↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Кальдина А.С.

Амурская железная дорога проходит от станции Ксеньевская, расположенной 54˚ 00 северной широты и 123˚00 восточной долготы, до станции Архара, находящейся на 49˚26ʼ северной широты и 130˚05ʼ восточной долготы.

По административному делению дорога находится на территории Р.Ф. и проходит частью по Забайкальскому краю от станции Ксеньевская до станции Борячка и от станции Борячка до станции Архара – по Амурской области, входящей в состав Хабаровского края. Пролегая параллельно реке Амур, вдоль границы с северной Маньчжурией, Амурская железная дорога вместе с Дальневосточной и Приморской железными дорогами в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) имели весьма важное значение в системе обороны Советского Дальнего Востока.

Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада (См. Приложение 1).

«В годы Великой Отечественной войны грузооборот резко сократился за счет вывоза и ввоза грузов в пределы дороги, удельный вес которого упал с 19, 7 до 6 %».1

Крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу. Эти станции грузили около 2 – х миллионов тонн в год, 50% которого в основном оседали в Амурской железной дороге и 50% вывозились на Дальневосточную железную дорогу.

По своей сути, Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна, «примерно погрузка в среднем в сутки составляла 530-540 вагонов, выгрузка 440-450 вагонов»2. В составе погрузки важнейшими грузами являлись: уголь, лес, строительные материалы, хлеб, зерно.

По данным, приведенных в таблице (См. Приложение 2), можно сделать вывод, что в структуре погрузки дороги за 1940 год, увеличился удельный вес угля на 6, 3% по сравнению с 1939 годом. Однако общий размер погрузки в абсолютных размерах сократился на 8,8% по всем грузам и главным образом, за счет минеральных стройматериалов и леса.

Выгрузка в основном состояла из местных грузов своей погрузки и незначительного прибытия с других дорог: угля, хлеба, дров и прочих грузов.

«Решающими отделениями на дороге являлось Куйбышевское отделение, имевшего погрузку 399 вагонов в среднем в сутки и выгрузку – 275 вагонов. Второе место занимало 5- Шимановское отделение с погрузкой 90 вагонов и выгрузкой – 59 вагонов в среднем в сутки. На остальных 4 отделениях грузовая работа была незначительной»3.

Как уже говорилось, крупнейших погрузо – выгрузочных станций на дороге было 6: Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, Благовещенск, Куйбышевка и Чесноковская. Работа их за 1944 г. в общей погрузке составляла 57% и по выгрузке-23%.

По характеру грузовой работы станции Райчиха, Холодный Ключ при расположении на копях Треста «Райчихуголь» и Кивда – Кивдинского Рудоуправления, являлись типичными углепогрузочными станциями.

По станции Райчиха путевое развитие состояло из 3-х приемо-отправочных путей, 4 сортировочных и одной вытяжки.

К станции примыкали подъездные пути треста «Райчихуголь» с трех карьерных направлений, через выставочные пути шахт: Моховая, Духовская и, расположенного непосредственно при станции, Сорочинского угольного карьера.

Общая длина подъездных путей составляли 33 км. Техническое состояние путей было удовлетворительное.

«За 1944 год погрузка на подъездных путях треста составляла 170 вагонов в среднем в сутки и выгрузке – 5 вагонов в среднем в сутки»4.

Непосредственно при станции Райчиха находились вагонные весы и дозировочная площадка треста «Райчихуголь». Они не обеспечивали нормальной работы по перевозке и отрицательно влияли на оборот вагонов, так как при отсутствии вагонных весов на выставочных путях, при одновременном выходе на станцию груженных вагонов со всех направлений, вызывались затруднения с обработкой вагонов на станции, в виду недостаточного ее путевого развития. Эти затруднения могли быть изжиты при постройке вагонных весов трестом у выставочных путей каждого рудника.

Таким образом, преобладающее значение в грузовой деятельности дороги в предвоенные и военные годы имел транзитный поток грузов с запада на восток; крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу; главную роль в экономике района дороги имели – угольная, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство с производством зерновых культур. Однако следует помнить, что Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна.

 

Библиографический список:

1. Гос. Архив ОАО «РЖД». Паспорт Амурской железной дороги Ф.1., О. 22 Т, Д. 39., Л. 247

2. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Военно – мобилизационный отдел. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 84

3. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Экономика и мощность дороги. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 37. Л. 65

 

Приложение 1

Грузовая деятельность Амурской железной дороги5

 

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Прием с Забайкальской

993

842

292

204

203

519

Сдача на Забайкальскую

197

343

260

464

436

377

Прием с

Дальневосточной

318

415

288

475

473

410

Сдача на

Дальневосточную

1054

943

427

346

342

640

 

 

Приложение 2

Погрузка Амурской железной дороги6

 

 

 

Грузы

1938 погружено

1939 погружено

1940 погружено

% к 1939 г.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

 

Каменный уголь

1425

25,6

2414

36,3

2565

42, 3

106,3

Лесные материалы

946

17

1044

15,7

870

14,4

83,3

Дрова

485

8,7

559

8,4

534

8,8

95,5

Хлебные грузы

439

7,9

490

7,4

488

8,1

99,6

Стройматериалы

1578

28,.3

1496

22, 5

1016

16,8

68,5

Черные металлы

56, 0

1

61

0,9

41

0,7

67,2

Прочие

643

11,5

588

8,8

542

8,9

92,2

Всего:

5572

100

6652

100

6052

100

91,2

 Примечание

1 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 13

2 Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 38

3 Там же, Л. 43

4 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 26

5 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 12

6 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 15


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:41:24
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Тайна «Чёрного» Принца. Вымыслы и реальность

Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Преподобный Иосиф Волоцкий

Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит?.

Читать

Мой прадед...

Мой прадед, Веселков Павел Сергеевич во время ВОВ был защитником Ленинграда, он пережил тяжелые дни блокады, получил многочисленные ранение, после полученных ранений оказался в госпитале. Он получил очень много орденов и медалей, за защиту Ленинграда. .

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Память - храним

Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter