Лоси могли служить не только в качестве пищи для древних охотников. На это указывает относительно небольшое количество останков животного на стоянках жителей ранней Сибири и, напротив, преобладающее число отражений лося в фольклоре.
Специалисты обратили внимание, что лоси неслучайно изображаются на наскальных рисунках, а их останки встречаются среди погребального инвентаря в Прибайкалье среднего голоцена. Археологи предположили, что фигура лося могла иметь сакральный характер и подтвердили, что сибирские охотники-собиратели рассматривали их как проводников в иной мир.
Чаще всего лоси изображались натуралистично на скалах близ водоемов. В погребении зачастую клали лосиные головы без рогов. По мнению ученого Роберта Лоси (Robert Losey), образ лося воспринимался как «мать животных».
В частности, Лоси совместно с российскими коллегами провел изучение ранненеолитической стоянки Шаманка II и обнаружил в общей сложности 685 останков копытных животных. При этом лосям принадлежали чуть более 9% останков. Это указывает на то, что лоси редко употреблялись в пищу. Если бы лоси рассматривались исключительно с точки зрения мяса и меха, то охотники изображали бы на скалах других животных, например, рыб.
Неслучайно и то, что наскальные рисунки с изображением лосей были расположены вдоль крупных водоемов. Это связано с тем, что лоси — среди крупных животных — являются отличными пловцами.
В этой связи ученые сделали вывод, что древние охотники-собиратели воспринимали лосей как проводников в иной мир. Считалось, что подобно тому, как лось пересекает реку, он может переносить душу человека на тот свет.
Раздел: Новости истории Дата публикации: 01.06.2021 11:35:05