Летом 2011 г. будучи участником проекта МФГС «Летняя школа археологов» в Республике Молдова мной были изучены разновременные палеоантропологические материалы, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии РМ.[1]
В данной публикации мной будут рассмотрены палеоантропологические материалы из курганного могильника близ с.Кирилены Унгенского района Республики Молдова.
В 1990 г. Унгенская новостроечная экспедиция проводила исследование курганов, находившихся в непосредственной близости от с. Кирилень Унгенского района. В зоне действия экспедиции было выявлено 5 насыпей, из которых три составляли курганный могильник, а две были одиночные. Курганы находились на небольшом расстоянии друг от друга, в пределах 0,5-0,7 км и подвергались интенсивному распахиванию, что, естественно, сказалось на их первоначальных размерах. Высота курганов варьирует в пределах 0,5-2,85 м при диаметре 32-60 м. (Абызова, 2000, с.516)
Мной были исследованы черепа из погребений № 12, 13, 19 кургана № 3 могильника Кирилены.
Курган 3 входил в курганную группу, состоящую из трех насыпей, располагавшихся в непосредственной близости друг от друга, вытянутых цепочкой по линии СЗ-ЮВ. К моменту исследований высота насыпи достигла 2,85 м при диаметре до 60 м. Насыпь представляла полусферу с сильно растянутыми полами из-за интенсивности распашки. В кургане выявлено 22 погребения. (Абызова, 2003, с.285-286)
Исследованные мной черепа из погребений № 12, 13, 19 кургана № 3 могильника Кирилены, относятся к катакомбной культуре. (2, стр.266-319)
Погребение №12. Погребенный (взрослый) лежал в скорченном положении на спине с небольшим разворотом на правый бок, головой на северо-запад (277°). Череп лежал на правой стороне, лицевым отделом на юг. Правая рука согнута в локтевом суставе и отведена к левой ноге. Левая рука согнута почти под прямым углом и располагалась у бедренной кости левой ноги. Ноги согнуты и завалены вправо, причем левая согнута сильнее и подтянута к правому локтевому суставу. Под костяком выявлены остатки подстилки в виде небольших фрагментов темно-коричневого тлена. (Абызова, 2003, с.293)
Череп из погребения № 12 женский, мезокранный, характеризуется средним продольным, средним поперечным и малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо очень малое по высоте и среднее по ширине, по указателю эуриен. Орбиты очень малые по высоте и малые по ширине, хамеконхные. Нос очень малый по высоте средний по ширине, платиринный, выступающий. Антропологический тип – европеоидный.
Погребение № 13. Погребенный лежал в вытянутом положении на спине со слабым разворотом на правый бок, головой на северо-запад. Череп лежал на правой стороне, лицевым отделом на юго-запад. Правая рука вытянута вдоль туловища, левая – слегка согнута в локтевом суставе, кость предплечья лежит на костях таза. Ноги вытянуты, слегка смещены вправо. На подстилку из охры был уложен толстый слой коры, на которой и покоился погребенный. Находки из погребения представлены кремневым скребком, выполненным на отщепе. Лезвие широкое, обработано краевой ретушью. (Абызова, 2003, с.293-296)
Череп из погребения № 13 мужской, долихокранный, характеризуется очень большим продольным, средним поперечным, малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо средневысокое, очень широкое, по указателю – эуриен. Орбиты очень малые по высоте, среднеширокие, хамеконхные. Нос малый по ширине, средневысокий, лепторинный, выступающий.
Антропологический тип – европеоидный, предположительно протоевропеоидный, об этом говорит развитое надбровье, а также общая массивность черепа.
Погребение № 19. Погребенный лежал в скорченном положении, на спине головой на северо-запад. Череп склонен к левому плечу. Левая рука вытянута вдоль туловища, правая согнута в локтевом суставе под прямым углом и направлена к левой руке. Бедренные кости согнуты в тазобедренном суставе под тупым углом и уложены вправо. Непосредственно под костяком прослежена подстилка из коры. Костяк посыпан мелом. Находки представлены кремневым отщепом без следов обработки, найденным между черепом и плечевой костью левой руки. (Абызова, 2003, с.299)
Череп из погребения № 19 мужской, мезокранный, характеризуется большим продольным, большим поперечным и малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо средневысокое, широкое, по указателю – мезен. Орбиты малые по высоте, большие по ширине, мезоконхные. Нос среднеширокий, средневысокий, мезоринный, выступающий. Антропологический тип – европеоидный, предположительно протоевропеоидный, сходен по строению и массивности с черепом из погребения № 13 кургана № 3 могильника Кирилены.
При сравнении мужские черепа из погребения № 13 и № 19 кургана № 3 могильника Кирилены обнаруживают сходство с хронологически близкой катакомбной серией черепов с территории Степного Приднепровья (Украина) (Круц, 1984), а также с катакомбной серией черепов с территории Калмыкии, (Фирштейн, 1967; Шевченко,1973; Шевченко, 1986) а также с отдельными сериями черепов катакомбной культуры с территории Поволжья (Шевченко, 1973).
Если мы обратимся к более ранним материалам, то сходство мужских черепов из Кирилен обнаруживается с палеоантропологическими сериями черепов ямной культуры с территории Украины, Поволжья, Предкавказья, в том числе мы можем проследить отдаленную связь с черепами афанасьевской культуры Южной Сибири, именно с теми, в которых присутствует протоевропеоидный антропологический тип.
Что же касается женского черепа из погребения № 12 кургана № 3 могильника Кирилены, то близкие к нему формы отмечены на территории Поволжья среди черепов катакомбной культуры. Для сравнения черепа из погребения № 12 кургана № 3 могильника Кирилены был привлечен также и палеоантропологический материал с территории Румынии. (Некрасова, 1964)
Некоторую близость в частности в строении лицевого отдела женский череп из Кирилен обнаруживает с женским черепом эпохи бронзы из могильника Богдэнэшть с территории Румынии (средняя часть Молдовы).
Мы можем предположить, что люди погребенные в Кириленах были потомками людей ямной культуры, которые в свое время пришли с востока. (Украина, Поволжье).
Также не исключается возможность и того, что в населении Кирилен присутствовал и местный компонент в лице женского населения. О более серьезных выводах не представляется возможности говорить в виду малочисленности палеоантропологической выборки.
Круц С.И. Палеоантропологические исследования Степного Приднепровья. К., 1984
Некрасова О.К. К изучению антропологического состава населения бронзового века восточной части Румынской Народной Республики // Современная антропология. М., 1964
Фирштейн Б.В. Антропологическая характеристика населения Нижнего Поволжья в эпоху бронзы //Памятники эпохи бронзы юга европейской части СССР. К., 1967
Шевченко А.В. К антропологической характеристике населения Нижнего Поволжья эпохи бронзы // СЭ 1973, № 6
Шевченко А.В. Антропология населения южнорусских степей // Антропология современного и древнего населения европейской части СССР. Л., 1986
Таблица измерений черепов из могильника Кирилены (Молдова)
Женский череп из погребения № 12 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
Мужской череп из погребения № 13 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
Мужской череп из погребения № 19 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
[1] Выражаю свою искреннюю благодарность и признательность сотрудникам Национального музея истории и археологии РМ, а также лично археологам О.Левицкому, С.Коваленко, С.Агульникову, В.Бабуличу за возможность ознакомится с палеоантропологической коллекцией и за консультации, относительно археологической интерпретации материала.
Раздел: Археология Дата публикации: 23.08.2013 02:18:50
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Деградация техники обработки камня как отражение характера использования металла.
Состав каменных орудий и характер их обработки в эпоху бронзы сильно отличается от тех, какие известны на неолтитческих стоянках. Орудия каменные и металлические взаимозаменямы. Поэтому исследование каменной индустрии, которая сохраняется на поселении значительно полнее металличсеской, может быть привлечено для оценки уровня развития металлургии, её роли в обществе. Металл не только срабатывается в процессе употребления, практически сходя на-нет, но и, обладая значительной ценностью, крайне редко теряется, чаще попадает в переработку. Частота находок металла не тождественна частоте его использования в работе. По тому, что из металлических орудий доходит до нас в составе находок, мы не можем оценивать масштабы его применения. Это относится не только к медному и бронзовому инструменту. Так, на городищах раннего железного века крайне редко встречаются топоры. Наполовину раскопанное и весьма насыщенное находками городище Настасьино дало единственную находку топора, просуществовав 7-8 веков. Нет таких находок на Каширских городищах. В то же время громадное количество костяных орудий и еще большее – заготовок - несут следы именно работы топором..
Материальная культура средневекового Сенгилеевского поселения
В подготовленном докладе представлены предварительные итоги изучения материальной культуры средневекового Сенгилеевского поселения. Данный археологический памятник вплоть до настоящего времени остаётся практически неизвестным широкому кругу исследователей. Основным источником для изучения памятника послужили археологические материалы из коллекции Сенгилеевского историко-краеведческого музея им. А.И. Солуянова. .
Вклад А.Е. Алиховой в изучение золотоордынского города Мохши (историографический обзор)
Золотоордынский город Мохши, располагавшийся в Примокшанье, на территории, которую в настоящее время занимает п. г. т. Наровчат, районный центр Пензенской области, был открыт А.А. Кротковым в начале ХХ века. Этому археологическому памятнику его первооткрывателем был посвящён ряд научных статей, в которых была восстановлена основная канва истории этого города. А.А. Кротков заложил добротную основу для дальнейшего изу-чения Мохши. Он охарактеризовал экономическое и политическое значение этого города, сделал ряд предположений относительно этнокультурного со-става населения, проживавшего в Мохши в золотоордынское время, и, в об-щих чертах, наметил планировку этого города. До настоящего времени ос-новные положения, выдвинутые А.А. Кротковым, в ходе работы над матери-алами, полученными во время работы на территории Наровчата и в его окрестностях, остаются почти без изменений и признаются верными боль-шинством исследователей. Серьёзной корректировке был подвергнут только план золотоордынского города Мохши, подготовленный А.А. Кротковым. Уточнение этого плана связано с деятельностью Анны Епифановны Алиховой. .
Антропологический состав населения могильника Кирилены (Молдова)
Летом 2011 г. будучи участником проекта МФГС «Летняя школа археологов» в Республике Молдова мной были изучены разновременные палеоантропологические материалы, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии РМ. В данной публикации мной будут рассмотрены палеоантропологические материалы из курганного могильника близ с.Кирилены Унгенского района Республики Молдова. .
К вопросу о территории распространения и происхождении хвалынской культуры
Во время раскопок 2006-2007 гг. на поселении Утюж I, расположенного вблизи с. Стемассы Алатырского района Чувашии на левом берегу небольшой реки Утюж вблизи ее впадения в р. Суру было обнаружено жилище, которое по ряду признаков можно отнести к хвалынской культуре. Это позволяет откорректировать ареал распространения хвалынской культуры..
Погребальный ритуал женских погребений Усть-Узинского 2 могильника III-IV вв. в Верхнем Посурье
Погребальный обряд в период формирования древнемордовской культуры до настоящего времени не являлся предметом специального анализа, в ряде работ он рассматривался в контексте публикаций конкретных памятников. Определенная работа в этом направлении была проделана В.И. Вихляевым на материалах пензенской группы могильников (Вихляев, 1977), которая опиралась на результаты раскопок М.Р. Полесских 50–60-х. гг. XX в., методика которых вызывает неоднозначные оценки..
ОРУДИЯ ТРУДА И ПРЕДМЕТЫ ВООРУЖЕНИЯ С ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В данной работе вводятся в научный оборот находки с археологиче-ских памятников расположенных в западных районах Республики Мордо-вия, находящиеся в частных коллекциях и обнаруженных частными лицами в районах сел: Мордовские Парки, Старое Девичье, Лосевка, Кулишейка, Юрьевка, Ефаево, Шаверки, Пальцо, Тенишево, Учхоз, Куликовка..
Орнаментальные мотивы на керамических сосудах абашевской культурно-исторической общности (по материалам Тамбовской области).
Фонды Тамбовского областного краеведческого музея имеют в своей коллекции предметы древности, относящиеся к разным периодам истории. Помимо богатой коллекции мордовских украшений, оружия и сосудов, оружия скифо-сарматского периода, хранится коллекция артефактов абашевской культуры (сер. II тыс. до н.э.) из раскопок памятников Тамбовской области, проводившихся Н.Б. Моисеевым (курганы Староюрьевский в Староюрьевском районе; Первомайский в Первомайском районе; Пичаевский в Пичаевском районе, Селезни-1, Селезни-2 в Тамбовском районе; Графская курганная группа в Жердевскои районе, Шлихтинское поселение в Тамбовском районе), Т.Б. Поповой (Периксинское поселение в Тамбовском районе) и разведочные работы А.Т. Синюка (Староюрьевский район)..
РАССЕЛЕНИЕ МОРДВЫ-ЭРЗИ В I ПОЛОВИНЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
При изучении материалов средневековых мордовских могильников обращает на себя внимание то, что на исконных эрзянских и мокшанских землях с середины XIII века происходит постепенное уменьшение, как объёма погребального инвентаря, так и количество самих погребений. Погребений же, чётко датируемых исследователями XV веком практически не зафиксировано. Напрашивается версия о средневековом кризисе развития мордовского этноса. Статья Н.М. Арсентьева и В.И. Вихляева как раз посвящена данному вопросу. В ней авторы, на основании письменных и археологических источников связывают обезлюдение мордовских земель с Золотоордынским, а позже с Казанским влиянием. (Арсентьев, Вихляев, 2011. С. 26-29.) Наша работа – попытка на основании различных источников (археологических, письменных) рассмотреть социально-политические события, повлиявшие на расселение мордвы-эрзи в XII – XVI веках. .
К ВОПРОСУ ОБ АРЕАЛЕ ЕЛШАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (на основе анализа керамических комплексов)
На сегодняшний день известно около тридцати памятников содержащих керамику елшанской культуры. Часть из них образует достаточно компактное скопление на территории Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей, другая часть простирается далеко на запад и северо-запад от Среднего Поволжья..