↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Греков Борис Дмитриевич

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Корецкий Артем

В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет. О нём уже после его смерти писал академик Д.С. Лихачёв: «Для меня Греков был подлинным главой советской исторической науки, и не только потому, что он занимал в ней высшие административные посты… но и потому, что, благодаря своим научным и моральным качествам, он был в исторической науке самым крупным авторитетом». Он был избран сначала членом-корреспондентом АН СССР в 1934 г., а в следующем году уже стал действительным членом, и оставался им вплоть до самой смерти в 1953 году. По сути дела он возглавлял советскую историческую науку в самоё тяжелое время, когда прошла чистка 1929-30 гг. в отношении старой профессуры и когда только зарождалась новая профессура, которая должна была прийти им на смену. Однако стоит отметить, что он сложился как учёный-историк ещё до 1917 года и тоже принадлежал к старой профессуре. Поэтому стоит осветить именно его становление как учёного до 1917 года.

Родился Борис Дмитриевич 21 апреля 1882 г. в г. Миргороде, в семье мелкого чиновника, служившего по почтовому ведомству — начальником телеграфа (позже он был переведен сначала в г. Холм, а потом в г. Грубешов Люблинской губернии). Он родился в год, когда уже завершились реформы Александра II, и началась полоса реакции в жизни страны. Борис был первым ребенком и единственным сыном у родителей, вслед за ним появились три дочери (Александра, Елена и Полина). Мать, работавшая в библиотеке, умерла в 1894 г., когда будущему историку было около 12 лет. Она осталась в его памяти вечной труженицей, перегруженной обязательствами по отношению к семье и требовательному мужу, что рано подкосило ее силы. Сначала мальчика отдали учиться в прогимназию г. Холма, потом — г. Грубешова.

Первым крупным фактом отразившимся значительно на судьбе будущего историка стала его переписка со студентом-медиком МГУ И.А. Будиловичем, который до этого закончил прогимназию г. Холм. В этой переписке со стороны Будиловича шли вопросы: ««Как жить, как устроиться личностью в обществе?», «Как жить, чтобы совершить благо?», а Греков отвечал на них: «Нельзя, мне кажется, найти более благодарной жизненной задачи, как глаголом жечь сердца людей в том смысле, что подымать силу «высоких чувств, укреплять ум, в познаниях твердый», и объединять такую вообще «приподнятую» жизнь в единстве, сосредоточенности и напряженности деятельности», «бороться с дебрями мракобесия», дорожить «благом народа». Тогда он хотел окончить филологический и медицинский факультеты, чтобы принести пользу социал-демократам в будущем. Этой перепиской заинтересовалась полиция, и он был отчислен из прогимназии города Грубешова на последнем году обучения. Его судьба как учёного находилась под вопросом, так как без окончания прогимназии нельзя было поступить в университет. Поэтому он поехал в город Радом и подал заявление на поступление в последний класс местной прогимназии. Директор готов был его применять только при наличии свидетельства об отличной успеваемости, который был у будущего учёного, и это ему помогло закончить прогимназию.

Далее встал вопрос о университете, для него после конфликта с полицией путь в университеты Москвы и Санкт-Петербурга был закрыт, поэтому он поступил в Варшавский университет. Там он стал учеником известного уже тогда профессора Петрушевского, который оказал большое влияние на будущего учёного. Именно в доме Петрушевского он познакомился с трудами Карла Маркса, а также подружился с другим будущим великим учёным Косминским. По рекомендации Петрушевского Грекова в 1905 году перевели в московский университет, куда Петрушевский и сам перебрался через год. Там его наставником стал Александр Кизеветтер, но всю жизнь Греков переписывался и вспоминал не его, а Петрушевского. Впоследствии, между учителем и учеником шла переписка вплоть до 1940 года с небольшими перерывами. Греков писал Петрушевскому свои впечатления и о сдаче магистерского экзамена по средневековой истории в 1909-1910 гг. и о защите магистерской диссертации в 1914 году.

Вот что он пишет после защиты магистерской диссертации своему учителю: ««Хотел под впечатлением этого письма увидеть Вас, сказать Вам, что если есть в моем труде признаки школы, то этим я обязан исключительно Вам, никому другому. Хотелось побыть с Вами еще несколько часов именно тогда, когда я еще не успел привыкнуть к своему новому званию и когда я еще весь проникнут торжественной обстановкой диспута... Пишу Вам, так как думаю сейчас о Вас, вспоминаю первые встречи, первые работы и пр. и пр.». Впоследствии, до революции он познакомился с будущим цветом советской науки: М.Н. Тихомировым, которому он преподавал историю в старших классах петербургского коммерческого училища, О.А. Добиаш-Рождевственской на защите магистерской диссертации которой он присутствовал.

Во время Первой мировой войны в 1916 году он был командирован в Пермь, где открылось отделение Петербургского университета. После революции он переехал в Таврический университет в Симферополе, где и пробыл до 1921 года. С этим периодом его жизни связано событие, которое ему чуть не стоило впоследствии карьеры. В это время в Крым вступила армия генерала Врангеля и Греков был одним из профессоров, который участвовал в торжественной встрече Врангеля. Впоследствии, в 1930 году ему предъявили обвинение в том, что он служил в 1918-1920 годах в армии Врангеля, но это было неправдой и через 1 месяц и 1 день после ареста, он был выпущен. С 1921 года он работал в Петроградском университете. Его наиболее известными работами являются: «Новгородский дом святой Софии», «Очерки по истории феодализма в России. Система господства и подчинения в феодальной деревне», «Борьба Руси за создание своего государства», «Киевская Русь», «Культура Киевской Руси», «Золотая орда и её падение», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века».

Трудно даже представить, как могла бы сложиться жизнь и карьера Грекова, если бы он не переписывался с Будиловичем. Без этой переписки он возможно бы поступил бы не в Варшавский, а в другой университет и не стал бы учеником Петрушевского, и дальше бы его жизнь сложилась бы иначе. В конце жизни академик Греков был депутатом Верховного совета СССР 2 и 3 созыва. Он умер в 1953 году. С его смертью закончилась эпоха в жизни советской науки и одновременно со смертью другого человека закончилась эпоха и в жизни страны. Греков за свою жизнь стал свидетелем 3-х революций, 2-х мировых войн, гражданской войны и других важных событий в истории нашей страны.

 


Раздел: История России
Дата публикации: 10.11.2012 21:21:32
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .

Читать

Дуэль в Российской империи

В статье говорится о причинах дуэлей, правила дуэлей в России, их отличия от европейских дуэлей..

Читать

И близких всех душа не позабудет

Эссе отражающее следы войны в истории семьи.

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья

Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Петр Аркадьевич Столыпин

Начало XX века в истории России – это время правления Николая Второго, последнего российского императора. На небосклоне царствования его окружали «тусклые звездочки». Их представляли выутюжные и застегнутые на все пуговицы чиновники, такие как В. Н. Коковцев, И. П. Горемыкин, А. Н. Хвостов, А. Д. Прокопович. Но значительно выше их по всем параметрам, звездами первой величины были Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин..

Читать

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба

14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .

Читать

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter