Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейМарк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества: «Итак, трудно увидеть в вере в королевское чудо что-либо,кроме плода коллективного заблуждения — впрочем, куда более безобидного, чем все другие заблуждения, которыми так богата история человечества».1 Именно поэтому этот вопрос сохраняет актуальность до сих пор.
Марк Блок (1886 — 1944 гг.)
Проследив рождение и «смерть» представлений о чудотворных исцелениях, совершаемых королями, М. Блок поставил вопрос и о том, что коллективные заблуждения, а следовательно и коллективное сознание, являются самостоятельной исторической единицей, живущая собственной жизнью.
Так, он писал: «Разумеется, коллективные верования, лежащие в основе целительных обрядов и объясняющие их успех, были плодом политического и религиозного состояния, общего для всей Западной Европы, и расцвели одновременно и самопроизвольно в Англии и во Франции; однако настал день, когда они приняли по обе стороны Ла-Манша форму конкретного и упорядоченного установления — королевского «возложения рук»; именно в этот момент одна страна могла повлиять на другую».2 Он так же подчеркивает, что религия не была причиной появления таких представлений: «убеждение в священном характере королевской власти жило в умах людей задолго до того, как его признала церковь. Впрочем, и в этой области народное мнение никогда, вероятно, не сковывало себя доктринами столь утонченными».3
Коллективные представления — явление сложное и многомерное. По всей видимости человечеству ещё только предстоит досконально изучить психологическую основу таких представлений, и закономерности, по которым они развиваются. Но можно сказать наверняка, что несмотря на огромный технологический прорыв и повсеместное распространение грамотности человечество до сих пор имеет огромное количество коллективных представлений и заблуждений. М. Блок писал: «Некоторые коллективные представления, затрагивающие всю социальную жизнь в целом, схожи — в самых общих чертах— у большого числа народов; по-видимому, они служатпризнаками определенного этапа развития той или иной цивилизации и меняются вместе с этими цивилизациями».4 Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что с развитием цивилизации коллективные представления не исчезают, а видоизменяются.
Понятие «Коллективные представления» гораздо шире, чем вера во что — либо. Это установки, которые однажды зародившись в сознании какого то социума, передаются из поколения в поколение, изменяясь со временем. Они влияют на мировоззрение и мышление этой общности, в том числе и науки. М. Блок писал: «Чтобы понять как следует даже самых прославленных теоретиков монархии, необходимо знать, каковы были в их время коллективные представления,унаследованные от предшествующих эпох, но с годами не утратившие власти над умами; ибо, если продолжить только что предложенное мною сравнение, теоретики эти, подобно богословам, занимались тем, что придавали ученую форму мощнейшим чувствам, которые испытывали окружавшие их люди и которыми — более или менее бессознательно — были проникнуты и они сами».5
В основе таких заблуждений лежит, вероятно, желание достичь результата при отсутствии возможностей его достижения или четкого понимания способа достижения цели. Россия 1990-х «пережила» Чумака и Кашпировского, которые обещали помочь людям не имевшим реальных возможностей сделать это рациональным способом. Люди, принимающие таблетки не понимая как это работает могут излечиться и принимая не те таблетки. Это подтверждает эффект плацебо. Но коллективные представления выходят далеко за рамки одной медицины — они существуют и в вопросах политики, экономики, культуры и искусства и т.д. Они — неотъемлемая часть нашей жизни. М. Блок писал: «как легко принимается на веру чей-то вымысел, если вырастает из коллективных представлений».6 Кроме того, эти коллективные «заблуждения» широко используются в полит. технологиях. Поэтому изучение коллективных заблуждений никогда не потеряет актуальности.
Для историков же вопрос о «коллективных представлениях» важен в двух аспектах. Во — первых, изучая общество или отдельных исторических деятелей, всегда необходимо учитывать наличие таких представлений и возможность их влияние на исторические процессы. Во — вторых, исследователи всегда должны подвергать сомнению и проверке свою точку зрения, чтобы убедиться, что их мнения и суждения основаны на фактах и логических рассуждениях, а не на коллективных представлениях.
Примечание
1. Блок М. Короли-чудотворцы:очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. Ред. И послесл. А. Я. Гуревича. - М., 1998. - С. 578.
2. Там же. С. 159.
3. Там же. С. 328.
4. Там же. С. 124.
5. Там же. С. 476.
6. Там же. С. 494.