↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................
В Китае нашли следы пива возрастом 9000 лет
........................

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Сартасова О.Е.
Шадринский Государственный Педагогический институт, 4 курс

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным».

Это и является темой нашего исследования, в котором мы попытаемся рассказать о церковной благотворительности в этот не спокойный XVII век.

До нас изучением этой темы занимались Е.И. Холостова «Социальная работа» в ней она рассказывает об основных указал в сфере благотворительности; С.В. Тетерский «Введение в социальную работу», в ней ведется речь основных направлениях этой сферы; Кузьмин К. В. «История социальной работы за рубежом и в России» рассказывает нам об основных реформах Романовых.

Говоря, о XVII веке не стоит забывать и про царей, которые были до Романовых, ведь они тоже вели большую благотворительную деятельность, не смотря на все сложности.

Когда на престол вступил Борис Годунов обещал, что при нем не станнит ни сирот, ни бедных, ни кто не будет нуждаться. Он сказал, что рубаху последнюю отдаст, если она будет нужна народу. В скорее и правда наступили тяжелые времена . 1601 – 1603 гг. стали неурожайными, принести много мора и голода.

В таких тяжелых условиях церковно – монастырская благотворительность. Особенно сложная ситуация была в Москве с приходом на престол Василия Шуйского. В столице был голод, не из-за неурожая, а искусственно с помощью «хлебной» стачки торговцев. Цены были очень большими 9 рублей за четверть ржи. Хлеботорговцы начали покупать хлеб и ждали его поднятие цен. Василий Шуйский приказал продавать хлеб по установленной цене и назначил наказание за не послушание. Последовала ответная реакция на это, торговцы прекратили поставки хлеба из провинций. По Москве пошел слух, что все это происходит по тому, что царь не счастлив. Тогда в Успенском соборе было создано большое народное собрание, где выступил царь и патриарх Гермоген, призывая к любви и милосердию, просили не поднимать торговцев цены на хлеб.

Но традиция установленная веками была нарушена. Борьба государственной и церковных властей оказалась безуспешной против народной психологии. В таких условиях царь и патриарх попросили келаря Троице – Сергиева монастыря Авраама Палицына выслать несколько сотен четвертей ржи по 2 рубля на московский рынок, что и было сделано. Торговцы испугались, что на рынок пошли все запасы монастыря, считавшимися не исякаемыми. Через пару месяцев монастырь повторил эту акцию.

В первой половине XVII века получила большое развитие местная благотворительность, сосредоточенная в церковных приходах. Большую роль играла традиция избрания местных церковнослужащих в обязанности, которых входило собрание прихожан, что подтверждалось о решение Столовского Собора. Так же составлялись «подрядная запись», своего рода список обязанностей, туда также входили такие обязанности, как «безпеная» езда священника к «болящим и роженицам».

Большую роль на местах играли церковные старосты. В его введенье находилась церковная казна, он давал деньги в займы, собирал долги, помогал не имущим хлебом и деньгами. За все свои действия старосты должны были отчитываться перед всем миром « по всей правде перед Спасовом образом».

В итоге церковные приходы стали органами благотворительности. Так по «писцовым» книгам в XVIXVII веке почти при всех церквях были построены избы-богадельни, в городах строились еще и «скудельницы», для убитых и умерших без отпевания, также «Божьего дома», давший приют странникам и бедным. Ярким примером, является Тульский уезд в 80 годы XVI веке числилось 43 кельи с нищими при населении 2155 крестьян мужского пола; так же в Троицке – Сергеевой лавре на 5900 дворов приходилось 181 келья, получается, по одной на 33 двора.

Широко были распространены такие средства помощи, как выдача ссуд из церковной казны хлебом, деньгами, семенами, сеном и другим. Ссуды часто давались без роста и без записанной «кабалы», только под моральные обязанности вернуть долг, если это позволит сделать обстоятельства и хозяйства будет восстановлено, что превращало подобные ссуды в благотворительность.

Хорошо проявила себя и частная местная благотворительность. Наиболее известной стала Ульяна Устиновна Осорьина из нижегородской области. В.О. Ключеский писал о ней так: «Нищелюбие не позволило ей быть запасливой хозяйкой. Домовое продовольствие она рассчитывала только на год, раздавая остальным нуждающим. Бедный был для нее какой –то бездонной сберегательной книжкой, куда она с ненасыщаемым скопидомство все прятала да прятала свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы».

После окончание смутного времени начался новый этап призрение в государственных учреждениях с воцарением династии Романовых. С начало благотворительностью управлял Патриарший приказ, потом Монастырский, а с 1670 года появился Приказ о строительстве богаделен. Однако такие меры не означали появление устойчивой системы благотворительности, а были вызваны

Первый Романов – царь Михаил Федорович (1613-1645) – открыл сиротские дома и определил их в ведение Патриаршего приказа. Первым домом для сирот был, вероятно, новгородский, устроенный тогда еще архимандритом Никоном.

При Алексее Михайловиче, значительно усилилась центральная власть, укрепилось крепостное право. В своде гражданских законов «Кормчая книга» имеется статья об общественном призрении.

В 1670 г. действует приказ о строительстве богаделен. Это было вызвано не для решение осуществление системы общественного призрения, а для усиления благотворительной деятельности самого царя и его приближенных. Но в этот период уже проявляется необходимость перехода к системе общественного призрения, также начинает формироваться система общественного призрения, задачами которой являются милостыня нищим, но и предоставление работы трудоспособным, а позднее появилось наказание за тунеядство. Монастыри все также призревали нуждающихся, а уже на западе страны начинаются появляться обители, где монахини учили и лечили сирот, а также обучали рукоделию призреваемых. Со временем начали развиваться и церковно – государственные управленческие структуры.

Все больше узнавая о темпах развития призрения за рубежом, русское правительство стремилось все больше расширить государственную благотворительность. Федор Алексеевич в 1682 году издал указ, в котором говорилось о богоугодных заведениях. В нем говорилось отделить в Москве увечных людей от придворных нищих. «Здоровым лентяям дать работу». Совсем новой идей для нашего государства стало создание школ и заведений, где бы «нищенские дети, ребята и девки » могли получить подготовку к «разным наука и ремеслам». Это было очень важным началом ведь нищие дети получали не только пропитание и кров, а также профессиональную подготовку, возможно в дальнейшем нормальную трудовую жизнь.

Кроме церковно – монастырской благотворительности и государственной призрение широко распространяется и частная благотворительность. Они не только раздавали милостыню, устраивали обеды для бедных, но и часто жертвовали монастырям земли и деньги для строительства часовен, трапезных и так далее.

Так же при этом царе невиданных успехов достигла частная благотворительность. Наиболее известными благотворителями в этом период является: патриарх Никон, боярин А.С. Матвеев, князь Я.К. Черкасский, боярин Ф.М. Ртищев, граф А.Л. Ордин – Нащокин и другие.

Так Никону было поручено принимать просьбы от обиженных и угнетенных бедных и докладывать царю. Когда Никон был новгородским патриархом, построил четыре дома призрения, также посещал темницы и раздавал большие суммы денег бедным. Боярин А.С. Матвеев переписывал божественные книги, а полученные от этого средства жертвовал нищим. Князь Я.К. Черкасский построил на собственные средства больницу с церковью.

С приходом к власти царя Федора Алексеевича появляется ориентация на общеевропейский опыт в организации благотворительности.

В 1681 году состоялся церковный собор, на котором стояло два главных вопроса: о внутрицерковных делах и о борьбе с нищенством.

Большое внимание было уделено проблеме нищенства. Царь предлагал переписать всех нищих в Москве престарелых и немощных в больницах и содержать за казенный счет, а ленивых и здоровых отправлять на работу.

С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период совместного правление в 1682 г. при регентстве Софьи, были проведены мероприятия по искоренению нищенства и призрения стали актуальными.

Против призрения выступил Петр I. Около десятка его законодательных актов касались проблем нищенства и благотворительности. Самым суровым оказался его указ 30 ноября 1691 г. «ленивых прошаков», в котором говорилось о том, что бить батогами и кнутом, выгонять на место постоянного проживания, а возращавшихся к такому промыслу ссылали на каторгу в Сибирь.

Также преследовалась и частная благотворительность, особенно подача милостыни, назначался штраф от 5 до 10 рублей. Против такого гонения на традиционное русское общество милосердия выступали такие современники Петра I, как отец Авраамий, Иван Посошков и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительность в то время играла большую роль в развитие государства и многих сословий, а так же можно отметить, на это время приходится подъем частной благотворительности, которые в значительной степени показывает осознание людей важности такого дела и того как они могут быть милосердны.

 

 

Список литературы:

  1. Кузбмин К. В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России ( с древности и до начала 20 века): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2005. - 3 изд. - 624 с.

  2. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.- 4 изд.- 496с.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 5 изд. – 456с.


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:33:30
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Исторические и культурные памятники родного города

В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..

Читать

Образ Б.Н. Ельцина в томских периодических изданиях «эпохи перестройки»

Использование материала местных периодических изданий в научных работах приобретает всё более частый характер, что обусловлено всё более чётким исследовательским поиском, развитием краеведенья как одной из важных составляющих исторической науки, и наконец, методологией: контент и психоанализом. В данной статье автор попробует реконструировать образ первого президента РФ Б.Н. Ельцина на материале томских периодических изданий «эпохи перестройки». .

Читать

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .

Читать

Как Пушкин побывал на войне

Об Александре Сергеевиче Пушкине мы, кажется, знаем все. Как он влюблялся, как отправился в ссылку на юг, и как жил в ссылке в Михайловском, как он женился и как погиб на дуэли. .

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Бунтующие струны. Часть 2

Формирование гражданского общества в горбачесвкую эпоху на Средней Волге..

Читать

Русское православие в первые десятилетия советской власти (на примере епархий Среднего Поволжья)

В год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы все чаще обращаем свой взор на события начала XX века, на период масштабных, долгих и непрерывных гонений на Русскую Православную Церковь со стороны Советской власти. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter