В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах.
Я родилась в небольшом городе Шимановске Амурской области. Жизнь провинциального городка отражает жизнь великой России, фрагмент истории большой страны. Жизнь каждого из нас – малая толика в жизни города, области и всей страны.
Жизнь инженера-путейца Владимира Ивановича Шимановского – это история моего города. Мои предки жили во времена великих свершений. Настоящий же день ставит перед нынешним поколением новые задачи, не уступающие своей масштабностью предыдущему столетию. Я верю в свой город, в его людей, в его светлое завтра.
Детство и учёба Владимира Шимановского.
Владимир Шимановский родился 5 июня 1882 года в селе Чернино, Бобруйского уезда, Минской губернии[1., С.120].
Детство Володи Шимановского проходило в городе Александровске на Сахалине и Благовещенске, в семье военного врача Ивана Никифоровича и учительницы Софии Ивановны Шимановских. Отец Шимановский Иван Никифорович – выпускник 1881 года Медико-Хирургической Академии Санкт-Петербурга, военный врач Александровской на Сахалине местной команды в 80-х годах ХIХ века, лекарь (акушер) в штатах Военного ведомства в Санкт-Петербурге, с 1882 года – статский советник. В 90-х годах XIX века и последующие годы служил врачом военного лазарета и старшим врачом Амурского казачьего полка в Благовещенске. Мама Софья Ивановна работала учительницей словесности и слова Божьего в женской гимназии Благовещенска. Жили Шимановские в Благовещенске по улице Садовой, дом №5, где и прошли детские и юношеские годы Володи Шимановского.
После окончания в 1900 году Благовещенской мужской гимназии перед Володей встал вопрос: учёба в Томском государственном университете или технологическом институте, куда обычно оправляли выпускников Благовещенской мужской гимназии? Он выбирает - технологический. В Томске 1903 году он вступил в местную социал-демократическую организацию, а в 1905 году стал организатором боевой дружины, в составе которой был и Сергей Миронович Киров. За активное участие в студенческих волнениях был исключён из института. В 1906 году в состав Томской организации РСДРП входили студенты А. Петухов, И. Молчанов, К. Тюменцев, А. Зеленский, П. Обросов, В. Шимановский, Б. Левин, И. Писарев, Л. Красин. Усилению влияния социал-демократов на вузовскую молодежь города способствовало создание осенью 1906 года в Томском технологическом институте студенческой социал-демократической фракции, действовавшей под названием 1-го кружка самообразования. В последующем В.И. Шимановский занимался революционной деятельностью в Томске, Владивостоке и Санкт-Петербурге [5.,С.2].
В 1907 году возвратившись из Владивостока в Санкт-Петербург, поступает на третий курс Петербургского технологического института, который окончил в 1909 году.
Трудовая деятельность и политические взгляды инженера-путейца В.И. Шимановского.
После окончания Петербургского технологического института в 1910 году Томский комитет РСДРП направил В. И. Шимановского на строительство Амурской дороги, который в революцию 1905 года руководил действиями боевых дружин на Сибирской железной дороге. По-приезду в город Благовещенск он сразу зачисляется в штат Управления по постройке западной части Амурской железной дороги начальником дистанции на Первом строительном участке от станции к станице Джалинда. Одновременно работал преподавателем геометрии и электротехники в Благовещенском речном училище. В 1914 году Шимановский назначен начальником службы тяги на станции Бочкарёво (ныне г. Белогорск). С 1913 по 1916 год является членом Благовещенской городской Думы, Председателем отдела Амурского комитета изучения Сибири и её быта, Председателем комиссии по заведованию электрической станции города Благовещенска. С 9 августа 1916 года был назначен начальником главных железнодорожных мастерских на станции Зилово [1.С. 78].
В 1913 году для ремонта паровозов на станции Гондатти было начато строительство железнодорожных мастерских, на базе которых было организовано локомотивное депо. В 1917 году сдан в эксплуатацию первый корпус железнодорожных мастерских, завезено оборудование. Первым начальником железнодорожных мастерских стал Шимановский Владимир Иванович, инженер-путеец. Мастерские становятся базой для ремонта паровозов по всей Амурской железной дороге. В то время на станции Гондатти работало всего 8 поездных паровозов и один маневровый.
Под его руководством налаживали работу по ремонту паровозов в железнодорожных мастерских на станции Гондатти Черемисин Т.К., Степанов Т.Л., Легостин Ф.П., Базык С.Л., Суханов В. После отъезда В.И.Шимановского в г. Свободный, начальником депо был назначен Кеннин, затем Судак Яков Леонтьевич, позже Белоусов Алексей Васильевич, заместителем у которого был Шишко Антон Денисович. В 1917 году в Благовещенскую городскую Думу были выбраны 8 большевиков, среди которых был Ф.Н. Сюткин.
В одной из статей районной газеты «Победа» от 4 ноября 1977 года № 133 было написано: «1917-1918 гг. Уже в дни Февральской революции проявилось высокое классовое сознание рабочих Гондаттиевских железнодорожных мастерских, как тогда называлось локомотивное депо. Распространением революционных взглядов в рабочей среде занимались члены большевистской ячейки. Гондаттиевский комитет общественной безопасности, руководимый большевиками, призвал население не присягать Временному правительству. Рабочие депо не явились на церемониал, организовав демонстрацию. В день, назначенный для присяги, волостной комитет общественной безопасности обезоружил полицию, распустил волостной суд, арестовал крестьянского начальника и полицейского пристава, объявил амнистию 206 каторжан, которые работали и содержались в нечеловеческих условиях в каменно-щебёночном карьере. Восторженно встретили железнодорожники весть об Октябрьской революции в Петрограде.
Большое влияние на мировоззрение рабочих оказывал бывший начальник железнодорожных мастерских В.И.Шимановский. Вместе с членами большевистской ячейки он вёл работу по организации добровольных боевых дружин на станции для защиты социалистической революции». [3., С.9].
15 февраля (по новому стилю) в городе Алексеевске в здании Управления Амурской железной дороги открылся IV Чрезвычайный съезд рабочих и служащих железной дороги, на котором присутствовало 47 делегатов. Состав съезда был многопартийным: эсеры, кадеты, меньшевики. Делегация большевиков состояла из 12 человек. Основные вопросы съезда: 1. О текущем моменте (о власти). 2. Об образовании нового Центрального Комитета Союза железнодорожников. С докладом о текущем моменте выступил В. И. Шимановский. После бурного обсуждения съезд постановил: «Признать единственной полномочной властью – Советы крестьянских и солдатских депутатов». Была послана телеграмма В. И. Ленину о решении съезда. Образован ЦК Союза железнодорожников, взявший в свои руки управление железной дорогой. Председателем Союза избран В. И. Шимановский, комиссаром – М. Н. Чесноков. По существу ЦК был главным административным органом власти на Амурской железной дороге. Шимановского чаще называют «первым советским начальником дороги».
Весной 1917 года Владимир Иванович Шимановский отправляется в составе делегации от Амурской области в Петроград для участия в работе первого Всероссийского совещания Советов. Вспоминает А. Бородавкин,
персональный пенсионер,член КПСС с 1905 года: …Увидел Ильича в первый раз я весной 1917 года, когда приехал в Петроград в качестве делегата от железнодорожников Амура на Первое Всероссийское совещание Советов. Я и мой товарищ, тоже делегат от амурцев, Владимир Иванович Шимановский (впоследствии был расстрелян белогвардейцами) шли на Петроградскую сторону с большим волнением. Нам не терпелось увидеть и услышать человека, который основал нашу партию, стал сё любимцем и гордостью..».
В 1918 году В.И. Шимановский руководил организацией бесперебойных перевозок продовольствия и военных грузов из Владивостока в центр страны. В сентябре 1918 года, 39-летнего революционера-большевика, председателя центрального комитета Амурской железной дороги белогвардейцы заманили в Благовещенск для разбирательства. Говорили, что он якобы присвоил себе зарплату рабочих. Постановление об аресте В.И. Шимановского было подписано председателем правительства Амурской области А.Н.Алексеевским. Шимановского арестовали, а через месяц белогвардейцы расстреляли В.И. Шимановского. Вся сознательная жизнь Владимира Ивановича – служение народу. Шимановский относится к числу тех русских интеллигентов, что связали свою судьбу с борьбой за построение [3.,С.15-37].
Согласно постановлению правления Амурской железной дороги от 15 июня 1920 года: «…Объявляется для сведения и руководства, что согласно протокола №83 пленарного заседания Дорожного комитета Амурской железной дороги от 07.06.1920 г. станция Амурской железной дороги Гондатти и город Алексеевск, опубликованные в сборнике тарифов №242 от 01.07.1920г. переименовываются первая – во Владимиро-Шимановскую и вторая – в Михайло-Чесноковскую… Председатель Л.Н.Сухомлин.» [3.,С.15-37].
Вспоминает правнучка Шимановских Татьяна Авилова: «В нашей семье таких людей было немало. Кого-то судили и расстреляли. Был человек, которого расстреляли без суда. Был человек, который просидел больше 20 лет и вышел совершенно сломленным. Моя родная бабушка Мария Шимановская тоже сидела, мой родной дедушка Констанстин Гаврилов тоже и сидел, и очень серьезно пострадал. Когда я была школьницей, моя бабушка начала писать мемуары о своем первом муже – Владимире Шимановском, поляке, строившем транссибирскую магистраль на Дальнем Востоке и расстрелянном в 1918 году белыми. Это была её большая любовь, они прожили вместе 10 лет. Он по убеждениям был меньшевиком, но при наступлении белых не захотел оставить своих рабочих, которые, надо сказать, относились к нему с большим доверием и уважением. Они с моей бабушкой были арестованы одновременно и посажены в Благовещенске в одну тюрьму, но перед его расстрелом им даже не дали попрощаться. Сохранилось его прощальное письмо, написанное перед казнью, которое наполнило меня гордостью за него. Впоследствии большевики объявили его своим и назвали его именем город – Шимановск.
Я больше узнала об этом человеке и о том революционном времени. Только в старших классах мне бабушка рассказала о своём муже и о том, что с ним произошло. Видимо, она ждала, когда я повзрослею и смогу как-то это воспринять. Но это уже было время, близкое к моменту, можно сказать, моего прозрения, которое пришло, когда я попала в Институт стали и сплавов. Это был конец 60-х» [7.С.1-2].
Именем Шимановского назван город и район в Амурской области. Его скульптурный бюст установлен на перроне железнодорожной станции Шимановская. В городском краеведческом музее, который расположен в доме, где находилась квартира Шимановских, хранятся его личные документы и воспоминания жителей города об инженере-путейце Владимире Шимановском. В городах – Хабаровск, Благовещенск, Свободный есть улицы, названные в честь Владимира Ивановича Шимановского. Интересен факт в биографии Владимира Ивановича: впервые в Томске во время студенческих волнений он встречается с Николаем Львовичем Гондатти, тогда генерал-губернатором Томской губернии и наиболее плодотворная его трудовая и политическая деятельность протекает на станции Гондатти, названной в честь последнего генерал-губернатора Приамурского края.
И сейчас инженер Владимир Иванович Шимановский «на своём рабочем посту» встречает и провожает поезда (на привокзальной площади установлен его бюст). Владимир Иванович Шимановский дал нашему городу своё имя. Польское имя Шиман – равнозначное Симон (Семён) в переводе с греческого и древнееврейского означает «слышащий бога». Следовательно, можно сделать вывод: Шимановск – город, слышащий бога, а значит у нас, живущих в нём, всё будет хорошо.
Шимановск – мой отчий дом, моя малая Родина, моя пристань. Я люблю этот город потому, что здесь родилась, потому, что здесь живут мои родители, друзья. Причины искреннего чувства гордости за свою малую Родину трудно перечислить, как чувства любой истинной любви. Для меня мой город – самый лучший город на Земле. Дорог каждому человеку край, где он родился, где вложил частицу труда в его процветание. Из поколения в поколение незабываема история открытия и освоения Дальнего Востока. В названиях городов, сёл, железнодорожных станций Амурской области жива память о тех, кто ступил на эту землю, защищая её от недругов, закладывая здесь сёла и станции, распахивая плодородные амурские нивы, прокладывая дороги в дремучей тайге. В чуть более столетней истории нашего города много славных имён, но имя Владимира Ивановича проходит через все этапы его становления и развития.
Используемая литература и материалы:
1. Памятная книжка (адрес-календарь) Минской губернии за 1883г.;
2. Памятные книжки (адрес-календари) Амурской области за 1901-1916гг.;
3. Фонды городского краеведческого музея г. Благовещенск;
4. Материалы районной газеты «Победа» № 133 от 4.11.1977г.;
5. Фонды школьного историко-краеведческого музея;
6. Материалы исследовательских работ и творческих проектов обучающихся школы.
7. Воспоминания Татьяны Авиловой. Москва, 2012 г.
Раздел: История России Дата публикации: 15.01.2014 11:07:37
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
«Благоверный правитель» (на примере Николая II)
На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..
Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.
Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..
Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..
Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)
Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .
С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..
Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .
История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата
В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .