Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам.
Ввиду того, что предки чеченцев практически с эпохи ранней бронзы не знали массовых переселений и тысячелетиями развивались в ареале заключенном в одних и тех же географических границах, они нашли и закрепили в своей агрокультуре типы хозяйствования, районированные в ландшафтах "равнина", "предгорья", "горы". Более того, особенности земледелия проецировались на конкретные почвенные данные той или иной "горы", ущелья, равнины, земель того или иного аула, и т.д.
В связи с этим следует остановиться на особенностях развития земледелия Чечни в XVI – первой половины XVII вв. прежде всего в горной зоне. Конкретные документальные и иные данные здесь весьма скупы вследствие того, что в этот период русские и европейские наблюдатели редко и на короткий срок проникали в горы Чечни. Однако система земледелия (равно как и характер землепользования в горной части Чечни) была настолько устойчива и консервативна, что практически без каких-либо изменений дошла до начала ХХ в., благодаря чему и была легко реконструирована в трудах этнографов. Комплекс орудий труда связанного с земледельческим циклом – пахотой, уходом за растениями и уборкой урожая, включая его последующую обработку, выявляется как в полевых материалах этнографов, так и в изысканиях археологов.i
Согласно данным этнографа начала ХХ в. Н.С.Иваненкова, обстоятельно рассмотренных в наше время профессором Ш.Б.Ахмадовым, в Горной Чечне все земли традиционно делились на общественные и частные. К общественным относили: 1) горные пастбища; 2) аульные выгоны; 3) сенокосы; 4) пашни (под которыми подразумевались крайне незначительные по площади распашки для общественных нужд).ii
Горные пастбища, расположенные от 1500 м. над уровнем моря и выше, могли принадлежать целому обществу, нескольким обществам или считаться общенародным достоянием; аульные выгоны обслуживали надомный скот отдельных селений, непосредственно примыкая к ним. Сенокосы на горных склонах близ аулов по традиции делились по жребию на "купы" (кварталы), жители которых, в свою очередь, делили паи между собой.
Вследствие особых условий в горах, особенно в высокогорной части Чечни, практически все пахотные участки существовали в форме естественных и искусственных террас – созданных на склонах гор искусственных площадок с нанесенной землей и навозом. Естественно террасы находились исключительно в частной собственности отдельных семей, реже в собственности "фамилий" (группы кровнородственных семей).
В «низкогорных» районах пологих гор (Восточная Чечня) и в ущельях передовых к равнине лесных гор, кроме сугубо частной ("долах мохк") существовала еще и т.н. занятая земля ("далаьцна мохк"), которая представляла собой расчищенные от леса участки земли, или облагороженные поляны в пределах земельных границ аула со статусом временного пользования. Со временем, освященные традицией, они могли превратиться в "долах мохк", которые можно было продать, купить, подарить, но по общему правилу только внутри общества. В этой части Чечни существовала также пока неясная для нас система пользования землей через закладывание садов – "беш" и определения границ пользования медоносными участками лесов.
Исторически сложившаяся частная собственность на пахотные земли в горной зоне Чечни в условиях относительного, а где и абсолютного земельного голода, приводила к невиданной в той же России и Европе интенсификации земледелия и агротехнического искусства полеводства.iii Средствами народной агротехники в горной зоне были: искусственное террасирование, интенсивное удобрение, искусственное орошение и севооборот. Из пахотных орудий труда использовались, главным образом, легкий горный плуг ("нох"), несколько типов заступов из дерева ("бел"), специальный кол ("хьокха") для посадки, разные типы мотыгообразного орудия для прополки ("метиг", "гама", "цяьл") и железный серп для жатвы ("марс"). Для обработки пашни применялись бороны двух типов – волокуша на полозной станине и "комсар–мекха" – рамная деревянная борона с железными зубьями.iv
Большинство террас находившихся в окружении горных аулов являлись искусственными и назывались просто пашни - "оахам", "терхе" (букв., полка), "шу/шунаш" (букв., на склоне), и т.д.v Они создавались на склонах гор путем укрепления насаждением у края деревьев или кустарников, укреплением подпорной стенкой из камней и дерна, выдалбливанием скальной основы с последующим нанесением в "корыто" искусственной почвы. Землю приходилось брать из глубоких долин и ущелий и поднимать во вьюках по тропинкам (и так порой каждый год).
Пределом землепашества в Чечне является высота 2000-2100 м над уровнем моря. В XVI-XVII вв. этот уровень был скорее ниже в связи с эпохальным похолоданием XV-XVII вв. на Кавказе и в Европе. Согласно ряду данных в высокогорных обществах с экстремальными условиями земледелия практиковались смешанные посевы ячменя и овса, ржи и яровой пшеницы, яровой пшеницы и горного гороха и т.д.vi Именно ячмень и горные сорта пшеницы, в т.ч. местные, являлись для населения Горной Чечни основными хлебными злаками.
Урожайность зерновых на террасных полях зависела от ряда факторов – удачен ли был год дождями, не было ли града, заморозков или урагана. Немалое значение имели высотность участка и его местонахождение – на южной или северной стороне. Порой, вследствие короткого лета или ранних заморозков урожай мог и не успеть вызреть.
Единственные на сегодня данные об урожайности горных террас мы имеем от уроженца высокогорного осетинского аула великого поэта Коста Хетагурова. Удачный урожай свидетельствует он "редко превышает сам – четыре" (т.е. вчетверо больше объема семян потраченных на сев.).vii
Необходимо отметить, что в некоторых участках горных ущелий Чечни аридного типа (например, в Чанты-Аргунском и Шаро-Аргунском бассейне) применялось искусственное орошение террас через сложную систему ирригационных канав, так и составных желобов ("апари") из стволов деревьев или коры липы длиной порой до нескольких верст с преодолением впадин и оврагов с помощью примитивных деревянных и каменных акведуков.viii
Полеводство, безусловн, играло в хозяйстве нахов-чеченцев важную роль, но могло обеспечить потребности в хлебе средней семьи в горах не более чем на 3-4 месяца. Поэтому горные районы Чечни заключенные между верхними бассейнами рек Ассы на западе и Шаро-Аргуна на востоке, а это в первую очередь общества Шарой, Хуландой, Хилдехарой, Кей, Нашаха, Галанчож, Акки, Мержой, Майста, Малхиста, и т.д., остро нуждались в товарообмене с равнинным хозяйственным ареалом. Вместе с тем, и в указанном регионе встречались небольшие горные котловины с более или менее пологими горными склонами и естественными речными террасами (Шатой, Ялхарой, Цечой, Пешхой, Чебарлой), удовлетворявшими порой за счет интенсивного полеводства годовую потребность в хлебе своих обитателей.ix
Несколько по иному характеризовалось традиционное полеводство в восточной части Горной Чечни между бассейном Шаро-Аргуна на западе и бассейном рек Аксай-Ярыксу – на востоке, имевшей пологие горы, покрытые густыми лесами (общество Нахч-Мохк). Здесь господствовала система подсечного земледелия – "ирзу", хорошо изученная этнографами ХХ в. С.-М.А.Хасиевым и Б.А.Калоевым.
В указанной зоне земледелие играло более значительную роль, нежели в высокогорной полосе чеченских гор. Согласно традиции селения в Восточной Чечне (называвшейся в XVI-XVII вв. соседями Мичкизской землей, а в XVIII в. Ичкерией) имели такую планировку, когда при каждом доме наличествовал дворовый участок, отведенный под сад и огород. Пашенные участки каждая семья, а также группа кровнородственных семей осваивала в окружающих лесах в форме "ирзу". Такие участки земли со временем переходили в потомственное владение, и их размер ограничивался трудовыми возможностями крестьянских семей.
Согласно традиционной технологии закладки "ирзу" происходила в холодные дни зимы, когда на намеченном участке вырубались самые большие деревья, или же подрубали кору вокруг ствола. Сваленный лес либо сжигался на месте, либо вывозился на топливо. Согласно другой методике лес валили на участке ранней весной, затем подсушивали и сжигали, получая, таким образом, обильно удобренный золой участок. Единственное исключение в ходе сплошной вырубки делалось для лесных плодовых деревьев, на их вырубку накладывался запрет. Подготовка подобного участка в лесу была трудоемким процессом: на подготовку одной десятины затрачивалось до 50-70 трудодней.x
Согласно этнографическим данным в первый год расчищенный и удобренный золой участок засевался с помощью деревянного кола под фасоль, тыкву, огурцы. Осенью поднявшийся подлесок подрубался и сжигался. Далее несколько лет участок продолжали очищать от корней и в зависимости от размера обрабатывали либо заступами, либо горским легким плугом засевая зерном вразброс. В зоне Нахч-мохка высевали ячмень, пшеницу (включая озимые виды) и более теплолюбивое просо.xi Позже, со второй половины XVII в. распространение получает более урожайная кукуруза.
В целом, в отличие от высокогорной зоны, здесь могли забрасывать использованный в течение ряда лет участок и осваивать новый. Но, в целом, для основной части Горной Чечни было характерно непрерывное использование пашни. Недостаток земли не позволял использовать известную в Европе систему переложно-залежного трехполья. Чеченцы использовали обильное удобрение пашен навозом и золой, и плодосменную систему (когда чередовались зерновые злаки с фасолью и горохом), особые сберегающие приемы обработки пашенной земли, изредка пользовали пар и т.д.xii Следует быть отмеченным то обстоятельство, что исторически присущие Горной Чечне виды злаковых – ячмень ("мукх"), овес ("кена"), пшеница ("къа"), включая ее древнюю разновидность - полбу ("божа"), рожь ("сула"), просо ("борц") являлись если и не эндемичными сортами, то исключительно приспособленными к условиям горного полеводства видами злаков.xiii
Из других огородно-посевных культур в Чечне того времени были известны фасоль, тыква, арбуз, дыня, огурцы, лук, чеснок, а на рубеже XVII-XVIII вв. кукуруза и табак.
Несколько особое место в описании земледельческого хозяйства чеченцев в XVI-XVШ вв. занимает исторический район Аух известный в тот период в русских документах под именем "Окохи" и "Окоцкая земля". Кроме того, сюда примыкает и нахская колония в низовьях Терека – Окоцкая слобода, (под Терской крепостью) активно и масштабно занимавшаяся пашенным земледелием.
Окоцкая земля – Аух, располагавшаяся в предгорно-плоскостной полосе Кумыкской равнины, обильно орошенная реками Аксай, Ярыксу и Акташ, к 80-м годам XVI в. имела, по крайней мере 500 крестьянских хозяйств. После строительства русской крепости на северной протоке Терека (в 30 верстах от впадения в Каспий) в 1588-1589 гг. сюда в результате распрей феодалов Северного Дагестана бегут семьями и поодиночке десятки и сотни окочан. К ним позже присоединяются выходцы из "Шибутской" и "Мичкизской землиц" Горной Чечни. К 1614 г. здесь насчитывается выходцев из "Акоз и Мичкиз" 160 "человек" (имеются в виду взрослые мужчины). К 1636 г. численность горцев-окочан (включая черкесов и татар), под Терской крепостью достигла 1 тыс. человек мужского пола.xiv
Окочане жившие непосредственно в крепости и находившиеся в слободе в "ведомстве" служилых горских князей (Сунчалей, Шолох, Муцал и Каспулат Черкасские) и окочане - жители Ауха, все без исключения занимались земледелием и, судя по всему, в значительных масштабах. Так, тот же правитель Окоха Ших-мурза Ишеримов возил своим союзникам русским воеводам в 1588 г. не только мед, овец и кур, но и ячмень. Документы говорят, что после бегства Батая Шихмурзина из Терков воеводы поделили между "служивыми" оставшиеся запасы "проса", "животины" и "рухлядь". В 1614 г. служилые окочане утверждали, что основной источник их существования – пашенное земледелие.xv
Документ лета 1640 г. – роспись населению терских слобод показывает, что практически все служилые и слободские окочане (главы семейств) находились в момент проведения опроса "на пашне". В то время как те же служилые татары находились либо "на рыбной ловле", либо " "в атарех" (на отаре).xvi
На территории собственно Ауха, богатом водными ресурсами, и в Окоцкой слободе на Тереке, было развито поливное земледелие. Так, были прорыты крупные отводы от р.Аксай и Акташ. Около селений Ширча-Юрт, Мажгар и Кешен создавались также запасы воды на летний период в виде небольших искусственных озер.xvii
В первой четверти XVII в. в Окоцкой слободе в условиях продолжавшейся ряд лет засухи и нашествий саранчи были неурожаи: " судом Божьим река засохла (имеется в виду протока Терека из которой орошались пашни. – Я.А.) и воды нет…, а у которого … пшеница или проса на собанех и взойдет от дозжей и тот, государь, хлеб поедает саранча 8-й год. И мы … стали безхлебны … помираем з женишка и з детишка голодное смертью"xviii.
К концу XVII-началу XVIII в. чеченцы-аккинцы как и все население Кумыкской плоскости Северного Дагестана, увеличивают выход товарного хлеба, который поступает в горы в обмен на продукцию животноводства, лес и металлические изделия. В целом, аккинское население Ауха и нахское население Окоцкой слободы в Терках выходит на тот уровень земледелия, на который в той же равнинной части Чечни и в других районах Центрального и Северо-Западного Кавказа выходят только во второй половине ХVIII- начале XIX в.
Конец XVIII в. в истории земледелия как в "Ококах", так и в Чечне отмечен победным шествием кукурузы. Новая зерновая культура требовала иной технологии полеводства, больших затрат труда, но превышала урожайность лучших сортов пшеницы в несколько раз.
Земледелие собственно ауховских чеченцев и многочисленных переселенцев из Чечни в кумыкских аулах, развивалось в русле развития земледельческого хозяйства равнинного смешанного кумыкско-чеченского населения выведших Северный Дагестан в житницу горной части страны.
Население Кумыкской плоскости делило обрабатываемую землю на три части: две подвергались обработке, третья оставалась под паром. Через год паровой участок засевался осенью озимой пшеницей или ячменем. Обработка земли производилась плугами, тягловой силой служили волы. После ручного посева "вразброс" поле бороновали и производили первый полив с целью сохранения семян от грызунов. В засушливой части Кумыкии широко использовались ирригационные системы позволявшие забирать воду в "нагорных" речках и сооружением плотин разводить ее канавами –"татаулами" по многочисленным полям получая жарким летом особенно высокие урожаи. Сеяли более всего пшеницу, ячмень, овес, а к началу XVIII в. также хлопчатник и рис. Последние культуры высевались исключительно на обильно орошаемых участках.
Уборка производилась серпами, реже косой; хлеб молотили молотильными тяжелыми досками, а мололи зерно на водяных мельницах, которых было множество. Хлеб из кумыкских и чеченских аулов Северного Дагестана продавался в русских крепостях и станицах, на хлебных рынках Тарков и Эндерея.xix
Окружающая среда оставалась в доиндустриальной стадии развития человечества наиболее важным фактором, определяющим жизнь, тем более в горах. Так, уровень земледелия и его продуктивность на Северо-Восточном Кавказе определялась ярко выраженной зональностью: плоскость и невысокие лесные хребты передовой части горной системы Чечни относились к плодородным черноземным землям, выше чернозем исчезал, уступая место менее плодородным почвам горно-лесного типа, а еще выше бедным подзолистым, а то и наносному грунту.xx
Чрезвычайная интенсификация земледельческого хозяйства в горах Чечни объяснялась крайним недостатком земли и ее малой плодородностью, а не решающей ролью земледелия в укладе местных горских обществ. Здесь главная жизневоспроизводящая роль оставалась за скотоводством. Иное дело на равнинах Чечни, где наличие свободных земель привело к относительно опережающему развитию земледелия как хозяйственного уклада. Речь идет о ситуации на Чеченской и Кумыкской равнинах в XVI – XVIII вв., а позже и в притеречных районах.
Так, Чеченская равнина заключалась между передовой цепью Черных гор (Лесной хребет) на юге до Сунженского хребта на севере, вдоль подошвы которого шло течение р.Сунжи впадающей в Терек ниже Брагунского хребта. Равнина была вытянута с запада на восток до 70–80 км и с юга на север до 25-30 км.
Западная часть Кумыкской плоскости, называемой еще Качкалыковской, заключалась в границах образованных с запада течением Сунжи, с севера руслом Терека, с юга Качкалыковским хребтом и с востока левым берегом Аксая.
Таким образом, западная часть собственно Кумыкской плоскости до р. Аксая и, верхняя часть бассейна Аксай-Акташ, были заселены чеченцами, а восточная часть равнины вплоть до Каспийского моря (между протоками Терека и Сулаком и горами Дагестана) была населена в тот период кумыками и ногайцами.xxi
Площадь равнинных земель, занимаемаых а концу XVIII- начале XIX в. чеченцами (главным образом "сунженскими") и "качкалыками" исчислялась русскими наблюдателями "около 3000 квадратных верст".xxii
Самая северная заселенная часть равнинной Чечни – Надтеречная равнина, тянулась между правым берегом Терека и левым склоном Терского хребта узкой полосой с запада на восток от урочища Галюгай до Брагунского владения на востоке (при впадении Сунжи в Терек) примерно на 80-100 км.
В целом, на Тереке и прилегающих равнинах горцы и терско-гребенские казаки культивировали самые разнообразные злаковые, огородные и садовые культуры.
В частности путешествовавший в 1770-1773 гг. по различным районам Кавказа академик И.Гильденштедт оставил развернутые описания огородных растений на Тереке к каковым он отнес дыни, арбузы, разнообразные сорта тыквы, огурцы, морковь, красная свекла, черная редька, капуста, лук, бобы, горох, земляная груша, а также хрен, кориандр, мята, укроп, мак, петрушка и василек. Из возделываемых полевых культур Гильдентшедт назвал также маис (кукуруза), сарачинское пшено (рис), хлопок и коноплю.
Из важнейших садовых плодов академик наблюдал на Тереке айву, различные сорта груш и яблок, сливы, абрикосы, персики, миндаль, каштаны, гранаты, мушмула, грецкие орехи, фиги (инжир), белая и черная шелковица (тутовник) и, конечно, различные сорта винограда: винные и кишмиш (ягоды без косточек).xxiii
За исключением гранат и инжира, вызревавших только в Южном Дагестане практически все остальные виды садовых и огородных культур были представлены в Чечне, причем в отдельных районах (Восточная Чечня) садоводство было процветающим и доходным, за счет вывоза фруктов в свежем и сушеном виде в Кизляр. Отсюда горские фрукты вывозились в свою очередь в Астрахань, из которой попадали волжским путем в Центральную Россию.
Отмечено культивирование в Чечне в XVIII в. и табака, который шел и на продажу. Он отличался высоким качеством и потому табак "чеченский" стоил в том же Кизляре дороже, чем другие сорта.xxiv
Побывавший на Тереке, несколько позже И.Гильденштедта, академик Фальк отмечал, что чеченцы сеют много чечевицы, кроме того "горские татары" (скорее всего кумыки) и чеченцы "заводят рисовые поля", выращивают на продажу просо и хлопчатник. В тех же Брагунах он наблюдал "хорошие" сады, богатые огороды и виноградники.xxv
В ходе возвращения чеченцев на плоскость и массового заселения ими равнин здесь по большей части вступали в действие те же традиционные системы землепользования, что и в горах. Во-первых, действовала система "первой заимки" – когда более сильные семьи создавали большие хуторские хозяйства, а подселившихся позднее обязывали за право использования пахотных участков и пастбищ к услугам в свою пользу.xxvi
Есть также данные, что на плоскости господствовала, как и в горах, частная собственность на все пахотные земли, сенокосы, часть пастбищ и даже лесов. Общими и "запасными" считались аульные пастбища, неудобья, леса и прочие неиспользуемые обществом земли.
Есть и другие свидетельства, правда более поздние, чем первые, которые говорят о наличии в Чечне в прошлом общинной собственности на обрабатываемые земли, о передельной системе, когда участки делились между фамилиями и семьями до начала каждой посевной.xxvii Однако, как правило, они недостоверны, т.к. основаны на умозрительных построениях авторов описания "гражданского быта" чеченцев и кумыков составленного Голенищевым-Кутузовым и Лобановым-Ростовским в 1843 г.xxviii
Исследователь Ш.Б.Ахмадов следом за И.Саидовым и С.-М.Хасиевым приходит к выводу, что земли равнинных обществ Чечни в XVIII в. делились на собственно общинно-нераздельные, земли находившиеся в общинной собственности, но используемые по переделу между "купами" (квартал, фамилия), частные – по праву первого завладения или приобретенные покупкой и «собственные» – приобретенные через очистку лесов ("ирзу") в границах общества. Кроме того, для XVII-XVIII вв. стала привычной в Чечне такая форма собственности как вакуф – мечетские земли, предназначенные для обеспечения муллы, строительства общественных зданий и исполнения религиозных треб.xxix
Как известно возникновение крупных поселений на территории Чеченской равнины относится к середине – второй половине XVII в. В следующем столетии здесь наблюдаются многочисленные крупные аулы населенные потомками выходцев из самых различных горских обществ и аулов: "Они селятся в аулах по несколько фамилий вместе, а не по одной как было прежде в горах" писал первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев.xxx
В середине XVII в. на территории плоскостной Чечни появляется еще один тип землевладения – княжеский (владельческий). Он имел место, как явление, по течению Аргуна (Чеченское владение), в Брагунском владении в низовьях Сунжи и, возможно, на склонах Качкалыковского хребта (Кумыкская плоскость). Со второй половины XVIII в. начинает складываться княжеское землевладение в Надтеречье. В определенной степени имели попытки навязать выплату феодальной ренты за пользование землями по Сунже в районе впадения речки Яндери и низовьях Ассы со стороны князей Малой Кабарды в отношении карабулаков-арштхойцев.xxxi
Собственно чеченские и брагунские князья в том же XVIII в. имели вне аульных (общинных) земель собственные земли, которыми могли распоряжаться по своему усмотрению. Надтеречные князья – выходцы из чеченских, кумыкских и кабардинских феодальных фамилий – по праву первой заимки заняли тысячи десятин земли, которую заселяли крестьянами по собственному усмотрению, требуя податей и ряда работ в свою пользу (например "на один день с каждого двора рабочего к посеву, жатве и сенокошению"). Часть качкалыковских, "чеченских", карабулакских и ауховских аулов связывали с князьями только отношения, возникающие с выполнением последними управленческих и представительских функций.xxxii
Именно со второй половины XVII-XVIII вв. в Чечне появляются условия для масштабного развития земледелия не связанного с удовлетворением чисто внутренних потребностей, а наоборот позволяющего производить товарный хлеб. Мы имеем здесь не крошечные террасные участки, а от 20-30 до 100 десятин земли на саклю обрабатываемых большим количеством трудоспособных крестьян обладающих высокой аграрной культурой. Показателем степени развития земледелия в равнинной Чечне является фиксируемое документально применение крепостнического труда: так, у чеченских узденей и князей отмечено наличие крепостных – от нескольких дворов до нескольких десятков семей.xxxiii
Плодородные почвы равнинной части Чечни в сочетании с благоприятными природно-климатическими условиями позволяли выращивать разнообразные зерновые культуры. В северной (притеречной) зоне культивировали пшеницу, ячмень, просо и рис. Земли, прилегающие к течению Сунжи, служили для общирных посевов пшеницы и проса. В сведениях о земледельческом хозяйстве горцев собранных в Кизляре в 1765 г. говорится: «в Чеченском владении…, кроме фруктов всего довольно ж, и сверх того пшеница есть. В кумыцких: Брагунской, Аксайской, Андреевской, Костюковской и принадлежащих к их владельцам (чеченских. – Я.А.) деревнях по сю сторону реки Койсы… Кошкелду, Ясысу, Буртана, Янгы юрт… (есть) пшеница, ячмень, пшено сорочинское, просо, овощь… в Ауках и Карабулаках мед, воск и все, что выше писано есть, …»xxxiv.
Говоря об урожайности, можно сослаться на данные упомянутого нами выше академика Фалька: "Неурожаев почти не бывает. Обыкновенная жатва вознаграждает в 10 и 15 раз".xxxv
Не позже XVIII в. в Чечне получает распространение новая зерновая культура – кукуруза (маис). Отмечены также посевы льна, конопли и табака. Появление кукурузы (чеч. "хъажкъа", букв. "пшеница хаджи") связывается с паломничеством в Мекку входившую в состав Османской империи где маис культивировался уже в XVII в. Во второй половине XVIII в. кукуруза распространяется не только на равнине но и в горах Чечни, где поднялась до 1500 м. над уровнем моря.xxxvi
Как было отмечено выше успешное развитие зернового земледелия на равнинах Чечни в XVIII в. во многом было определено высоким уровнем агрокультуры свойственной для горных районов края и для равнинных чеченцев-ауховцев и кумыков, которые еще в XVII в. успешно развивали земледелие на Кумыкской плоскости. Кстати те же российские чеченцы-окочане (ауховцы) жившие близ крепости Кизляра учрежденной в 1735 г. успешно продолжали вести свое традиционное хозяйство и в XVIII в. Так, они имели пахотные орошаемые земли между руслом Терека и Кизлярской протокой.xxxvii
Судя по прямым и косвенным данным, чеченцы в условиях равнинного земледелия пришли к залежно-переложной системе и к широкому использованию возможностей орошения и обязательного удобрения земли (навоз, зола). Произошло и районирование пахотных орудий труда: здесь стал использоваться довольно сложный передковый, или "тяжелый" плуг, в который запрягали 6-8 волов, и обслуживали 4-5 человек. Но внутри этого чеченского «типа» равнинного земледелия было несколько вариантов ориентированных на почвы сухой степи и влажные черноземные. В той же северной степной зоне чеченцы использовали для посева зерновых под озимые (по стерне убранных яровых) оригинальное орудие "къомсар" представлявшее собой тяжелое бревно с 10-15 толстыми зубьями из твердого дерева. В подобные "грабли" с ручками запрягали волов".xxxviii
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:24:14