↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые объяснили наличие зубов животных в карельских могильниках
........................
Танку Т-34 нашли новое применение во Вьетнаме
........................
В Израиле нашли камень с посвящением «непорочной Марии»
........................
Ученые реконструировали облик скифских правителей
........................
В Москве за год нашли более 15 тысяч находок
........................

Цена великой победы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Баткин Александр
Автор: Баткин Александр, ученик 10 класса МКОУ « Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа», р.п. Малиновое Озеро, Михайловский район, Алтайский край

-Просматривая материалы видеохроники 1945 года, невозможно оставаться равнодушным! Они запечатлели радость победы всего человечества над фашизмом, ликование народа, мчащиеся поезда с солдатами освободителями. Вместе с фронтовиками спешили домой и те, кто был угнан фашистами на принудительные работы в Германию. Люди верили, что их испытания закончились, что скоро наступит счастливая жизнь в родных местах. Многие и не подозревали, что из фашистской неволи они прямиком попадут в лагеря Родины. За великую победу над фашистской чумой они будут платить еще почти целое десятилетие. А ведь испытаний, выпавших на их долю, хватило бы на несколько поколений вперед… (Из воспоминаний дочери Ремпель Е.Г. – Реннер И.В.)

 «Моя мама родилась в 1930 году в селе Долинское Запорожской области. Там им пришлось оставить большой дом (он имел два входа), достаточно дорогую посуду, огромный сад. Мама всегда его вспоминала. Вернуться обратно им не удалось. Но Родина для мамы всегда была самым главным…»

В первоначальный период войны использование труда советских граждан на территории Германии не предусматривалось. Фашисты боялись завозить к себе людей с коммунистической идеологией, да и не было в этом острой нужды. Но уже осенью 1941 года после поражения немецких войск под Москвой ситуация резко изменилась. На возвращение немецких солдат с фронта, о чем мечтали фашисты, нечего было и рассчитывать. Поэтому 7 ноября 1941 г. Геринг издал директиву по использованию советской рабочей силы в Германии На основе этого документа стала проводиться вербовка исключительно на добровольной основе, ( плакат)но уже с мая 1942 г стала широко применяться принудительная вербовка трудоспособных граждан, а при отступлении – захват и массовый угон советских граждан в немецкий тыл. В документе от 20 апреля 1942 г. генеральным уполномоченным по использованию рабочей силы Заукелем было сказано: «… Целью этой новой гигантской мобилизации рабочей силы является использование богатейших и огромнейших источников, завоёванными для нас нашими вооруженными силами…Если нам не удастся получить необходимое количество рабочей силы на добровольных началах, тогда мы должны немедленно ввести мобилизацию или принудительный труд…» В мае 1942 г Заукель издал распоряжение о насильственной трудовой мобилизации.

(Из воспоминаний дочери Ремпель Е.Г. – Реннер И.В.)

«Когда началась война, маме было одиннадцать лет. Вся их семья, а их было четверо детей, с матерью были отправлены в Германию. Им нужно было собраться буквально за одну ночь – взять только самое необходимое. Всем пообещали, что вскоре все вернуться обратно в родные места. Но так случилось , что вернуться не получилось. Никто не думал, что попадут они в Германию, потом в Югославию и Венгрию. В 1945г из Венгрии эшелоном на Алтай.» (Из воспоминаний Шустовой Г.Б.) «Я родилась в 1936 году. Когда началась война, мне было пять лет. Нас увезли в 1943 году. Как нас увозили, это я помню. На телеги погрузили, разрешили взять скарб кое-какой…»

Жизнь остарбайтеров на чужбине складывалась по -разному.

(Из воспоминаний дочери Ремпель Е.Г. – Реннер И.В.)

« Везде, где мама была –в Германии, в Югославии, она посещала школу. За годы войны маме удалось закончить четыре класса. Большего образования она не получила…

(Из воспоминаний Шустовой Г.Б.)

 «…Привезли нас туда и поселили в комнату на две семьи. Там жила мама с девочкой и мы с мамой. Утром родителей увозили на работу на грузовой машине на консервный завод – там они работали. А мы, дети, оставались. Мы ходили в школу. Свой первый класс я начинала там в этом лагере. Сколько мы там были, не помню, но потом нас увезли в Югославию. Югославия была под немцем. С нами была моя тётя. Они с мамой работали у хозяина в поле – доили коров. Там у них был дом, вернее не дом, а землянка – две комнаты…»

Советский Союз, понесший огромные людские потери, был заинтересован в возвращении перемещенных лиц. В октябре 1944 в СССР было образовано Управление уполномоченного СHK по делам репатриации во главе с генерал-полковником Ф. И. Голиковым.

 Уже в начале ноября он дал интервью корреспонденту ТАСС, в котором была изложена политика Советского правительства по вопросам репатриации советских граждан.

 "...Люди, враждебно настроенные к Советскому государству, пытаются обманом, провокацией и т.п. отравить сознание наших граждан и заставить их поверить чудовищной лжи, будто бы Советская Родина забыла их, отреклась от них и не считает их больше советскими гражданами. Эти люди запугивают наших соотечественников тем, что в случае возвращения их на Родину они будто бы подвергнутся репрессиям. Излишне опровергать такие нелепости…»

Причем, высшее советское руководство приняло решение возвратить всех без исключения, невзирая на желание части этих людей остаться на Западе. Договоренность об обязательной репатриации советских граждан была достигнута на Ялтинской конференции в феврале 1945.

Основная масса репатриантов проходила проверку и фильтрацию во фронтовых и армейских лагерях и сборно-пересыльных пункта, а потом литерными эшелонами их отправляли на околюченные стройки социализма.

(Из воспоминаний Шустовой Г.Б.)

« …Везли, знаю, в телячьих вагонах, это я помню. Там напихали нас столько! И вши там были, и всё, что хочешь…» Так для тысяч наших вырвавшихся из фашистской неволи граждан было одновременно и радикально решено сразу два вопроса: проживания и трудоустройства. Репатриантам было объявлено, что они сохраняют все права граждан СССР. Однако по возвращении домой им пришлось столкнуться и с унижением , и с беззаконием.

(Из воспоминаний дочери Ремпель Е.Г. – Реннер И.В.)

«…Жизнь и тема войны в семье была закрыта. Никогда об этом не говорили. Отношения были не совсем хорошие к людям. Приходилось испытывать унижения. То, что всегда были под контролем какого-то человека, что необходимо было перед отчитываться за свои действия , поездки. Жизнь была не из лёгких…»

В октябре 1945 года на Алтай прибыла партия репатриантов. Около 400 человек был отправлено в наш поселок для работы на Содокомбинате. Добыча соды велась на озерах Танатар. Стоя по колено в ледяной воде пласты выпиливали обычной пилой, руками вытаскивали комья и грузили их на сани. Возили соду к печам на быках. Там в специальных печах соду расплавляли и сушили. Условия жизни и труда были нечеловеческими.

(Из воспоминаний Шустовой Г.Б.)

«… Ломами мужики ломали соду. А женщины руками вытаскивали куски соды из этой воды и каши. Быков запрягали, лошадей то не было…»

(Из воспоминаний Бусс ( Штреккер) М.Г.)

«…Как они справлялись! Чуни на них были, фартуки. Какие мужики молодцы, маленькие куски ломают. А какие здоровые! И вот женщины вдвоём , бедные, поднимали сразу на вагонетку эту соду. Грузили и увозили…»

(Из воспоминаний дочери Ремпель Е.Г. – Реннер И.В.)

«…Работала мама на содоломке. Первое время они жили в землянках. Когда приходили с работы, то одежда вся была мокрая. Самое главное было высушить эти вещи. Но до утра они никогда не высыхали. В землянках было сыро и холодно. Утром всё это мокрое и полумёрзлое на себя одевали и уходили на работу. Зимой были часто сильные морозы. Но приходилось работать…»

(Из воспоминаний Шустовой Г.Б.)

«… В землянки нас поселили. Там были двухъярусные стеллажи. Там можно было только между ними пройти и сесть. Всё! Они широкие были. Мы с мамой вдвоём спали, а тётя в углу. Над нами были два парня. Сыплются на тебя вши, клопы! Клопы лазали, крысы живые лазали по балкам! Ночью лампочки тусклые горели. Здесь же и с маленькими детьми были. Правда, в школу нас взяли, детей, которые школьниками были. Ну в школе, конечно, и плевались на нас, и «фашистов привезли» говорили. Но у нас был очень хороший учитель в первом классе Август Адамович, тоже из немцев. Он нас всегда защищал…»

(Из воспоминаний Бусс ( Штреккер) М.Г.)

«…Картошку мама чистит. Мёрзлая попадется .«Лина, Оля, идите. Сладкая попалась!» Мы хрумкали, как будто с мёдом!»

В 1946 г. на репатриантов стало полностью распространяться законодательство о труде, но без права покинуть определенное государством место работы. За самовольный уход грозило заключение в ГУЛАГ на срок от 5 до 8 лет. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 19655-1956 году депортированные народы были сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов МВД. Но вторым пунктом этих указов было записано: «Установить, что снятие (указан конкретно депортированный народ) ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были высланы». 6 апреля 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин подписал Закон «О реабилитации репрессированных народов», в котором записано: «Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов». Таким образом, государство принесло извинения людям за боль и страдания, за искалеченные судьбы. Большинство из них так и не смогли вернуться в родные места. Их вынужденной второй родиной стало место ссылки. Невозможно измерить цену, которую эти люди заплатили за победу в войне. Нет такой валюты, чтоб измерить страх и боль, отчаяние и ужас, унижения и оскорбления. Только вот ответ на вопрос « Почему и за что они платили?» необходимо искать как настоящему поколению, так и будущему… Иначе история может когда –нибудь повториться…

 

Используемые источники:

1.Архив МЗХР ( Михайловский завод химических реактивов)

-«История, организация и развитие МЗХР»(автор- директор завода Корсиков Г.М.) 1982г

-«История развития завода» (автор –инженер технического отдела Алексеева Е.С.) 1986г.

2. Экспонаты музея МЗХР

-Документ «Шкала выдачи талонов « ( от 25.01. 1946г за подписью директора Комбината Микитона)

- Информационный стенд « Содоломка « ( автор- директор музея МЗХР Третьякова И.Н.)

-Публикации газеты « Алтайский химик »(орган ВКП(б) и Завкома Михайловского Содокомбината 1951-1956г)

-Статья «Содокомбинат -20 лет»(«Сельская правда» 1964г.)

3.Публикации газеты «Сельская правда» ( Михайловского района)

-«Посёлок у Танатара»(автор –Третьякова И.Н.) №23 2000г.

-«В готском бору» (автор- зав.архивным отделом администрации района Цинько С.В.) №40-47 1995г

4. Публикация газеты «Алтайская правда»

-«Малиновое Озеро « (автор- А.Паршукова) №165 1970г

5. Интернет-ресурсы

-«Репатриация перемещённых советских граждан» Земсков В.Н.

-«Репатриация советских и иностранных граждан» Филипповых Д.Н.

-« Немецкое население СССР на оккупированных территориях. Репатрианты» Rusdeutsch-инфомационный портал российский немцев.

 


Дата публикации: 10.12.2013 21:19:11
1



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

Оренбургское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг.

Количественный состав оренбургского казачества и его роль в ведении войны против Японии в 1904-1905гг..

Читать

Судьба моей семьи

История страны, история родного края, история семьи - тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, поселков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю. Я думаю, что каждая семья - это часть истории нашей страны. Мне кажется, что жить без Родины  невозможно. Когда я думаю о  ней, я сразу представляю себе  семью, предков,  позволивших сохранить для нас  мир, в котором мы живем. .

Читать

Евпатий Коловрат

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Дети войны

Битва за Воронеж продолжалась 212 дней и по своему кровопролитию и продолжительности является одним из крупнейших сражений во Второй Мировой Войне..

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Живопись Феофана Грека

Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter