↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Экспонаты школьного музея рассказывают

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Федоренко Никита Витальевич

Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятник, это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

 

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

 

Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

 

Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. 

В истории нашей страны много знаменательных дат. Такой датой в 2013 году стало празднование 400-летия восшествия рода Романовых на Российский престол.

Живём мы в маленьком дальневосточном городе Шимановск и естественно доступ к музеям для нас ограничен. И здесь на помощь нам, ученикам пришёл школьный комплексный историко-краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным экспонатам нашего музея относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов и предприятий города. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами жителей города. Все экспонаты собраны учащимися, учителями и родителями, что только способствует проявлению интереса к работе школьного музея. Сегодня музей школы является центром поисковой и исследовательской деятельности. Здесь каждый может прикоснуться к истории, своими руками потрогать экспонаты, поработать с историческими документами, «соприкоснуться с прошлым вживую». Фонды музея представлены более чем двумя тысячами подлинных экспонатов, документов и фотографий.

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими.

Метод использования школьного музейного материала в нашей школе позволяет нам, ученикам от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений переходить к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом сам процесс получения знаний проходит наиболее естественным и доступным путём.

Для того чтобы экспонаты школьного краеведческого музея при использовании на уроках истории несли положительный эффект, необходимо соблюдение научной достоверности документов, хранящихся в музее, и конечно взаимосвязи местного и общеисторического материала.

Удивительные экспонаты школьного музея

21 февраля 1613 года Земский собор избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова. Более 300 лет царствовала в России династия Романовых. К 1913 году Российская империя превратилась в одно из самых сильных и могущественных государств в мире. Величие империи состояло не только в огромной территории и природном потенциале, но, прежде всего, в духовной мощи и величайшей культуре людей.

В память о 400-летии со дня основания императорского дома Романовых в историко-краеведческом музее МОАУ СОШ №4 г. Шимановска 21 февраля состоялось открытие выставки. К юбилейной дате, которая отмечается в 2013 году, представлен материал, отражающий этапы правления династии Романовых в России.

На выставке представлены предметы, характеризующие тот период времени и непосредственно относящиеся к царской династии - копии документов, схемы, книги и экспонаты с клеймом двуглавого орла Российской империи: самовар, денежные знаки, монеты, утюг, колокольчик, копия Памятной книжки Амурской области за 1913 год, иллюстрации, рассказывающие о праздновании 300-летия правления Романовых в Амурской области.

Уникальным экспонатом выставки является металлическая коробка кондитерской фабрики «Альфа», выпущенная специально к празднованию 300-летнего юбилея. Кондитерская упаковка с исторической тематикой напоминает о великих людях и событиях, пробуждающих интерес к истории Отечества.

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.  

Коробка - жестяная (завальцованная), прямоугольная с округленными краями, крышка - откидная. Коробка покрыта растительным и животным рисунком на зелёном фоне.

На передней стороне коробки - картинка, выполненная способом нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), повествующая о венчании на царство первого царя династии Романовых 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Картинка обрамлена датами 1613-1913. С левой и правой сторон коробки - изображение царя Михаила с царскими регалиями (в шапке Мономаха и скипетром в руке).

К сожалению, изображение на крышке частично утеряно, но фрагменты позволяют предположить, что изображен Земский собор от 21 февраля 1613 года, на котором народ избрал российским царём Михаила Фёдоровича Романова (на упаковке всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках).

В данном случае продукция кондитерской фабрики «Альфа» в 1913 году была удостоена Высшей награды Международной выставки в Лондоне Большой золотой медалью с изображением короля Великобритании Георга V.

Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.

Проходит время, но и сегодня в каждом музее, даже школьном, всегда найдутся предметы, которые заинтересуют школьников и дадут возможность прикоснуться к истории своей страны.

  

Используемая литература и источники:

1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г.;

2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды;

3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г.;

4. Материалы комплексного историко-краеведческого музея МОАУ СОШ №4; 


Раздел: История России
Дата публикации: 15.01.2014 11:11:21
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Последние залпы войны

Мы как-то привыкли считать днём окончания Большой войны 9 мая. В отношении Великой Отечественной против немецких фашистов – это верно. Однако и после 9 мая Вторая мировая продолжалась. И принимали в ней участие офицеры и солдаты воинских формирований на Дальнем Востоке нашей страны. Бои против японцев были скоротечны, но жестоки. Несмотря на очевидность поражения, Япония не собиралась сдаваться и возвращать захваченные территории. СССР, верный своим обязательствам со странами антигитлеровской коалиции, в августе официально вступил в войну на Дальнем Востоке. .

Читать

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА И ЧЕЧНИ В XVI-XVIII ВВ.

Вопросы исторической географии народов Северного Кавказа и их этнополитического развития всегда были в поле внимания российских историков. Как известно складывание исторической Чечни в географическом пространстве с запада на восток (от Ассы до Акташа и Андийского хребта) в зональном направлении, и в меридиональном - от вершин Кавказского хребта на юге до среднего течения Терека на севере, было во многом обусловлено историческими условиями и географическими факторами..

Читать

Тайна царской семьи

Семья Романовых всегда была на виду, ничто не ускользало от зоркого ока многочисленных придворных, всё должно быть пристойно, всё-таки царская семья. Но были в истории Романовых и тайны, которые скрывались, не предавались громкой огласке. Одной из таких страниц была судьба великого князя Николая Константиновича Романова..

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

Евпатий Коловрат

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было..

Читать

Малый Сатурн

Во всех селениях на юге Воронежской области – от Осетровки до Кантемировки, от Новой Калитвы до Богучара, торжественно отмечают свой местный день Победы. Отсчёт ему начинается с декабря 1942 года. Тогда-то на тихом зимнем Дону ударила гроза - военная. Советская Армия в продолжение уже гремевшей на Волге Сталинградской битвы перешла в наступление в районе среднего течения Дона. В историю Великой Отечественной войны эта боевая операция занесена названиями «Сатурн» и "Малый Сатурн"..

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

В настоящее время коррупция является одной из самых приоритетных и наиболее трудноразрешимых проблем, которая приобрела глобальный характер. Несомненно, данное явление негативно влияет на внутреннюю структуру государства. Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы..

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter