Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейДля дворянской культуры понятие чести - куда более глубокое и важное, чем для представителей других сословий. Честь - это не просто репутация, это самоощущение человека, взаимодействие его с обществом, доброе имя и достоинство. Бесчестный человек - изгой общества, опозоренный, пристыженный и лишенный морального права на многие вещи. Тонкости светского этикета, сложность взаимоотношения между полами и обязанность следовать обязательствам до самого конца часто могли стать причиной того, что одного человека обвиняли в бесчестье, что было сродни смертельному оскорблению или приговору.
Для решения вопросов чести дворянство могло прибегнуть либо к дуэли, либо к суду. К последнему институту прибегать считалось позорным, так как многие дела, связанные с вопросами чести, могли скомпрометировать третьих лиц. Кроме того, русский обычай, уходящий корнями в средние века, считал поединок одним из достоверных способов отстоять свое право. "Правда" Ярослава Мудрого и "Судебник" Ивана Грозного указывают судебный поединок, как способ выяснения правды. В основе судебного поединка лежала искренняя вера в то, что Бог не допустит поражения правого.
Правила российской дуэли
Ещё со времен Петра I дуэли находились под строжайшим запретом. Тот, кто нарушал его, согласно Воинскому артикулу, подлежал повешению. Запрет был связан в первую очередь с тем, что участниками дуэли почти всегда были офицеры дворянского происхождения, убивая друг друга они не только вредили своим семьям, но и государству. Из-за запрета государства на дуэли, правила их проведения сильно разнились.
Согласно сложившемуся обычаю, оружие почти всегда было огнестрельным, а дистанция не превышала десяти шагов, что не позволяло промахнуться. В отличие от европейской дуэли, где расстояние было не меньше тридцати шагов, а солдаты старой закалки могли использовать холодное оружие, исход русской дуэли был виден уже на этапе жеребьевки, кто первый стреляет, тот и прав. Подобная позиция как раз исходила из убеждения, что удача и Бог всегда на стороне правого. Европейцы называли дуэли в Российской империи «узаконенным убийством».
Организацией дуэлей занимались секунданты, дуэлянтам нельзя было общаться и взаимодействовать друг с другом, так как это могло повлиять на ход сражения. Дуэлянты должны были хранить случившее в тайне, а также ответственно подойти к делу. Уклонение от дуэли означало бесчестье, ровно, как и опоздание больше чем на 15 минут.
В отличие от европейских дуэлей, где секундант мог вмешаться в дуэль и нанести удар или сделать выстрел, в России секунданты выполняли роль независимых судей и наблюдателей, они почти никогда не вступали в бой. Единые правила проведения дуэлей появились только в XIX веке, когда стало очевидно, что запреты на дуэли не действуют, а молодые офицеры чаще всего гибнут вместе, один от руки победившего, другой от собственной руки или от ответной пули. Были созданы дуэльные клубы, которые тщательно следили за соблюдением правил поединка, были созданы дуэльные кодексы.
Концепция дуэли
Многие писатели и философы негативно отзывались о дуэлях, как о бессмысленном кровопролитии, однако в то же время, многие из них поражались и даже восхищались смелостью дуэлянтов. Причина такого противоречия заключалась в самой идеи дуэли - проявляя храбрость, дуэлянт сталкивался лицом к лицу с опасностью, возможностью умереть, что в глазах окружающих очищало его. Подобное понятие очищение через храбрость пришла с полей сражений, где храбрость - это проявление чести, а трусость - бесчестья.
Стоит заметить, что дуэли были не единственным способом показать честь через храбрость, знаменитая русская рулетка, возникшая в среде офицеров, также призвана продемонстрировать достоинства человека, не боящегося заглянуть в глаза смерти.