Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейИзучив биографии известнейших общественных деятелей, навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.
В качестве примеров можно привести императора Петра Алексеевича, любившего военное дело и учебы вообще, но не получившего должного образования, Ломоносова, с известной тягой к чтению и самообразованию, Екатерину Вторую, которая, по свидетельствам современников, самостоятельно изучала огромный диапазон наук и, приехав в Российскую Империю, поставила себе цель узнать все о своей ''новой Родине''. Если рассматривать виднейших деятелей 19 века и конца 18, то в биографиях таких деятелей как А.А. Суворов, Александр I, Николай I, М.М. Сперанский, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин и П.И. Пестель бросаются в глаза все те же раннее пристрастие к чтению, отличная учеба в школе либо выдающиеся успехи в определенных предметах. Так у Л.Н. Толстого отмечалась задумчивость, успехи в словесности и истории, царственные Александр и Николай проявляли любовь ко всевозможным военным играм и парадам, учителя отмечали успехи Александра в праве и истории, Николай же проявил себя в практической стороне военного дела и прекрасно разбирался в фортификации и инженерном деле. По словам В.А.Муханова, Николай постоянно пытался заполнить любые пробелы в своих знаниях, но редко отказывался отлюбимых военных занятий. Говорить о А.А. Суворове и А.С.Пушкине излишне - всем известно, что те с раннего детства удивляли окружающих , первый - своей целеустремленностью и способностями в военном деле, второй - талантом в области гуманитарных наук, в особенности, в литературе и русском языке.
М.М.Сперанский, в свою очередь, проявлял страстную любовь к чтению и размышлениям и недюжинные способности, настолько он полюбился учителям, что во Владимирской епархиальной семинарии был записан под своей будущей фамилией - Сперанский(от лат. sperare, ''подающий надежды''). Имя руководителя южного общества П.И.Пестеля до сих пор красуется на почетной мраморной доске отличившихся учеников Пажеского корпуса, где тот проходил обучение.
В.И.Ульянов в детстве вообще никак не предупреждал окружающей и будущей революционной деятельности. Учителя будущего вождя мирового пролетариата отмечали его примерное, совсем не бунтарское, поведение, отличные оценки по всем предметам и отсутствие интереса к общественной жизни, чем он отличался от всех своих сверстников.
Рассматривая две, пожалуй, наиболее эпохальные фигуры 20 столетия, нельзя не обратить внимания на их успехи в учебе и выдающиеся среди одноклассников достижения. Конечно же, я говорю о И.В.Сталине и А.Гитлере. Иосиф Джугашвили имел необычайные успехи в школе, получал отличные оченки буквально по всем предметам, а мать прочила ему почетное будущее священника и до конца была неудовлетворена выбором своего сына. Гитлер же был обладателем необычайно хорошей памяти, что подтверждали его товарищи по НСДАП. Отличительной чертой его была избирательность в предметах обучения - он с удовольствием изучал историю, географию, рисование, но презирал остальные предметы, что он и подтверждает в своей книге ''MeinKampf''.
Как Ленин, так и Гитлер, оба в детстве были детьми чувствительными, не склонными к какой-либо агрессии или бунтарству. Что же может координально изменить мировоззрение человека и дать ему подсознательный толчок для будущих свершений? Многие психологи считают, что вся наша жизнь-это сценарий, который складывается из наших детских травм, переживаний, отношений в семье и окружения. Детские травмы - это, в первую очередь, потеря близких людей. Вот вторая черта, которая объединяет людей из моего списка.
Каждый из них в детстве или отрочестве пережил какую-либо психологическую травму, чаще всего-потерю родителей или близкого родственника.
Первый император России практически не знал отца, да и Петр несколько терялся среди 14 детей царя Алексея Михайловича. Позже детские ассоциации и воспоминания будут иметь для него влияние катастрофическое, чего стоят одни стрелецкие казни, которые явились прямым результатом воспоминаний о стрелецком бунте 1682 года, когда он, испуганный и шокированный пытался утешать рыдающую мать. Суворову пришлось всю жизнь всю жизнь доказывать свою пользу и годность обществу, т.к. он с детства был больным и слабым ребенком и никаких надежд на успешную карьеру не подавал. Судьбы императоров Александра и Николая были не менее горькими - всем известна трагедия 12 марта 1801 года, когда юные царевичи потеряли отца в результате заговора. Тяжелее пришлось Александру - он сам дал разрешение на свержение отца. “Светило российской бюрократии” Сперанский был одним из немногих выживших детей в семье причетника Третьякова, что и наложило свой след на вечно задумчивое лицо будущего законотворца. Л.Н.Толстой рано остался без матери, умершей от “родовой горячки”, а позже и без отца-воспитанием четырех детей графа Н.И.Толстого занималась родственница, Т.А.Ергольская. Образ так раноушедшего отца писатель позднее воплотил в “Детстве” и “Отрочестве”, как отца Николеньки, а также в лице Николая Ильича Ростова из “Войны и мира”.
Рано потерял отца и Гитлер. Будущий фюрер Германии безудержно рыдал у гроба отца, не в силах вынести потери столь значимого человека. После этой потери юный Адольф навсегда решил стать художником, а отца ему заменили идеи национал-социализма и патриотической борьбы за чистоту нации, кои он приобрел еще в школе, как он признает в “Mein Kampf”. Иной род потери перенес Пушкин. Он видел своих родителей так редко, что и мать и отца он нашел в своей знаменитой няне-Арине Родионовне. Недаром столько стихов он посвятил ей и ничего-родным родителям. Рассматривая двух революционеров и бунтарей - Ленина и Сталина, или, как их звали до красных знамен и голифе - В.И.Ульянова и И.В.Джугашвили - невольно хочется спросить: что толкнуло их на революционную тропу? Известно, что примерный и подающий надежды мальчик из Симбирска недолго был таким. В 1887 году брата Владимира Ульянова-Александра казнили за участие в заговоре народовольцев с целью убийства Александра III. Американский историк Ричард Пайпс пишет:”Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было “определённых” политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.” Кто бы после такого удара не возненавидел режим, убивший настолько близкого человека. Как известно, после крушения императорского поезда с царской семьей в 1888 г. император Александр III на своих плечах держал крышу вагона, пока пассажиры спасали свои жизни. Груз для Ленина оказался слишком тяжел. После событий 87-го года юного революционера изгнали из университета за участие в народовольческом кружке Лазаря Богораза. Революция для России началась с мести за казнь брата Ленина.
Другой Вождь, уже из маленького городка Гори в Грузии, в интервью на вопрос журналиста о начале его революционного пути ответил, что он не связан с плохим отношением со стороны родителей, но это вряд ли было так. Сосо (или Иосиф) Джугашвили родился с оспинами на лице и сросшимися пальцами на левой ноге, был очень малого роста-всего 160 см, чем не мог не вызвать скрытой ненависти своего отца, который хотел видеть в долгожданном сыне защитника семьи и достойного продолжателя рода. Его отец, сапожник Виссарион потом часто избивал сына и мать, приходил домой пьяным. Когда Иосифу было шесть лет, его сбила машина, результат-множественные травмы и пожизненные дефекты. В одиннадцать лет он лишился отца, который раннее и так покинул семью-Виссарион погиб в пьяной драке. Не надо быть психологом, чтобы понять какие трагические последствия имело все это для будущего “тирана”. Похоже такова цена величия. Не стоит думать, что из психологически травмированных людей, пусть даже гениев, всегда вырастают великие. Хотя бесспорен факт,что почти все они внутренне хотят доказать что-то этому миру, что он лучше, умнее, талантливее, чем думают другие. Детская рана всегда дает знать себя-одних она подталкивает, других тянет вниз. Тем не менее история, как и любая другая наука знает исключения. Исторически сложилось, что на человека влияние оказывают сразу несколько факторов, и первый из них - он сам, его внутреннее состояние и целостность. Для истории все внутренние обстоятельства жизни людей, которые ее создают выразились в событиях, которые историки теперь изучают. Синяки на теле Сталина со временем переросли в ГУЛАГ и репрессии, хотя и дали ему возможность поднять страну из послереволюционного упадка. Детство человека-это полное отражение его дальнейшей судьбы. История же-это комплекс из судеб людей.