↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Андреев Андрей
Автор: Андрей Андреев, 6 «б» класс МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов. г. Серов Свердловской области. Руководитель: Кириллова Людмила Афанасьевна, руководитель музея МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов.

Когда мне было 4 годи­ка, мама в первый раз привела меня на свой за­вод, в музей. Это было 9 мая. Тогда я запомнил иг­рушечные военные маши­ны, танки, «катюши», кото­рые мне понравились. И настоящие снаряды. Их можно было даже потро­гать руками.

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны.

Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта.

«Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени.

Вот большой стенд с фо­тографиями. На одной из них обычный мужчина, не­множко похожий на моего дедушку. Это токарь Павел Александрович Панафидин. Как сказала экскурсо­вод, Панафидин - легенда завода. В войну он работал сразу на пяти станках. 5 ав­густа 1943 года, когда наши войска освободили Орел и Белгород, Павел Александ­рович выполнил план на 1088 процентов!

Вот еще один снимок. На нем Николай Семенович Матросов. Он одним из пер­вых возглавил на заводе фронтовую бригаду. Эти бригады каждый месяц вы­полняли задания на 150— 160 процентов. Быть фрон­товой бригадой было почет­но. Ее члены торжественно давали клятву трудиться так же, как сражались бойцы на фронте. Рабочий день в бригаде начинался с сооб­щения о событиях на фрон­те. Потом бригадир ставил боевую задачу. Никто не уходил из цеха, пока не вы­полнил ее. Молодому бри­гадиру было всего 17.

Мы подошли к другому стенду. Здесь стоят макеты настоящих снарядов. Нам разрешили их потрогать. Ребята аккуратно по очере­ди поднимали снаряды. Какие тяжелые! Металл хо­лодный. Механический за­вод выпускал мины и сна­ряды (осколочные, фугас­ные, дымовые, снаряды для морской артиллерии), деталь «дно» для «катюш», авиационные цилиндры для штурмовиков... А на ящиках с боеприпасами, которые шли на фронт, ме­лом или углем писали: «Го­стинцы для фашистов», «Подарок Гитлеру», «Сред­ство для быстрого бега на Запад».

Многие мужчины в первые же дни войны ушли на фронт. А у станков своих от­цов и старших братьев за­менили мальчишки и девчонки 13-15 лет.

«Тяжелы вы, ящики с патронами,

Даже не смахнешь рукою пот.

А вагоны будто бы бездонные,

Сколько же в них все-таки войдет?

Поднималась зорька рваным знаменем,

Где-то бился с фрицем Сталинград.

Сдали мы на выдержку экзамены,

Армия небрившихся ребят».

На пожелтевшей черно-белой фотографии худень­кая девочка. А глаза - от­крытые, смелые. Катя Петухова, теперь Екатерина Михайловна Дрягина. Ей тогда было 13 лет. Ее вос­поминания о тех днях хра­нятся в музее. Вот что про­читала нам экскурсовод:

«Сутки учились, на вторые работа у станка. Никто не хныкал. Трудились не хуже взрослых. Кормили нас по тем временам неплохо: щи капустные да жиденькое картофельное пюре. Но есть все равно хотелось все­гда. Столько надо было иметь силы воли, чтобы сра­зу не съесть свою долю хле­ба. И мы придумали вот что. Иногда давали малюсень­кий кусочек масла. Тоню­сеньким слоем намазывали его на кусок черного хлеба. А потом, когда хлеб уже под­носили ко рту, зубы, не кусая, отодвигали масло дальше. И так хватало на другой кусо­чек. Вот нос все время и ощущал запах этого масла».

Что это рядом с фотогра­фией? Какие-то смешные ботинки. Оказывается, ре­бята носили эти деревян­ные колодки на брезенто­вых ботинках. Зимою они скользили по замерзшему полу цеха. Неудобно. Но ре­бята стояли в них у станков по 8-12 часов!

А вот еще одна старая фо­тография. Тамара Алексеев­на Леушина на завод пришла в 16 лет. Работала, как и все, без выходных. Лошади, на которых возили заготовки и готовые снаряды, не выдер­живали, падали. А девочки не сдавались. Они таскали на себе громадные железя­ки. Плакали, но терпели.

Мария Васильевна Исупова тоже пришла на завод в 16 лет. Начальник цеха ее сначала не взял. Сказал, что слишком маленькая. А она не отступала. Так и начала работать. Ящик к станку ставила, заготовку двумя руками закрепляла на станке. И стружка только летела! Уже после войны Мария Васильевна рассказывала: «Тяжело было, уставали страшно. И только об одном мечталось – хлеба досыта поесть».

После 24 августа все воскресные дни на производстве были объявлены рабочими. Все 4 долгих года без выходных и отпуска. Часто подростки просто падали у станков от непосильной работы. Спали тут же у станка, на ветоши, часа три. И – снова на работу.

«На войне детей не было», - сказала нам экс­курсовод.

- А ты бы так смог? - спро­сил я у своего друга Влада Михеева. Владик ничего не ответил.

Ребятам маленького рос­та подставляли ящики. Что это за мальчик у станка на пожелтевшей фотографии? Сегодня об этом никто не знает. Но этот снимок уже давно стал символом геро­ического труда всех мальчи­шек военной поры.

«Заокном опять команды слышим,

Рвет «ура» ребячье тишину.

Вспомним поколение мальчишек,

Так и не игравшее в войну.

До игры ли, если детство было

Взято непридуманной войной,

Гулом обескровленного тыла.

В стороне голодной да стальной.

Помните, что это поколенье

Часто недосматривало сны,

Потому что в этом поколенье

Все почти участники войны».

И вот наступил День По­беды! Представляю, как радовались люди! Все об­нимаются, целуются, кто плачет, кто танцует. Мужчи­ны кепки вверх кидают. В этот день впервые за всю войну никто не работал.

Мальчики и девочки, чуть старше нас, выстояли, побе­дили. Многие из них еще не получили паспорт. Но на груди у многих сверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг.».

За годы войны Серовский механический завод ни разу не сорвал государ­ственный план. Я горжусь, что сегодня на этом заводе работает моя мама!

 


Дата публикации: 19.11.2013
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Зверства фашистов во время оккупации г.Ставрополя

Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .

Читать

Южное Зауралье в годы Первой мировой войны

Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..

Читать

345-летие первого русского боевого корабля «Орел»

Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. «Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской...», - который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

Читать

История развития российской денежной системы с древнейших времен до 1917 года

С древних времен для покупки и продажи товаров использовались различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури, кожаные деньги и пушнина. Изучение отечественной денежной системы дает возможность раскрыть многие пробелы в истории, определить хронологию событий, восстановить данные политики, экономики, культуры..

Читать

История одной награды

Как-то после очередного парада, посвящённого Дню Победы, мы с дедом вернулись домой. Дедушка Абдурешит в своём парадном костюме выглядел молодцом. Ордена и медали говорили сами за себя: в лихие годы войны он с честью выполнил свой долг перед Родиной, внёс свой достойный вклад в дело разгрома фашистской нечисти. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter