↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................
Канадский подросток нашел останки динозавра возрастом 69 миллионов лет
........................
Древнегреческий храм нашли на острове в Черном море
........................
Климат стал причиной исчезновения древних людей
........................

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Антонов Александр
2 курс, кафедра истории Древней Греции и Рима, СПбГУ

 

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. Со временем власть боспорских царей распространилась и на территорию Восточной Меотиды (современного Восточного Приазовья; в древности Азовское море называлось Меотийским озером).

Царство существовало почти тысячелетие, образовавшись в 480 году до н.э. (год вторжения персидского царя Ксеркса в Грецию) из ряда разрозненных греческих полисов-колоний, и закончило свои дни в IV в. н.э., пав под натиском бесчисленных орд гуннов, против которых не имело ни малейшего шанса выстоять.

В историографии Бопорское царство традиционно считается примером греко-варварского государства, в котором осуществилось слияние греческого и местных скифо-сарматских этносов – греки и варвары жили в одном государстве, пользовались равными правами, вступали друг с другом в браки, воспринимали друг у друга элементы культуры. И для изучения греко-варварских контактов первым делом нужно будет ответить на вопрос – какие же народы жили на территории Боспорского царства?

Греки, преимущественно переселенцы из малоазиатской Ионии, прибыли на территорию Керченского и Таманского полуостровов в VI в. до н.э., когда эти территории были слабо заселены [1]. В это время скифы ещё не пришли в эти земли - они кочевали в степях Северного Кавказа, бывших для них плацдармом для набегов за Кавказ, в Малую и Переднюю Азию [2]. До греков на этих территория проживали таинственные кочевые племена киммерийцев, оставившие нам в боспорской топонимике некоторые свои названия (например, названия городов Тиритака и Крокондама) и каменные стелы-истуканы, стоявшие на вершинах курганов. Киммерийцы были согнаны с мест своего обитания нашествием скифов, которые пошли дальше на юг, гоня перед собой киммерийцев. По этой причине земли, где греческие колонисты основали свои колонии, пустовали в тот момент.

Но, тем не менее, земли вокруг не были пустыней. Восточные районы Таманского полуострова и район современного Новороссийска были заселены племенем синдов, отличавшихся от греков широким лицом – они, возможно, были индо-арийцами, близкими по происхождению к древнейшим индоевропейцам. Синды были земледельцами и были уже достаточно развитым народом – их вожди охотно скупали у греков изделия их ремесла, которые затем помещались в курганы.

Постепенно синдская знать усвоила греческую культуру, а земли синдов – Синдика, вошли в состав Боспорского царства в V в. до н.э. В Прикубанье и Восточном Приазовье проживали родственные синдам кочевые меотские племена. Древнеримский географ Страбон даже считал синдов одним из племён меотов (Страбон, XI, 2, 2). Хотя при этом синды и меоты имели некоторые антропологические различия. Земли меотов также вошли в состав Боспора, примерно в то же время, что и Синдика. 

Эти народы играли большую роль в истории Боспорского царства – их много проживало в городах Азиатского Боспора, где они составляли треть населения [3] – а ведь города были как правило местом, где проживали преимущественно греки. В городах часто находят захоронения синдских дружинников, в вооружение которых входил полный набор оружия – меч, копьё и лук со стрелами. Эти захоронения относятся к V в. до н.э., когда синдские крестьяне-общинники были в условиях первобытно-общинной военной демократии свободны, когда каждый свободный общинник был воином. И часто обладавшие оружием общинники нанимались на службу к царю Боспора. Но уже в IV в. до н.э. синдская знать, усвоившая греческий образ жизни, а в месте с ней и привычку к роскоши, закабалила своих крестьян, и дружинников было уже не из кого вербовать [4].

Меоты же оказались меньше затронуты влиянием греческой культуры. Часть из них жила на берегах реки Кубани, и занималась земледелием, часть кочевала в степях Приазовья.

Синды и меоты также сильно повлияли на антропологический облик греков – например, греческое население города Фанагории в результате смешения с местными племенами восприняло синдский широколицый антропологический тип, настолько, что греческий антропологический тип даже не прослеживается [5].

На территории Европейского Боспора – на Керченском полуострове, в VI в. до н.э., когда греки-ионийцы основали свои колонии, проживал немногочисленный загадочный народ, оставивший после себя погребения в виде каменных ящиков, обложенных вокруг камнями. Они жили в немногих местах, преимущественно на побережье – на юге Керченского полуострова, и на севере – в районе Казантипского залива, где был основной центр их проживания. Кем они были – трудно установить, но результаты антропологической экспертизы говорят о том, что этот народ был родственен как и синдам, так и таврам – дикому населению горного Крыма, являясь промежуточным звеном между ними [6].

В IV в. до н.э. в Европейском Боспоре появляются скифы. Это были скифы, селившиеся в глубине Керченского полуострова и занимавшиеся земледелием. Надо сказать, что скифы играли меньшую роль в истории Боспора, чем синды и меоты. Их было меньше, чем синдов или меотов.
Скифы-земледельцы были быстро покорены боспорскими царями, которые из числа скифов часто набирали ополчение – например в войске царя Сатира II (310—309 гг. до н.э.) во время междоусобной борьбы с его братьями было 20 тысяч скифов-ополченцев [7]. Со временем цари ограничили свободу скифского населения – в III-II вв. до н.э. скифы были переселены в укреплённые поселения наподобие феодальных усадеб, где вели жизнь крепостных крестьян. Но это что касается рядовых скифов-общинников. А ведь были ещё и знатные скифы, которые селились в боспорских городах, возле которых сооружали свои курганы.

Ближе к рубежу эр на Боспоре произошли серьёзные перемены. Сначала восстание закабалённых скифов и рабов под предводительством Савмака в 108-107 гг. до н.э., затем набеги из района Перекопского перешейка кочевого племени сатархов в 80-х гг. до н.э. привели к тому, что Европейский Боспор почти обезлюдел. Но затем эти земли были заселены в конце I в. до н.э. царём Асандром, основателем новой династии царей Боспора, который правил вслед за царём Митридатом Великим и его сыном Фарнаком. Асандр поселил на пустующих землях наёмников, 36-ти тысячное войско которых в своё время нанял Митридат для финальной борьбы с Римом – это войско он разделил на когорты по римскому образцу. Основную массу этих наёмников составляли малоазиатские греки. Они служили Митридату и Фарнаку в их войнах, а царь Асандр после завершения всех войн дал этим наёмникам во владение землю, в обмен на службу в войске и несение сторожевой службы. Эти наёмники осели не землю, обзавелись семьями, и с тех пор их потомки жили на этих землях – Европейский Боспор стал почти полностью греческим [8]. Хотя вследствие того что эти греки смешались с остатками местного населения, и даже переняли ряд погребальных обычаев местных племён (покрытие дна могил морским песком с ракушками) их уже нельзя было назвать греками в полном смысле этого слова. Это были уже боспоряне – субэтнос греческого этноса.

Вот какие этнические процессы проходили в Боспорском царстве в период до новой эры. Напоследок следует отметить, что местные, варварские народы проживали в основном на периферии, в сельской местности. Города же, и прилегавшая к ним земледельческая округа (хора) на протяжении всей истории были центрами греческой культуры, где проживали греки, которых в городах всегда было больше чем варваров.

1. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э./ М, 1981. С. 21.
2. Т. М. Кузнецова. Греко-скифские отношения в период архаики// Античная цивилизация и варварский мир/ Новочеркасск, 1992. С.19.
3. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.35.
4. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.34.
5. Герасимова М.М. Население античной Фанагории по палеоантропологическим данным// КСИА. 1976, 145. С. 110-112.
6. Масленников А.А. Этническая принадлежность погребений в каменных ящиках Восточного Крыма// КСИА. 1976, 145. С.21.
7. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С. 43.
8. Масленников А.А. К истории населения хоры Европейского Боспора в I в. до н.э.//Советская археология. 1980, №4. С. 69-70.

Боспорское царство Города Боспорского царства Киммерийские стеллы Скульптура - голова синда Этническая карта Боспора в VI-V вв. до н.э. Этническая карта Боспора в IV вв. до н.э. Этническая карта Боспора в III-II вв. до н.э.


Дата публикации: 13.11.2013
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

ПРОБЛЕМА САРМАТИЗАЦИИ БОСПОРА

В истории Боспорского царства первых веков нашей эры (I-IV вв. н.э.) ключевую роль играет проблема сарматизации. В отечественной античной историографии историографии была сильна позиция, согласно которой, в этот период произошёл большой наплыв сарматских племён на Боспор, в результате чего большинство населения царства стали составлять сарматы, и сарматская культура стала преобладать в государстве над греческой. Эта гипотеза была сформулирована виднейшим российским антиковедом М.И. Ростовцевым в начале XX вв. .

Читать

История города Улисс: как город перенесли в другое место

Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.

Читать

Пухом и прахом. История Пыльного котла: как природа мстит людям

Статья расскажет о том, как сильно песчаные бури в 20-м веке повлияли на резкое падение курса акций, как это повлияло на создание сухого закона, а также какие последствия были после нанесения ущерба "Пыльного котла". .

Читать

Происхождение скифов.

Существует несколько теорий происхождения скифов. Их анализу и посвящена данная статья.

Читать

Беседа Генриха и Елизаветы Тюдор

В комнате было светло: камин гостеприимно освещал помещение, создавая особую атмосферу, успокаивая глаз. Я здесь была раньше. Маленькой девочкой, в ожидании встречи с отцом. А теперь что я тут делала? Мой отец умер много лет назад, а я уже пять лет как правлю любимой Англией. Мой взгляд привлек портрет на стене. Красивая женщина с черным пронзительным взглядом смотрела на меня. Моя мать. Бедняжка Анна Болейн. Я вздохнула, и тут дверь открылась. Словно облако, легкое и едва заметное в комнату проник отец. Генрих VIII. Я присела в глубоком реверансе перед ним, склонив голову. .

Читать

Рождественская звезда

Однажды римский император Август издал указ о переписи жителей Римской империи, частью которой была Палестина – родина праведного Иосифа и Девы Марии. Отправившись на перепись, Иосиф взял с собой Марию. И когда они пришли в Вифлеем, у Марии родился сын. .

Читать

Кровавый путь известных женщин

Как часто мы слышим, что мир жесток. Возникают вопросы «что порождает жестокость?», «почему есть люди милосердные и жестокие?». Жестокость является морально-психологической чертой личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Крайней мерой жестокости является наказание за самые безобидные проступки. Жестокое отношение к людям – это девиантный инстинкт самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания. Жестокость противоположна жалости. .

Читать

Общественное устройство скифского государства.

Общественное устройство скифского государства.

Читать

Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны

Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter