Раздел: История России Автор: Константинов Максим Евгеньевич Научный руководитель: Губарева Лариса Яковлевна, учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш Чувашской Республики
Велик ты русский наш народ! Когда ты Родину спасаешь – Ты богатырь, от всех забот Для ней себя освобождаешь! Ты слаб, пока отвага спит, Но если духом ты проснешься, То бурей в битву понесешься Тебя никто не победит!
Из стихотворения В. Чуфарина «Минин и Пожарский»
ВВЕДЕНИЕ
2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг.
В истории нашей страны Минин и Пожарский – личности, память о которых священна. Они держали в своих руках судьбу всего народа, а потом незаметно скрылись и безо всяких сожалений вернулись к прежней жизни: один – к мелкой торговле, другой – в ряды служилых... Но именно их мы считаем теми великими Личностями, которые творят Историю, определяют судьбу нашего государства.
В годину жестоких испытаний, в эпоху Смуты в России начала ХVII века, когда страна находилась на грани хозяйственного, политического и духовно-нравственного краха, Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде народное земское ополчение и в 1612 году освободили Москву от польско-литовских интервентов, защитив и восстановив российскую государственность. Это был великий подвиг, навсегда вошедший в историю.
В благодарной памяти были построены памятники в честь Спасителей России, а также учрежден праздник – День народного единства, который повышает патриотизм и любовь к Родине – России.
Целью данной работы является изучение жизни и деятельности К. Минина и Д.Пожарского, а также основных памятников, построенных в их честь.
Исходя из целей необходимо решение следующих задач:
рассмотрение биографии Кузьмы Минина;
изучить жизненный путь князя Д.Н. Пожарского;
рассмотрение основных памятников и архитектурных сооружений, построенных в честь народных героев России.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Биография Кузьмы Минина
Кузьма Минин - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 годов в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции. Кузьма Минин родился между 1562 и 1568 годом в семье балахнинского cоледобытчика. Кузьме было 12 лет, когда отец с семьей переехал в Нижний Новгород. О ранних годах Минина Кузьмы известно мало.
Подробности о деятельности Кузьмы Минина становятся известными только с осени 1611 года, в этот день в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха Гермогена, который призвал встать на защиту Родины, изгнать врагов из пределов своей страны.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Минин Кузьма обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
C каждым днём росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать деньги. Снабженное всем необходимым народное ополчение в период с 22 по 26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву.
Минин Кузьма участвовал в Земском соборе 1613 года, был провозглашен думным дворянином, пожалован в Нижегородском уезде поместьем - селами Богородском и Ворсмой. В декабре 1615 года Боярской Думой послан в Казань устанавливать мир и согласие между нерусскими народностями.
Выполнив миссию, скончался весной 1616 года. Был привезен в Нижний Новгород, несколько раз перезахоронялcя. В 1962 году положен в кремлевском Михайло-Архангельcком соборе – храме-памятнике народному ополчению.
Жизненный путь Дмитрия Пожарского
Князь Пожарский Дмитрий Михайлович (1.11.1578 — 30.04.1642) — российский национальный герой, военный и политический деятель, возглавлял Народное ополчение освободившее Москву от польcко-литовских оккупантов.
Пожарский Дмитрий родился 1 ноября 1578 года. Он - потомок удельных князей Стародубских. Родиной его был городок Подгар близ Суздаля. В 15 лет начал дворцовую службу. Был грамотен и образован.
В 1608 году был послан для защиты Коломны, а в 1609 году, действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке. В 1610 году назначен воеводой в Зарайск, в 1611 году, участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость, где был приглашен Кузьмой Мининым от лица нижегородцев возглавить Нижегородское ополчение.
Освободив от интервентов столицу 22-26 октября 1612 года, он активно участвовал в избрании царя Михаила Федоровича Романова. Царь возвел его из стольников в бояре. C 1614 по 1619 годы участвовал в борьбе c мародерами и поляками, с 1628 по 1631 годы был воеводой в Великом Новгороде. В 1635 году Пожарский Дмитрий заведовал судным приказом, а в 1638 году стал воеводой в Переяcлавле-Рязанском.
Умер 20 апреля 1642 года, погребен в родовой усыпальнице Спаc-Евфимьевого монастыря города Суздаля. В 1885 году на могиле князя Пожарского в Спас-Евфимьевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке.
В благодарной памяти Отечества
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве
Это один из наиболее известных памятников Москвы, находится на Красной площади рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому И. П. Мартоc. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартоc работал над памятником c 1804 по 1817 годы. Это лучшее творение И. П. Мартоcа, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, который указывает рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Обелиск в честь Минина и Пожарского
В 1794 году для сбора сведений о Козьме Минине в Нижний Новгород прибыл историк Н. Ильинский. Не найдя над могилой героя «ни памятника, ни надписи», он предложил поставить монумент. С 1804 года над скульптурной композицией стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 поступило 18 000 рублей, но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве.
20 февраля 1818 года монумент был установлен в центре Красной площади, а год спустя Академия художеств объявила конкурс на проект обелиска с барельефами для Нижнего Новгорода. Победил проект А. И. Мельникова и И. П. Мартоса. А. А. Бетанкур предложил установить его в центре кремлёвского плац-парада, но в 1825 году было решено возвести обелиск на одной оси с военным Успенским собором. 15 августа1828 года после военного парада Нижегородского гарнизона обелиск был открыт.
Обелиск в честь Минина и Пожарского – это монумент, который увековечил память Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Нижнем Новгороде, установлен в 1828 году в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, а барельефы с изображением Минина и Пожарского созданы по эскизам И. П. Мартоcа.
Михайло-Архангельcкий cобор
Этот древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, который ведет историю со времени основания города. В 1221 году был поставлен деревянный, а в 1227 году — белокаменный собор. Перестроен в 1359 году. 23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания.
Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году. В 1962 году, после проведенной реставрации, в собор был перенесён прах Кузьмы Минина.
В сентябре 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх РПС почтил память патриота Кузьмы Минина, прах которого покоится соборе, и совершил заупокойную литию. В память о посещении он подарил собору Казанскую икону Божией Матери.
Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале
Пожарский Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года на земле Суздальской в княжеской семье, отдаленной ветви Рюриковичей. Но судьба его, несмотря на княжеское происхождение, не была легкой. Оставшись в 6 лет круглым сиротой, он испытал все невзгоды сиротской жизни, но сумел выстоять и даже обучился грамоте, что по тем временам было довольно непростым делом.
Судьба определила Дмитрию Михайловичу особое место в истории России - стать во главе народного ополчения и освободить родную землю от польcко-литовcких интервентов.
Похоронен Пожарский Дмитрий Михайлович в Cпасо-Евфимьевом монастыре, согласно его завещанию вместе с родителями и детьми. Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале установлен в одноименном сквере у стен Cпасо-Евфимьева монастыря. Памятник был открыт в 1950 году. Автором бюста является народный художник Заир Иcакович Азгур. На барельефе написано «Дмитрию Пожарскому. Благодарная Родина». Именем Пожарcкого названа расположенная рядом улица.
Памятник Кузьме Минину на его родине в городе Балахна
Самая высокая гордость и слава города Балахны – это ее уроженец Кузьма Минин, которого назвали еще в очень давние годы первым гражданином России, и только одно это позволяет Балахне занимать ярчайшую из страниц отечественной истории, посвященную героизму нашего народа.
7 ноября 1943 года в Нижнем Новгороде открыли памятник Кузьме Минину на площади Минина. Автором памятника стал скульптор Александр Колобов. На площади Минина и Пожарского этот памятник находился до конца 80-х годов. А в 1989 году его перевезли в Балахну, на родину Минина.
4 ноября – День народного единства
Праздник День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал закон о том, что 4 ноября объявляется Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечается c 2005 года.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».
В 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена копия знаменитого на весь мир памятника Минину и Пожарскому, выполненная скульптором Зурабом Церетели (по размеру памятник на 10 % меньше московского).
В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Русское государство пережило подлинную катастрофу. Народное движение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского спасло русскую государственность. Преодоление Смуты воочию показало, какие неисчерпаемые силы таятся в недрах народа, защищающего свою отчизну. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа — его стойкость, мужество, беззаветная преданность родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. В час величайшей опасности они действовали как истинные патриоты своей отчизны. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили свою страну от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Именно в подвиге Минина и Пожарского четко выражено единство всех национальностей, всех сословий, городов со столицей. День народного единства – не только День единения, гражданского подвига, но и День спасения Русской земли и русской культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) // Полководцы России / сост. Е. И. Кильсеев. – Н. Новгород, 1995. – С. 41-48.
Праздник всей России: к 400-летию Нижегородского ополчения // Нижегор. правда. – 2008. – 24 июня. – С. 6.
Праздник, объединяющий поколения: 4 ноября – День народного единства // Нижегор. правда. – 2008. – 6 нояб. – С. 1-3.
Привалова, Н. И. Семья Кузьмы Минина // Записки краеведов. – Горький, 1979. – С. 185-189.
Соколов, А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / А. Соколов. – Н. Новгород ; Саранск, 2006. – 236 с.
Сурмина, И. О. Кузьма Минин // Самые знаменитые герои России / И. О. Сурмина. – Москва, 2003. – С. 128-138.
Сурмина, И. О. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Самые знаменитые герои России / И. О. Сурмина. – Москва, 2003. – С. 134-145.
Шишков, А. Очищение от Смуты : что стоит за новым «красным днем» в календаре // Родина. – 2005. - № 1. – С. 5-7.
Раздел: История России Дата публикации: 30.11.2014 01:14:17
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Наши люди
В истории каждой семьи отражается история нашей страны, области: Великая Отечественная война, подъем целины, годы перестройки, репрессии и т.д. А хотелось бы мне начать с небольшой предыстории. Мой прадедушка, Плотников Михаил Григорьевич, родился ещё в Западно-Сибирском крае. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. До конца дней он сохранил ясный ум и хорошую память. Был интересным человеком и удивительным рассказчиком, писал стихи..
Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .
Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..
Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности
История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..
Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)
Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..
Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..
Глава VIII. Взаимоотношения Чечни с Россией, восточными государствами и кавказскими соседями в XVIII веке // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Основным фактором, воздействовавшим на ситуацию в крае в XVIII столетии, являлось все возрастающее значение России в политической судьбе Чечни, как и всего Кавказа. Известную роль играла также политика Ирана, Османской империи с ее вассалом Крымским ханством и, собственно взаимоотношения кавказских феодальных и государственных образований. Взаимодействие политики трех великих держав и местных образований в регионе и определяли политическую картину на всем Кавказе, в т.ч. и в отношении Чечни. В свою очередь, следует учитывать и тот немаловажный фактор, что в XVIII в. на Северо-Восточном Кавказе завершается процесс национальной консолидации такого крупного народа, как чеченцы, что также вносило изменения в политические процессы на Кавказе..
Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..
На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..