Раздел: История России Автор: Андреев Андрей Автор: Андрей Андреев, 6 «б» класс МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов. г. Серов Свердловской области. Руководитель: Кириллова Людмила Афанасьевна, руководитель музея МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов.
Когда мне было 4 годика, мама в первый раз привела меня на свой завод, в музей. Это было 9 мая. Тогда я запомнил игрушечные военные машины, танки, «катюши», которые мне понравились. И настоящие снаряды. Их можно было даже потрогать руками.
И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ребятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны.
Оказывается, в войну завод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем делали боеприпасы и другую продукцию для фронта.
«Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени.
Вот большой стенд с фотографиями. На одной из них обычный мужчина, немножко похожий на моего дедушку. Это токарь Павел Александрович Панафидин. Как сказала экскурсовод, Панафидин - легенда завода. В войну он работал сразу на пяти станках. 5 августа 1943 года, когда наши войска освободили Орел и Белгород, Павел Александрович выполнил план на 1088 процентов!
Вот еще один снимок. На нем Николай Семенович Матросов. Он одним из первых возглавил на заводе фронтовую бригаду. Эти бригады каждый месяц выполняли задания на 150— 160 процентов. Быть фронтовой бригадой было почетно. Ее члены торжественно давали клятву трудиться так же, как сражались бойцы на фронте. Рабочий день в бригаде начинался с сообщения о событиях на фронте. Потом бригадир ставил боевую задачу. Никто не уходил из цеха, пока не выполнил ее. Молодому бригадиру было всего 17.
Мы подошли к другому стенду. Здесь стоят макеты настоящих снарядов. Нам разрешили их потрогать. Ребята аккуратно по очереди поднимали снаряды. Какие тяжелые! Металл холодный. Механический завод выпускал мины и снаряды (осколочные, фугасные, дымовые, снаряды для морской артиллерии), деталь «дно» для «катюш», авиационные цилиндры для штурмовиков... А на ящиках с боеприпасами, которые шли на фронт, мелом или углем писали: «Гостинцы для фашистов», «Подарок Гитлеру», «Средство для быстрого бега на Запад».
Многие мужчины в первые же дни войны ушли на фронт. А у станков своих отцов и старших братьев заменили мальчишки и девчонки 13-15 лет.
«Тяжелы вы, ящики с патронами,
Даже не смахнешь рукою пот.
А вагоны будто бы бездонные,
Сколько же в них все-таки войдет?
Поднималась зорька рваным знаменем,
Где-то бился с фрицем Сталинград.
Сдали мы на выдержку экзамены,
Армия небрившихся ребят».
На пожелтевшей черно-белой фотографии худенькая девочка. А глаза - открытые, смелые. Катя Петухова, теперь Екатерина Михайловна Дрягина. Ей тогда было 13 лет. Ее воспоминания о тех днях хранятся в музее. Вот что прочитала нам экскурсовод:
«Сутки учились, на вторые работа у станка. Никто не хныкал. Трудились не хуже взрослых. Кормили нас по тем временам неплохо: щи капустные да жиденькое картофельное пюре. Но есть все равно хотелось всегда. Столько надо было иметь силы воли, чтобы сразу не съесть свою долю хлеба. И мы придумали вот что. Иногда давали малюсенький кусочек масла. Тонюсеньким слоем намазывали его на кусок черного хлеба. А потом, когда хлеб уже подносили ко рту, зубы, не кусая, отодвигали масло дальше. И так хватало на другой кусочек. Вот нос все время и ощущал запах этого масла».
Что это рядом с фотографией? Какие-то смешные ботинки. Оказывается, ребята носили эти деревянные колодки на брезентовых ботинках. Зимою они скользили по замерзшему полу цеха. Неудобно. Но ребята стояли в них у станков по 8-12 часов!
А вот еще одна старая фотография. Тамара Алексеевна Леушина на завод пришла в 16 лет. Работала, как и все, без выходных. Лошади, на которых возили заготовки и готовые снаряды, не выдерживали, падали. А девочки не сдавались. Они таскали на себе громадные железяки. Плакали, но терпели.
Мария Васильевна Исупова тоже пришла на завод в 16 лет. Начальник цеха ее сначала не взял. Сказал, что слишком маленькая. А она не отступала. Так и начала работать. Ящик к станку ставила, заготовку двумя руками закрепляла на станке. И стружка только летела! Уже после войны Мария Васильевна рассказывала: «Тяжело было, уставали страшно. И только об одном мечталось – хлеба досыта поесть».
После 24 августа все воскресные дни на производстве были объявлены рабочими. Все 4 долгих года без выходных и отпуска. Часто подростки просто падали у станков от непосильной работы. Спали тут же у станка, на ветоши, часа три. И – снова на работу.
«На войне детей не было», - сказала нам экскурсовод.
- А ты бы так смог? - спросил я у своего друга Влада Михеева. Владик ничего не ответил.
Ребятам маленького роста подставляли ящики. Что это за мальчик у станка на пожелтевшей фотографии? Сегодня об этом никто не знает. Но этот снимок уже давно стал символом героического труда всех мальчишек военной поры.
«За окном опять команды слышим,
Рвет «ура» ребячье тишину.
Вспомним поколение мальчишек,
Так и не игравшее в войну.
До игры ли, если детство было
Взято непридуманной войной,
Гулом обескровленного тыла.
В стороне голодной да стальной.
Помните, что это поколенье
Часто недосматривало сны,
Потому что в этом поколенье
Все почти участники войны».
И вот наступил День Победы! Представляю, как радовались люди! Все обнимаются, целуются, кто плачет, кто танцует. Мужчины кепки вверх кидают. В этот день впервые за всю войну никто не работал.
Мальчики и девочки, чуть старше нас, выстояли, победили. Многие из них еще не получили паспорт. Но на груди у многих сверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За годы войны Серовский механический завод ни разу не сорвал государственный план. Я горжусь, что сегодня на этом заводе работает моя мама!
Раздел: История России Дата публикации: 19.11.2013 19:10:06
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость
Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..
История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы
Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .
О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков..
Исторический очерк о Тобольской Духовной семинарии (1701-1808 гг.)
Тобольская Духовная семинария, как старейшее учебное заведение Западной Сибири с более чем трехсотлетней историей заслуживает иметь свою собственную написанную историю. Этот нелегкий труд, по написанию исторического очерка о семинарии, взял на себя выпускник и преподаватель ТДС – диакон Прахт Дмитрий Викторович..
В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место. Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения. .
Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны
Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..
Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .
Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .
Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..
Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи
В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .