↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Воспитание и обучение в Спарте

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич

С помощью одинакового для всех граждан воспитания и унифицированного образа жизни Спартанское государство стремилось сохранить видимость равенства. Конечно, широко рекламируемое в Спарте равенство всегда оставалось фикцией. Государство не могло надолго сохранить даже иллюзию экономического равенства, но зато оно могло заставить имущую часть своих граждан придерживаться строго очерченных норм поведения. Прокламируемая простота образа жизни распространялась на все сферы быта, уменьшая тем самым социальную зависть и обеспечивая моральное единство общества. Богатые и знатные внешне ничем не отличались от бедняков, их дома были так же просты, а стол - так же скромен, как у менее удачливых сограждан. За этим тщательно следили эфоры, которые даже царей заставляли следовать неписаным законам, направленным против роскоши. Предание говорит об очень настороженном отношении спартанских властей к иностранцам. По свидетельству Плутарха, нежелательные иностранцы изгонялись из государства (Mor. 228 d-e). Источники сохранили названия нескольких профессий, носители которых определённо подвергались ксенеласии (досл. "изгнание чужеземцев"). Это были в основном ремесленники, производившие предметы роскоши: изготовители благовоний, красильщики шерсти, ювелиры (Chrysipp. ap. Athen. XV, 686 f-687 a; Plut. Mor. 228 b). [1]

Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы  и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом. Архаическое изящество сменяется грубо утилитарными представлениями: спартанская женщина должна быть прежде всего плодовитой матерью здорового потомства. Воспитание подчинено евгеническим целям: её стараются избавить от «всяческой женской слабости и изнеженности», закаляя её тело, приучая выступать обнажённой на празднествах и церемониях.[2] Однако стоит отметить, что  в других греческих государствах, да и вообще в то время, воспитание женщин практически не было распространено и отношение к женщинам, зачастую было как к вещи.


3.Историческое значение спартанского обучения и воспитания.


Спартанская система обучения и воспитания оставила значительный след в истории педагогики.
Главным образом — это система физического воспитания мальчиков и девочек. Но это не единственное, что нам оставила Спарта. При воспитании подрастающего поколения, в Спарте, использовались принцип самостоятельности деятельности, принцип соревновательности. Спартанская система обучения и воспитания была направлена не только на физическое воспитание, обучение военному делу, но так же и на воспитание нравственных качеств подрастающего поколения. В подтверждение выше сказанному, хочется привести одну из спартанских поговорок, дошедших до нас благодаря Плутарху: «Не приложивши рук, богов не призывай». И это при том, что Спарта — одно из наиболее религиозных греческих государств в то время!

Наследие спартанской системы воспитания по разному оценивается исследователями. Зачастую можно найти мнения, которые характеризуют спартанскую систему обучения и воспитания крайне негативно.

Приведём одно из таких мнений: «Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.»[4,с 95-96]
Подобные мнения, как и безоговорочное восхваление спартанской системы воспитания и обучения не отражают реальной картины. В приведённом выше мнении ошибочно указывается, что к по отношению к илотам можно было применять любые способы унижения. В Спарте такие вещи были строго регламентированы. Кроме того, говоря о положении илотов, необходимо отметить, что вопрос об их статусе в исторической науке является остро дискуссионным. Кроме того, презрение и насмешки вызывала не физическая, а духовная слабость.

Кроме того, как в данном случае, так и при однозначно положительной оценке, зачастую оценка дается с современных позиций, без учёта объективных условий, повлиявших на формирование спартанской системы обучения и воспитания.


Заключение.
   
Нами была рассмотрена система обучения и воспитания в спартанском государстве.
Формирование данной системы было закономерно обусловлено историей становления и возникновения самого спартанского государства. Необходимость контроля над завоёванным населением, численно превосходящем спартанцев, привело к формированию системы, ориентированной, главным образом, на физическое и военное воспитание.

Воспитание в Спарте, по сути, продолжалось всю жизнь и касалось не только мужского населения, но и женского. Система спартанского воспитания и обучения разделяла всех на возрастные группы, занятия и деятельность которых строго регламентировались.

Система спартанского обучения и воспитания была не лишена так же и духовной стороны, несмотря на очевидную направленность на физического воспитание.

Грамоте спартанцы обучались лишь в той степени, в которой это было им необходимо. Однако имеющиеся источники в распоряжении исследователей не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, насколько им это было необходимо и каков был уровень грамотности спартанцев. Об этом мы можем судить лишь по источникам более позднего происхождения. И немалое количество крылатых выражений, сохранившиеся воспоминания о лаконичности спартанцев, может, по видимому, говорить о достаточном уровне интеллектуального развития в Спарте. Особое внимание спартанцы придавали обучению музыке, что тоже свидетельствует о том, что данная система воспитания была направлена в том числе и на духовное развитие.


Литература

1. Печатнова Л.Г. История Спарты  (период архаики и классики). Спб.:Гуманитарная Академия, 2001. 510 с..
2. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция)./Пер. с франц. А.И. Любжина – М.: Просвещение, 1998. – 410 с.
3. П. Гиро  «Частная и общественная жизнь греков».,  С-П.,   Издание Л.Ф. Пантелеева.,  1897
4. Колобова К., Глускина Л. «Очерки истории Древней Греции» Спб 1958
5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997.
6. Андреев Ю. В. Греческий полис без бюрократии и литературы (Письменность в жизни спартанского общества) // Hyperboreus. Vol. I. 1994. Fasc. 1
7. Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. 1999. № 12.

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 29.05.2012 22:51:30

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Турция в Первой мировой войне

Перед Первой мировой войной Турция имела примерно 1,8 млн. километров территории и почти 8 млн. граждан. По своему политическому строю, страна являлась конституционной монархией. Однако реальная власть была сосредоточена в руках нескольких партийных лидеров. Главенствующей партией являлась партия «Единение и прогресс».

Читать

Зеленый мыс месье Д,Альфонса

Аджария. Батуми. Многие исторические лица посещали этот регион. Их воспоминания, путевые заметки, научные изыскания, наблюдения содержат интереснейший информационный материал о г. Батуми и его окрестностях. Он больше напоминает летопись временных лет, нежели просто заметки путешественников и ученых - исследователей..

Читать

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Жизнь и тайна смерти Александра Македонского

За свою недолгую жизнь он установил железное правление в Македонии и Греции, завоевал Персидскую империю и достиг Индии, а затем, в разгар своей власти, величайший военачальник всех времен внезапно заболел совершенно неизвестной болезнью и умер через две недели. .

Читать

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).

В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..

Читать

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Мир после Второй мировой войны

Человечество за время своего существования прошло огромнейший путь от первобытной общины до существующего ныне постиндустриального общества. Идя по пути развития, человек оставлял за собой длинный кровавый след, порождаемый бесчисленными войнами. Падение Великой Римской империи, Крестовые походы, религиозные войны и походы Наполеона Бонапарта – страшно представить, сколько судеб оборвали эти события, сколько горя и разрушений они за собой повлекли..

Читать

Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги

Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter