Раздел: История России Автор: Андреев Андрей Автор: Андрей Андреев, 6 «б» класс МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов. г. Серов Свердловской области. Руководитель: Кириллова Людмила Афанасьевна, руководитель музея МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов.
Когда мне было 4 годика, мама в первый раз привела меня на свой завод, в музей. Это было 9 мая. Тогда я запомнил игрушечные военные машины, танки, «катюши», которые мне понравились. И настоящие снаряды. Их можно было даже потрогать руками.
И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ребятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны.
Оказывается, в войну завод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем делали боеприпасы и другую продукцию для фронта.
«Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени.
Вот большой стенд с фотографиями. На одной из них обычный мужчина, немножко похожий на моего дедушку. Это токарь Павел Александрович Панафидин. Как сказала экскурсовод, Панафидин - легенда завода. В войну он работал сразу на пяти станках. 5 августа 1943 года, когда наши войска освободили Орел и Белгород, Павел Александрович выполнил план на 1088 процентов!
Вот еще один снимок. На нем Николай Семенович Матросов. Он одним из первых возглавил на заводе фронтовую бригаду. Эти бригады каждый месяц выполняли задания на 150— 160 процентов. Быть фронтовой бригадой было почетно. Ее члены торжественно давали клятву трудиться так же, как сражались бойцы на фронте. Рабочий день в бригаде начинался с сообщения о событиях на фронте. Потом бригадир ставил боевую задачу. Никто не уходил из цеха, пока не выполнил ее. Молодому бригадиру было всего 17.
Мы подошли к другому стенду. Здесь стоят макеты настоящих снарядов. Нам разрешили их потрогать. Ребята аккуратно по очереди поднимали снаряды. Какие тяжелые! Металл холодный. Механический завод выпускал мины и снаряды (осколочные, фугасные, дымовые, снаряды для морской артиллерии), деталь «дно» для «катюш», авиационные цилиндры для штурмовиков... А на ящиках с боеприпасами, которые шли на фронт, мелом или углем писали: «Гостинцы для фашистов», «Подарок Гитлеру», «Средство для быстрого бега на Запад».
Многие мужчины в первые же дни войны ушли на фронт. А у станков своих отцов и старших братьев заменили мальчишки и девчонки 13-15 лет.
«Тяжелы вы, ящики с патронами,
Даже не смахнешь рукою пот.
А вагоны будто бы бездонные,
Сколько же в них все-таки войдет?
Поднималась зорька рваным знаменем,
Где-то бился с фрицем Сталинград.
Сдали мы на выдержку экзамены,
Армия небрившихся ребят».
На пожелтевшей черно-белой фотографии худенькая девочка. А глаза - открытые, смелые. Катя Петухова, теперь Екатерина Михайловна Дрягина. Ей тогда было 13 лет. Ее воспоминания о тех днях хранятся в музее. Вот что прочитала нам экскурсовод:
«Сутки учились, на вторые работа у станка. Никто не хныкал. Трудились не хуже взрослых. Кормили нас по тем временам неплохо: щи капустные да жиденькое картофельное пюре. Но есть все равно хотелось всегда. Столько надо было иметь силы воли, чтобы сразу не съесть свою долю хлеба. И мы придумали вот что. Иногда давали малюсенький кусочек масла. Тонюсеньким слоем намазывали его на кусок черного хлеба. А потом, когда хлеб уже подносили ко рту, зубы, не кусая, отодвигали масло дальше. И так хватало на другой кусочек. Вот нос все время и ощущал запах этого масла».
Что это рядом с фотографией? Какие-то смешные ботинки. Оказывается, ребята носили эти деревянные колодки на брезентовых ботинках. Зимою они скользили по замерзшему полу цеха. Неудобно. Но ребята стояли в них у станков по 8-12 часов!
А вот еще одна старая фотография. Тамара Алексеевна Леушина на завод пришла в 16 лет. Работала, как и все, без выходных. Лошади, на которых возили заготовки и готовые снаряды, не выдерживали, падали. А девочки не сдавались. Они таскали на себе громадные железяки. Плакали, но терпели.
Мария Васильевна Исупова тоже пришла на завод в 16 лет. Начальник цеха ее сначала не взял. Сказал, что слишком маленькая. А она не отступала. Так и начала работать. Ящик к станку ставила, заготовку двумя руками закрепляла на станке. И стружка только летела! Уже после войны Мария Васильевна рассказывала: «Тяжело было, уставали страшно. И только об одном мечталось – хлеба досыта поесть».
После 24 августа все воскресные дни на производстве были объявлены рабочими. Все 4 долгих года без выходных и отпуска. Часто подростки просто падали у станков от непосильной работы. Спали тут же у станка, на ветоши, часа три. И – снова на работу.
«На войне детей не было», - сказала нам экскурсовод.
- А ты бы так смог? - спросил я у своего друга Влада Михеева. Владик ничего не ответил.
Ребятам маленького роста подставляли ящики. Что это за мальчик у станка на пожелтевшей фотографии? Сегодня об этом никто не знает. Но этот снимок уже давно стал символом героического труда всех мальчишек военной поры.
«За окном опять команды слышим,
Рвет «ура» ребячье тишину.
Вспомним поколение мальчишек,
Так и не игравшее в войну.
До игры ли, если детство было
Взято непридуманной войной,
Гулом обескровленного тыла.
В стороне голодной да стальной.
Помните, что это поколенье
Часто недосматривало сны,
Потому что в этом поколенье
Все почти участники войны».
И вот наступил День Победы! Представляю, как радовались люди! Все обнимаются, целуются, кто плачет, кто танцует. Мужчины кепки вверх кидают. В этот день впервые за всю войну никто не работал.
Мальчики и девочки, чуть старше нас, выстояли, победили. Многие из них еще не получили паспорт. Но на груди у многих сверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За годы войны Серовский механический завод ни разу не сорвал государственный план. Я горжусь, что сегодня на этом заводе работает моя мама!
Раздел: История России Дата публикации: 19.11.2013 19:10:06
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..
Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..
Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.
Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .
Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми её героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой Великой Отечественной Войны?.
Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..
Мы как-то привыкли считать днём окончания Большой войны 9 мая. В отношении Великой Отечественной против немецких фашистов – это верно. Однако и после 9 мая Вторая мировая продолжалась. И принимали в ней участие офицеры и солдаты воинских формирований на Дальнем Востоке нашей страны. Бои против японцев были скоротечны, но жестоки. Несмотря на очевидность поражения, Япония не собиралась сдаваться и возвращать захваченные территории. СССР, верный своим обязательствам со странами антигитлеровской коалиции, в августе официально вступил в войну на Дальнем Востоке. .
Церковная и частная благотворительность в России XVII веке
Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..
Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..
Становление Русского государства по археологическим данным
Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..