Спустя шестнадцать лет по случаю бракосочетания наследника Александра Николаевича был пересмотрен вопрос «о детях, рожденных в Сибири от сосланных туда государственных преступников, вступивших в брак в дворянском состоянии до постановления о них приговора» [1].
Согласно высочайшей милости из закона следовало: «Из сострадания к их родительницам, пожертвовавшим всем для исполнения супружеских обязанностей», разрешалось принять детей в казенные учебные заведения, но при условии, что дети не будут носить фамилии отцов и станут именоваться по их отчествам, т. е. не Трубецкими, а Сергеевыми, не Муравьевыми, а Никитиными. На это согласились лишь Давыдовы, Трубецкие, Волконские и Муравьевы отказались
«Отнятие у дочери моей фамильного ее имени поражает существо невинное и бросает тень на священную память матери и супруги. Отдача дочери моей в чужие руки довершила бы ее сиротство», – писал В. Я. Руперту Никита Муравьев. Мария Волконская в письме брату Александру более откровенно изливала «крик сердца»: «Отказаться от имени отца — это такое унижение, подвергнуть которому своих детей я не могу взять на себя» [5].
Надо отдать и детям должное, что никто из них не противился родительской воле, добровольно остался в отчем доме на своей малой родине, в Сибири. Они не предали своих родителей, не отказались от них, своей фамилии, нескольких поколений своих предков, пожелав себе лучшей участи. Многие из них прекрасно учились, обладали выдающимися личностными качествами.
Из воспоминаний современников, лично знавших и живших по соседству с декабристами, следует: «Старшая Саша – «добра как ангел»; «чудная девочка до того привязана к родителям, что не хочет решиться их оставить; преумнейшая особа и одарена многими талантами» [8]. Когда Саше было только два года, Якушкин, предсказывал: «Добрая Катерина Ивановна... занимается своей Сашинъкой беспрестанно, и к тому же так благоразумно, что Сашинька теперь уже премилое дитя и, наверно, будет преблаговоспитанная девушка» [10].
В воспитании Миши и Нелли Волконских решающее слово принадлежало матери. Для красавицы Нелли — это замужество (к сожалению, только третий брак ее оказался прочным; два первых мужа скоро умерли). Для Миши — служебная карьера. В 1849 он окончил с золотой медалью Иркутскую гимназию. В ноябре того же года был определен на службу в главное управление Амурского края, где состоял чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири графе Н.Н.Муравьёве-Амурском.
В дальнейшем успешно исполнял разнообразные и ответственные поручения: дважды был командирован в Маньчжурию для переговоров по поводу отношений с Китаем, руководил мерами по прекращению эпидемии холеры среди переселенцев, прибывавших из внутренних губерний для заселения Восточной Сибири, принимал участия в первых Амурских экспедициях и занимался подготовкой снаряжения для них, привёл в порядок поселения по Якутско-Аянскому тракту, устроил первые русские крестьянские поселения на Амуре [5].
Символично, что 26 августа 1856 года, в день коронации императора Александра II Михаила Сергеевича Волконского направили в Сибирь с Высочайшим манифестом о прощении декабристов. Кроме того, ему был дарован княжеский титул, принадлежавший его отцу до осуждения по делу декабристов.
Михаил Волконский сделал блестящую карьеру. В 1866 году его произвели в камергеры, в 1867 г. - в действительные статские советники. В январе 1876г. он получил чин тайного советника, пожалован в егермейстеры Двора Его Императорского Величества и определён состоять при Государственной канцелярии. В том же году был приглашён министром народного просвещения графом Д.А. Толстым на пост попечителя Петербургского учебного округа. В 1880 уволен с этой должности по собственному прошению и назначен почетным опекуном по ведомству императрицы Марии и членом Совета министра народного просвещения.
В сентябре 1882 года получил должность товарища министра народного просвещения, в последующие 13 лет председательствовал во всех главнейших комиссиях по этому ведомству и заменял министра в его отсутствие.
В марте 1885 года он стал сенатором, а через пять лет был пожалован в обер-гофмейстеры Двора Его Императорского Величества. В мае 1896 его назначили членом Государственного совета. С 1901 по 1905 гг. был определён к присутствию в Департаменте промышленности.
Михаил Сергеевич Волконский удостоен многих государственных наград, среди которых орден Св. Владимира 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени, итальянского Командорского креста Св. Маврикия и Лазаря, персидского ордена Льва и Солнца 2-й степени со звездою, Бухарской золотой звезды 1-й степени с алмазами [16]. Он прожил долгую и интересную жизнь и скончался на 71 году жизни.
Несмотря на нелегкую судьбу своих родителей, дети декабристов выросли, женились, вышли замуж, у них появились собственные дети. Но кем бы они ни стали, детские годы, проведенные среди честных и благородных людей с возвышенными идеалами, не прошли для них бесследно.
Заключение
Нелегкая доля выпала самим декабристам, их женам и потомкам. Пятеро из них лишились жизни, остальных постигла горечь унижения, разочарования, лишения званий, титулов, ссылка на каторгу в Сибирь. А ведь многие из них были военными людьми, которые не раз принимали участие в военных походах, отличались храбростью, проявляли отвагу и героизм на поле сражения. Для многих после восстания 14 декабря 1825 года наступил роковой перелом в судьбе, по которому они, вероятно, разделяли свою жизнь на «до» и «после».
Неудача восстания, его неподготовленность, смутные идеи о переустройстве России, которые во многом были утопичными, трагическое стечение обстоятельств, все это вместе взятое привело, на мой взгляд, к провалу восстания и такой трагичной судьбе ее участников, жизнь которых могла сложиться совершенно по-другому.
По-другому сложилась судьба не только самих декабристов, но их жен и детей. Одиннадцать декабристок – Е. И. Трубецкая, А.Г. Муравьёва, М.И. Волконская, Е.П. Нарышкина, А.И. Давыдова, П.Е. Анненкова (Полина Гебель), Н.Д. Фонвизина, А.В. Ентальцева, М.К. Юшневская – последовали за своими мужьями в Сибирь, на каторгу, в холодный, дикий край, пренебрегая комфортом, удобствами, терпя унижения и лишения, но оставаясь верными своим убеждениям, чувству долга, желая разделить все тяготы жизни и судьбы вместе со своими супругами.
Справедливо пишет в своих воспоминаниях Н. А. Белоголовый: «Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими и слабенькими женщинами, когда они, выросшие в холе и атмосфере столичного большого света, покинули, часто наперекор советам своих отцов и матерей, весь окружавший их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, с родными и дружескими связями, и бросились, как в пропасть, в далёкую Сибирь, с тем, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить с ними их участь, полную лишения и бесправия ссыльно-каторжных, похоронив в сибирских тундрах свою молодость и красоту!» [4].
Е.Трубецкая была первой женой декабриста, которая изъявила желание следовать на каторгу за мужем, за ней последовала М. Волконская, подав пример остальным женщинам.
По утверждению П. Е. Анненковой «…. эти две прелестные женщины, избалованные раньше жизнью, изнеженные воспитанием, терпели всякие лишения и геройски переносили все. Одно время княгиня Трубецкая положительно питалась только черным хлебом и квасом. Таким образом, они провели почти год в Нерчинске, а потом были переведены в Читу. Конечно, в письмах своих к родным они не могли умолчать ни о Бурнашеве, ни о тех лишениях, каким подвергались, и, вероятно, неистовства Бурнашева были приняты не так, как он ожидал, потому что он потерял свое место, и только чрез длинный промежуток времени получил другое в Барнауле, где и умер [2].
Сибирскую ссылку пережили восемь из одиннадцати декабристок: первой умерла А. Г. Муравьева (1832 г.) еще в Петровском заводе; через семь лет после нее — К. П. Ивашева, на поселении в Туринске; Е. И. Трубецкая похоронена в 1854 г. в Иркутске, в одной могиле с тремя детьми.
Говоря о потомках декабристов, то согласно амнистии им были возвращены все утраченные ранее титулы, звания, фамилии. Многие из сыновей декабристов сделали блестящую военную карьеру, проявили свои лучшие личностные качества на государственной службе, принося пользу отечеству.
Помня о подвиге декабристов и их жен, в нескольких городах России –Адлере, Ангарске, Баргузине, Екатеринбурге, Иркутске, Каменке, Москве, Санкт-Петербурге, Ялуторовске – им установлены монументы, увековечивающие в памяти потомков их революционные идеи о переустройстве российского общества, их жизнь и судьбу.
Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. – Иркутск, 1973. – 163 c.
Волконский С. Г. Записки. Иркутск, 1991.
Ключевский В. О. Русская история. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
Мемуары декабристов : Северноеобщество / сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. В. А. Федорова. – Москва : Издательство Московского университета, 1981. – 399 с.
Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. О женах и сестрах декабристов. М.: Наука, 1980. – 159 с.
Пелевин Ю.А Рассказ Шницлера. Русский архив. 1881. Т. II (2). – С. 341—346. URL: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14277
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.
Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..
История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .
История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря
На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .
В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..
Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .
Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..
XVII век - период интенсивного освоения Сибири. Именно в это время снаряжаются морские и сухопутные экспедиции. Путь последних лежит по непроходимым дебрям тайги, по рекам. Что двигало желанием землепроходцев? Рассказы о том, что за Уралом несметные богатства и удивительные люди..
Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..
В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..