↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................
Дуэль в Российской империи
........................

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Антонов Александр
2 курс, кафедра истории Древней Греции и Рима, СПбГУ

 

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. Со временем власть боспорских царей распространилась и на территорию Восточной Меотиды (современного Восточного Приазовья; в древности Азовское море называлось Меотийским озером).

Царство существовало почти тысячелетие, образовавшись в 480 году до н.э. (год вторжения персидского царя Ксеркса в Грецию) из ряда разрозненных греческих полисов-колоний, и закончило свои дни в IV в. н.э., пав под натиском бесчисленных орд гуннов, против которых не имело ни малейшего шанса выстоять.

В историографии Бопорское царство традиционно считается примером греко-варварского государства, в котором осуществилось слияние греческого и местных скифо-сарматских этносов – греки и варвары жили в одном государстве, пользовались равными правами, вступали друг с другом в браки, воспринимали друг у друга элементы культуры. И для изучения греко-варварских контактов первым делом нужно будет ответить на вопрос – какие же народы жили на территории Боспорского царства?

Греки, преимущественно переселенцы из малоазиатской Ионии, прибыли на территорию Керченского и Таманского полуостровов в VI в. до н.э., когда эти территории были слабо заселены [1]. В это время скифы ещё не пришли в эти земли - они кочевали в степях Северного Кавказа, бывших для них плацдармом для набегов за Кавказ, в Малую и Переднюю Азию [2]. До греков на этих территория проживали таинственные кочевые племена киммерийцев, оставившие нам в боспорской топонимике некоторые свои названия (например, названия городов Тиритака и Крокондама) и каменные стелы-истуканы, стоявшие на вершинах курганов. Киммерийцы были согнаны с мест своего обитания нашествием скифов, которые пошли дальше на юг, гоня перед собой киммерийцев. По этой причине земли, где греческие колонисты основали свои колонии, пустовали в тот момент.

Но, тем не менее, земли вокруг не были пустыней. Восточные районы Таманского полуострова и район современного Новороссийска были заселены племенем синдов, отличавшихся от греков широким лицом – они, возможно, были индо-арийцами, близкими по происхождению к древнейшим индоевропейцам. Синды были земледельцами и были уже достаточно развитым народом – их вожди охотно скупали у греков изделия их ремесла, которые затем помещались в курганы.

Постепенно синдская знать усвоила греческую культуру, а земли синдов – Синдика, вошли в состав Боспорского царства в V в. до н.э. В Прикубанье и Восточном Приазовье проживали родственные синдам кочевые меотские племена. Древнеримский географ Страбон даже считал синдов одним из племён меотов (Страбон, XI, 2, 2). Хотя при этом синды и меоты имели некоторые антропологические различия. Земли меотов также вошли в состав Боспора, примерно в то же время, что и Синдика. 

Эти народы играли большую роль в истории Боспорского царства – их много проживало в городах Азиатского Боспора, где они составляли треть населения [3] – а ведь города были как правило местом, где проживали преимущественно греки. В городах часто находят захоронения синдских дружинников, в вооружение которых входил полный набор оружия – меч, копьё и лук со стрелами. Эти захоронения относятся к V в. до н.э., когда синдские крестьяне-общинники были в условиях первобытно-общинной военной демократии свободны, когда каждый свободный общинник был воином. И часто обладавшие оружием общинники нанимались на службу к царю Боспора. Но уже в IV в. до н.э. синдская знать, усвоившая греческий образ жизни, а в месте с ней и привычку к роскоши, закабалила своих крестьян, и дружинников было уже не из кого вербовать [4].

Меоты же оказались меньше затронуты влиянием греческой культуры. Часть из них жила на берегах реки Кубани, и занималась земледелием, часть кочевала в степях Приазовья.

Синды и меоты также сильно повлияли на антропологический облик греков – например, греческое население города Фанагории в результате смешения с местными племенами восприняло синдский широколицый антропологический тип, настолько, что греческий антропологический тип даже не прослеживается [5].

На территории Европейского Боспора – на Керченском полуострове, в VI в. до н.э., когда греки-ионийцы основали свои колонии, проживал немногочисленный загадочный народ, оставивший после себя погребения в виде каменных ящиков, обложенных вокруг камнями. Они жили в немногих местах, преимущественно на побережье – на юге Керченского полуострова, и на севере – в районе Казантипского залива, где был основной центр их проживания. Кем они были – трудно установить, но результаты антропологической экспертизы говорят о том, что этот народ был родственен как и синдам, так и таврам – дикому населению горного Крыма, являясь промежуточным звеном между ними [6].

В IV в. до н.э. в Европейском Боспоре появляются скифы. Это были скифы, селившиеся в глубине Керченского полуострова и занимавшиеся земледелием. Надо сказать, что скифы играли меньшую роль в истории Боспора, чем синды и меоты. Их было меньше, чем синдов или меотов.
Скифы-земледельцы были быстро покорены боспорскими царями, которые из числа скифов часто набирали ополчение – например в войске царя Сатира II (310—309 гг. до н.э.) во время междоусобной борьбы с его братьями было 20 тысяч скифов-ополченцев [7]. Со временем цари ограничили свободу скифского населения – в III-II вв. до н.э. скифы были переселены в укреплённые поселения наподобие феодальных усадеб, где вели жизнь крепостных крестьян. Но это что касается рядовых скифов-общинников. А ведь были ещё и знатные скифы, которые селились в боспорских городах, возле которых сооружали свои курганы.

Ближе к рубежу эр на Боспоре произошли серьёзные перемены. Сначала восстание закабалённых скифов и рабов под предводительством Савмака в 108-107 гг. до н.э., затем набеги из района Перекопского перешейка кочевого племени сатархов в 80-х гг. до н.э. привели к тому, что Европейский Боспор почти обезлюдел. Но затем эти земли были заселены в конце I в. до н.э. царём Асандром, основателем новой династии царей Боспора, который правил вслед за царём Митридатом Великим и его сыном Фарнаком. Асандр поселил на пустующих землях наёмников, 36-ти тысячное войско которых в своё время нанял Митридат для финальной борьбы с Римом – это войско он разделил на когорты по римскому образцу. Основную массу этих наёмников составляли малоазиатские греки. Они служили Митридату и Фарнаку в их войнах, а царь Асандр после завершения всех войн дал этим наёмникам во владение землю, в обмен на службу в войске и несение сторожевой службы. Эти наёмники осели не землю, обзавелись семьями, и с тех пор их потомки жили на этих землях – Европейский Боспор стал почти полностью греческим [8]. Хотя вследствие того что эти греки смешались с остатками местного населения, и даже переняли ряд погребальных обычаев местных племён (покрытие дна могил морским песком с ракушками) их уже нельзя было назвать греками в полном смысле этого слова. Это были уже боспоряне – субэтнос греческого этноса.

Вот какие этнические процессы проходили в Боспорском царстве в период до новой эры. Напоследок следует отметить, что местные, варварские народы проживали в основном на периферии, в сельской местности. Города же, и прилегавшая к ним земледельческая округа (хора) на протяжении всей истории были центрами греческой культуры, где проживали греки, которых в городах всегда было больше чем варваров.

1. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э./ М, 1981. С. 21.
2. Т. М. Кузнецова. Греко-скифские отношения в период архаики// Античная цивилизация и варварский мир/ Новочеркасск, 1992. С.19.
3. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.35.
4. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.34.
5. Герасимова М.М. Население античной Фанагории по палеоантропологическим данным// КСИА. 1976, 145. С. 110-112.
6. Масленников А.А. Этническая принадлежность погребений в каменных ящиках Восточного Крыма// КСИА. 1976, 145. С.21.
7. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С. 43.
8. Масленников А.А. К истории населения хоры Европейского Боспора в I в. до н.э.//Советская археология. 1980, №4. С. 69-70.

Боспорское царство Города Боспорского царства Киммерийские стеллы Скульптура - голова синда Этническая карта Боспора в VI-V вв. до н.э. Этническая карта Боспора в IV вв. до н.э. Этническая карта Боспора в III-II вв. до н.э.


Дата публикации: 13.11.2013
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений

Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .

Читать

Потоп и Великий Голод 1314-1317 годов в Англии

Дождь шел почти непрерывно все лето и осень 1314 года, а затем большую часть 1315 и 1316 годов. Посевы гнили в земле, а скот тонул или умирал от голода. Запасы продовольствия истощились, цены взлетели. .

Читать

Рождественская звезда

Однажды римский император Август издал указ о переписи жителей Римской империи, частью которой была Палестина – родина праведного Иосифа и Девы Марии. Отправившись на перепись, Иосиф взял с собой Марию. И когда они пришли в Вифлеем, у Марии родился сын. .

Читать

Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами

В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.

Читать

Ялмар Шахт - один из оправданных на Нюрнбергском процессе

Советские судьи считали, что Шахт заслуживает пожизненного заключения. Член трибунала от СССР И. Т. Никитченко заявил о своем несогласии с оправданием Шахта, аргументировав свое расхождение с другими судьями в Особом мнении, которое было приобщено к приговору.

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Кассиодор. Взгляды на воспитание и образование.

Статья по истории педагогике. Рассматриваются взгляды Кассиодора на воспитание и образование..

Читать

Отрицательное влияние капиталистических отношений на духовную сферу общества

Ни для кого не секрет, что человек существо не только биологическое, но и социальное. Для людей духовные блага значат не меньше, а то и больше, чем материальные. Любая социально - экономическая система влияет на духовную сферу жизнедеятельности людей. Это влияние одновременно имеет и положительную и отрицательную стороны. Оно может быть непосредственное или опосредованное..

Читать

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. .

Читать

Ялмар Шахт в оценках современников

Редко кто так презирает людей, так третирует их, так верит в то, что сила денег ломит не только солому, но и человека, как нынешний финансовый диктатор Германии Ялмар Шахт.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter