↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

|< ... 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

В результате социального кризиса и роста антифеодальных настроений, усиления политической и экономической состоятельности чеченского крестьянства местная титулованная знать теряет силу и фактически уходит к 90-м гг. XVIII в. со своими холопами и узденями на правый берег Терека под защиту российских властей. Следует отметить, что в любом случае система княжеского управления в Чеченском владении сочеталась с общинной, "крестьянской". Здесь в полную силу действуют народные собрания и советы старейшин, которые порой самостоятельно вступают в переговоры с российскими властями на Тереке. Более того, в 60-80-х гг. XVIII в. письма из чеченских аулов кизлярским комендантам идут либо от "чеченских народов больших и малых", либо от "чеченского владельца… старшины и все народы", либо от "старшины и владельца…". Более того, царские власти начинают брать аманатов от старшин чеченских селений, а не от князей.cxcvii

С конца XVIII - начала XIX в., с учетом закончившегося национально-освободительного движения горцев Чечни и Северного Кавказа под руководством имама Мансура, общественный переворот в равнинной Чечне можно считать состоявшимся. Теперь селения чеченцев, "управляются старейшинами по летам во всякой фамилии со участием кадия (исламский судья, авторитетный богослов - Я.А.)".cxcviii

Собственно Чеченское общество также распадается, в связи с значительным ростом населения и населенных пунктов. От Нахч-Мохка и Качкалыка на востоке до границ Гехинской земли на западе складывается региональное объединение Большая Чечня. Наряду с другими сюда вошли Чеченаульское, Атагинское, Сунженское, Чертугаевское, Герменчиковское, Шалинское и другие вольные общества, насчитывавшие на рубеже XVIII-XIX вв. до "24 деревень".cxcix

Заселение левого берега Сунжи. В процессе освоения Чеченской равнины расположенной в зональном направлении (между течением р. Сунжи на севере и передовой цепью горного массива на юге) в XVII-XVIII вв. довольно рано наметилось явление "заполненности" плоскости и появилась потребность освоения новых земель пригодных первым делом для развития пашенного земледелия, а во вторую очередь и для скотоводства. Надо отметить, что те же подвластные чеченских князей по Аргуну задолго до середины XVIII в. использовали левобережную часть Сунжи и часть Терского хребта для сенокосов и выпаса скота.

Начиная со второй половины XVIII в. чеченские князья, старшины и лично свободные крестьяне-уздени все чаще переходят на противоположный берег Сунжи. Здесь образуются такие селения как Амирханов Брод и возможно Сарачан-юрт, основанный предками юнкера Ахтахана (из клана Эхишбатой) на праве личной собственности. На Сунже, "напротив" станицы Наурской на Тереке поселился в 80-х гг. XVIII в. гехинский старшина Кайтука, в 1781 г. чахкеринский (атагинский) владелец Алихан (Алхан) Нурмаматов информировал русские власти в Кизляре о своем переселении за Сунжу "при урочище Тегенек-Тама" (скорее всего район современного селения Алхан-кала).cc

Пастбища и покосы указанных и других новых селений на узкой равнине по левому берегу Сунжи немедленно выдвигались к северу на склоны Сунженского, а то и дальше к Терскому хребтам.

Согласно данным начала XIX в. активно осваивали левобережные земли по Сунже карабулаки, гехинцы, чечен-аульцы, алдинцы и другие правобережные общества. По данным 1829 г. по правому берегу Сунжи располагалось 70 чеченских селений (возникших в XVII-XVIII вв.), а по левому берегу 10 селений и 30 хуторов (образовавшихся начиная с 70-80-х гг. XVIII в. по 1829 г.).cci

Герменчик-Шали. Считая старейшим селением на равнине Чечен-аул, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев опираясь на народные предания, писал: "Затем явились и другие аулы: Герменчик, Майр-Туп, Гехи и прочь".ccii Границы Герменчиковского общества, представлявшего собой союз двух крупных аулов (Герменчик и Шали) заключались между течением Аргуна на западе (за исключением двух-трех участков занятых жителями Чеченского общества) и р. Хулхилау на востоке, северная граница проходила примерно линии соединяющей современный г. Аргун и с. Мескер-Юрт) не доходя до впадения указанных рек в Сунжу; южная граница шла по подошве передовой цепи Лесных гор. Соответственно на западе общество граничило с Чеченским владением, на севере большой протяженный массив Джалкинского леса и течение Сунжи отделяли Герменчик географически от Брагунского владения. Участок равнины на востоке за Хулхилау и до р. Мичик заселялся со второй половине XVIII в. нахчмахкоевскими выходцами. На юге, в горах располагалась федерация нахчмахкоевских вольных обществ, выходцы из которых и положили начало указанному равнинному обществу.

Этимология топонима Герменчик довольно прозрачна и имеет древнюю евроазиатскую основу - "кермен" (укрепление, крепость).cciii Топоним Шали имеет местную основу - "шела/шала" (букв., двойной, раздвоенный).

Вокруг Герменчика и Шали на р. Басс (в нижнем течении Джалка) и в междуречье Аргуна и Хулхилау существовал целый ряд более мелких поселков и хуторов, чьи названия имели характерную для плоскости приставку "ойл" (аул) или "юрт", что подразумевает постоянный характер поселения. Это Инин-аул, Дилмин-аул, Балой-юрт, Ганжби-аул, Шамирзин-аул, Мяхтин-аул, Уддин-аул, Сержень-юрт, и др. Основателями населенных пунктов Герменчиковского общества являлись следующие фамилии из Нахч-Мохка: аларой, беной, дишний, цонтарой, чартой, эрсаной, эхишбатой, харачой, чартой, эрсаной, ширдой (последние считались первопоселенцами), из аргунских обществ Горной Чечни: чиннахой, вашендарой, а также макажой, хой (из Чеберлоя) и др. Интересно отметить наличие здесь фамилий дагестанского происхождения, как: таркхой, г1азг1умкий, сюлий, куьбчий.cciv В том же Шали существовала и фамилия "чергзий" (черкесы, кабардинцы).

В документах царских властей на Тереке общество Герменчик начинает фигурировать с 40-х гг. XVIII в., однако косвенные данные говорят о его существовании еще в XVII в. Так, отмечалось, что в "Гребенчуках" прежде "жили" (имели присутствие) князья "Каспулат Сунчалов, Казаналп и Адилгирей Чупал Шамхаловы".ccv Первый - был служилый терский князь Каспулат Муцалович Черкасский (Сунчалеев), чья политическая деятельность пришлась на конец 60-х - начало 80-х гг. XVII в. Возможно, что он и приводил новое общество на плоскости к присяге подданства России, как и практиковалось в то время. Другие имена относятся к линии аксайских и эндерейских кумыкских князей упоминаемых в первой четверти XVIII в.ccvi

Герменчиковское общество управлялось собственными старшинами и народными собраниями. В 1747 г. старшинская верхушка решилась на серьезный политический шаг, их делегация просит в Кизляре "о переселении их на чистые места (видимо на Сунжу. - Я.А.) и об определении во владельцы генерал-майора князя Эльмурзы Черкасского сына, кизлярского ротмистра Девлет-Гирея Черкасского" на что было дано официальное согласие императорского двора ("допустить и определить") с условием принятия горцами присяги российского подданства.ccvii

Благодаря приглашению Девлет-Гирея герменчиковцы получили право на свободный проезд в казачьи городки по Тереку и на вывоз товаров из Кизляра. На тех же условиях согласился войти "в зависимость… Девлет-Гирея" и аул Шали, а также жители "вновь переселившихся Кубатюбинской деревни 40 дворов…".ccviii

Так сложилось на политической карте Чечни новое Герменчиковское феодальное владение. Однако просуществовало оно недолго. В 1751 г. Девлет-Гирей стал владельцем пашни на Терском хребте (в районе Теплых вод, напротив станицы Червленной), а в 1754 г. из-за "ослушания" подвластных он, оставив Герменчик, переселяется туда с холопами и узденями (вассальные дворяне). И хотя какие-то его связи с Герменчиком сохраняются (вплоть до пользования "княжеским участком" на герменчиковских землях), оно утрачивает статус владения.ccix

В посткняжеский период в Герменчиковском обществе уверенно управляют старейшины-старшины, которые обращаются и в Кизляр и к соседним князьям: "от гребенчуковских старшин Казия, Ханбия, Юсупа, Канмамета, Мирзубек-бея и Мурзахана… мы присланы от всего Гребенчуковского общества…".ccx

Развивая пашенное земледелие и скотоводство, торговлю и ремесла, прирастая за счет все возрастающего притока переселенцев из гор, Герменчиковское общество расширяется в своих географических пределах "сползая" к северу и наращивает экономическую самостоятельность. Происходит и усиление собственно аула Шали, которое превращается к концу XVIII - началу XIX в. в самостоятельное общество.

К первой четверти XIX в. Герменчик благодаря своей значимости превращается в своеобразную столицу Чечни: именно здесь происходят национальные собрания - Мехк-Кхелл, здесь на ступенях каменной мечети аула решают вопросы войны и мира с Россией.ccxi

Мичиговское общество. В данном случае подразумевается небольшое общество сложившееся во второй половине XVIII в. по р. Мичиг (правый приток Гумса) и части Чеченской плоскости заключенной в углу между правобережьем Хулхилау (в нижнем течении называемой Гумс) текущей строго на север (в Сунжу) и Качкалыковским хребтом, тянущемся в северо-западном направлении к Гумсу и Сунже.

Это новое Мичкизское общество было связано с Нахч-Мохком (Мичкизская земля) собственно фамильным составом и наличием родственно-политического союза. Некий Аласхан в середине XVIII в. "управлял" большим селением по р. Мичику, откуда в 1762 г. с 97 семьями перешел на северную сторону Качкалыковского хребта. Селения по Мичику стало называться Аласхан (Илисхан)-юрт. В "древних летах" переселились на слоскость, на р. Мичик и представители фамилии Харачой, о чем писал их потомок в 60-х гг. XIX в.ccxii

Согласно данным этнографа Н.Г.Волковой в XVIII в. на территории общества появилось селение Курчалой и Аллерой, кроме того аллероевцы основали "Довлетбий-хутор и Божелирзау".ccxiii

Как бы-то ни было, Мичкизское плоскостное общество в XVIII в. находилось в стадии становления. То обстоятельство, что в имеющихся документах "мичкизами", "мычичищ" называют равномерно жителей как равнинного Мичкизского и Качкалыковского обществ, так и собственно Нахч-Мохка создает трудности для исследователей.

Общество формируется рельефно в первой четверти XIX в. когда здесь вырастают такие крупные аулы, как: Гелдаген, Майртуп, Центарой-юрт, Бачи-юрт, и другие.

Качкалыковское общество. Одно из самых ранних плоскостных обществ Восточной части Чечни находилось на северной покатости невысокого Качкалыковского хребта (0,3-0,4 тыс.м. над уровнем моря)ccxiv, вытянутого до 30 км в направлении от р. Гумс (в районе впадения в Сунжу) до левого берега р. Аксай. От подошвы хребта на север до течения Терека тянется Качкалыковская плоскость (включается зачастую в Кумыкскую равнину как её западная часть).

В 1732 г. в русских источниках были названы такие качкалыковские "деревни", как: "1. Сику (Исти-су. - Я.А.), 2. Нуям берды (Нойбоьра/Нойберд. - Я.А.), 3. Апонгур (Ойсхар/Ойсангур. - Я.А.), 4. Кошкилды, 5 Али-аул (Алерой? - Я.А.), 6. Наурус". Комендант Кизляра А.И.Ахвердов указывал, что "по правому берегу Терека, расстоянием от реки в поле в 20-ти, 18, 15, 13 верстах (находятся. - Я.А.) выведенные с давних времен… аксаевскими владельцами и поселенные в теперешних местах (селения. - Я.А.)… под особым названием Алты Качилык". С.М.Броневский используя данные автора XVIII в. И.А.Гильденштедта также назвал качкалыковские селения в направлении расположения с востока на северо-запад: "Каш гелды, Курчи аул, Науруз аул, Нуим берди, Ойсунгур, Истесу (Горячая вода) или Горячей." Их основателями являлись нахчмахкоевские кланы - алерой, айткхаллой, бильтой, беной, гордалой, курчалой, сесаной, харачой, цонтарой, чартой, энгеной и шуоной.ccxv

Близкие к качкалыковцам, но организационно не входящими в общество, являлись и другие равнинные селения на Качкалыковской плоскости прилегающие к левому берегу Терека - "Хасса Мекент…, Балчи…, Герземе…, Дадаюрт…, Умараджи", насчитывавшие от 45 до 87 дворов. А вот численность собственно качкалыковских аулов по данным Клапрота (1807 г.) равнялась: Кошкельды - 300 дворов, Нойбоьра - 350, Ойсунгур - 350, Исти-су - 500.ccxvi

Традиционно считалось, что "сии качкалыки" были "выведены" аксаевскими князьями из гор и поселены на данном месте "на известных уговорах". Горцы обязывались князьям ежегодной податью по "сапе пшеницы со двора, и, кроме того, поголовным сбором выходить на один день на княжеские поля для полевых работ". Другие данные дополняют этот перечень обязанностью давать по овце со двора и выставлять по воину с семьи. Так, качкалыковские аулы выставляли половину войска Аксаевского княжества - 1500 человек. В целом князья в отношениях с горскими обществами, в т.ч. и с качкалыками, имели "очень небольшое влияние" на их внутреннее управление.ccxvii

Согласно заявлению аксайской княжеской фамилии от 1805 г., они "лет с 6" назад (т.е. к 1799 г.) утратили контроль над Качкалыком. Между тем, еще в 70-80-х гг. XVIII в. общество Качкалык платившее подати аксаевской владельческой фамилии в целом "за управление", а не за пользование землей, стало все чаще выражать свое недовольство. Так, в 1782 г. в Кизляр следует письмо "мичгизских" (в данном случае качкалыковских) старшин: "Актолла, Айваза, Тонгара, Биймурза" и других, которые сообщают, что они на народном собрании общества: "мы в одно место обществом собрались, советовали, что наши владельцы с нас умеют только збирать подати, а порядочно содержать не знают" приняли решение отказаться от выплат. В конечном счете старшины и народ договорились с двумя представителями аксайской княжеской фамилии "чтоб оне нас должны содержать так, как отцы их содержали, а мы должны им платить дань и давать коду (штрафы. - Я.А.) покуда (князья. - Я.А.) будут жить порядочно".ccxviii

Хозяйство качкалыковцев и союзных с ними аулов по Тереку развивалось вполне стабильно, что привлекало сюда значительное число переселенцев. Пользуясь выгодами обладания обширными пахотными землями, широкими степными пастбищами и преимуществами торговли в богатых торговых центрах Кумыкии и всего Терско-Сулакского междуречья качкалыковцы выходят во второй половине XVIII в. наряду с ведущими обществами Чеченской равнины в ранг самых развитых районов Чечни.

Ауховское (Окоцкое, Аккинское) владение и общество. Самое восточное чеченское общество располагалось в "верхней" части Кумыкской равнины занимая земли от правобережья Аксая до Акташа и гранича - на западе и юго-западе с собственно с аульными объединениями Нахч-Мохка, на востоке с Эдерейским обществом (и в целом с Эндерейским княжеством - начиная со времени его образования во второй половине XVI в.), на севере с владениями аксайских князей (со времени образования Аксайского княжества не ранее последней трети XVII в.); а на юге и частично на юго-востоке граница Ауха проходила в предгорьях и горах (Ауховские горы) с андоцезским обществом Анди и авароязычным обществом Дылым Нагорного Дагестана. Вместе с тем, отдельные небольшие селения, хутора и кутаны тех же чеченцев-окочан и нахчмахкоевских чеченцев, по крайней мере, в XVIII в. были рассыпаны по всему Терско-Сулакскому междуречью на территории кумыкских княжеств.

Образование равнинно-предгорного Ауховского общества относится ко времени ранее XVI в. Согласно преданиям ауховцев они находились здесь еще в период "нашествия Тамерлана Хромого", а то и ранее чем на Кумыкской равнине появилось иное постоянное население. Так, на запад от Сулака на территории Кумыкской плоскости в XVI в. были известны этнотопонимы: эндерейцы, гуэны, тюменцы, салатавцы и ауховцы. Причем кумыки, гуэнцы и салатовцы считали себя родственными в т.ч. с гунойской и вашендароевской фамилиями в Чечне, а ауховцы-аккинцы не только имели свое отдельное общество, но и населяли еще отдельный квартал в крупном тюркоязычном селении-обществе Эндерей.ccxix

Исследователь А.А.Алисултанов определяет границы Ауховско-Аккинского общества на широком пространстве Терско-Сулакского междуречья, включая Качкалыковский хребет, правобережье Терека и далее на восток по Кумыкской равнине по Сулаку и Акташу. К XVI в. считает автор, собственно Аух (Арара Аьккхи), состоял из двух обществ - "Пхьарчошка-Аьккха и Г1ачалкха-Аьккха".ccxx Все это требует своего дальнейшего исследования.

Скорее всего "первобытное" население междуречья Аксая-Акташа в предгорной полосе представляло собой продолжение нахчмахкоевского этномассива; в частности здесь присутствуют фамилии дышни, курчалой, гордалой, гендаргеной, беной, гуной, зандакой, бильтой, эхишбатой и других. Далеко ранее XVI в., на нахчмахкоевское население Ауха наложилась крупная волна переселенцев из Галанчожского ущелья, таких как аьккхий, цечой, мержой - носителей галанчожского диалекта. Помимо галанчожских переселенцев здесь присутствуют фамилии из западнонахского района Ваьппи/Фаьппи (Джейрахское ущелье), а также из высокогорной зоны Чечни из обществ Чебарлой (пхьарчхоевцы), Шарой и Чаьнти.ccxxi Судя по всему, здесь есть еще часть ауховских фамилий-тейпов жевой, барчхой, зогой образовавшихся на месте из старых "гаров" и "некъе" крупных кланов.

Этнограф Н.Г.Волкова отметила, что "восточные равнинные акинцы представляют смешанную в племенном отношении группу образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее акинцев».ccxxii

Этимология "Аух/Авхар/Овхой" скорее всего производна от диалектного "охьа/о1ха" - в значении "вниз к равнине", "равнинные". "Аькхи" - "арара аьккхи" производны от названия галанчожского общества Аькхи. В русских же источниках XVI-XVIII вв. мы находим написание "ококи", "Акоки", "окоцкие люди", "окочане", и т.д.

Как ранние первопоселенцы Кумыкской плоскости ауховцы занимали ее лучшую часть - полосу с богатыми черноземами, лесными участками, обильно орошенную стекающими с гор речками (Аксай, Ямансу, Ярыксу, Акташ). Здесь располагались т.н. "старые Окохи" - аулы Шир-Юрт (Ширч-Овх), Акташ-Аух, Кешен-Аух, Боной-Аул, Г1ачалкъа (Ярыксу-Аух), Бона-Юрт (Меши-Атага) и Минай-Тугай.ccxxiii

В другом списке, датированном 1813 г. в составе общества "Аухи" отмечены следующие селения: "Агташ" (200 дворов), "Юрт" (50 дворов), "Алмак" (80 дворов), "Яруксу или Качилук" (300 дворов), "Кешень" (200 дворов), "Гилен" (100 дворов), "Зандак" (100 дворов), "Чючели" (40 дворов), "Даттах" (30 дворов). Указание на нахчмахкоевские селения Зандак, Гиляны (Гилна) и Даттаха в составе Ауха, показывает, что данное общество являлось привлекательным и для своих соседей. При том известно, что Кешен-Аух имел второе название Цечой-аул, Шир-юрт (Аух) - назывался Юрт-Аух, Акташ-Аух (имел второе название Парчхой-аул). В литературе встречаются также названия и других аулов - Кочкар-юрт, Адзарей-юрт, Алтымирза-юрт и Дзатемир-юрт.ccxxiv

Относительно численности ауховцев в том же XVI в. есть данные 1588 г. о 500 воинах выставляемых правителем владения Ших-мурзой Окоцким.ccxxv В 80-90-х гг. XVI в. "Окоцкий улус", называемый в документах и "юрт Ишеримовых" достигает благодаря энергичной деятельности феодального главы Ших-мурзы Ишеримова значительного положения на политической карте региона. Используя междоусобицу в Кази-Кумухском шамхальстве, развивая дружеские связи с Аварским нуцальством (ханством), с Черным князем (Гумбетовское владение) и кахетинским царем Александром, нахский правитель распространяет свое влияние на засулакскую западную часть Северного Дагестана (где сталкивается с кумыкским князем Салтан-Магмутом) и плоскостные земли Восточной Чечни. Официальное посольство Ших-мурзы в Москву в 1588-1589 гг. и ответная "жалованная грамота царя Федора Иоанновича закрепляют его высокий статус".ccxxvi

Однако, в те же годы один из наследников шамхала Чупана - Салтан-Магмут положил начало новому феодальному владению в Засулакской Кумыкии, претендуя при этом на Аух и "микизские" (в данном случае Нахч-Мохк) земли. В 1595 г. его брат Ахмедхан нанес поражение Ших-мурзе, который был убит, а его владение, в котором теперь правили его непрямые наследники, стало в начале XVII в. вассальным по отношению к Салтан-Магмуту. Примерно к 1595-1596 гг. относится бегство части "ококов" (до 160 человек) в Терскую крепость "на житье" вследствие нежелания находиться под властью новых князей.ccxxvii

"Окоцкие черкасы" Терской крепости создавшие под ее стенами отдельную Окоцкую слободу были переданы царем Михаилом Романовым под полную власть служилого кабардинского князя Сунчалея Янглычева в 1614 г. согласно его прошения. Между тем, часть окочан к тому времени находилась непосредственно на царской службе, а другая "слободская" часть занималась скотоводством, земледелием и торговлей. Терские окочане оказали упорное сопротивление Сунчалею и царь был вынужден ограничить его права на окочан исключительно "ведати службою": т.е. руководством горским ополчением в ходе боевой службы.ccxxviii

При сыновьях Сунчалея - Шолохе и Муцале являвшихся воспитанниками аталыков из окочан, весьма богатых братьев Бикши и Черкеса Алеевых, положение Окоцкой слободы весьма укрепляется. В 1682 г. со смертью бездетного князя Каспулата Муцаловича (ставшего до своей смерти классическим владетельным князем), чьим аталыком был опять-таки окочанин Ибак Эльмурзин, из служилых горцев указом Петра Первого формируется некая иррегулярная воинская команда, которой командовали офицеры из числа других служилых кабардинских князей.ccxxix

К концу XVII - началу XVIII в. пресеклись и "окочанские" аристократические фамилии мурз Кохостровых живших в Окоцкой слободе на положении почетных служилых людей. По крайней мере, со времени основания Кизляра в 1735 г., слобода управляется собственными старостами - "окочинский голова" и старейшинами ("окоченские старики"). В XVI-XVII вв. количество окочан на Тереке не опускалась ниже 200-300 человек мужчин, а к концу XVIII в. численность Окоцкой слободы в Кизляре достигла 1 тыс. человек, но сюда были включены выходцы также из "Мичкиз" и "Шибут".ccxxx

Согласно мнению А.А.Адилсултанова с пресечением линии аккинских феодальных верхов в Ауховском обществе не позже середины XVII в. начинается период "самоуправления". Существуя в соседстве с Аксайским и Эндерейским кумыкскими княжествами и находясь в определенном взаимодействии с владетельными феодалами Дагестана, аккинцы-ауховцы заявляли: "мы не холопы и не уздени андреевских и аксайских владельцев" и пытались всем обществом выстроить некую самостоятельную политику. Данная тенденция привела Аух в конце XVIII - начале XIX в. к выходу из патроната потомков Салтан-Магмута и к политической самостоятельности общества и его составляющих, которое стало "причисляться" к Чечне.ccxxxi Возрастает роль не только местных старшин и народных собраний, но и военных предводителей. Так сохранились имена местных военных предводителей конца XVIII в. Абу-Тагира и Абду-Разака. Вместе с тем некогда однородное "вольное" общество с ростом населения и территории расселения дробится на более мелкие общества - Шарой, Шебарлой и Ч1онтой, Г1очкар и Къоцой, сохранявшие вместе с тем некое региональное единство.

Таким образом, в течение XVI-XVIII вв. район верхнего междуречья Аксая-Акташа на Кумыкской плоскости дал основание двум образованиям - Окоцкой слободе в системе царских городов-крепостей на Тереке и Ауховскому (Аккинскому) вольному обществу, богатому земледельческому району, ставшего и своеобразным мостом между Северным Дагестаном и Чечней, между Кумыкией и Нахч-Мохком.

В целом, именно на плоскостной части Чечни находились наиболее динамично развивающиеся аулы и общества страны. Тот же Аух в XVI-XVIII вв. показал высокую степень развития земледелия, в т.ч. и поливного зерноводства, овощеводства, виноградорства и садоводства. Больших успехов достигло здесь и скотоводство - находясь на равнинно-предгорной полосе между степными пастбищами на севере и горными пастбищами на юге, ауховцы разводили не только овец и коров, но и буйволов, верблюдов и породистых лошадей. Из разных видов ремесел большое развитие в Аухах получило именно оружейное производство, включая изготовление ружей.ccxxxii

В целом и в частности, именно за счет плоскостной зоны Чечни по Сунже и ее притокам, а также на части Кумыкской плоскости произошло изменение природно-географической среды обитания основной части чеченского народа связанном с сплошным и быстрым ее культурно-хозяйственным освоением, в рамках пашенного земледелия.ccxxxiii

Это обусловило и своеобразный демографический "взрыв" и превращение плоскости в ведущую часть страны, как в хозяйственном, так и в политическом отношении. Это обстоятельство стало особенно рельефным с дальнейшим продвижением плоскостных чеченцев к Тереку и попытками отбить левобережье реки у России, построившей здесь новые станицы и укрепления.

Именно равнинная территория Чечни форсирует процесс национального становления, смешивая в своих аулах и обществах представителей разных природных зон, обществ, регионов и диалектных групп страны.

 

§ 5. Надтеречная Чечня и Терско-Гребенское казачье войско

 

Складывание Надтеречной Чечни - "Теркъйист" (Притеречье).

Политическая история региона берет начало с середины XVII в., когда эта благодатная степная территория не только стала напрямую заселяться, в частности брагунским племенем и выходцами из Горной Чечни, но и широко использоваться в хозяйственных целях чеченскими аулами Правобережной Сунжи. Следует также отметить, что в отдельные периоды первой половины XVII в. на восточной оконечности Терского хребта омываемого течением Терека и Сунжи существовали несколько казачьих сторожевых городков, переселившихся затем на левый берег Терека.

Надтеречная Чечня имела довольно четкие географические границы определенные на севере течением Терека в зональном направлении с запада (поворот реки начинается от впадения Курпа) на восток, до слияния Сунжи с Тереком, а на юге собственно Сунженским хребтом (от 0,2 до 0,8 тыс.м над уровнем моря). Неширокая Алханчуртская долина отделяет Сунженский хребет от параллельно тянущегося Терского хребта (0,4-0,6 тыс. м над уровнем моря), который заканчивается на востоке коротким ответвлением - Брагунским хребтом.

Между правым берегом Терека и Терским хребтом также с запада на восток, до Брагунского хребта располагается узкая полоса Надтеречной равнины. Терский и Сунженский хребты, сложенные глинами и песчаником, имеют пологие склоны и плоские вершины, благоприятные для хозяйственной деятельности, хотя и бедны водными источниками. Поэтому и заселение данного региона происходило своеобразно - постоянные поселения появлялись в первую очередь на самой восточной части, где воды Терека и Сунжи сближаются максимально и, в самой западной части региона где густо встречаются родники, ручьи и выпадает значительное число осадков.

Брагуны/Бораган. В исследуемое время первым постоянным поселением в Притеречье, если не считать Терской крепости 1567-1570, 1578 гг. и казачьих городков XVII в.ccxxxiv, явилось селение Брагуны, основанное небольшой тюркоязычной этнической группой неясного этногенеза передвигавшейся своими кочевьями в XV-XVI вв. с запада на восток по Северному Кавказу вместе с кабардинцами. Топонимы "бораган", "боргустан" встречаются на Северо-Западном и Центральном Кавказе, на р. Сунже (в пределах современной Ингушетии), где находится мусульманский мавзолей XV в. "Борга-каш" (могила Боргана), а также в Северном Дагестане.ccxxxv

В конце XVI - начале XVII в. брагунцы находились в Кабарде, откуда их вывел находившийся в родстве с правящей брагунской фамилией служилый кабардинский князь Муцал Черкасский и поселил "вблизи" Терского города. Во время очередной феодальной междоусобицы, брагунцев увел силой горский князь Казаналп Эндерейский, который поселил их в качестве вассалов на Кумыкской плоскости. С помощью русских сил терский князь Муцал «вывел» главу брагунцев Ильдар-мурзу Куденетова с подвластными людьми в конце 40-х гг. XVII в. из под власти Эндерея и поселил "на Сунже реке" в районе слияния ее с Тереком. На тот момент Ильдар с братьями имел подвластных "человек с 400" (мужчин боеспособного возраста). Поселение Брагуны находилось в 2 верстах выше Сунженского острога, а пашни брагунцев тянулись по реке Сунже до 7 верст. Кстати брагунцы помогали русским в строительстве упомянутого острога лесом и транспортом.ccxxxvi

Окончательное закрепление брагунцев на Терской косе состоялось только в 1653-1654 гг. при Куденет-мурзе. Предания брагунцев утверждают, что селение здесь решил основать предводитель племени Борахан, когда при переправе каравана через Сунжу в спицы арбы втиснулся огромный осетр.ccxxxvii

Выбор места поселения оказался удачным, а оседлость брагунцев прочной. Занимаясь полеводством, скотоводством, садоводством и ремеслами, промышляя "торгом леса" (который сплавлялся в русские укрепления по Тереку) и другими товарами, брагунцы к началу XVIII в. заняли прочное положение на стыке Чечни с затеречными степными землями, казачьими станицами на севере и с кумыкскими владениями на западе. С.М.Броневский (1823 г.), пользовавшийся в своей работе данными конца XVIII - начала XIX в. сообщает, что "брагунские жители упражняются в земледелии и скотоводстве, разводят также виноградные сады и хлопчатую бумагу, сеют сорочинское пшено, ячмень, пшеницу и торгуют произведениями с россиянами".ccxxxviii

В черте владений брагунских князей находились и "Петровские теплые целительные воды", обследованные в XVIII в. Г.Шобером и И.А.Гильденштедтом и пользовавшиеся горцами и казаками в целях лечения.ccxxxix

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:43:24

4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Феномен С.П. Трубецкого

Прошло уже почти два столетия с момента восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Однако, данная тема актуальна и для наших дней. Движение декабристов имело огромное историческое значение, их вооруженное восстание явилось крупной революционной вехой в истории освободительного движения в России, важным историческим событием в развитии антикрепостнической идеологии..

Читать

Александр Невский: мифы и реальность

Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..

Читать

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

История моей семьи

Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Об этом нельзя забывать

Мой прадедушка по линии отца Исмагил Загитович Юлаев- участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и труда. Когда началась война, ему было 22 года. Юноша в числе первых ушел на фронт защищать Родину, воевал в 112-ой кавалерийской дивизии. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом и попал в госпиталь. Контузия не позволила ему вновь встать в строй. Исмагил-олатай был комиссован и вернулся в родную деревню Таймас Куюргазинского района. Вел активный образ жизни, работал, ковал победу в тылу. Встретил красивую скромную девушку Гафифу и сделал ей предложение. Вместе они окончили в Стерлитамаке учительские курсы и стали работать в школе..

Читать

Исторический очерк о Тобольской Духовной семинарии (1701-1808 гг.)

Тобольская Духовная семинария, как старейшее учебное заведение Западной Сибири с более чем трехсотлетней историей заслуживает иметь свою собственную написанную историю. Этот нелегкий труд, по написанию исторического очерка о семинарии, взял на себя выпускник и преподаватель ТДС – диакон Прахт Дмитрий Викторович..

Читать

А.Г. Габричевский: жизнь в полоску.

Наша работа посвящена замечательному человеку, который стал нам, по существу, родным, - Александру Георгиевичу Габричевскому (1891-1968). К сожалению, сейчас, в XXI веке, о нём мало кто знает..

Читать

Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы

В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .

Читать

От древней Руси к единой России.

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter