Понятие характера, происходит от (греч. χαρακτηρ– примета, отличительная черта, знак). Он представляет собой структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.
В данном вопросе, необходимо обратить внимание на особенности английского национального характера. Немецкий философ И. Кант назвал Англию страной причуд. Действительно, у англичан своеобразный характер: тонкий юмор и смех над собой и окружающими являются вполне обыденными явлениями в государстве. В то же время в английском темпераменте одновременно присутствует сдержанность в выражении эмоций, и, с другой стороны, их яркое проявление в виде внезапных приступов ярости. В современном «Путеводителе для чужаков по Британии» идёт речь о том, что «англичане считают себя воинами, с превосходным самообладанием и выдержкой, патриотами, привязанными к своей земле, терпимыми к чужакам, людьми с мягкими манерами, любителями порядка…»[6, 233]. Мы находим этому подтверждение в характере Елизаветы Тюдор и её окружения. Она была яркой представительницей своего времени, династии и английской нации.
Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия [1, 150].
В детстве и юности принцесса очень часто любила вести себя как взрослая, она была задумчива, копировала поведение взрослых. Эти же черты характера подчёркиваются и портретистами. Тем самым, на наш взгляд юная Елизавета хотела отразить себя, своё самосознание, а также у неё, несомненно, присутствовало желание внимания со стороны окружающих, и возможно, она хотела показать свою значимость. В то же время у неё складывалось самосознание, как личности, а также гордость в связи с принадлежностью к королевскому дому.[3]
Одновременно, Елизавета не забывала о том, что она ребёнок и общалась со своим братом Эдуардом . Они играли в разнообразные игры и обсуждали все те события, что происходили при дворе [2, 80]. Принцесса была жизнерадостной девочкой. Однако она подвергалась смене настроения.
Отметим, что в отечественной историографии существует точка зрения о скрытности юной принцессы [2,25]. Мы склонны разделять эту точку зрения частично, так как её общение с воспитательницей К. Эшли и принцем Эдуардом свидетельствует об обратном. Она, несомненно, доверяла им. Мы считаем, что её скрытность вполне объяснима, в связи с опасностями, подстерегающими Елизавету в детстве и юности. В дальнейшем это качество пригодилось ей, так как, став королевой на политической арене Елизавета Тюдор терпеливо ожидала подходящий момент, и практически до последнего никто не знал, какой шаг будет принят королевой.
С детства юная принцесса усвоила непреложную истину о необходимости самоконтроля, о чём писал испанский гуманист Вивес (1492 – 1540) «если не быть постоянно на страже, падение неизбежно»[9, 100; 4, 152; 8, 302]. Она была очень серьёзной девушкой и это качество наряду с расчётливостью, несомненно, помогли Елизавете получить власть и удержаться на престоле.
В юности, в связи с той сложной ситуацией, в которой она оказалась, выработались определённые правила поведения, которые стали основополагающими в характере будущей королевы[9, 80]: осторожность, расчётливость, умение льстить, говорить искренне и нравиться окружающим, а также хитрость.
Когда Елизавета Тюдор вступила на престол, в её характере начали проявляться качества, необходимые политику. Она была умна, мудра, внимательна к окружающим. Королева проявляла в политике такие качества, как дальновидность, расчётливость, хитрость и лицемерие.
Одновременно королева усвоила необходимость контролировать свои чувства и эмоции (однако, наедине с собой в случае обиды или гнева она могла дать себе и своим эмоциям волю, в частности слезам)[9, 81], заботиться о своей репутации и репутации окружающих. Елизавета Тюдор была властолюбивой королевой (качество подавляющего большинства монархов). У неё оно было выражено ярче и объясняется трудностями на пути к трону и необходимости удержаться на нём. Елизавете удалось заручиться поддержкой народа, который видел в ней мученицу за веру. Сама королева твёрдо верила в сакральность происхождения королевской власти. Среди черт Елизаветы также присутствовала веротерпимость в разумных пределах, до тех пор, пока не возникала опасность со стороны представителей других вероисповеданий.
Она умело лавировала и привлекала людей на свою сторону, а также умела принимать решения и хорошо разбиралась в людях (об этом свидетельствует её Парламент).
В тоже время, как личность она была гордой. Елизавета гордилась тем, что вступила на престол, пользуется поддержкой народа и любила повторять о своём обручении с нацией. Ярким показателем этого является «Золотая речь Елизаветы Тюдор на закрытии парламентской сессии» (1601 г.) [7], в которой она подвела итог своему правлению и отметила, что в Англии «никогда не будет лучшего монарха»[7].
Необходимо отметить, что Елизавета была ревнивой, обидчивой и злопамятной. Она подолгу обижалась на тех людей, кто причинял ей боль и страдание. Красноречивым примером такого проявления является обида на Л. Ноллис.
Очень часто Елизавета Тюдор была нерешительна в отношении принятия политических решений, и создавала неопределённость по отношению к тому или иному вопросу (вопрос брака, казни Марии Стюарт и т. д.). Однако, стоит отметить, что она тщательно взвешивала (анализировала) все за и против и твёрдо знала, чего хочет добиться. В итоге она приходила к решению, которое могло резко отличаться от мнения советников. Красноречивым примером этому является донесение посла Испании, адресованное Филиппу II от епископа де Куадры: «Ваша милость знает, каково быть вынужденным иметь дело с этой женщиной, в которой я думаю, сидят сто тысяч чертей…».[2, 100].После чего он добавляет, что Елизавета говорила ему о том, что жаждет быть монахиней и жить в келье. Данное описание весьма точно передаёт умение Елизаветы запутать своё окружение.
Наряду с перечисленными чертами ей было присуще сострадание, готовность оказать близким людям помощь и поддержку. Так, она помогала денежными средствами Роберту Дадли и морально поддерживала своего советника Уильяма Сесила (лорда Берли). В противовес этому стоит отметить, что Фрэнсис Уолсингем, глава Тайной разведки умер в нищете. Этими сведениями подтверждается полярность характера (взглядов) Елизаветы Тюдор. Королева также экономила на причёсках придворных, в устройстве двора и организации дворцовых празднеств. Нередко она совершала поездки по стране с места на место. Это помогало сэкономить денежные средства на содержание двора и делало королеву ближе к народу [2, 9].
Королева также страдала раскаянием из-за своих поступков[9]. Однако, как личность Елизавета Тюдор была очень сильной женщиной, которая смогла стойко вынести все невзгоды и неудачи, выпавшие на её долю и стать поистине великой королевой, совершившей многое для своего государства. Мы считаем, что она являла собой феминистическое начало, в связи с чем возникали всевозможные легенды.
Елизавета, как личность была наделена деловыми качествами, среди которых стоит отметить ораторские способности [7], умение быстро ответить на вопросы при разговоре с послами [5]. Королева была разносторонней личностью. Это проявлялось в её интересе к поэзии, философии, игре на музыкальных инструментах и так далее.
Стоит отметить и такое качества королевы как переменчивость настроения. Она могла веселиться и впадать в меланхолию. Елизавета также порой вела себя капризно и позволяла себе резкие действия. Таким образом, характер Елизаветы был многогранным, не было тех черт, которые в нём бы не присутствовали.
Список литературы:
Цит. по: Э. Бартон Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира / Пер. С. С. Смольнякова, - М.: Молодая гвардия, - 2005 - 246 с.
Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор, - М.: Молодая гвардия, 2004 – 308 с. (ЖЗЛ, Вып. 908).
Дневники юных принцесс, Красная роза дома Тюдоров реж. У. Фруэт, 1999 г.
Мюльбах Л. Шестая жена Генриха VIII, - М.: Авангард, - 1993, - 368 с. С. 52
Ответ Елизаветы I послу Польши // URL: /http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/antwort_ges_pol.html (Дата последнего обращения: 26. 05. 2013)
Павловская А. В. Англия и англичане, - М.: Триада, 2004, - 264 с.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны
Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.
Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки
В средневековье на развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм..
Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами
В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.
Статья на тему Футбол в Древнем мире. Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. Многие до сих пор считают родиной футбола Англию, но это не совсем верно. История ножного мяча насчитывает немало столетий. .
Решив поведать читателям об истории всем известного батумского озера, я никак не ожидал, что помимо рассмотрения исторической стороны вопроса, мне придется столкнуться с вопросами изучения исторической географии, картографии, геологии и геодезии. Причина, побудившая меня коснуться этих, на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемому вопросу научных дисциплин проста. Как само озеро, так и территория, на которой расположен г. Батуми – звенья одной исторической цепи..
Полагая, что в экономических вопросах в руководстве 3 рейха ему нет равных, он считал, что Гитлер нуждается в нем и не доверит экономику такому профану, как Геринг, который сам признавался, что ничего не смыслит в экономических вопросах. Но Шахт ошибся. И эта ошибка стала роковой для его политического положения и одной из упущенных возможностей остановить грядущие трагические события. .
Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..
Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..
В данной статье анализируется положение рабов в Афинах, их взаимоотношения с хозяевами (анализ источников). Положение афинских рабов было чрезвычайно тяжёлым. Но у всех ли из них?.
Роль Английской, Французской и Российской революций в истории Европы и мира
В статье предложен новый взгляд на марксистскую теорию об общественно-политических формациях в истории человечества. Разделение на формации применяется не к человечеству не вообще, а в отдельных языково-религиозных группах народов. Феодализм, капитализм - это лишь определенные этапы развития в отдельных народов и групп народов. Автор доказывает, что с началом Английской революции (1640 г.) капитализм победил в германо-протестантском мире, с началом Французской революции (1789 г.) - в романо-католической, а Русская революция (1917 г.) принесла победу капитализма в Славяно-православную языковую группу..