↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................
Под Красноярском нашли метровый бивень мамонта
........................
В Хорватии нашли редкий древнегреческий шлем
........................
Мумия овцы «рассказала» о древнем животноводстве
........................

Экспонаты школьного музея рассказывают

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Федоренко Никита Витальевич

Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятник, это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

 

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

 

Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

 

Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. 

В истории нашей страны много знаменательных дат. Такой датой в 2013 году стало празднование 400-летия восшествия рода Романовых на Российский престол.

Живём мы в маленьком дальневосточном городе Шимановск и естественно доступ к музеям для нас ограничен. И здесь на помощь нам, ученикам пришёл школьный комплексный историко-краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным экспонатам нашего музея относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов и предприятий города. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами жителей города. Все экспонаты собраны учащимися, учителями и родителями, что только способствует проявлению интереса к работе школьного музея. Сегодня музей школы является центром поисковой и исследовательской деятельности. Здесь каждый может прикоснуться к истории, своими руками потрогать экспонаты, поработать с историческими документами, «соприкоснуться с прошлым вживую». Фонды музея представлены более чем двумя тысячами подлинных экспонатов, документов и фотографий.

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими.

Метод использования школьного музейного материала в нашей школе позволяет нам, ученикам от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений переходить к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом сам процесс получения знаний проходит наиболее естественным и доступным путём.

Для того чтобы экспонаты школьного краеведческого музея при использовании на уроках истории несли положительный эффект, необходимо соблюдение научной достоверности документов, хранящихся в музее, и конечно взаимосвязи местного и общеисторического материала.

Удивительные экспонаты школьного музея

21 февраля 1613 года Земский собор избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова. Более 300 лет царствовала в России династия Романовых. К 1913 году Российская империя превратилась в одно из самых сильных и могущественных государств в мире. Величие империи состояло не только в огромной территории и природном потенциале, но, прежде всего, в духовной мощи и величайшей культуре людей.

В память о 400-летии со дня основания императорского дома Романовых в историко-краеведческом музее МОАУ СОШ №4 г. Шимановска 21 февраля состоялось открытие выставки. К юбилейной дате, которая отмечается в 2013 году, представлен материал, отражающий этапы правления династии Романовых в России.

На выставке представлены предметы, характеризующие тот период времени и непосредственно относящиеся к царской династии - копии документов, схемы, книги и экспонаты с клеймом двуглавого орла Российской империи: самовар, денежные знаки, монеты, утюг, колокольчик, копия Памятной книжки Амурской области за 1913 год, иллюстрации, рассказывающие о праздновании 300-летия правления Романовых в Амурской области.

Уникальным экспонатом выставки является металлическая коробка кондитерской фабрики «Альфа», выпущенная специально к празднованию 300-летнего юбилея. Кондитерская упаковка с исторической тематикой напоминает о великих людях и событиях, пробуждающих интерес к истории Отечества.

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.  

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.

На передней стороне коробки - картинка, выполненная способом нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), повествующая о венчании на царство первого царя династии Романовых 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Картинка обрамлена датами 1613-1913. С левой и правой сторон коробки - изображение царя Михаила с царскими регалиями (в шапке Мономаха и скипетром в руке).

К сожалению, изображение на крышке частично утеряно, но фрагменты позволяют предположить, что изображен Земский собор от 21 февраля 1613 года, на котором народ избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова (на упаковке всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках).

В данном случае продукция кондитерской фабрики «Альфа» в 1913 году была удостоена Высшей награды Международной выставки в Лондоне Большой золотой медалью с изображением короля Великобритании Георга V.

Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.

Проходит время, но и сегодня в каждом музее, даже школьном, всегда найдутся предметы, которые заинтересуют школьников и дадут возможность прикоснуться к истории своей страны.

  

Используемая литература и источники:

1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г.;

2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды;

3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г.;

4. Материалы комплексного историко-краеведческого музея МОАУ СОШ №4; 


Раздел: История России
Дата публикации: 15.01.2014 11:11:21
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

Загадка личности Ивана IV

О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков..

Читать

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

21 июня 1941 года...

21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

Читать

Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба

14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .

Читать

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

Читать

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter