Летом 2011 г. будучи участником проекта МФГС «Летняя школа археологов» в Республике Молдова мной были изучены разновременные палеоантропологические материалы, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии РМ.[1]
В данной публикации мной будут рассмотрены палеоантропологические материалы из курганного могильника близ с.Кирилены Унгенского района Республики Молдова.
В 1990 г. Унгенская новостроечная экспедиция проводила исследование курганов, находившихся в непосредственной близости от с. Кирилень Унгенского района. В зоне действия экспедиции было выявлено 5 насыпей, из которых три составляли курганный могильник, а две были одиночные. Курганы находились на небольшом расстоянии друг от друга, в пределах 0,5-0,7 км и подвергались интенсивному распахиванию, что, естественно, сказалось на их первоначальных размерах. Высота курганов варьирует в пределах 0,5-2,85 м при диаметре 32-60 м. (Абызова, 2000, с.516)
Мной были исследованы черепа из погребений № 12, 13, 19 кургана № 3 могильника Кирилены.
Курган 3 входил в курганную группу, состоящую из трех насыпей, располагавшихся в непосредственной близости друг от друга, вытянутых цепочкой по линии СЗ-ЮВ. К моменту исследований высота насыпи достигла 2,85 м при диаметре до 60 м. Насыпь представляла полусферу с сильно растянутыми полами из-за интенсивности распашки. В кургане выявлено 22 погребения. (Абызова, 2003, с.285-286)
Исследованные мной черепа из погребений № 12, 13, 19 кургана № 3 могильника Кирилены, относятся к катакомбной культуре. (2, стр.266-319)
Погребение №12. Погребенный (взрослый) лежал в скорченном положении на спине с небольшим разворотом на правый бок, головой на северо-запад (277°). Череп лежал на правой стороне, лицевым отделом на юг. Правая рука согнута в локтевом суставе и отведена к левой ноге. Левая рука согнута почти под прямым углом и располагалась у бедренной кости левой ноги. Ноги согнуты и завалены вправо, причем левая согнута сильнее и подтянута к правому локтевому суставу. Под костяком выявлены остатки подстилки в виде небольших фрагментов темно-коричневого тлена. (Абызова, 2003, с.293)
Череп из погребения № 12 женский, мезокранный, характеризуется средним продольным, средним поперечным и малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо очень малое по высоте и среднее по ширине, по указателю эуриен. Орбиты очень малые по высоте и малые по ширине, хамеконхные. Нос очень малый по высоте средний по ширине, платиринный, выступающий. Антропологический тип – европеоидный.
Погребение № 13. Погребенный лежал в вытянутом положении на спине со слабым разворотом на правый бок, головой на северо-запад. Череп лежал на правой стороне, лицевым отделом на юго-запад. Правая рука вытянута вдоль туловища, левая – слегка согнута в локтевом суставе, кость предплечья лежит на костях таза. Ноги вытянуты, слегка смещены вправо. На подстилку из охры был уложен толстый слой коры, на которой и покоился погребенный. Находки из погребения представлены кремневым скребком, выполненным на отщепе. Лезвие широкое, обработано краевой ретушью. (Абызова, 2003, с.293-296)
Череп из погребения № 13 мужской, долихокранный, характеризуется очень большим продольным, средним поперечным, малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо средневысокое, очень широкое, по указателю – эуриен. Орбиты очень малые по высоте, среднеширокие, хамеконхные. Нос малый по ширине, средневысокий, лепторинный, выступающий.
Антропологический тип – европеоидный, предположительно протоевропеоидный, об этом говорит развитое надбровье, а также общая массивность черепа.
Погребение № 19. Погребенный лежал в скорченном положении, на спине головой на северо-запад. Череп склонен к левому плечу. Левая рука вытянута вдоль туловища, правая согнута в локтевом суставе под прямым углом и направлена к левой руке. Бедренные кости согнуты в тазобедренном суставе под тупым углом и уложены вправо. Непосредственно под костяком прослежена подстилка из коры. Костяк посыпан мелом. Находки представлены кремневым отщепом без следов обработки, найденным между черепом и плечевой костью левой руки. (Абызова, 2003, с.299)
Череп из погребения № 19 мужской, мезокранный, характеризуется большим продольным, большим поперечным и малым высотным диаметрами мозговой коробки. Лицо средневысокое, широкое, по указателю – мезен. Орбиты малые по высоте, большие по ширине, мезоконхные. Нос среднеширокий, средневысокий, мезоринный, выступающий. Антропологический тип – европеоидный, предположительно протоевропеоидный, сходен по строению и массивности с черепом из погребения № 13 кургана № 3 могильника Кирилены.
При сравнении мужские черепа из погребения № 13 и № 19 кургана № 3 могильника Кирилены обнаруживают сходство с хронологически близкой катакомбной серией черепов с территории Степного Приднепровья (Украина) (Круц, 1984), а также с катакомбной серией черепов с территории Калмыкии, (Фирштейн, 1967; Шевченко,1973; Шевченко, 1986) а также с отдельными сериями черепов катакомбной культуры с территории Поволжья (Шевченко, 1973).
Если мы обратимся к более ранним материалам, то сходство мужских черепов из Кирилен обнаруживается с палеоантропологическими сериями черепов ямной культуры с территории Украины, Поволжья, Предкавказья, в том числе мы можем проследить отдаленную связь с черепами афанасьевской культуры Южной Сибири, именно с теми, в которых присутствует протоевропеоидный антропологический тип.
Что же касается женского черепа из погребения № 12 кургана № 3 могильника Кирилены, то близкие к нему формы отмечены на территории Поволжья среди черепов катакомбной культуры. Для сравнения черепа из погребения № 12 кургана № 3 могильника Кирилены был привлечен также и палеоантропологический материал с территории Румынии. (Некрасова, 1964)
Некоторую близость в частности в строении лицевого отдела женский череп из Кирилен обнаруживает с женским черепом эпохи бронзы из могильника Богдэнэшть с территории Румынии (средняя часть Молдовы).
Мы можем предположить, что люди погребенные в Кириленах были потомками людей ямной культуры, которые в свое время пришли с востока. (Украина, Поволжье).
Также не исключается возможность и того, что в населении Кирилен присутствовал и местный компонент в лице женского населения. О более серьезных выводах не представляется возможности говорить в виду малочисленности палеоантропологической выборки.
Круц С.И. Палеоантропологические исследования Степного Приднепровья. К., 1984
Некрасова О.К. К изучению антропологического состава населения бронзового века восточной части Румынской Народной Республики // Современная антропология. М., 1964
Фирштейн Б.В. Антропологическая характеристика населения Нижнего Поволжья в эпоху бронзы //Памятники эпохи бронзы юга европейской части СССР. К., 1967
Шевченко А.В. К антропологической характеристике населения Нижнего Поволжья эпохи бронзы // СЭ 1973, № 6
Шевченко А.В. Антропология населения южнорусских степей // Антропология современного и древнего населения европейской части СССР. Л., 1986
Таблица измерений черепов из могильника Кирилены (Молдова)
Женский череп из погребения № 12 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
Мужской череп из погребения № 13 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
Мужской череп из погребения № 19 кургана № 3
могильника Кирилены (Молдова)
[1] Выражаю свою искреннюю благодарность и признательность сотрудникам Национального музея истории и археологии РМ, а также лично археологам О.Левицкому, С.Коваленко, С.Агульникову, В.Бабуличу за возможность ознакомится с палеоантропологической коллекцией и за консультации, относительно археологической интерпретации материала.
Раздел: Археология Дата публикации: 23.08.2013 02:18:50
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Энеолит степного Поволжья: три этапа или три культуры?
Энеолитическая эпоха степного Поволжья впервые наиболее полно была охарактеризована в трудах И.Б.Васильева, где она представлена сов-местно с памятниками лесостепи Среднего Поволжья и также полупусты-ни и пустыни Северного Прикаспия (Васильев, 1981). Еще более широкая картина энеолитического времени была представлена в последующей сов-местной с А.Т.Синюком работе (Васильев, Синюк, 1985). Предложенная тогда, более четверти века назад, трехступенчатая схема развития энеолита Поволжья явилась отправной точкой для последующих исследований и в основных чертах сохранила свою актуальность до настоящего времени. Конечно за прошедшие годы рядом исследователей эта схема была допол-нена, конкретизирована и соотнесена с культурами предшествующего вре-мени и синхронными культурными образованиями сопредельных регионов (Выборнов, 2008; Моргунова, 1995; Моргунова, 2011; Юдин, 2012 а). По-лученная общая картина энеолитической эпохи показывает, что процесс смены археологических культур носил в большей мере эволюционный ха-рактер, что вызвало существование нео-энеолитического периода в разви-тии населения степного Поволжья (Юдин, 2012 б)..
ОРУДИЯ ТРУДА И ПРЕДМЕТЫ ВООРУЖЕНИЯ С ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В данной работе вводятся в научный оборот находки с археологиче-ских памятников расположенных в западных районах Республики Мордо-вия, находящиеся в частных коллекциях и обнаруженных частными лицами в районах сел: Мордовские Парки, Старое Девичье, Лосевка, Кулишейка, Юрьевка, Ефаево, Шаверки, Пальцо, Тенишево, Учхоз, Куликовка..
К вопросу о специфике материалов поселения Лебяжинка III.
Воротничковая керамика энеолитического времени, содержащаяся в материалах Волго-Уральских коллекций неоднородна. Она различается размерами сосудов, формой (сечением) воротничка, фактурой, составом формовочных масс, элементами и мотивами орнамента, особенностями заполнения орнаментального поля. Уже по итогам раскопок Виловатовской стоянки был поставлен вопрос об её неоднородности и потенциальном разделении на этапы (Васильев 1980, с. 31)..
РАССЕЛЕНИЕ МОРДВЫ-ЭРЗИ В I ПОЛОВИНЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
При изучении материалов средневековых мордовских могильников обращает на себя внимание то, что на исконных эрзянских и мокшанских землях с середины XIII века происходит постепенное уменьшение, как объёма погребального инвентаря, так и количество самих погребений. Погребений же, чётко датируемых исследователями XV веком практически не зафиксировано. Напрашивается версия о средневековом кризисе развития мордовского этноса. Статья Н.М. Арсентьева и В.И. Вихляева как раз посвящена данному вопросу. В ней авторы, на основании письменных и археологических источников связывают обезлюдение мордовских земель с Золотоордынским, а позже с Казанским влиянием. (Арсентьев, Вихляев, 2011. С. 26-29.) Наша работа – попытка на основании различных источников (археологических, письменных) рассмотреть социально-политические события, повлиявшие на расселение мордвы-эрзи в XII – XVI веках. .
Археологические памятники мордвы к юго-востоку от г. Пензы (предварительное сообщение)
Окрестности г. Пензы уже довольно давно привлекали внимание археологов. О том, что на территории, занятой до настоящего времени лесной растительностью, к во-стоку от г. Пензы, прослеживаются следы древних поселений, было известно, по мень-шей мере, с конца XIX века. В этом районе в 1890-х гг. работал В.М. Терехин, член Пен-зенского губернского статистического комитета, краевед и археолог-любитель, а в 1920-х гг. вела раскопки Н.И. Спрыгина, сотрудница Пензенского краеведческого музея, крае-вед и археолог (Белорыбкин, Кишинская, 1995, с. 6-8). После 1920-х гг. интерес исследо-вателей к окрестностям города Пензы на некоторое время ослабел, однако в 1950-х гг. эта территория попадает в поле зрения М.Р. Полесских, профессионального археолога, сотрудника Пензенского краеведческого музея. .
Развитие института женщин-«литейщиц» поволжских финнов в эпоху средневековья
Одной из ярких особенностей, маркирующей культуру поволжских финнов эпохи средневековья, являются захоронения женщин с литейными принадлежностями (льчками, литейными формами, кусочками металла). На других территориях, в большинстве случаев пограничных с финно-угорским населением) они встречаются редко, не имеют строго стандартного набора и определенного местоположения в погребении .
Погребальный ритуал женских погребений Усть-Узинского 2 могильника III-IV вв. в Верхнем Посурье
Погребальный обряд в период формирования древнемордовской культуры до настоящего времени не являлся предметом специального анализа, в ряде работ он рассматривался в контексте публикаций конкретных памятников. Определенная работа в этом направлении была проделана В.И. Вихляевым на материалах пензенской группы могильников (Вихляев, 1977), которая опиралась на результаты раскопок М.Р. Полесских 50–60-х. гг. XX в., методика которых вызывает неоднозначные оценки..
В 1869 году при строительстве железной дороги Тамбов – Саратов, был обна-ружен Лядинский могильник принадлежащий древней мордве. В 1888 г. работы на могильнике проводил В.Н. Ястребов. Судя по отчёту, в погребениях им было обнаружено 86 глиняных сосудов. Однако для нашего исследования доступны только те, которые попали в иллюстрации отчёта (пять сосудов). Спустя сто лет, в 1983 – 1985 гг. на могильнике производила работы Р.Ф. Воронина. Она так же об-наружила 30 сосудов. Всего же было найдено около 116 горшков. В результате всех работ был накоплен большой материал по истории культуры и быта народа оставившего этот могильник. К сожалению, мы не имеем возможности получить доступ ко всему керамическому материалу из всех раскопок в связи с тем что, часть материала со временем была утрачена. .
К ВОПРОСУ ОБ АРЕАЛЕ ЕЛШАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (на основе анализа керамических комплексов)
На сегодняшний день известно около тридцати памятников содержащих керамику елшанской культуры. Часть из них образует достаточно компактное скопление на территории Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей, другая часть простирается далеко на запад и северо-запад от Среднего Поволжья..