Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейВеликая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества.
История семьи Стародубцевых с Высокого Ключа характерна для зажиточного крестьянства Удмуртии начала 20 века. Советская власть, ликвидация личного хозяйства, коллективизация…
Стародубцев Федот, зажиточный крестьянин, глава многодетного семейства. Дети Степан, Александр, Николай, Иван ели хлеб. Имел в хозяйстве двух лошадей. Держал скобяной магазин и мучную лавку. Молоть ездили в близлежащую деревню Рябово. Когда Стародубцева Федота раскулачили, за него сидел Степан, старший сын. В родную деревню Степан вернулся в 1940 году после долгого лечения по госпиталям.
Деревню Высокий Ключ не обошла стороной великая Отечественная война. Стародубцев Степан Федотович, 1892 г.р., был комиссован по состоянию здоровья и назначен председателем колхоза «Гурезь». Колхоз был образован в 1935 году, в год образования Увинского района. Здоровых мужчин мобилизовали на фронт. Основной рабочей силой в колхозе были женщины, старики, дети. Как председатель колхоза Степан Федотович должен был отвечать за урожай зерновых, за поставку леса лесхозам п. Ува, Каркалай, за сбор тёплых вещей и продуктов питания для бойцов, за доставку трудармии на торфяные болота недавно появившегося посёлка торфодобытчиков Рябово, на строительство железной дороги Ува - Кильмезь и на другие важные стройки района.
Стародубцев Александр Федотович, 1910 г.р., призван Увинским РВК в 1941 году в Красную Армию рядовым, стрелком 98 стрелковой дивизии. Пропал без вести в 1941 году. Судьба дивизии, в которой воевал мой прапрадед, сложилась трагически. Как и защитники Бресткой крепости, красноармейцы вели оборонительные бои в Белоруссии, на Смоленщине. В июле 1941 года оказались в окружении. Дважды прорывали кольцо окружения. В октябре 1941 года дивизия расформирована. Судьба забытого полка выясняется.
Стародубцев Николай Федотович был младше Александра, призван позже. Танкист. Горел в танке. Родные помнят, что он приезжал домой после лечения в госпитале. Но видно, что он не долечился, за ним приехали из госпиталя, наверное, Николай Федотович чувствовал, что это будет последняя встреча с родиной. Николай, предположительно, скончался в госпитале от полученных ран, ожогов.
Стародубцев Иван Федотович прошёл всю войну. Остался в Краснодарском крае, женился.
Моя прабабушка, Стародубцева Елизавета Степановна, 1919 г. р., как и многие девушки военного времени выполняла тяжёлую мужскую работу в колхозе «Гурезь» (что значит «гора»), где председательствовал её отец, Степан Федотович. Колхозницы готовили лес для леспромхозов посёлка Ува, станции Каркалай. Женщины – лесорубы имели только двуручную пилу и топор; труд был изнурительным. Леспромхозы наладили выпуск продукции для фронта: авиационную фанеру, лыжи и деревянные аэродромные конструкции. Кроме этого, отправляли вагоны леса для заводов НКВ в Ижевск. Поэтому работали в колхозе без выходных. На норовистом коне Орлике возила Лиза лес в Каркалай и в Уву.
Стародубцева Анна Степановна, младше сестры Лизы. Летом 1942 года добровольцем ушла воевать. Пулемётчица. Прошла всю войну, 965 полк, Украинский фронт. После войны вернулась к работе на железной дороге. Погибла в 1958 году.
Сегодня мы можем только предполагать некоторые факты, чтобы воспоминания о военных годах семьи вылились в общую картину. Я горжусь, что мои прапрадедушки и прабабушки приближали Победу не только на линии передовой, но и глубоко в тылу. Очень хочется, чтобы память о них была сохранена и дальше. Человек не умирает до тех пор, пока о нём помнят.