↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Иваницкая Александра Павловна

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана.

Эта трагедия всколыхнула весь мир, СМИ неустанно писали о трагедии после первых сигналов “CQD” (теперь их заменили на SOS), отправленных с Титаника. В первые часы несколько газет печатали на своих страницах противоречивые данные: В газете «Evening Sun» было напечатано: «После столкновения с айсбергом все люди с Титаника спасены, лайнер отбуксирован в Галифакс». Издание утверждало, что пассажиры пересажены на пароход «Карпатия», а экипаж сопровождает своё судно в Галифакс в Новой Шотландии. 16 апреля британская газета «Daily Mail» в заголовке написала: «Титаник затонул, жертв нет». В Россию поначалу также приходили неверные сведения о гибели лайнера. 16 апреля в газете «С-Петербургские ведомости» было напечатано: «Все пассажиры „Титаника“ спасены пароходом „Вирджиниан“… пароход [Титаник] ещё держится на воде и медленно идёт в порт Галифакс». На следующий день издание дало опровержение: “Пароход „Вирджиниан“ прибыл к месту катастрофы слишком поздно, „Титаник“ затонул, о судьбе пассажиров ничего неизвестно”.

Не вызывало сомнений, что причиной гибели корабля стал Айсберг, чему имелось множество свидетелей. Но СМИ неизменно в течение многих лет старались найти ответ на вопросы: “почему на борту не хватило шлюпок?”, “почему не смогли спасти пассажиров с полупустого корабля?”, “почему никто не пришел на помощь Тонущему Титанику?”, “почему айсберг не увидели сразу?”.

Ответы были найдены в считаные дни, журналисты быстро сбросили вину на офицерский состав Титаника. Это можно назвать ненамеренной фальсификацией исторических фактов, которые плотно укоренились в сознании народа. Масла в огонь подлил излишне драматичный фильм Джеймса Кэмерона “Титаник 1997”.

Люди были уверены, что айсберг не был замечен из-за того, что у вперед смотрящих не было биноклей; шлюпок намеренно поставили недостаточно, уверенные в непотопляемости Титаника; решетки, отделявшие территорию третьего класса были намеренно закрыты с целью избавить Америку от иммигрантов; судно “Калифорниен”, находившееся ближе всех к Титанику на момент трагедии, намеренно игнорировало сигналы тревоги. Существовало так же мнение, что капитан Смит намеренно вел корабль навстречу айсбергу.

Из всех этих утверждений единственным верным является только одно: Брюс Исмей, один из создателей кораблей Олимпик-класса, действительно приказал разместить на палубе меньшее количество шлюпок, чем было запланировано. Но даже если бы он не отдавал такого указания, спасательных шлюпок не было бы поставлено достаточно, потому что в начале 20-го века количество шлюпок определялось размерами корабля, а не предположительным количеством пассажиров.

Все остальные утверждения являются неверными.

Помещения, доступные пассажирам третьего класса, действительно отделялись решетками, которые запирались только чтобы пассажиры третьего класса не проходили во второй и первый и не “халявили”. Во время крушения всех объяла паника и часть решеток забыли открыть. Часть все же была открыта, и корабль превратился в лабиринт, покинуть который удалось не всем.

 

Больше всего споров касается айсберга, поэтому хочу осветить эту проблему: почему корабль не смог избежать столкновения?

К сожалению, столкновение было результатом стечения печальных случайностей. Капитан Смит выбрал самый безопасный маршрут в это время года, корабль шел намного южнее остальных кораблей, совершавших трансатлантические рейсы. Накануне столкновения на Титанике вышел из строя находившийся на борту радиотелеграф, и радист до вечера 15 апреля вручную чинил его. После того, как телеграф был починен, радисту пришлось разбирать пришедшие за день радиограммы. Среди них были предупреждения об айсбергах, но не все имели специальную пометку. За считанные часы до столкновения радист с судна “Калифорниен” спросил у радиста Титаника “Как дела?”, на что получил ответ в достаточно грубой форме от злого и уставшего радиста. Радист “Калифорниена” после этого разговора выключил телеграф и пошел спать. Из всех судов “Калифорниен” находился к Титанику ближе всех, но на выручку лайнера пришла только “Карпатия”. Об этом ниже.

Второй случайностью было то, что у вперед-смотрящих не было биноклей, хотя вряд ли они могли бы помочь. В первую очередь из-за того, что бинокль давал всего лишь двух-кратное увеличение и использовался для того, чтобы рассмотреть уже увиденный объект. Но увидеть айсберг было невозможно, потому что айсберг в это время начал таять, сместился его центр тяжести и белая верхушка айсберга оказалась под водой, а над водой появилась его прозрачная часть. Айсберг был невидим.  Отсутствие биноклей считали ошибкой Ключника Блэра, которого перевели со службы на Титанике за несколько дней до рейса. По своей профессиональной привычке он закрыл ящик, в котором хранились бинокли, но забыл передать ключ своему преемнику.

Третье печальное обстоятельство: на Титанике не было красных сигнальных ракет. Красные огни - своего рода крик о помощи, на Титанике были только белые ракеты. К белым ракетам было нейтральное отношение, их в то время пускали вместо фейерверков, поэтому на судне “Калифорниен” так и не поняли, что буквально на их глазах разворачивалась трагедия.  Позже по поводу бездействия “Калифорниена” велось отдельное судебное разбирательство.

 

Но почему не смогли спастись все пассажиры на полупустом корабле?

Ответ прост: паника.

В первые часы люди не верили, что “непотопляемый” Титаник идет ко дну, продолжали весело проводить время. Часть людей просто боялась садиться в шлюпки, пассажиров буквально силой сажали в шлюпки и тем не менее первые шлюпки, рассчитанные на 65 пассажиров, уходили лишь с 12-14 пассажирами на борту. Затем началась паника и, как обычно бывает, давка. На шлюпки кроме женщин старались попасть и некоторые мужчины. Брюс Исмей позорно сбежал с тонущего Титаника в ночном халате и тапочках. Последние шлюпки уходили с перевесом. Из-за нерасторопности пассажиров все шлюпки спущены не были.

 

Материал взят из публичного архива исторического сообщества “Титаник. Легендарный Корабль”.

Отдельная благодарность представителям сообщества, работавших на выставке “Титаник” в Москве 2014-2015.


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 23.02.2015 12:55:11
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами

В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.

Читать

Первый заговор против Гитлера. 1938 год

Среди чиновников и военных Третьего Рейха также было немало недовольных внутренней и внешней политикой Гитлера. Во внешней политике наибольшую озабоченность оппозиции вызывала реальная угроза большой войны с Великобританией, Францией, СССР..

Читать

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 .

Читать

ПРОБЛЕМА САРМАТИЗАЦИИ БОСПОРА

В истории Боспорского царства первых веков нашей эры (I-IV вв. н.э.) ключевую роль играет проблема сарматизации. В отечественной античной историографии историографии была сильна позиция, согласно которой, в этот период произошёл большой наплыв сарматских племён на Боспор, в результате чего большинство населения царства стали составлять сарматы, и сарматская культура стала преобладать в государстве над греческой. Эта гипотеза была сформулирована виднейшим российским антиковедом М.И. Ростовцевым в начале XX вв. .

Читать

Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги

Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.

Читать

Характер Елизаветы Тюдор

Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия.

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. .

Читать

Школьное образование в период Каролингского Возрождения.

В современной системе образования появляется все больше церковных школ, в светских школах появляются предметы связанные с религией. Некоторые думают, что это благоприятно отразится на детях, другие говорят обратное. Ответ на этот вопрос может показать история..

Читать

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter