↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Пастор Владимир Евгеньевич

Статья 58-4 (или 584): "Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазии общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности, – влечет за собой лишение свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты – расстрела…". В случае с А. Пастором "помощь международной буржуазии" оказывалась посредством участия прелата в деятельности партии христианских крестьян и в работе Сеймов, а также в виде статей, помещённых в газете "Латголас Вордс".

Статья 58-10 (или 5810)гласила:

[Абзац первый или часть первая] "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.582– 589 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, – влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев".

[Абзац второй или часть вторая] "Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, – влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст. 582 настоящего кодекса", т.е. в основном – расстрел. Для инкриминирования этой статьи предполагалось доказать участие прелата в организации белогвардейской армии.

Таким образом, по всем трём статьям обвинения Альфонсу Пастору мог грозить расстрел. Однако по статьям 58-3 и 58-10 часть II расстрел ему был практически гарантирован, а по статье 58-4 к нему могли приговорить при наличии отягчающих обстоятельствах. Следует отметить, что по этой же статье (58-4) обвинялся и расстрелянный в 1942 г. Антон Ранцан. Возможно, Особое совещание НКВД посчитало "отягчающим обстоятельством" тот факт, что А. Ранцан с 1934 по 1935 год "состоял членом военно-фашистской организации "айзсарги". Но скорее всего, на такой приговор повлияли суровые условия военного времени.  

 Упорное сопротивление А. Пастора попыткам следствия обвинить его по всем статьям, инкриминируемым ему первоначально, принесло свои плоды. Следователям пришлось признать, что "преступная деятельность, предусмотренная ст. ст. 58-3 и 58-10 ч. II УК  РСФСР, в материалах следствия подтверждений не нашла". Осталась только расплывчатая статья 58-4. Именно эта статья и вошла в Обвинительное заключение, составленное 15 марта и утверждённое 20 марта 1951 г. В соответствии с этим документом, прелат обвинялся в том, что он "будучи лидером реакционной партии "христианских крестьян и католиков", депутатом буржуазного сейма, издателем антисоветской газеты  "Латголас вордс", на протяжении ряда лет проводил активную борьбу против компартии, Советского Союза и революционного движения в Латвии, то есть в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-4УК  РСФСР". В этом заключении следователь предлагал данное дело направить на рассмотрение Особого Совещания при МГБ  СССР. А в качестве меры наказания лейтенант Солдатов "полагал бы определить 10 лет ИТЛ с конфискацией лично принадлежащего ему имущества". Всё вышестоящее руководство Латвийского МГБ, включая заместителя прокурора Латвийской ССР, с данными предложениями согласилось.

Врач внутренней тюрьмы, осмотрев А. Пастора и определив у него "порок  сердца и  хроническую экзему на левой и правой голени", тем не менее, сделал вывод: "По своему состоянию здоровья годен к среднему труду". 

Одновременно с Обвинительным заключением Министр ГБ Латвийской ССР генерал-майор Альфонс Новик утвердил (20 марта 1951 г.) и Постановление о направлении обвиняемого в лагерь. Этим документом предписывалось "Пастор Альфонса Яновича как особо важного государственного преступника, после вступления приговора в силу, направить для отбытия наказания в особый лагерь". Казалось бы, удивительно: как обвиняемый по расплывчатой статье 58-4 ("оказание помощи международной буржуазии") мог вдруг стать "особо важным государственным преступником". Был ли прелат отнесён к этой категории по закону или вследствие негативного отношения к нему следователей?  Оказывается, правильный ответ: и то, и другое.  Дело в том, что в указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г ("О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку…") подробно приведены те преступники, которые были отнесены к данной категории. И после перечисления десяти конкретных групп (шпионы, диверсанты, террористы…) следуют "участники других антисоветских организаций и групп, и лица, представляющие опасность по своим связям и враждебной деятельности". Столь обтекаемое неконкретное определение давало неограниченные возможности для произвольного толкования, как следователям, так и судьям. В частности, в деле Альфонса Пастора к "другим антисоветским организациям" можно было отнести и Сейм; следует учесть, что, по утверждению его следователей, одни только "удостоверения депутата сейма подтверждают преступную антисоветскую деятельность Пастор А.Я.". Впрочем, не исключено, что это было ему "наказанием", своего рода местью от следствия не только за упорное отрицание своей вины, но и за то, что следователи не услышали от него фамилии новых жертв для преследования органами госбезопасности.

Особое Совещание при Министре ГБ СССР слушало дело прелата 26 мая 1951 г. и постановило: "Пастора Альфонса Яновича за враждебную против СССР деятельность – заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ДЕСЯТЬ лет, считая срок с 17 декабря 1950 года". Эта выписка из протокола № 21 ушла в Ригу 12 июля вместе с сопроводительным письмом, которым предписывалось Альфонса Пастора "для отбытия срока наказания, согласно персонального наряда ГУЛАГа МВД СССР №  9/СО − 10846" направить в Минеральный лагерь.

28 сентября 1951 г. прелат прибыл в Минеральный лагерь.

 

 

Годы заключения 

 

В 1948 г. Интинский исправительно-трудовой лагерь, находившийся в Коми АССР, был реорганизован. На его базе (с последующим расширением) были созданы два лагеря. Один –  "Речной лагерь" ("Речлаг") был переведён под Воркуту. Второй – "Минеральный лагерь" ("Минлаг") или иначе Особый лагерь № 1 (Особлаг № 1) оставался под Интой и базировался в посёлке Абезь. Этот лагерь, организованный по приказу МВД №  00219 от 28 февраля 1948 г., предназначался специально для политических заключённых, причём, в основном, "особо опасных" ("ОО"). Отнесение к этой категории происходило не по агрессивности поведения осуждённых, а по статьям обвинения. Практически все они сидели по статье 58 ("Контрреволюционные преступления"). В число "контрреволюционеров" попало много заключённых, не имевших никакого отношения к политике. Так, во время пребывания в лагере прелата здесь умерли историк, религиозный мыслитель (православный),профессор Л.П. Карсавин (в 1952 г.), ученый секретарь Эрмитажа, искусствовед Н.Н. Пунин (в 1953 г.). В это же время здесь отбывал наказание А.П. Старостин, заслуженный мастер спорта, футболист, первый капитан московского "Спартака". Все они были "особо опасными государственными преступниками". В проекте реорганизации лагеря "лимит наполнения" его был определён в 25 тысяч человек. Но в год прибытия туда прелата (1951 г.) там уже находилось почти 34,5 тысячи заключённых. Они были заняты на добыче каменного угля, золота и кварца, строили шахты, дороги и занимались наиболее распространённым лагерным трудом – лесозаготовками, в данном случае – для нужд комбината "Инта-уголь". Труд заключённых был очень тяжёлым, как вследствие суровых климатических условий, так и потому, что большинство технологических операций выполнялось вручную. Правда, прелат, как он сам вспоминал, на общих работах был недолго. Ему уже шёл седьмой десяток лет, да и здоровье было отнюдь не богатырское. Поэтому большую часть заключения он провёл в "должности" уборщика в бараке. Лагерь "Минеральный" был разделён на 12 отделений; прелат попал в 10-е лагерное отделение – "инвалидное", т.е. для старых и больных заключённых. По проекту лимит наполнения его составлял 5000 человек. Но когда фактическое количество заключённых превысило 11300, лимит "определили" в 11000 человек. Все заключённые носили на одежде номера, состоящие из одной буквы и трёх цифр, а когда количество заключённых в "Минлаге" превысило 25 тысяч человек, была добавлена ещё одна цифра. Хотя 10-е лагерное отделение было предназначено для "инвалидов", тем не менее, территория его была не только огорожена колючей проволокой (как и в других отделениях), но поверх её дополнительно были натянуты электрические спирали; окна бараков (как и в других отделениях) были забраны в металлические решётки.

Надо уточнить, что, десятилетнее заключение в Особом лагере было не единственным наказанием, которое ожидало Альфонса Пастора. В соответствии с упоминавшимся уже указом от 21 февраля 1948 г., после отбытия наказания он должен был быть направлен "в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР". Здесь следует обратить внимание на то, что советское законодательство не предусматривало ни двух наказаний за одно и то же преступление, ни такого наказания, как бессрочная ссылка. Тем не менее, этот указ обязывал МВД СССР направлять всех особо опасных преступников, отбывших наказание, в ссылку на поселение. Более того, если такие лица уже были освобождены из мест заключения до издания указа (и после окончания Отечественной войны), они направлялись в ссылку по постановлениям Особого совещания.

 

Автор: Пастор Владимир Евгеньевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.07.2015 17:53:50

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

Читать

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Гастрономические бренды советской эпохи

Гастрономические бренды советской эпохи.

Читать

21 июня 1941 года...

21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

Читать

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..

Читать

Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..

Читать

А.Г. Габричевский: жизнь в полоску.

Наша работа посвящена замечательному человеку, который стал нам, по существу, родным, - Александру Георгиевичу Габричевскому (1891-1968). К сожалению, сейчас, в XXI веке, о нём мало кто знает..

Читать

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Национальные сокровища с «бохчи»

Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..

Читать

Либерализм в России

Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter