Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейНесмотря на заставы и форпосты, горцы и казаки продолжали беспошлинную торговлю. Так, в 1760г. гребенской атаман И. Иванов жаловался начальству, что некий поручик «Новоглатковского форпоста» разрешает казакам и торгующим «из азиатского народа» свободный обмен лошадей, скота и прочего за взятки. Нужда гребенских казаков в торговле с чеченцами была большой, так в документах 70-х гг. XVIII в. отмечено: "с татарами торг имеют не на деньги но меною, берут у них кафтаны, шапки, колеса…".clvi.
Терско-гребенские казаки добивались устранения запретов и пошлин на их торговлю с горцами и официальным путем: в 1771 г. казачье войско подало прошение Российскому Сенату о снятии пошлин на аробные колеса ввозимые из Чечни. Ходатайство было Сенатом отклонено, чтобы не «подавать способ к уменьшению пошлинного сбора»clvii.
Следует отметить, что торговые пошлины взимали и горские князья: как за провоз товаров через их владения, так и за сопровождение купеческих караванов и конских табунов к торговым центрам. Традиционная пошлина в ХУШ в. составляла (на примере доходов шамхала) по 2 руб. 50 коп. русской монетой с каждой повозки нагруженной товарами, а с пеших и конных коробейников по 1 руб. Плата шла с каждой головы лошади, определенного количества голов скота или штук вяленной рыбы. В документах XVIII в. есть свидетельства выполнения охранных функций на торговых путях чеченскими и брагунскими князьямиclviii.
Системный анализ материалов XVI – XVIII вв. о торговле в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, показывает, что основными «стратегическими» видами товаров, входящим перечень «жизненных», для горцев являлись: хлеб, соль, ткани, металлы, оружие, порох, лошади, домашний скот, маренаclix, рыба (вяленая), рабы. Но работорговля была неким экзотическим видом торговли в горской среде, наиболее привлекающей внимание наблюдателей, но менее всего значащей. Так, достаточно развернутые документы XVIII в. по Чечне дают буквально несколько десятков данных о фактах работорговли, причем часть ее относится к промежуточной – провоз рабов или перепродажа их в Чечне. Даже похищения людей с целью перепродажи, случавшиеся в горских районах с княжеским правлением, относились, как правило, к семьям крепостных и тех же рабов.
Вопреки общераспространенному мнению, одним из главных рынков сбыта рабов (большей частью выходцы из Грузии, Ирана, Средней Азии и, в меньшей части из горской среды), в XVII-ХУШ вв. являлась Россия. В конце XVII в. царское правительство стало запрещать терским воеводам покупку «ясырей», а также посылку гонцов за Терек и к ногайцам для покупки пленных. Видимо, это явление приобрело вызывающий характер. Как бы то ни было, в XVIII в. вновь широко практикуется работорговля в русских крепостях и городах. Так, знаменитый эндереевский «Ясыр-базар» (Северный Дагестан) по большей части сбывал рабов покупателям из русского города Кизляра, где их труд использовался на виноградных плантациях. Как отмечал в своей записке бывший комендант Кизлярской крепости А.И.Ахвердов, андреевцы «продают (рабов. – Я.А.) в Кизляр с хорошими выгодами для употребления в садах виноградных». Только часть пленных «самых лучших обоего пола» продавалась приезжим «туркам и жидам». Но «настоящая же прибыль» тех же андреевцев состояла не в работорговле, а в «хлебопашестве, скотоводстве и в воске, на продажу в Кизляр дров, кольев для садов виноградных, строевого лесу»clx. Кстати, тот же лес доставлялся в Эндерей главным образом из ближайших чеченских районов богатых лесом.
Весьма важно отметить распространение в Чечне начиная с XVI в. товаров так называемого престижного потребления: это златотканые шубы и шапки из ценных мехов, золотые и серебряные кубки, дорогие ткани и красители, предметы обихода (зеркала, ларцы), высококачественные кожи и т.д. В XVIII в. возрастают объемы потребления бумаги в связи с развитием грамотности.
Как заметил С.М. Броневский, горские народы «имеют также свою роскошь и свои прихоти. Не только разборчивы в доброте оружия, но и в щегольстве онаго; для одежды жен своих покупают европейское сукно, шелковые и бумажныя материи, сафьян, сученое серебро и золото»clxi.
Другим важным явлением развития торговли в Чечне являлось складывание торгового сословия купцов – «совдегар», существовавшего за счет доходов от разнообразной торговли – как сырьем, так и готовой продукцией.
Появление в Чечне своего рода «промышленников», живших «торговыми оборотами» приводило и к выработке определенных соглашений с соседями: так, в конце XVIII в. между кизлярским комендантом и чеченцами «для производства их купечеством торга зделаны были… условия»clxii.
Политическим следствием развития внутренней и внешней торговли в Чечне (ориентированной с ХУШ в. главным образом на Россию где начиная с Петра Первого развивалась фабрично-заводская промышленность) являлось несомненное развитие внутреннего хозяйственного пространства и складывание пророссийской внешнеполитической ориентации.
Другим следствием развития торговли на территории Чечни с учетом наличия зернового хозяйства и ремесел (некоторые виды которых приобретали товарные черты) следует считать то обстоятельство, что наш край, в той или иной форме, выступал притягательным хозяйственным рынком для своих непосредственных соседей. "Выгоды торговли" связывают в XVIII в. с Чечней Нагорный Дагестан, Кумыкию, Кабарду, Терско-Гребенское казачье войско и ногайцев. Это обстоятельство еще раз служило диверсификационным фактором развития единого хозяйственного пространства в географических пределах предгорно-плоскостной Чечни выступавшей в качестве своеобразного системообразующего центра на Северо-Восточном Кавказе, где с той или иной силой действовали так же "силы притяжения" российского торгового "центра" на Тереке, кумыкского центра (в целом северодагестанского), Дербентского ханства, Большой Кабарды, турецких городов в Причерноморье и на Тамани, и т.д.
i См.:Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып.7. Владикавказ, 1910; Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни. ХIII – XVIII вв. Рук.дисс.канд.ист.наук. М.,1970; Саидов И.М. Землевладение и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIII – XIX веках // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т.IV. Вып.1. Грозный, 1964; Хасиев С.А. Земледелие чеченцев и ингушей в XIX – нач.ХХ вв. Рук.дисс.канд. ист.наук. М., 1973; Его же: Орудия труда в полеводстве войнахов (XIX - начало XX в.) // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный, 1989;см., обстоятельную монографию Калоева Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.
ii См.:Иваненков Н.С. Указ.соч. С57-61; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХVIII – начале ХХ века. Грозный, 2002. С.83-84; и др.
iii Следует оговорить, что указанная интенсификация была вызвана не товарным характером земледелия, а скудостью природных ресурсов.
iv См.: Адилсултанов А.А. Акки и акинцы в XVI-XVIII веках. Грозный, 1992. С.21-22; Ахмадов Ш.Б. Указ соч. С.65-67; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С 250-252; Хасиев С.А. Культура полеводства чеченцев и ингушей в XIX – начала XX в. Ч.1. Нальчик, 2004. С.52-53, 58-59, 67-68; и др.
v Кантария М.В. Агрикультурные способы полеводства в Чечено-Ингушетии // Кавказский этнографический сборник. Вып. VI. Тбилиси, 1986. С.47.
vi См.: Иваненков Н.С. Указ. соч. С.26; Хасиев С.-М.А. Указ. соч. С.18-21.
vii Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ, 2000. С.127.
viii См.: Саидов И.М. Указ.соч. С.165; Хасиев С.-М.А. Указ.соч. С.30-33.
ix См.,Хасиев С.А. Указ.соч. С.40-41;
x См.:Хасиев С.А. Указ.соч. С.24-25; Кантария М.В. Указ. соч. С.49.
xi Хасиев С.А. Указ. соч. С.25-26.
xii Там же. С.27-28, 35-37.
xiii Хасиев С.А. Указ.соч. С.38-39, 41-46; См., также сводную работу: Берг В.Р. Полеводство и посевные культуры Горной Чечни // Посевные культуры северных склонов Кавказа. Ч.2. Ростов-на-Дону, 1930.
xiv См.:Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII в. Сб. док. Сост. Е.Н.Кушева. М., 1997. С.54, 110, 121.
xv Русско-чеченские отношения... ,С.18, 55-56, 65;
xvi Там же, С. 130-135.
xvii Адилсултанов А.А. Указ.соч. С.23-24.
xviii Русско-чеченские отношения... С. 97.
xix См.: Акбиев Арсен. Кумыки. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Махачкала, 1998. Раздел "Земледелие и животноводство" // Интернет: www.kuimikia.ru/books.
xx Гутнов Ф.Х. Факторы социальной эволюции средневековых обществ Северного Кавказа// Статья размещена в Интернете. С.13-15; Блиев М.М. Горцы Большого Кавказа. М., 2003. С.45-46.
xxi См.: Ахмадов Я.З. Вайнахи в кумыкских княжествах Северного Дагестана // Известия Чечено-Ингушского респ. краев. музея. Вып. Х1. Грозный, 1972. С. 59, 64 ; и др.
xxii Сахно-Устимович П.М. Описание чеченского похода 1826 г. // Звезда, № 10. 2006. С.147.
xxiii Гильденштедт И.А.Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб, 2003. С.60-63.
xxiv См.:История Чечни с древнейших времен до конца XIX века. Грозный, 2006. С.195.196; Адилсултанов А.А. Указ. соч. С.28-29.
xxv [Фальк]. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России. Т.VI. СПб., 1824. С.63, 70.
xxvi Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII 40-е гг. XIX в. Рук. дисс.канд.истор.наук. М., 1966. С.233, 276.
xxvii См.: Максимов Евг. Чеченцы. // Терский сборник. Вып.3. Владикавказ, 1893; Исаев С.А. Аграрная политика царизма в плоскостной Чечне в 50-60-е гг. XIX в. // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т.IX. Ч.3. Грозный, 1974; и др.
xxviii См., Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып.1. б/м и г/и. С.56-57; Вып.2. Одесса, 1883. С.79-80.
xxix См.: РГВИА. Ф.482. Оп.1. Д.192. Л.159-160; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.84-89.
xxx Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Элиста, 1990. С.84-85.
xxxi См.: ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2901. Ч.1. Л.46 об.; там же: Д.2992. Ч.1. Л.1об; Д.2701.Ч.1. Л.16; Лаудаев У. Указ. соч. С.84; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. Ч.1 СПб., 1869. С.261; Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812. // История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы . М., 1958. М.239, 243; Волкова Н.Г. Указ. соч. С.179-180, 183-184; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.203-204.
xxxii Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М. 2001. С. 265-268.
xxxiii Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией. Грозный, 1991. С.23; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.196, 199-201; и др.
xxxiv См.: ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2687. Ч.2. Л.68 об.; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т.2. М., 1957. С. 239-240;
xxxv35. См.: Записки путешествия академика Фалька С.70; Волкова Н.Г. Указ. соч. С.164;
xxxvi См.: Лаудаев У. Указ. соч. С 83,98; Волкова Н.Г. Указ.соч. С.164; Хасиев С.А. Указ.соч. С.48.
xxxvii Ахмадов Ш.Б. Указ. соч.С.65.
xxxviii Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.69; Хасиев С.А. Указ.соч. С.58-67; Кантария М.В. Указ.соч. С.63-65; и др.
xxxix О прорытии татаула (канала) из р.Сунжи к Тереку // Ставропольские губернские ведомости. № 43, Ставрополь, 1857.
xl Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись // Ингушетия и ингуши. Т.I. Назрань-Москва. 1999. С.124.
xli См.:Адилсултанов А.А. Указ.соч. С.23-24; Хасиев С.А. Указ.соч. С.29-34.
xlii Броневский С.М. Указ. соч.184.
xliii Ахвердов А.И. Описание Дагестана. 1804. // История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М., 1958. С.227.
xliv См.: Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967.С.22; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.64-65.
xlv История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. С.186.
xlvi Покровский Михаил. Завоевание Кавказа // Россия и Кавказ. СПб. 1995. С. 19-20.
xlvii Багаев М.Х. Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения войнахов с гор на плоскость (XIII-XVI вв.) // Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968. С.55, 70-71.
xlviii См.: Калоев Б.А. Развитие скотоводства на Северном Кавказе. М., 1983; Мадаева З.А. Обычаи и обряды вайнахов, связанные с животноводческим бытом (XIX - начало XX в.) // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Сб.научн.трудов. Грозный, 1984.
xlix См.: Белокуров С.А. Отношения России с Кавказом. 1578-1613 гг. М., 1889. С.526; Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII в. Сост.Е.Н.Кушева. М., 1997.С. 65.
l Белокуров С.А. Указ. соч. С.560; Русско-чеченские отношения… С.75.
li Русско-чеченские отношения… С.61-62, 118, 151, 154.
lii Там же. С.55-56, 118.
liii См.: Арсаханов А.Б. Аккинский диалект в системе чеченского языка. Грозный, 1958. С.6. Адилсултанов А.А. Акки и акинцы в XVI-XVIII веках. Грозный, 1992. С.24-26; Акбиев А.Кумыки. Вторая половина XVII – первая половина XVIII в. Махачкала, 1998. Раздел «Земледелие и животноводство» // Интернет: www.kumikia.ru/books.
liv Адилсултанов А.А. Указ. соч. С.26.
lv См.: ЦГАРД. Ф.379. Оп. 1. Д. 113. Л. 41-42 об. Розен Ф.В. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // История, география и этнография Дагестана. М., 1958. С.289.
Исследователь Акбиев А. отмечает, что "наличие большого количества пастбищ позволяло кумыкским владельцами отдавать их в аренду горцам". См., Акбиев А. Кумыки. Вторая половина XVII- первая половина XVIII века. Махачкала, 1998 //Интернет. Глава I.
lvi Русско-чеченские отношения…, С.202.
lvii Бутков П.Г. Из «Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре» // Россия и Кавказ: сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С.10.
lviii Русско-чеченские отношения… С.203.
lix Великая Н.Н., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И., Чахкиев Д.Ю. Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный, 1990. С.24-25.
lx В связи с этим важно наблюдение дагестанских этнографов, что на некоторой части вершин пастбищных гор Нагорного Дагестана открытых солнцу трава держалась и в зимнее время. Выпас животных на "зимних пригревах" в летнее время настрого запрещался. Их использование сельские общины разрешали только со второй половины зимы. См., Бобровников, Рощин М. Адатное землепользование в Нагорном Дагестане // Отечественные записки. № 2 (17) 2004 //Размещено в Интернете.
lxi Гамрекелидзе Б.В. Из истории скотоводства в горной Ингушетии // Кавказский этнографический сборник. Вып.2. Тбилиси, 1968. С.244-246.
lxii Саидов И.М. Землевладение и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIII-XIX вв. // Известия Чечено-Ингушского НИИЯЛ. Т.4. Вып.1. Грозный, 1964. С 164; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII – начале XX века. Грозный, 2002. С.77.
lxiii См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа вы XVIII - начале ХХ века. М., 1974. С.166; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.100.
lxiv Еще в 20-х гг. XIX в. костековские (кумыкские) князья, жившие за Сулаком получали большие выгоды "излишнее количество земли своей, отдавая на пастьбу скота чеченцам". – См., Гордин Я. Ермолов // Россия в Кавказской войне. Исторические чтения. (Вып.3.). СПб., 2000. С.87.
lxv Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Грозный, 1991. С.18.
lxvi Ахмадов Ш.Б. Указ.соч. С.97.
lxvii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.25-26; Русин В.Ф. моя жизнь с чеченцами и ингушами. Изд. 2-е. Нальчик, 2008. С.144; и др.
lxviii См.: Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII – 40-е гг. XIX в.). Рук. дисс. канд. истор. наук. М., 1966. С.133-134; Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Грозный, 1991. С.18.
lxix РГВИА. Ф.482. Оп.1. Д.1. Л.220; там же. Ф.ВУА. Д.18507. Л.24; Д. 18508. Л.111.
lxx Записи адатов сделанные в Чечне в 40-х гг. XIX в. показывают, что традиции возмещения того или иного ущерба определенным количеством овец, коров и быков или их денежного эквивалента сохранялась и далее XVIII в. – См., Адаты чеченцев // Адаты кавказских горцев. Вып.2. Одесса. 1883. С.78-147.
lxxi См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.25; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С.252-253.
lxxii Будаев Н. Коневодство на Северном Кавказе: о происхождении горных пород лошадей. Нальчик, 2006. С.1-6.// Интернет.
lxxiii ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Оп.1. Д.3303. Ч.2.Л.121.
lxxiv Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.103.
lxxv См.: Даутова Р.А. Изготовление деревянной посуды вайнахами в эпоху позднего средневековья (по материалам Малхисты и Майсты) // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983; Чахкиев Д.Ю. Огнестрельное оружие позднесредневековых вайнахов // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный, 1989; и др.
lxxvi Казиев Ш.М., Карлеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа XIX века. М., 2003. Гл. XVII. Ремесла //Интернет.
lxxvii Сахно-Устимович П.М. Описание чеченского похода 1826 г. // "Звезда" № 10, 2006. С.149.В примечании автор добавляет, что чеченцы "прежде" готовили к продаже в Кизляр дубовую клепку для бочек.
lxxviii Казиев Ш.М., Карлеев И.В. Указ.соч. Гл.XVII. Ремесла // Интернет.
lxxix Хасиев С.-М.А. Из истории развития кустарных промыслов у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (обработка металла и камня) // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С.17.
lxxx Великая Н.Н., В.Б. Виноградов, З.И. Хасбулатова, Д.Ю. Чахкиев. Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный,1990. С.31.
lxxxi Таковы например мечети в с.Эйткале (Аргунское ущелье) и в с.Шарой в высокогорной Чечне.
lxxxii См.: Калдани А.М. К вопросу о классификации башенной культуры Чечни // Кавказский этнографический сборник. Вып.VI. Тбилиси, 1986; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С.274; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.32; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХУШ-начале Х1Х века. Грозный, 2002. С.413.
lxxxiii См.: Марковин И.И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг.) // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980; Ахмадов Я.З. Указ соч. С.274-275; Великая Н.Н. и др. С.30; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.414.
lxxxiv Ахмадов Я.З. Указ соч. С.275.
lxxxv Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33.
lxxxvi Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.32-33.
lxxxvii См.: Розен Ф.В. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // История и этнография Дагестана. Архивные материалы. М., 1958. С.282; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.276; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.419.
lxxxviii См.: Марковин В.И. Каменная летопись страны вайнахов. М., 1994. С.140; Ильясов Л.Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004. С.63; и др.
lxxxix См.: Прозрителев Г.Н. Кавказское оружие (Оружие кавказских горцев) // Сабли рая. Горское оружие в Кавказской войне. Грозный, 1992. С.3-4; Чахкиев Ю.Д. Оружие вайнахов. // Там же. С.15-22.
xc Луки использовались в Чечне вплоть до конца XVIII в.
xci Великая Н.Н. и др. С.29.
xcii См.: Народы Кавказа. Т.1. М., 1960. С.352; Асхабов И.А.-Р. Искусство оружейных мастеров // Культура Чечни. История и современные проблемы. Изд. 2-е. М., 2006. С.127-139.
xciii "Весьма хорошие делают ружья" в Аухе отмечает в 1812 г. А.М.Буцковский (Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских народов //История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М.,1958. С.243; Ибрагимова З.Х. Чеченские кустарные промыслы // Чеченская республика и чеченцы: история и современность. М., 2006. С.238.
xciv Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.135-136.
xcv ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2635. Ч.2. Л.52-52 об.
xcvi См.: Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т.1. М., 1957, С.120; Бутков П.Г. Из "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре" // Россия и Кавказ – сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С.10; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.27-28; Чахкиев Ю.Д. О производстве пороха горцами Чечни и Ингушетии в позднем средневековье //Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско-Кавказских) чтений, 1993. СПб., 1994. С.30-31;
xcvii См.: Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII – первой половине XIX в. Грозный, 1961. С.61-62; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.19; Великая и др. Указ. соч. С.29.
xcviii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.28; Хасбулатова З.Народные промыслы чеченцев в XIX – начале ХХ века // "Вестник Лам". № 3. 2002. С.36; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.240; и др.
xcix АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские и Моздокские дела. 1762-1772 гг. Оп.118. Д.1. Л.521.
c Хасбулатова З. Указ. соч. С.38.
ci Хасбулатова З. Указ. соч. С.36; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.241.
ciiСм.: Народы Кавказа. Т.1. М., 1960. С.352; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.136-137; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.19; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.29-30;
ciii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33; Ибрагимова З.Х Указ. соч. С.240.
civ Их описание приводится Н.Ф.Грабовским по материалам Ингушетии: "Эти своеобразные арбы состоят из трехугольного плоского плетешка прикрепленного к оси, на которой вертятся два колеса, имеющие не более полуаршинна в диаметре и вырубленные просто из доски." См., Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Отд.III. Тифлис, 1870. С.12-13.
cv См.: Саламов А.А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом // Известия Чечено-Ингушского НИИИЯЛЭ. Т.3. Вып.1. Грозный, 1963. С.27; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.20; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.241.
Первой четвертью XIX в. фиксируется вывоз из Чечни в Кизляр и курительных трубок из твердого дерева отделанных серебром "причем в значительном количестве". – См.,Сахно-Устимович П.М. Указ. соч. С.149.
cvi Бутков П.Г. Из "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре". С.10.
cvii Вывоз горских бурок и сукна в значительных количествах чеченцами-окочанами в Астрахань зафиксирован в первой четверти XVIII в. – ГААО. Ф. 681. Оп. Д.26. Л. 14, 18. Документы выявлены Ш.Б. Ахмадовым.
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:24:14