↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

Экспонаты школьного музея рассказывают

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Федоренко Никита Витальевич

 

Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятник, это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

 

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

 

Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

 

Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. 

В истории нашей страны много знаменательных дат. Такой датой в 2013 году стало празднование 400-летия восшествия рода Романовых на Российский престол.

Живём мы в маленьком дальневосточном городе Шимановск и естественно доступ к музеям для нас ограничен. И здесь на помощь нам, ученикам пришёл школьный комплексный историко-краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным экспонатам нашего музея относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов и предприятий города. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами жителей города. Все экспонаты собраны учащимися, учителями и родителями, что только способствует проявлению интереса к работе школьного музея. Сегодня музей школы является центром поисковой и исследовательской деятельности. Здесь каждый может прикоснуться к истории, своими руками потрогать экспонаты, поработать с историческими документами, «соприкоснуться с прошлым вживую». Фонды музея представлены более чем двумя тысячами подлинных экспонатов, документов и фотографий.

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими.

Метод использования школьного музейного материала в нашей школе позволяет нам, ученикам от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений переходить к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом сам процесс получения знаний проходит наиболее естественным и доступным путём.

Для того чтобы экспонаты школьного краеведческого музея при использовании на уроках истории несли положительный эффект, необходимо соблюдение научной достоверности документов, хранящихся в музее, и конечно взаимосвязи местного и общеисторического материала.

Удивительные экспонаты школьного музея

21 февраля 1613 года Земский собор избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова. Более 300 лет царствовала в России династия Романовых. К 1913 году Российская империя превратилась в одно из самых сильных и могущественных государств в мире. Величие империи состояло не только в огромной территории и природном потенциале, но, прежде всего, в духовной мощи и величайшей культуре людей.

В память о 400-летии со дня основания императорского дома Романовых в историко-краеведческом музее МОАУ СОШ №4 г. Шимановска 21 февраля состоялось открытие выставки. К юбилейной дате, которая отмечается в 2013 году, представлен материал, отражающий этапы правления династии Романовых в России.

На выставке представлены предметы, характеризующие тот период времени и непосредственно относящиеся к царской династии - копии документов, схемы, книги и экспонаты с клеймом двуглавого орла Российской империи: самовар, денежные знаки, монеты, утюг, колокольчик, копия Памятной книжки Амурской области за 1913 год, иллюстрации, рассказывающие о праздновании 300-летия правления Романовых в Амурской области.

Уникальным экспонатом выставки является металлическая коробка кондитерской фабрики «Альфа», выпущенная специально к празднованию 300-летнего юбилея. Кондитерская упаковка с исторической тематикой напоминает о великих людях и событиях, пробуждающих интерес к истории Отечества.

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.  

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.

На передней стороне коробки - картинка, выполненная способом нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), повествующая о венчании на царство первого царя династии Романовых 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Картинка обрамлена датами 1613-1913. С левой и правой сторон коробки - изображение царя Михаила с царскими регалиями (в шапке Мономаха и скипетром в руке).

К сожалению, изображение на крышке частично утеряно, но фрагменты позволяют предположить, что изображен Земский собор от 21 февраля 1613 года, на котором народ избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова (на упаковке всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках).

В данном случае продукция кондитерской фабрики «Альфа» в 1913 году была удостоена Высшей награды Международной выставки в Лондоне Большой золотой медалью с изображением короля Великобритании Георга V.

Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.

Проходит время, но и сегодня в каждом музее, даже школьном, всегда найдутся предметы, которые заинтересуют школьников и дадут возможность прикоснуться к истории своей страны.

  

Используемая литература и источники:

1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г.;

2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды;

3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г.;

4. Материалы комплексного историко-краеведческого музея МОАУ СОШ №4; 


Дата публикации: 15.01.2014
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..

Читать

Кириллов Василий Васильевич

Воевал с 05.08.1942 по 23.03.1947 года. С августа 1942 года по 9 мая 1945 года прошёл с боями от Ленинграда до Белоруссии и Прибалтики. С августа 1945 по март 1947 года воевал в Японии..

Читать

Дорога домой

Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума..

Читать

Навечно в памяти народной (к 112-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина)

Шестьдесят восемь лет прошло с тех трагических дней, когда вся страна с напряжением вслушивалась в тяжелые размеренные слова: «От Советского Информбюро…» - но память о героях Великой Отечественной войны, славных сынах Отечества, тех, чьи имена вписаны в Книгу бессмертия, жива в нас, потомках славных победителей. Николай Федорович Ватутин … Это имя дорого для любого человека, живущего на Белгородщине, не менее дорого и значимо, чем имена Суворова и Кутузова. .

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Ставропольская дева Римма Иванова

Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .

Читать

Тульские оружейники в 1812 году.

Оружие во все времена имело огромное значение в успешном ведении боевых действий, и Отечественная война 1812 года не была здесь исключением. Тульский оружейный завод на протяжении XVIII—XIX вв. играл решающую роль в снабжении русской армии стрелковым и холодным оружием..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter