой королевой (качество подавляющего большинства монархов). У неё оно было выражено ярче и объясняется трудностями на пути к трону и необходимости удержаться на нём. Елизавете удалось заручиться поддержкой народа, который видел в ней мученицу за веру. Сама королева твёрдо верила в сакральность происхождения королевской власти. Среди черт Елизаветы также присутствовала веротерпимость в разумных пределах, до тех пор, пока не возникала опасность со стороны представителей других вероисповеданий.
Она умело лавировала и привлекала людей на свою сторону, а также умела принимать решения и хорошо разбиралась в людях (об этом свидетельствует её Парламент).
В тоже время, как личность она была гордой. Елизавета гордилась тем, что вступила на престол, пользуется поддержкой народа и любила повторять о своём обручении с нацией. Ярким показателем этого является «Золотая речь Елизаветы Тюдор на закрытии парламентской сессии» (1601 г.) [7], в которой она подвела итог своему правлению и отметила, что в Англии «никогда не будет лучшего монарха»[7].
Необходимо отметить, что Елизавета была ревнивой, обидчивой и злопамятной. Она подолгу обижалась на тех людей, кто причинял ей боль и страдание. Красноречивым примером такого проявления является обида на Л. Ноллис.
Очень часто Елизавета Тюдор была нерешительна в отношении принятия политических решений, и создавала неопределённость по отношению к тому или иному вопросу (вопрос брака, казни Марии Стюарт и т. д.). Однако, стоит отметить, что она тщательно взвешивала (анализировала) все за и против и твёрдо знала, чего хочет добиться. В итоге она приходила к решению, которое могло резко отличаться от мнения советников. Красноречивым примером этому является донесение посла Испании, адресованное Филиппу II от епископа де Куадры: «Ваша милость знает, каково быть вынужденным иметь дело с этой женщиной, в которой я думаю, сидят сто тысяч чертей…».[2, 100].После чего он добавляет, что Елизавета говорила ему о том, что жаждет быть монахиней и жить в келье. Данное описание весьма точно передаёт умение Елизаветы запутать своё окружение.
Наряду с перечисленными чертами ей было присуще сострадание, готовность оказать близким людям помощь и поддержку. Так, она помогала денежными средствами Роберту Дадли и морально поддерживала своего советника Уильяма Сесила (лорда Берли). В противовес этому стоит отметить, что Фрэнсис Уолсингем, глава Тайной разведки умер в нищете. Этими сведениями подтверждается полярность характера (взглядов) Елизаветы Тюдор. Королева также экономила на причёсках придворных, в устройстве двора и организации дворцовых празднеств. Нередко она совершала поездки по стране с места на место. Это помогало сэкономить денежные средства на содержание двора и делало королеву ближе к народу [2, 9].
Королева также страдала раскаянием из-за своих поступков[9]. Однако, как личность Елизавета Тюдор была очень сильной женщиной, которая смогла стойко вынести все невзгоды и неудачи, выпавшие на её долю и стать поистине великой королевой, совершившей многое для своего государства. Мы считаем, что она являла собой феминистическое начало, в связи с чем возникали всевозможные легенды.
Елизавета, как личность была наделена деловыми качествами, среди которых стоит отметить ораторские способности [7], умение быстро ответить на вопросы при разговоре с послами [5]. Королева была разносторонней личностью. Это проявлялось в её интересе к поэзии, философии, игре на музыкальных инструментах и так далее.
Стоит отметить и такое качества королевы как переменчивость настроения. Она могла веселиться и впадать в меланхолию. Елизавета также порой вела себя капризно и позволяла себе резкие действия. Таким образом, характер Елизаветы был многогранным, не было тех черт, которые в нём бы не присутствовали.
Список литературы:
Цит. по: Э. Бартон Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира / Пер. С. С. Смольнякова, - М.: Молодая гвардия, - 2005 - 246 с.
Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор, - М.: Молодая гвардия, 2004 – 308 с. (ЖЗЛ, Вып. 908).
Дневники юных принцесс, Красная роза дома Тюдоров реж. У. Фруэт, 1999 г.
Мюльбах Л. Шестая жена Генриха VIII, - М.: Авангард, - 1993, - 368 с. С. 52
Ответ Елизаветы I послу Польши // URL: /http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/antwort_ges_pol.html (Дата последнего обращения: 26. 05. 2013)
Павловская А. В. Англия и англичане, - М.: Триада, 2004, - 264 с.
Как часто мы слышим, что мир жесток. Возникают вопросы «что порождает жестокость?», «почему есть люди милосердные и жестокие?». Жестокость является морально-психологической чертой личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Крайней мерой жестокости является наказание за самые безобидные проступки. Жестокое отношение к людям – это девиантный инстинкт самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания. Жестокость противоположна жалости. .
Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..
Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).
В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..
В истории Боспорского царства первых веков нашей эры (I-IV вв. н.э.) ключевую роль играет проблема сарматизации. В отечественной античной историографии историографии была сильна позиция, согласно которой, в этот период произошёл большой наплыв сарматских племён на Боспор, в результате чего большинство населения царства стали составлять сарматы, и сарматская культура стала преобладать в государстве над греческой. Эта гипотеза была сформулирована виднейшим российским антиковедом М.И. Ростовцевым в начале XX вв. .
Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.
Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..
Афинская демократия: по «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта
Незаменимым источником для исследования той или иной эпохи являются свидетельства современников. «Государственное устройство афинян», или короче «Афинская полития» представляет собой сохранившийся в сборнике сочинений Ксенофонта политический трактат об афинской демократии V в. до н.э. анонимного автора, известного в науке под именем Псевдо-Ксенофонта..
Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..
Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .