↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

... 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Нашха/Нашаха. Одно из самых известных исторических обществ Горной Чечни граничило на западе с Ялхароем, на юго-западе с Галаем, на севере граница шла по последним отрогам Пастбищного хребта, на востоке с Пешхоем и на юге с Терлой.

Вытянутые с юга (от склонов Скалистого хребта) на север Нашхоевское общество занимало плоскогорное пространство между верхним правобережьем р.Гехи и левобережными притоками р.Мартана (Хийлахой-ахк и Хайбахой-ахк). По данным А.Сулейманова общество делилось условно на две части: "Сехьа Нашха" ("по эту сторону Нашха") и "Техьа Нашха" (за Нашхой") этимология названия неясна.

Здесь располагались следующие аулы и хутора: Моцарха, Чармаха (Чермхой), Т1иста, Тестерхой, Хийла, Хьижакха (Ц1ой), Хьайбах, и хутора: Мушечу, Могасте, Къайчаюххе, Саканжеле, Хотташкоча, Хылахой, Зерха, Сиха-Могусти, Мушечи, Гелахбаса, Ажгечу и т.д. Следует отметить, что большая часть хуторов и селений названных здесь складывались из множества башенных усадеб. Все они омывались речкой Гехинкой, которая брала начало из родника южнее хутора Хылахой.cix

Густонаселенная и весьма благоприятная в природно-климатическом отношении земля Нашахи возможно играла в далеком прошлом роль этнокультурного центра не только западной части Горной Чечни, но всей страны. Большая часть населения Горной Чечни и практически всей Восточной Чечни называет в своих этногенетических преданиях прародиной именно Нашаху. Причем предания, записанные главным образом во второй половине XIX-XX вв., относят исход из Нашахи примерно к XV-XVII вв. ("400-500 лет назад")cx. Документальный и археологический материал не подтверждает указанных преданий, за исключением двух моментов:

1.  Задолго до XVI в. далеко на восток, в район Кумыкской плоскости, переселились выходцы из верховий Ассы, Фортанги, Гехи и Мартана, взявшие самоназвание "арара аьккхий" (равнинные аккинцы) и ауховцы.

2.  На стыке плоскости и гор у современных селений Бамут, Закан-Юрт и Шаами-Юрт отмечены средневековые погребальные комплексы аналогичные погребениям аулов Галанчожского ущелья XV-XVII вв., что говорит о ранних попытках выселения на плоскость.cxi

В традиционном общественном сознании долго держались представления о Нашахе как о единой прародительнице адатных норм классической "горской демократии". Возможно, что здесь собирались народные собрания (Мехк-кхелл) всей Горной Чечни. По одним данным духовным центром Нашахи считался аул Моцарха, где якобы хранился и огромный медный котел с выбитыми на металле именами коренных чеченских тайпов. В самом Моцархе как на священное место указывали местечко Пхьерате ("место мастеров").cxiiВсе это являлось, конечно, свидетельством формирования в XVI-XVIII вв. и позже общенационального самосознания на основе мифов и преданий о расселении нахских обществ от бассейна Аксая до бассейна Ассы из единого центра.

Принятие ислама в Нашахе произошло не позже XVIII в. благодаря ко всему и тесным хозяйственным связям с равниной, где уже в XVII в. на берегах рр.Гехи и Мартан появилось равнинное исламизированное население. В том же XVIII в. "дистрикт (общество)… Нашах" упоминается в записях И.Г.Гильденштедта, собиравшего сведения о Горной Чечне. В конце XVIII - начале XIX в. население Нашахи сокращается в результате миграции на плоскость и к 30-м гг. XIX в. здесь считалось 200 дворов в селениях по 13-15 семей и до 1 тыс.жителей.cxiii

Пешха/Пешхой. В горной котловине, расположенной в самой верхней части бассейна р.Мартан, между вершинами Скалистого и Пастбищного хребтов сблизившихся в этом районе до 10-12 км друг от друга, располагался аул Пешхой и земли одноименного общества с хуторами Саканжели, Хоч-Ког, Кейгучи, Килобасе, Катме-юрт и др. На западе общество граничило с Нашаха, на севере земли общества переваливали через водораздельный Пастбищный хребет, на востоке с Мулкоем, на юге с Терлоем.cxiv

Этимология названия общества неясна; возможно имеет отношение к древнему пласту хозяйственной или географической терминологии чеченцев, т.к. топоним "Пешха" встречается и в других районах Чечни. Единственное на сегодня упоминание общества в русских источниках XVI-XVIII вв. относится к 1601 г., когда "Пешинский кабак" был рекомендован в качестве одного из ориентиров маршрута русских послов на Грузию.cxv

Аул Пешха/Пешхой состоял главным образом из массивных жилых башен-усадеб (г1ала). Жители его обладали не только стадами, но и пашнями, покосами и водяными горскими мельницами, обеспечивавшими ведение безбедного хозяйства в замкнутом ареале. Здесь же отмечены культовые места языческого времени с элементами христианской атрибутики (кресты).cxvi

Судя по отрывочным данным, ислам в Пешхой проник не позже XVIII в. в связи с ранним установлением связей с плоскостью, с гехинскими селениями (исламизированными еще в XVII в.).

Пешхой был самой восточной точкой распространения галанчожского диалекта, хотя практически и не взаимодействовал с обществами древнего "балойского союза" - Мержой, Цечой, Галай, Аьккхи, Ялхарой, не считая Нашхоя. В поздних источниках аул Пешхой указывается в составе общества Нашхой (представители указанных обществ выступали порой в XVIII в. под общим именем "балсурцы/бальсунцы" как осваивающие низовья Ассы и Фортанги).cxvii

Миграция пешхойцев на плоскость, на север, шла в отличие от "балсурцев" не по Ассе и Фортанге, а по течению рр.Гехи и Мартан, в известном отрыве от западных и восточных соседей. Поэтому Пешхой оказался связанным в хозяйственном и политическом отношении с плоскостным Гехинским обществом.cxviii

Шатой/Шуьйта/Шубут. Одно из крупнейших обществ Горной Чечни занимало на карте страны ключевое место между берегами рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун в среднегорной и частично низкогорной зоне.

На западе Шатойский союз граничил с землями Пешха, на севере шатойское влияние сказывалось вплоть до линии Черных гор, на востоке река Шаро-Аргун отделяла Шатой от обществ Саьрбалой и Нижалой, на юго-востоке граница шла с небольшим обществом Санной/Соной, на юге с Дзумсой, Гучум-кхелл, Чиннаха, Нихалаcxix и Мулкой.

Горы Шатоя составляли своеобразно "гнездовое" разветвление (с высотами от 1,1 до 1,8 тыс.м) Пастбищного хребта со своим микроклиматом. с наличием плоскогорных участков - "шу" по Чанты-Аргуну и впадающим в него крупным притокам (имеющим довольно обширный бассейн) - это рр.Верд-эрк, Сюжи, Сунхой-ахк, Варанды, Вашендара и др. Этимология топонима "Шуйта / Шуота" и происходит от "шу" - ровное возвышение, плоскогорье.

Географические границы Шатоя являлись и границами шатоевского говора итумкалинского диалекта чеченского языка, трактуемого отдельными специалистами как самостоятельный диалект. Интересно отметить, что один из наблюдателей середины XVIII в. писал: "живущие в той деревне (Шатой. - Я.А.) люди говорят таким же языком, как гребенчиковцы (Герменчик, плоскостное общество. - Я.А.) и чеченцы (в данном случае жители плоскостного Чеченского владения по Аргуну. - Я.А.)."cxx

Согласно данным этнографа А.Сулейманова Шатойский союз объединял такие малые обществ и аулы, как: Хьаккой, Г1атти, Вашандорой, Пхьамтой, Маьршлой, Саттой, Тумсой, Борзхой, Келой, Варандой и Саной.cxxi Некоторые данные говорят о близости к союзу Нихалоя и Саьрбала (находившегося) на правом берегу Шаро-Аргуна.

В указанных объединениях по неполным данным имелись следующие селения: на левом берегу Чанты-Аргуна - Большие Варанды, Суьжа, Суората, Горгачи, Рядухой, Вашандарой, Чаймохк, Борзой, Тумсой; на правом берегу Чанты-Аргуна (главным образом по притоку Верди-эрк и в его бассейне) и левом берегу Шаро-Аргуна - Цогунойcxxii, Ваьрди, Г1ушт-корт, Гаттин-кхалл, Саьтта, Ург-юххе, Пхамтой, Нихалой, Бекум-кхелл, Мусс(Мусин)-кхелл, Беной, Мусолт(Мусул)-аул, Ватан-корт, Дехесте, Мужачу, Маршин-кхелл, Санной и др.cxxiii

Фамильно-клановый состав Шатоевского союза был значительно уже аульного списка, вследствие того, что некоторые кланы расселяясь из старых "гнезд" создавая по несколько новых сел не считая множества хуторов. Как правило названия "фамилий" производны от древнейших топонимов и гидронимов: варандой, вашендарой, г1аттой, горгачхой, дехестой, келой, нихалой, мускулхой, маьршлой, пхьамтой, рядухой, саной, саттой, тумсой, хьаккой, хьалкелой (келой)cxxiv и некоторые другие.

Шатоевская аульная федерация занимавшая стратегически важное место на путях связывающих большую часть горных нахских обществ с равниной, а также во взаимосвязях высокогорной зоны с среднегорной как в меридиональном, так и в зональном направлении, рано попала в поле внимания наблюдателей XVI-XVIII вв. Здесь надо учесть и то обстоятельство, что через шатоевские земли лежали пути сообщения с Терека на Грузию и обратно. Поэтому первые упоминания "Шибуты" мы встречаем в статейном списке 1587 г. русских послов в Кахетию (Грузию).cxxv

В русском документе за 1647 г. упоминаются селения "Баранцовым, …Тумцоювым, …Шандоровым, да с Уйшевым." В 1657 г. из "Шибутского джамаата" следует обращение к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о подданстве от селений "Варанты, Чечани (Чечати), Тонса"."cxxvi

Есть в документах и данные о численности Шотойского района. Так, в 1657 г. грузинские посланцы в Москве показали, что "живут де блиско их земли Шибутская земля, а ратных людей с 1000 человек". Документ 1747 г. сообщает, что собственно в "деревне Шуты… находится 500 дворов".cxxvii

Несмотря на относительно раннее принятие ислама в Шатое. здесь еще к середине XVII в. наличествовал религиозный политеизм. В то время как "иные де шибутцы живут и по бусурмански", а представители "Шибута" приносят клятву "на Куране", здесь живут и т.н. "христиане" (по существу язычники), употреблявшие свинину. К середине XVIII в. "чабутлинцы" исламизированы поголовно, а "суд и расправу чинят чрез своего кадия."cxxviii

Система управления в "Шибутской земле" зиждилась на высоком авторитете выборных старшин и духовенства. В документах упоминаются такие старшины, как "Арасланко и Декитко…" (1628 г.), "Алги, да Анак, да Ильдей с товарыщи…" (1647 г.), "Алихан, Сусла, Алгян…" (1657 г.), "шубанский владелец Казий и сын ево Маджи…" (1762 г.). Вместе с тем, сохранялся и высокий авторитет народных собраний. Так региональный Мехк-кхел собирался в центре общества на поляне Трех груш.cxxix

Высок был авторитет общества в жизни населения всей Горной Чечни в силу того, что "будучи как повелители ущелья Аргунского.. от устья коего они первыя,…".cxxx

Уровень развития традиционных отраслей хозяйства в Шатойском союзе был высок, но перенаселение сводило на нет усилия по увеличению пахотных земель за счет террасирования и росту поголовья скота за счет отгона в менее населенные районы горного края. Поэтому предания говорят о ранней миграции тех же саттоевцев и келоевцев на правобережье Шаро-Аргуна, вашендароевцев в район Улус-Керта и Дачу-Борзоя (по линии Черных гор), тех же саттоевцев, варандинцев, келоевцев и пхьаметоевцев на север, по Аргуну на границу гор и плоскости и далее на равнину.

Уже в 1628 г. казачьи городки в междуречье Терека и Сунжи испытывают нападения "шибутцких людей", которые казаков "побивают" и "всякую животину" отгоняют. В 1647 г. "учинилось, что блиско Терских гребеней сидят кабаками… шибуцкие люди" и казакам "чинят тесноту".cxxxi Данные документов подтверждают и предания - в середине XVII в. предводитель (Тхьамда)Бахмад-Али выйдя с родственниками из шатойских селений Саттой и Урд-юххой основал на Аргуне у выхода из гор селение Атаги (Чахкар-Атаги).cxxxii Позже, вниз по течению Аргуна возникли Большие Атаги, Малые Атаги и Чечен-Аул.

Таким образом, шатоевские выходцы отдельными отрядами и большими родственными группами приняли активное участие в процессе возвращения горцев на плоскость в XVII-XVIII вв. и ее освоении вплоть до Сунжи и Терека.

Саьрбала (так же Лаьшкарой) - небольшое общество на правом берегу Шаро-Аргуна, тяготевшее к Шатойскому союзу. Оно заселялось, как в рассматриваемое время, так и позже, переселенцами из кланов келой, саттой и пхьамтой, чей язык относился к шатоевскому говору итумкалинского диалекта. Общество граничило на западе (по руслу Шаро-Аргуна) с Хьал-Кела, на востоке - за горой Леникорт (2010 м), с Чеберлоем, на юге с Нохч-Кела, на севере с Нижалоем.

Мнению о позднем складывании данного общества (едва ли не в середине XIX в.) противоречит наличие здесь средневековых башенных поселений. В связи с переходом роли головного аула от Саьрбала к Лаьшкара менялось и название этого общества. Этимология и первого и второго этнотопонима проистекает из военных терминов, что говорит о первоначально военном характере поселения. Здесь были как незащищенные горные поселения: Саьрбала, Лаьшкара, Нуй (Нуйхой), Буккузе, так и укрепленные поселения: Арсан-кхелла, Омечу и Мирза-г1ала. Число дворов-усадеб в селах колебалось от 9 до 15.cxxxiii

Для успешного занятия скотоводством здесь имелись покосы и пастбищные горы - Нуйхой-лам и Пешхой-лам, а также пахотные участки.

Нижала/Нижалой. Общество располагалось в бассейне правого притока Шаро-Аргуна речки Нижалой-ахк и граничило на западе (по руслу Шаро-Аргуна) с Даем, и юго-востоке с Чебарлоем, на юге Нохч-Кела, на севере с Саьрбала и на северо-востоке с обществами большого Нахч-Махкоевского союза (в XVI-XVIII вв. известного в русских документах как Мичкизская земля и Ичкерия).

По данным А.Сулейманова в данном обществе под одним и тем же названием "Нижала" было известно 3 аула: первый на восток от Оскар-аула (Аскарой), второй также на восток от Гази-аула, а третий между Жубиган-аулом и Гази-аулом. Этимология Нижала неясна. Кроме перечисленных аулов мы имеем здесь еще поселения Гонта (Гойты-Дул), Дургойн-аул, Гадана, Цинтиг-аул, Патан-аул и Богучарой.cxxxiv Возможно, что "тайповый" состав общества заключался всего в двух основных фамилиях: нижалой, богучарой и в их ответвлениях.

Население общества Нижала говорило на нижнечеберлоевском говоре чеберлоевского диалекта чеченского языка. Поэтому зачастую Нижалой объединяют с Чеберлоем, хотя более явственны были его связи с Шатоем и Нахч-Мохком. Ислам здесь был принят согласно полевым данным не позже второй половины XVII в. Жители общества управлялись "собственными старшинами" и народными собраниями.

Следует отметить, что среднегорная зона Чечни занимала не просто географически промежуточное положение между высокогорной и низкогорной зонами страны. Её настущее население испытывая в XVI-XVIII вв. (несмотря на относительно благоприятные условия для традиционных хозяйственных занятий) серьезные трудности в сбыте своей обильной скотоводческой продукции и в приобретении тканей, металлов и соли, стремилось к непосредственному выходу на плоскость ранее считавшейся не более чем зоной хозяйственного пользования.

При этом, многочисленные башенные поселения среднегорной зоны от Ассы до Шаро-Аргуна, от Цечоя до Нижала, от практически одноаульного общества Пешхой до огромного союза-федерации многих обществ - Шатой/Шуьйта, находились примерно на одной стадии общественно-экономического развития характерной чертами средневекового традиционного общества, и обладали чертами суверенности.

Комплекс экономических, социально-общественных и климатических причин (XVII век в истории Европы и Кавказа это период серьезного падения среднегодовых температур в пользу холодных, а следовательно неурожайных лет), наряду с демографическим перенаселением, толкает горцев к движению на плоскость, к физическому заселению её.

Основным направлением движения избыточного населения среднегорной зоны на север стали бассейн среднего и нижнего течения Ассы и Фортанги на западе края и нижний бассейн Аргуна в центральной части страны. В масштабах Чечни это переселение представляло собой эпохальное явление.

Северную (переднюю) полосу Горной Чечни образуют складчатые горы т.н. Лесного хребта (Черные горы), которые тянутся с запада (от междуречья Сунжи и Ассы) в зональном направлении на восток до междуречья Аксай-Ярык-су в верхнем течении. При этом Лесной хребет значительно расширяется за Шаро-Аргуном на множество складок образуя между высокогорным Андийским хребтом на востоке и Снеговым хребтом на юге целую страну - Нахч-Мохк (Ичкерия), с средней высотой лесистых пологих гор от 0,6 до 1,1 тыс.м.

Все реки и речки текущие из высокогорья и среднегорья Чечни, а также берущие начало с снежных вершин Андийского и Снегового хребтов, пересекают Лесные горы в строго меридиональном направлении с юга на север и впадают соответственно в Сунжу и Терек. Обильные дожди и снежные осадки, значительное число горных ключей порождают многочисленные мелкие притоки к основным руслам рек увеличивая их водный сток.

В границах низкогорья в XVI-XVIII вв. в направлении с запада на восток можно назвать следующие общества - Галаш (Галашки), Арштхой (Карабулак), Мичиг (Мичиговское общество), Нахч-Мохк (Ичкерия).

Галаш/Галашки. Общество сложилось по берегам Ассы в части среднего и отчасти нижнего течения, не позже 60-х гг. XVIII в. за счет переселенцев из преимущественно горного Галая, а также Мержоя, Цечоя и Ялхароя.

На западе граница Галашек условно шла по водораздельному хребту между течением Ассы и Сунжи, на севере по речке Яндери доходила до северной линии Лесных гор, на востоке галаевцы вышли в соседство с близкородственным Арштхойским (Карабулакским) обществом (по правобережью Ассы). На юге, новое общество вытянутое по Ассе граничило с землями селения Мужичи входившем в Мержойский союз.

Образование нового Галаевского общества в низкогорье по Ассе было связано не только с целенаправленной миграцией избыточного горского населения на более удобные и еще незаселенные земли, но и, в целом, с изменением политической ситуации на плоскости. Здесь селения и владения нахов всё усиливаются, а кабардинские князья державшиеся еще за земли по Сунже слабеют.

Согласно данным Н.Г.Волковой окончательный уход кабардинцев с Сунжи, чьи селения были в районе впадения в неё рр.Назрань и Яндери (Эндерипс), имел место в 40-70-х гг. XVIII в. На карте второй половины XVIII в. отмечает Н.Г.Волкова от правого берега Сунжи на юг к горам наличие "Галачи деревни" (галашевцы?). Восточнее р.Эндерсу… указаны карабулакские селения." По сообщению И.А.Гильденштедта (не позже 1771 г.) "округ Галашки", находится по Ассе ниже "округа Мереджи".cxxxv

Согласно документальным источникам галашевцов живущих близ карабулаков "по реке (Ассе. - Я.А.) сие в горах" считалось 200 дворов и "с 13 деревень". Как и соседние карабулаки, галашевцы занимались скотоводством, выращиванием кукурузы, конопли и табака, пчеловодством. Но "рогатого скота и лошадей (имели) весьма мало". Соль получали из аула "Датыха".cxxxvi

Об общественном управлении галашевцов данных мало, документы сообщают, что живущие по Ассе галашевцы равны между собой "хотя и имеют старших" обладающих собственностью на землю.cxxxvii

Мало, что известно и об исламизации последних в XVIII в. Более того в районе селения Галашки вплоть до 30-х гг. XIX в. отмечался врытый в землю большой каменный крест византийского типа - с широким основанием и расширяющимися концами. Они были исламизированы в начале XIX в., хотя еще в 20-х гг. указанного века галашевские селения не имели мечетей и постоянных мулл (их брали у карабулаков).cxxxviii

Верхние Карабулаки: Арштхой/Орстхой. По своему географическому положению общество Верхние Карабулаки находилось между средним течением Ассы на западе и бассейном р.Фортанги и Шалажинки на востоке, на северных и южных склонах Амитинского хребта (0,69-0,89 тыс.м над уровнем моря) соединявшего берега указанных рек.

Верхнему обществу Арштхой было положено начало по крайней мере с первого десятилетия XVIII в. В течение века в процессе реконкисты карабулаки закрепляются и в плоскостных районах на пространстве примерно от района впадения р.Яндери в Сунжу на западе и до владения р.Шалажи в устье Фортанги на востоке, образуя аульное многофамильное общество, которое нами определяется как Нижние Карабулаки. Вместе с тем с 80-90-х гг. XVIII в. можно говорить и о едином предгорно-плоскостном Карабулакском обществе.

Первоначально селения верхнего общества складываются вдоль указанного хребта на речке Футом, текущей в зональном направлении между Ассой и Фортангой и впадающей в последнюю и, на речке Аршты (Арашан - вкусная, чистая вода с древнеиранского), которая вместе с 6 меньшими притоками имела и второе тюркское название Бальсу (медовая вода). Цвет речек, ключей и прочих источников широко орошенного района дал ему так же название Карабулак (черная вода, черный родник). Отсюда, поселившихся здесь горцев называли равномерно и арштойцами, и бальсунцами, и карабулаками.cxxxix

Основание обществу положили выходцы из объединений некогда входивших в древний Балойский союз (г.Балой-лам - прародина галанчожских фамилий) - Цечой, Мержой, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхарой. Тот же Ахмад Сулейманов включает в состав карабулаков-орстхоевцев следующие фамилии: "Ц1ечой, Мержой, Хьавхарой, Ферг-некъе, Велха-некъе, Гандалой, Мужганой, Галай".cxl Позднейший список называет "фамилии" аршхойцев-карабулаков (горных и равнинных) в следующем составе: 1алхой, 1андалой, белхарой, бокой, булгучхой, виелхой, г1арчой, галай, г1андалой, мержой, мужахой, мужгахой, оргхой, фергхой, хьевхарой, цечой и другие.cxli

Основу хозяйства арштхойцев-карабулаков в XVIII в. составляло земледелие и скотоводство. Они "изобиловали" продовольствием часть которого "в довольном количестве" продавали. Обильным было пчеловодство и производство воска. Важной статьей хозяйства являлась соледобыча близ карабулакского с.Даттых: ее покупали чеченцы, ингуши и горные нахи-"кисты".cxlii

Численность Верхних Карабулаков в документе 1762 г. указана до 500 дворов, хотя и вряд ли это является преувеличением, учитывая, что в их число могли включаться и некоторые среднегорные аулы. Из того же документа становится ясным, что власть в Нижних и Верхних Карабулаках принадлежала старшинам фамилий, совместно выступавших в отношениях с соседями и русскими властями.cxliii

Интересен вопрос о религиозной ситуации в Арштхое. В 1709/10 г. сюда был совершен "исламский набег" как против неверных, а в 1732 г. под Чечен-Аулом собирается огромное ополчение из Дагестана и Чечни во главе с неким "Аджи", который собирался в поход против "бальсунцев" и в Малую Кабарду. Наконец в 1762 г. равнинные карабулаки приняли решение принять ислам, а верхние их соплеменники разорили неведомо кем построенную "на р.Бальсу" христианскую церковь и подворье. Тем не менее, еще в 70-х гг. XVIII в. "группа (тайфат) их [карабулаков] "оставалась "без амана", т.е. без пощады от мусульман. Видимо речь шла о "верхних" карабулаках. И только к началу XIX в. все карабулаки "без изъятия исповедовали магометанскую веру".cxliv

Таким образом, самое позднее в первой половине XVIII в. складывается Арштхойское (орстхойское) или карабулакское общество в низкогорной зоне тесно связанное с родственными поселениями среднегорной зоны, с Галашами, с предгорно-плоскостными нижнекарабулакскими аулами и с чеченскими, ингушскими, кумыкскими, кабардинскими поселениями и владениями.

Начиная, по крайней мере с 80-х гг. XVIII в. Карабулаки (Верхние и Нижние) позиционируют себя как единое общество, осваивая обширную территорию на правом и левом берегу Сунжи (примерно от современного села Плиева до Серноводска и Ассиновской).cxlv

Нахч-Мохк (Мичкизская земля, Ичкерия. По свидетельству автора второй половины XIX в. И.М.Попова (написавшего историко-топографический очерк "Ичкерия") площадь региона составляла до 1 тыс.кв.верст.cxlvi Географические границы заключались: на западе водораздельный хребет отделял Нахч-Мохк от бассейна Шаро-Аргуна и таких обществ как Саьрбалой и Нижалой, на севере от Чеченской плоскости и от таких обществ (возникших в XVIII в. ти на рубеже XIX в.) как Шали, Герменчик, Гелдаген, Майртуп, Бачи-Юрт отделялся передовой цепью Лесных гор. На северо-востоке границей служила р.Мичиг и Качкалыковский хребет (где в начале XVIII в. образовались Качкалыковское общества, а в конце XVIII в. соответственно и Мичиговское),cxlvii на востоке р.Аксай (берущая начало с северных склонов Андийского хребта) в нижнем своем течении служила границей между Нахч-Мохком, кумыкскими владениями и нахским обществом Аух.

Южную и частично юго-восточную границу Нахч-Мохка формировал Андийский хребет (от 2,0 до 2,7 тыс.м над уровнем моря), который также отделял регион от андоцезских обществ Дагестана и высокогорного нахского общества Чеберлой.

В другой интерпретации Нахч-Мохк к XVIII в. делился на горную часть – собственно Нахч-Мохк (Ичкерия), "Мичик" - земли по р. Мичиг (некогда пограничной реке) и Качкалык (Качкалыковский хребет), стоящий несколько особняком и заселенный в первой трети XVIII в.cxlviii Однако, и Мичиг, и Качкалык в плане географического рельефа относятся скорее к равнине нежели к низкогорной зоне. Следует отметить, что тот же А.-К.Бакиханов автор XIX в. хорошо знакомый с местной исторической традицией Северо-Восточного Кавказа, утверждал, что "Мичикич" (Восточная Чечня) разделяется на три части: "Тау-Мичик-Ичь" (горную), "Агач-Мичик-Ичь" (лесную) и "Тюз-Мичик-Ичь" (ровную).cxlix

Нахч-Мохк, чье название переводится как "земля нахчойцев (чеченцев)", именуется в народе еще и Чоьхар-Мохк (Внутренняя земля). "Мичикич" как и тюркское "Ичкерия" (Внутренняя земля) относятся к внешним этнотопонимам сложившимся в соседней Кумыкии по крайней мере не позже XVII в.

В XVII-XVIII вв. Нахч-Мохк представлял собой самую густонаселенную часть Чечни и самую крупную политическую единицу - своеобразную крестьянскую республику-федерацию. Население региона говорило на едином нахчмахкоевском диалекте, который собственно и лег в основу плоскостного диалекта и литературного языка чеченцев.

Край был покрыт пологими горами (от 0,7 до 1,1 тыс. м над уровнем моря) сложенными из сыпучего сланца, песчаника и глины, покрытыми густыми смешанными лесами. С юга на север Нахч-Мохк пересекали такие реки и речки (с мнгочисленными притоками) как: Басс (в нижнем течении Джалка), Хулхилау, Хумык, Гумс, Мичиг и Гансол (приток Мичига). Все указанные реки сливались на плоскости в два русла - Джалка и Белка (Гумс), впадавшие в Сунжу. В восточной части края, в северо-восточном направлении, текли на Кумыкскую плоскость такие речки как Аксай, Бено Ясси (на плоскости Ямансу) и Ярыксу с многочисленными притоками. Все они, проделав путь далеко на северо-восток впадали в Терек. Это были неглубокие и неширокие горные речки, испытывавшие сезонные колебания водостока.

В исследуемое время в Нахч-Мохке насчитывались следующие административно-политические автономные единицы: Элистанжи, Чермой, Харачой, Дишни-Ведана, Гуьна, Эрсана, Эгдашбета, Белгата, Кургала, Цонтара, Гоьрдала, Ширди-Мохк, Айт-Кхаьлла, Шоьна/Шуона, Эникхаьлла, Ялхой-мохк, 1алларой, Энгена, Даттах, Мескета, Сесана, Симсир, Бена, Гендаргана, Билта, Гилна/Гиляны, Зандак, Кешен-Аул, Ишхой, Харача, Галайта и др.cl

В свою очередь список "фамилий" (большей частью совпадавший с топонимическим списком селений) Нахч-Мохка состоял из: 1аларой, айткхаллой, белгатой, беной, билтой, гордалой, гендаргеной, гуной, даттыхой, дишний, зандакой, ихархой, ишхой, курчалой, сесанхой, сингалхой, харачой, цонтарой, чартой, чермой, ширди, энакхаллой, энгеной, эрсаной, ялахой/ялхойcli и др.

Указанные "фамилии" не являлись "родоплеменными объединениями", а складывались из множества объединенных территорий проживания реальных родственных групп (считавшихся, как правило до 7 колена), которые назывались "некъе" (колено) и "гары" (ветви). Так, к примеру, клан беной состоял из 9  гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Гурж-Махкахой, расселенных в 3 аулах - Беной, Кюйр-Беной и Бена-Ведено.

В русских документах "Минкизы" упоминаются, по крайней мере, с 1587 г. В числе "новоприбылых земель" они назывались Москвой в 1594, 1614 и в других годах. Собственно "мичкизы" рано появляются и в числе жителей Терского города, по крайней мере, с 1614-1615 гг. В 1647 г. русские и горские служилые люди были в "Мичкизах" и привезли следующие данные: "А начальных де у них людей над ними в Мичкизской земле нет, владеет всяк сам с собою и всего их владенья тридцать шесть кабаков и из тех кабаков сядет их на конь три тысячи человек боевых людей…, мичкизские люди прислали в Терской город людей своих выборных лутчих… Муралея с товарищи четырех человек".clii

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:43:24

2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Юность с гитарой. Книга 1

Воспоминания о городе Куйбышеве во времена брежневизма и начала перестройки..

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

История моей семьи – в истории страны

История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать

История моей семьи

Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .

Читать

На службе Отечеству

Я никогда не думала, что история нашего села связана с войной 1812 года. Ведь прошло целых 200 лет. Но в нашем школьном краеведческом музее нашлись сведения давно минувших дней .

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.

Читать

Страницы истории моего родного города – Апшеронска

Я родилась и живу в самом красивом крае России, Краснодарском! В маленьком городе Апшеронске. Являюсь студенткой ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз – техникум». Моя будущая профессия –техник по воспроизводству лесов Увлекаюсь историей своей страны и непосредственно историей своего родного города. Мой город является районным центром с численностью населения около 40 тысяч человек. Апшеронск расположен в южной части Краснодарского края на северо-восточных склонах отрогов Большого Кавказа. Нынешний Апшеронск это один из самых впечатляющих и живописных уголков Краснодарского края. Он считается перспективным центром для развития оздоровительных центров и туризма. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter