↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

xxix См.: АВПРИ МИД РФ. Ф.Кабардинские дела, 1720 г. Оп. 115/1, Д. 3, Л. 1; РГВИА. Ф. 482, Д. 192, Л.159 об.; Архив Института рукописей им. К.Кекелидзе Республика Грузия). Ф. Вейденбаум Е.Г. Д. 24. Л. 233; Рук. фонд Института ИАЭ Дагцентра РАН. Ф. 1, Оп. 1, Д. 129, Л. 3 об.; (Фальк). Записки путешествия академика Фалька // "Полное собрание ученых путешествий по России". Т. 6, СПб., 1824, С. 63; Джевдет Паша. Описание событий в Грузии и Черкессии по отношению к Оттоманской империи…// "Русский архив", Т.1, М., 1888, С. 373.

xxx РГАДА. Ф. 23, Д. 13, Ч. 4, Л. 243.

xxxi См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 159 об.; Самойлов К. Заметки о Чечне // "Пантеон" № 10, СПб, 1855. С.33; См., для сравнения известие И.Иванова (Чечня // "Москвитянин", Ч. 1. № 19-20, М., 1851. С.184): "В некоторых больших деревнях было несколько мечетей и несколько мулл; в таком случае один из них обыкновенно выбирался в кадии".

xxxii См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Ахмадов Я.З. К вопросу о социальном строе и общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушетии в ХУШ в. // Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (ХУ1 - начало ХХ в.). Сб. статей. Грозный, 1980. С. 57-58.

xxxiii См.: РГВИА. Ф. 482; Оп. 1; Д. 192; Л. 160; АКАК. Т. 4, Тифлис, 1870. С. 891; Сбор этот осуществлялся кадием, который "отделивши часть, следующую бедным, мог все остальное взять себе, не уделяя ничего муллам" (См., И.Иванов. Указ. соч. С. 185-186).

xxxiv См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 32. К. 9. Л. 155 об; там же: Ф. 482, Оп. 1, Д. 192. Л. 160; Иваненков И.С. Горные чеченцы // Терский сборник. В.7, Владикавказ, 1910, С. 88; Ахмадов Я.З. Указ. соч., С. 55.

xxxv См.: РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508, Л. 111; Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Гантемирова Ф.А. Общественно-политический стой и обычное право чеченцев и ингушей (ХУШ в. - первая половина Х1Х в.). Рук. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1972, С. 61.

xxxvi АВПИ МИД РФ. Ф. Кабардинские дела, 1755-1757 гг.. Оп. 115/1. Д. 14. Л. 18; 65.

xxxvii См.: РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 300. Л. 64 об.; там же: Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 162; Самойлов К. Указ. соч. С. 32.

xxxviii См.: АВПРИ МИД РФ. Ф. Сношения России с Персией, 1742 г. Д. 5. Ч. 3. Л. 622; там же: Ф. Сношения России с Персией, 1743 г. Оп. 77/1. Д. 3. Л. 8-8 об.; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч.2. СПб, 1869. С. 220-221; Ахмадов Я.З. Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в первой половине ХУШ в. // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в ХУ1 - начале ХХ в. Сб. статей. Грозный, 1981. С. 64.

xxxix См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 100 об.; АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские дела, 1771 г. Кн.2. Л. 148; Вместе с тем, надо учитывать, что Бекей являлся знатным узденем, располагавшим значительным состоянием и большим числом сторонников и родственников.

xl См.: ЦГАРД. Ф. Кизлярский комендант. Д. 2687. Ч. 2. Л. 19; АКАК. Т. 4. С. 839.

xli Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе). // "Русский архив". Кн. 3. В. 10. М., 1910. С. 218; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 96.

xlii См.: АКАК. Т. 1. Тифлис, 1868.С. 716; Иванов И. Указ. соч. С. 184-185; Самойлов К. Указ. соч. С. 32-33.

xliii Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в ХУШ веке // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (Х1 - начало ХХ в.). Сб. статей, Грозный, 1979. С. 58; и др.

xliv См.: Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991. С. 62-63; Гапуров Ш.А. Некоторые вопросы историографии движения горцев под предводительством Мансура во второй половине 80-х. гг. ХУШ в. // Вопросы историографии дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988. С. 92-93; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века. М., 2001. С. 394.

xlv Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 395.

xlvi В Нахч-Мохке находилось головное селение общества Элистанджи, выходцы из которого на Чеченской плоскости сохраняли за собой название аула как "родовую" фамилию.

xlvii См.: Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 86-87; Беннигсен Александр. Народное движение на Кавказе в ХУШ в. ("Священная война" Шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях). Под ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. С. 49.

xlviii Гапуров Ш.А., Гадаев В.Ю. Роль имама в освободительном антифеодальном движении горцев под руководством Мансура в конце ХУШ в. // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С. 31.

xlix См., Джабагиев Вассан-Гирей. Свободный Кавказ. Назрань-Москва. 2007. С. 43.

l См.: Умаров С.Ц., Цицкиева М.О. Ислам на Северном Кавказе в ХVII в. (по сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби) // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С.24-25; Кидырниязов Д.С., Ш.Ш.Шихалиев. К вопросу о турецком влиянии на распространение мюридизма на Кавказе // Ислам на Юге России: Сборник статей. Астрахань, 2007. С. 24-25.

li См.: Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 51; Джабагиев Виссан-Гирей. Указ. соч. С. 49; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 256-257.

lii Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе) // Русский архив. Кн. 3. Вып. 10. М., 1910. С. 218, 223.

liii См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб, 2001. С. 16; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.91-93; Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М., 2003. С. 129.

liv См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 18; Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-55; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 44-45.

lv Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы в материалах Х1Х в. Элиста, 1991. С. 103.

lvi См.: АКАК. Т. ХП. Тифлис, 1904. С. 1403. Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 15. СПб., 1856. С. 64; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1886. Т.2. С. 87; Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северо-Кавказского пединститута. Т. 18, Орджоникидзе. С. 98.

lvii См.: ЦГАРД. Ф.379. Оп.3. Д.13. Т.1. Л.112; РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350. Ч. 5. Л. 8; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.93.

lviii Акиев В.Х., С.А.Хусаинов. Шейх Мансур как религиозный реформатор // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 14.

lix Умаров С.Ц. "Информационная война" царской администрации на Кавказе в связи с восстанием шейха Мансура // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 28-29.

lx См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350.Ч. 7. Л. 17 об. 18, 28, 47; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 21-23; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 114-141, 149-156.

lxi Смирнов Н.А. Восстание шейха Мансура на Северном Кавказе // Вопросы истории, религии и атеизма. Сб. статей. Т. 1, М., 1950. С. 21-22.

lxii Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 16. 1856. С. 74; Скитский Б.В. Указ. соч. С. 114.

lxiii ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2635. Ч. 2. Л. 106; Юдин П. Указ. соч. С. 224-225. Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.197-198.

lxiv Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 50; и др.

lxv Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 63.

lxvi См.: Сборник Императорского русского исторического общества. (Далее ИРИО). Т. 47. СПб, 1888. С. 179-181; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х вв. М., 1958. С. 146. Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-54.

lxvii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 416. Ч. 2. Л. 81-81 об; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С.28; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 18.

lxviii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 567. Л. 11-11 об.; Потто В.А. Два века Терского казачества. Т.2. Владикавказ, 1912. С. 174; Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 49.

lxix ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2578. Л. 49.

lxx Кавказский сборник. Т. ХХ1. Тифлис, 1900. С. 405.

lxxi См.: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 160; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.266-267.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 01:40:16

1 | 2 | 3
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Костомаров Николай Иванович

Когда говоришь о русской исторической науке, то все мгновенно вспоминают сразу три фамилии – Карамзин, Соловьев, Ключевский. Однако, на мой взгляд, из этого списка ученых незаслуженно выпадает другой академик, фамилия которого, хотелось бы, чтобы тоже была на слуху – Костомаров Николай Иванович..

Читать

Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба

14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .

Читать

Жилищный вопрос в СССР

После Великой Отечественной войны жилищный вопрос в нашей стране сильно обострился. Еще при И.В. Сталине начали разрабатываться проекты решения жилищного вопроса с помощью строительства многоэтажных домов..

Читать

История швейной машины «NAUMANN»

Во многих семьях есть швейные машины, на которых умелые хозяйки занимаются рукоделием. Наша семья не исключение. Шить любит моя бабушка – Петрищева Татьяна Станиславовна, которая живёт в посёлке Нижний Одес. На ней моя мама шила платья для моих кукол. Сейчас эта машина редко используется, потому что нет необходимости. Мне стало интересно узнать, почему бабушка так бережно относится к этой семейной реликвии, как она попала в нашу семью. Оказывается, это очень интересная история. .

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Записки партизана

Историческое эссе "Записки партизана" посвящённое Отечественной войне 1812 года. Автор: Пахарь Виктор Вячеславович.

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам..

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter