↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Кальдина А.С.

Амурская железная дорога проходит от станции Ксеньевская, расположенной 54˚ 00 северной широты и 123˚00 восточной долготы, до станции Архара, находящейся на 49˚26ʼ северной широты и 130˚05ʼ восточной долготы.

По административному делению дорога находится на территории Р.Ф. и проходит частью по Забайкальскому краю от станции Ксеньевская до станции Борячка и от станции Борячка до станции Архара – по Амурской области, входящей в состав Хабаровского края. Пролегая параллельно реке Амур, вдоль границы с северной Маньчжурией, Амурская железная дорога вместе с Дальневосточной и Приморской железными дорогами в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) имели весьма важное значение в системе обороны Советского Дальнего Востока.

Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада (См. Приложение 1).

«В годы Великой Отечественной войны грузооборот резко сократился за счет вывоза и ввоза грузов в пределы дороги, удельный вес которого упал с 19, 7 до 6 %».1

Крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу. Эти станции грузили около 2 – х миллионов тонн в год, 50% которого в основном оседали в Амурской железной дороге и 50% вывозились на Дальневосточную железную дорогу.

По своей сути, Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна, «примерно погрузка в среднем в сутки составляла 530-540 вагонов, выгрузка 440-450 вагонов»2. В составе погрузки важнейшими грузами являлись: уголь, лес, строительные материалы, хлеб, зерно.

По данным, приведенных в таблице (См. Приложение 2), можно сделать вывод, что в структуре погрузки дороги за 1940 год, увеличился удельный вес угля на 6, 3% по сравнению с 1939 годом. Однако общий размер погрузки в абсолютных размерах сократился на 8,8% по всем грузам и главным образом, за счет минеральных стройматериалов и леса.

Выгрузка в основном состояла из местных грузов своей погрузки и незначительного прибытия с других дорог: угля, хлеба, дров и прочих грузов.

«Решающими отделениями на дороге являлось Куйбышевское отделение, имевшего погрузку 399 вагонов в среднем в сутки и выгрузку – 275 вагонов. Второе место занимало 5- Шимановское отделение с погрузкой 90 вагонов и выгрузкой – 59 вагонов в среднем в сутки. На остальных 4 отделениях грузовая работа была незначительной»3.

Как уже говорилось, крупнейших погрузо – выгрузочных станций на дороге было 6: Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, Благовещенск, Куйбышевка и Чесноковская. Работа их за 1944 г. в общей погрузке составляла 57% и по выгрузке-23%.

По характеру грузовой работы станции Райчиха, Холодный Ключ при расположении на копях Треста «Райчихуголь» и Кивда – Кивдинского Рудоуправления, являлись типичными углепогрузочными станциями.

По станции Райчиха путевое развитие состояло из 3-х приемо-отправочных путей, 4 сортировочных и одной вытяжки.

К станции примыкали подъездные пути треста «Райчихуголь» с трех карьерных направлений, через выставочные пути шахт: Моховая, Духовская и, расположенного непосредственно при станции, Сорочинского угольного карьера.

Общая длина подъездных путей составляли 33 км. Техническое состояние путей было удовлетворительное.

«За 1944 год погрузка на подъездных путях треста составляла 170 вагонов в среднем в сутки и выгрузке – 5 вагонов в среднем в сутки»4.

Непосредственно при станции Райчиха находились вагонные весы и дозировочная площадка треста «Райчихуголь». Они не обеспечивали нормальной работы по перевозке и отрицательно влияли на оборот вагонов, так как при отсутствии вагонных весов на выставочных путях, при одновременном выходе на станцию груженных вагонов со всех направлений, вызывались затруднения с обработкой вагонов на станции, в виду недостаточного ее путевого развития. Эти затруднения могли быть изжиты при постройке вагонных весов трестом у выставочных путей каждого рудника.

Таким образом, преобладающее значение в грузовой деятельности дороги в предвоенные и военные годы имел транзитный поток грузов с запада на восток; крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу; главную роль в экономике района дороги имели – угольная, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство с производством зерновых культур. Однако следует помнить, что Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна.

 

Библиографический список:

1. Гос. Архив ОАО «РЖД». Паспорт Амурской железной дороги Ф.1., О. 22 Т, Д. 39., Л. 247

2. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Военно – мобилизационный отдел. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 84

3. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Экономика и мощность дороги. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 37. Л. 65

 

Приложение 1

Грузовая деятельность Амурской железной дороги5

 

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Прием с Забайкальской

993

842

292

204

203

519

Сдача на Забайкальскую

197

343

260

464

436

377

Прием с

Дальневосточной

318

415

288

475

473

410

Сдача на

Дальневосточную

1054

943

427

346

342

640

 

 

Приложение 2

Погрузка Амурской железной дороги6

 

 

 

Грузы

1938 погружено

1939 погружено

1940 погружено

% к 1939 г.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

 

Каменный уголь

1425

25,6

2414

36,3

2565

42, 3

106,3

Лесные материалы

946

17

1044

15,7

870

14,4

83,3

Дрова

485

8,7

559

8,4

534

8,8

95,5

Хлебные грузы

439

7,9

490

7,4

488

8,1

99,6

Стройматериалы

1578

28,.3

1496

22, 5

1016

16,8

68,5

Черные металлы

56, 0

1

61

0,9

41

0,7

67,2

Прочие

643

11,5

588

8,8

542

8,9

92,2

Всего:

5572

100

6652

100

6052

100

91,2

 Примечание

1 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 13

2 Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 38

3 Там же, Л. 43

4 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 26

5 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 12

6 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 15


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:41:24
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Петр Аркадьевич Столыпин

Начало XX века в истории России – это время правления Николая Второго, последнего российского императора. На небосклоне царствования его окружали «тусклые звездочки». Их представляли выутюжные и застегнутые на все пуговицы чиновники, такие как В. Н. Коковцев, И. П. Горемыкин, А. Н. Хвостов, А. Д. Прокопович. Но значительно выше их по всем параметрам, звездами первой величины были Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин..

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

Дети войны

Битва за Воронеж продолжалась 212 дней и по своему кровопролитию и продолжительности является одним из крупнейших сражений во Второй Мировой Войне..

Читать

Александр Невский: мифы и реальность

Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..

Читать

Становление Русского государства по археологическим данным

Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..

Читать

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .

Читать

Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Его имя помнит народ

Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter