↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Редакция

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества: «Итак, трудно увидеть в вере в королевское чудо что-либо,кроме плода коллективного заблуждения — впрочем, куда более безобидного, чем все другие заблуждения, которыми так богата история человечества».1 Именно поэтому этот вопрос сохраняет актуальность до сих пор.

Marc_Bloch (1)

Марк Блок (1886 — 1944 гг.)

Проследив рождение и «смерть» представлений о чудотворных исцелениях, совершаемых королями, М. Блок поставил вопрос и о том, что коллективные заблуждения, а следовательно и коллективное сознание, являются самостоятельной исторической единицей, живущая собственной жизнью.

Так, он писал: «Разумеется, коллективные верования, лежащие в основе целительных обрядов и объясняющие их успех, были плодом политического и религиозного состояния, общего для всей Западной Европы, и расцвели одновременно и самопроизвольно в Англии и во Франции; однако настал день, когда они приняли по обе стороны Ла-Манша форму конкретного и упорядоченного установления — королевского «возложения рук»; именно в этот момент одна страна могла повлиять на другую».2 Он так же подчеркивает, что религия не была причиной появления таких представлений: «убеждение в священном характере королевской власти жило в умах людей задолго до того, как его признала церковь. Впрочем, и в этой области народное мнение никогда, вероятно, не сковывало себя доктринами столь утонченными».3

Коллективные представления — явление сложное и многомерное. По всей видимости человечеству ещё только предстоит досконально изучить психологическую основу таких представлений, и закономерности, по которым они развиваются. Но можно сказать наверняка, что несмотря на огромный технологический прорыв и повсеместное распространение грамотности человечество до сих пор имеет огромное количество коллективных представлений и заблуждений. М. Блок писал: «Некоторые коллективные представления, затрагивающие всю социальную жизнь в целом, схожи — в самых общих чертах— у большого числа народов; по-видимому, они служатпризнаками определенного этапа развития той или иной цивилизации и меняются вместе с этими цивилизациями».4 Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что с развитием цивилизации коллективные представления не исчезают, а видоизменяются.

Понятие «Коллективные представления» гораздо шире, чем вера во что — либо. Это установки, которые однажды зародившись в сознании какого то социума, передаются из поколения в поколение, изменяясь со временем. Они влияют на мировоззрение и мышление этой общности, в том числе и науки. М. Блок писал: «Чтобы понять как следует даже самых прославленных теоретиков монархии, необходимо знать, каковы были в их время коллективные представления,унаследованные от предшествующих эпох, но с годами не утратившие власти над умами; ибо, если продолжить только что предложенное мною сравнение, теоретики эти, подобно богословам, занимались тем, что придавали ученую форму мощнейшим чувствам, которые испытывали окружавшие их люди и которыми — более или менее бессознательно — были проникнуты и они сами».5

В основе таких заблуждений лежит, вероятно, желание достичь результата при отсутствии возможностей его достижения или четкого понимания способа достижения цели. Россия 1990-х «пережила» Чумака и Кашпировского, которые обещали помочь людям не имевшим реальных возможностей сделать это рациональным способом. Люди, принимающие таблетки не понимая как это работает могут излечиться и принимая не те таблетки. Это подтверждает эффект плацебо. Но коллективные представления выходят далеко за рамки одной медицины — они существуют и в вопросах политики, экономики, культуры и искусства и т.д. Они — неотъемлемая часть нашей жизни. М. Блок писал: «как легко принимается на веру чей-то вымысел, если вырастает из коллективных представлений».Кроме того, эти коллективные «заблуждения» широко используются в полит. технологиях. Поэтому изучение коллективных заблуждений никогда не потеряет актуальности.

Для историков же вопрос о «коллективных представлениях» важен в двух аспектах. Во — первых, изучая общество или отдельных исторических деятелей, всегда необходимо учитывать наличие таких представлений и возможность их влияние на исторические процессы. Во — вторых, исследователи всегда должны подвергать сомнению и проверке свою точку зрения, чтобы убедиться, что их мнения и суждения основаны на фактах и логических рассуждениях, а не на коллективных представлениях.

 

Примечание

 

1. Блок М. Короли-чудотворцы:очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. Ред. И послесл. А. Я. Гуревича. - М., 1998. - С. 578.

2. Там же. С. 159.

3. Там же. С. 328.

4. Там же. С. 124.

5. Там же. С. 476.

6. Там же. С. 494.


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 04.11.2014 13:51:37
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока)

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока).

Читать

История Финикии

История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях..

Читать

Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений

Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .

Читать

Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).

В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Мир после Второй мировой войны

Человечество за время своего существования прошло огромнейший путь от первобытной общины до существующего ныне постиндустриального общества. Идя по пути развития, человек оставлял за собой длинный кровавый след, порождаемый бесчисленными войнами. Падение Великой Римской империи, Крестовые походы, религиозные войны и походы Наполеона Бонапарта – страшно представить, сколько судеб оборвали эти события, сколько горя и разрушений они за собой повлекли..

Читать

Политическая история Скифов

Политическая история Скифов.

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter