Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)
(Статья)
Раздел: История России Автор: Жгилѐв Иван Александрович Автор: Жгилѐв Иван Александрович, 11 «А» кл. МОУ «СОШNo2 им. С.С.Орлова» г. Белозерск Руководитель: Мельникова Инна Юрьевна, Тотубалина Наталья Николаевна. 2008г.
Оглавление: Введение. Глава 1. Золотое сечение – гармоническая пропорция. Глава 2. Неизвестная постройка В.И.Баженова в Белозерске. Глава 3. Исследование чертежей храма Иоанна Предтечи. Заключение. Приложение. Список литературы.
Мастера воздвигали храм До заката вплоть от рассвета, И никто не мог мастерам Ни перечить, ни дать совета, И никто им был не указ,- Стены, окна, притворы, двери Воздвигали они на глаз, Ну, а глаз – чем его измеришь? «Сказы о Дионисии» С.С.Орлов
Введение
Будущее искусства и архитектуры – это знание аналитической геометрии и математического анализа. Данная работа посвящена использованию одного из основных понятий геометрии – принципа «золотого сечения» в искусстве и архитектуре, исходя из того, что «золотое сечение не искусственно выведенное понятие, а природный принцип, лежащий в основе многих природных форм и явлений, способствуя красоте и гармонии. В школьной программе по математике подробное изучение «золотого сечения» не предусмотрено. Но на одном из уроков учитель математики привѐл пример применения правил «золотого сечения» на знаменитых памятниках архитектуры. Меня этот вопрос заинтересовал, поэтому я решил заняться этой проблемой - рассмотреть применение «золотого сечения» в памятниках архитектуры города Белозерска. На мой взгляд, самым уникальным, гармоничным памятником архитектуры города является храм Иоанна Предтечи (Троицкий) нач. XIXвека. Целью моей работы является – доказать, что проект храма составлен с применением элементов «золотого сечения». Для этого мне предстояло решить следующие задачи: - разобраться в сущности правил «золотого сечения»; - изучить историю храма Иоанна Предтечи г.Белозерска и биографию архитектора – Баженова В.И., по проекту которого предположительно построен храм(предположительно); - исследовать чертежи храма Иоанна Предтечи г.Белозерска на предмет «золотого сечения».
Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практическихцелях на краеведческом материале.
Глава 1. Золотое сечение – гармоническая пропорция
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Первое золотое сечение
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений:
a : b = c : d.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами: - на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС; - на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют); - таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a : b = b : c или с : b = b : а.
Второе золотое сечение
Болгарский журнал «Отечество» (No10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56.
Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата. Деление осуществляется следующим образом. Отрезок АВ делится в пропорции золотого сечения. Из точки С восставляется перпендикуляр СD. Радиусом АВ находится точка D, которая соединяется линией с точкой А. Прямой угол АСD делится пополам. Из точки С проводится линия до пересечения с линией AD. Точка Е делит отрезок AD в отношении 56 : 44. На рисунке показано положение линии второго золотого сечения. Она находится посередине между линией золотого сечения и средней линией прямоугольника.
Золотой прямоугольник
Он также обладает интересными свойствами. Если от него отрезать квадрат, то останется вновь золотой прямоугольник. Этот процесс можно продолжать до бесконечности. А если провести диагональ первого и второгопрямоугольника, то точка их пересечения будет принадлежать всем получаемым золотым прямоугольникам.
Глава 2. Неизвестная постройка В.И.Баженова в Белозерске
Изучая литературу по интересующему меня вопросу, я обратил внимание на книгу «Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стиль, атрибуции, датировки» М, 1983. В ней находится статья В.П.Выголова «Неизвестная постройка В.И.Баженова в Белозерске». Фрагменты из этой статьи я привожу ниже.
«В 1951 г. И. Э. Грабарь опубликовал план неизвестного храма из альбома XVIII в., находившегося тогда в Музее Академии архитектуры. На чертеже представлено оригинальное здание красивого рисунка, в котором преобладают закругленные формы. Своеобразное и одновременно превосходно выполненное планировочное решение позволило И. Э. Грабарю безоговорочно приписать чертеж творчеству замечательного русского зодчего. «Несомненно, Баженову,— писал он,— принадлежит чудесный по замыслу и выполнению план неизвестной церкви базиликального типа с трапезной, разделенной на три овала, с двумя овальными приделами по сторонам овально-купольного пространства». Однако, что это была за церковь, была ли она построена или осталась только на «бумаге» в виде чертежа и какое действительно имеет отношение к творчеству В. И. Баженова — все этивопросы так и оставались невыясненными».
Благодаря счастливой находке В.П.Выголова памятника, который оказался тождественным опубликованному чертежу, теперь можно ответить на боль- шинство из поставленных вопросов. Занимаясь архитектурой русского Севера, В.П.Выголов обратили внимание на один из храмов города Белозерска эпохи классицизма — церковь Иоанна Предтечи, которая иногда по приделу называется также Троицкой.
«Среди всех остальных северных храмов XVIII—XIX вв. она выделяется, прежде всего, своим необычным, сложным объемно-пространственным построением, не находящим здесь никаких аналогий.
Схематический обмер плана памятника, выполненный бригадой архитекторов ВПНРК (Н. Каменев, А. Ярочкина, Н. Троскина) в 1975 г. в связи с работой по подготовке тома Свода по Вологодской области, позволил более точно представить его общую планировочную конфигурацию. Неожиданно она оказалась почти точно совпадающей с чертежом, опубликованным ранее И. Э. Грабарем. Хотя при сравнении планов хорошо заметны некоторые различия в трактовке деталей, стало совершенно ясно, что музейный чертеж имеет самое прямое отношение к церкви Иоанна Предтечи в Белозерске».
Веским аргументом в пользу предложенной датировки проекта является характер самих чертежей. «Они выполнены очень умело, на высоком профессиональном уровне. С большим мастерством прорисованы отдельныедетали, особенно на фасаде, где тонкость рисунка чувствуется с первую очередь в ордерных формах. Отмывка тушью, удачно дополненная акварелью, хорошо передает светотень в манере, характерной для чертежей последней четверти XVIII в. Все это позволяет считать чертежи подлинными, принадлежащими если не руке самого Баженова, то кому-то из его талантливых учеников».
«Подтверждением оригинальности, подлинности чертежей служит бумага, на которой они выполнены. Слегка желтоватого цвета, она имеет различную структуру. Однако для нас особенно ценны имеющиеся одинаковые филиграни (водяные знаки) — герб с бурбонской лилией на щите и с короной над ним. Слева от этого знака, носящего у специалистов название «Страсбургская лилия» («Strasburg lily»), помещена фамилия владельца бумажной фабрики «J. Kool». Согласно справочникам, бумага с указанным гербом и фамилией Яна Кооля — голландского производства и может быть отнесена к 1793— 1796 гг».
Таким образом, дата найденных В.П.Выголовым чертежей храма Иоанна Предтечи может быть сужена до первой половины — середины 90-х годов XVIII в.
Имя Баженова - одно из самых ярких в русской архитектуре благодаря размаху замыслов, свободе, силе и своеобразию его творческой фантазии.
Василий Иванович Баженов родился в Москве 1 марта (старого стиля) 1738 года в бедной патриархальной семье заурядного церковнослужителя. Дед его по матери был священном Верхоспасского собора в Кремле, отец — там же пономарем, а потом псаломщиком в соседней церкви Иоанна Предтечи.
В 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Дмитрием Васильевичем Ухтомским (потомком древнего рода белозерских князей).
« Известно, что в 1792 г. В. И. Баженов уезжает в Петербург и остается там до самой своей смерти. «Московский» характер архитектуры храма указывает на то, что проект, очевидно, был создан зодчим еще до отъезда в столицу и, может быть, предназначался для одного из тех заказчиков, которые откликнулись на его прошение о работе, поданное им в Управу благочиния Москвы 18 февраля 1790 г.
С 1787 по 1792 г. Баженов, уволенный Екатериной II с государственной службы после царицынского строительства, сильно бедствовал. Именно в это время, вплоть до отъезда в Петербург, он был вынужден активно искать себе частных заказчиков и, судя по имеющимся сведениям, много строил для них. Эта деятельность зодчего почти никак не документирована и пока остается для нас во многом неизвестной. Однако уже такие прославленные постройки, как церковь Всех Скорбящих, 1783—1790 гг., и дом Юшкова, начало 90-годов, достаточно хорошо характеризуют плодотворность работы Баженова в это время»
Теперь среди этих зданий можно назвать и церковь Иоанна Предтечи в Белозерске. «Удаленность этого города от обеих столиц, видимо, не смущала зодчего, судя по прошению, готового «прожектировать» любые здания позаказу. К тому же Баженов был тесно связан с купеческими кругами, будучи женатым на одной из дочерей крупного московского купца Луки Долгова. Это, вероятно, вызвало интерес белозерского купца Горина, может быть, даже знакомого Долговых, сделавшего заказ на строительство в его родном городе большого храма.
Правда, возможно, что для строительства в Белозерске Баженовым был использован уже готовый проект церкви, созданный им для какой-то подмосковной усадьбы, но почему-то оказавшийся нереализованным».
«Расположена церковь Иоанна Предтечи в восточной части Белозерска, у берега озера (вернее, идущего вдоль него канала), посреди небольшой внутриквартальной площади, образованной расширением улицы III Интернационала (бывш . Ивановской). Здание, обладающее крупными размерами и первоначально значительнойвысотой, безраздельно доминировало прежде в окружающей застройке, играя ведущую роль в общегородской панораме, широко раскрытой в сторону озера.
Исторические сведения о памятнике довольно скупы и немногочисленны.
Согласно белозерским писцовым книгам 1677 г., на Ивановской улице существовало два деревянных храма, один из которых по традиции был холодным, а другой — теплым. Первый из них, освященный во имя Рождества Иоанна Предтечи, принадлежал к наиболее распространенному на Севере типу шатровых храмов; покрыт он был тесом и имел четыре придела (Иоанна Богослова, Казанской Богородицы, Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия и Кирилла Белозерского), паперть и колокольню. Второй, Троицкий, представлял собой традиционное для теплых церквей здание клетского типа, с трапезной, папертью и двумя приделами (Введения и Крестовоздвижения), также покрытое тесовой кровлей.
В XVIII в. вместо деревянных храмов были возведены небольшие каменные церкви того же наименования: Ивановская — на месте нынешнего здания и Троицкая — на самом берегу озера. Однако обе они простоялинедолго, лишь до начала XIX в. В 1810 г. было построено нынешнее обширное здание Ивановской церкви, включившее престол Троицы в качестве придела, по которому она нередко именовалась Троицкой. Сооружалось здание на средства богатого прихожанина, купца Горина».
Однако колокольня, которую мы видим на проекте В.И.Баженова, не была построена. Чтобы довершить постройку, заказчик — купец Горин — берѐт подряд на доставку водой из Рыбинска куда-то на Север большой партии хлеба, надеясь вернуть взятую крупную ссуду и ещѐ заработать денег на колокольню.Но внезапно налетевший шторм топит в Белом озере все 50 (!) барок-«белозѐрок» с хлебом. Всего имущества Горина не хватило даже на покрытие долгов —умер он в нищете. А колокольню так и не построили...
«В заключение необходимо подчеркнуть, что вновь найденная постройка В. И. Баженова еще нуждается в дальнейшем исследовании. Особенно важно при этом обращение к архивным материалам, которые, вероятно, позволят более точно установить время и обстоятельства ее строительства. Однако уже сейчас можно констатировать большое значение этого произведения для понимания творческих устремлений зодчего. В результате не только существенно расширились и уточнились наши представления о творчестве Баженова последнего десятилетия XVIII в., самого «темного» периода в его биографии, но одновременно возникла возможность более определенно связывать с его работой целый ряд других построек того времени».
Глава 3. Исследование чертежей храма Иоанна Предтечи.
Для своих исследований я использовал научно-проектную документацию, разработанную для церкви Иоанна Предтечи в г. Белозерске проектным институтом «Спецпроектреставрация» объединения «Росреставрация» министерства культуры РСФСР в 1992 году и предоставленную мне Белозерским историко-художественным музеем. Очень важную фразу я нашел в пояснительной записке эскизного проекта : «Эскизным проектомпредлагается полная реставрация памятника на время его существования в I пол. XIXв. То есть чертежи полностью отражают размеры храма и его отдельных частей на то время, когда он был построен.
Рассмотрев чертежи церкви Иоанна Предтечи вид сбоку я наткнулся на пропорцию второго золотого сечения. Поместив всю высоту церкви в прямоугольник, я нашел его центр и поделил всю высоту по первому сечению(рис.2). Деление второго сечения равноудалено от центра прямоугольника и деления первого сечения. Высота купола, барабана и главки 15,026м и высота основного объема 19,124м находятся в отношении 0,44:0,56 (15,026:19,124). Эта пропорция четко делит высоты друг от друга.
Отношение пропорции второго золотого сечения 0,44:0,56 Высота основного объема 19,124м Высота купола, барабана и главки 15,026м Получил отношение 15,026:19,124 (0,44:0,56)
Рассмотрев верхнюю часть, я обнаружил еще одно золотое сечение. Общая высота купола, барабана и главки 15,3м (рис 5). Поделив эту высоту по пропорции первого золотого сечения (0,382:0,618) заметил, деление пришлось на барабан. Окно, присутствующее в архитектурном элементе было разделено на окно прямоугольной формы и окно арочной формы.
Отношение пропорции первого золотого сечения 0,382:0,618 = 0,618:1 Общая высота купола, барабана и главки 15,3м Высота купола и барабана до разделяющей рамы 9,4554м Высота главки и барабана после разделяющей рамы 5,8446м Таким образом, я получил отношение: 5,8446:9,4554 = 9,4554:15,3 (0,382:0,618 = 0,618:1)
На плане церкви вид сверху так же просматривается золотое сечение. Если всю церковь поместить в прямоугольник и найти пропорцию второго золотого сечения, то можно наблюдать что церковь четко делится на две части (рис 4). Трапезная отделяется от основного храма по второму золотому сечению. (Размеры на плане в мм)
Отношение пропорции второго золотого сечения 0,44:0,56 Длина основного храма 23,2456м, длина трапезной 18,2644м Из этого следует 18,2644:23,2456 (0,44:0,56)
Исследовав основную часть храма, я обнаружил, что и здесь есть пропорции золотого сечения. Ширина основного объема храма (центральное помещение) находится в отношении 0,618:0,382 к северному приделу (рис 1). То есть ширина придела так относится к ширине основного объема храма, как и ширина основного объема храма, относится к их суммарной ширине. Такую же пропорцию первого золотого сечения можно наблюдать в отношении ширины основного объема храма к ширине южного придела.
Пропорция первого золотого сечения 0,382:0,618 = 0,618:1 Общая ширина основного объема храма и северного придела 19,8645м Ширина северного придела 7,588239м Ширина основного объема храма 12,276261м Получилось такое отношение 7,588239:12,276261 = 12,276261: 19,8645
А используется ли золотое сечение в строении трапезной? Поделив всю ширину трапезной по первому золотому сечению, я выяснил, что она разделена столпами (рис 6). Ширина от стены до ширины первого столпа (включительно) относится к ширине объема между столпами, ширине второго столпа и всю остальную ширину до стены в отношении 0,382:0,618.
Пропорция первого золотого сечения 0,382:0,618 = 0,618:1 Общая ширина трапезной 23,1м Ширина от стены до ширины первого столпа (включительно) 8,8242м Ширина объема между столпами, ширине второго столпа и всю остальную ширину до стены 14,2758м Я получил отношение 8,8242:14,2758 = 14,2758:23,1(0,382:0,618 = 0,618:1)
Ограничения трапезной столпами оказалось неспроста. Исследуя тщательней, я обнаружил, что между столпами располагался золотой прямоугольник (рис 7). Ширина между столпами 5,47м. Длина между столпами (длина столпов включительно) 8,8511м. Отмечаю прямоугольник. По пропорции первого золотого сечения делим длину этого прямоугольника и получаем отношение 3,3811:5,47 (0,382:0,618). Получилось, что один параметрпропорции длины совпадает с шириной прямоугольника, это и есть первый квадрат золотого прямоугольника. Аналогичные деления оставшегося прямоугольника можно проводить сколько угодно. Теперь можно провестиспираль Архимеда (рис 7а).
Еще один золотой прямоугольник я нашел так же в трапезной. Если продлить стороны от столпов до северной или южной стены, то получим прямоугольник (рис 3). Первый квадрат, который можно «отрезать» чтобы получился такой же золотой прямоугольник, это будет квадрат ограничивающий столпы. Здесь также можно провести спираль Архимеда (рис 3а).
Заключение
В процессе работы по теме «Жемчужина Белозерья» я ознакомился с правилами «золотого сечения», изучил историю храма Иоанна Предтечи г.Белозерска и биографию архитектора – Баженова В.И., по проекту которогопредположительно построен храм. В ходе исследования чертежей храма Иоанна Предтечи выявил, что автор при проектировании использовал правила «золотого сечения». Таким образом, всѐ моѐ исследование доказывает, чтопроект храма Иоанна Предтечи составлен с применением элементов «золотого сечения», которые способствуют наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии, что подтверждается внешнимвидом храма. Я считаю, что мы имеем полное право называть храм Иоанна Предтечи (Троицкий) начала XIX века Жемчужиной Белозерья.
Тема «золотого сечения» в архитектуре города Белозерска интересна и думаю, что работа по ней будет продолжена мною во время дальнейшего обучения, а так же учащимися школы, ведь основным направлением работы школы является краеведение, а Белозерск так богат памятниками архитектуры.
Список литературы:
1. Герчук Ю. «Василий Баженов - черты личности»// Пинакотека No2 М.,1997г. 2. Козлов К.И. Белозерск. – М. «Северный паломник», 2007. 3. http://www.People.h15.ru/ 4. В.П.Выголов «Неизвестная постройка В.И.Баженова в Белозерске»// «Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стиль, атрибуции, датировки», М.1983г. 5. Из фондов БИХМ: Научно-проектная документация. Эскизный проект церкви Иоанна Предтечи, институт «Спецпроектреставрация», 1992г.
Приложение.
рис.1
рис.2
рис.3
рис.3а
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.7а
Раздел: История России Дата публикации: 03.04.2012 18:56:31
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Зверства фашистов во время оккупации г.Ставрополя
Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..
К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)
Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .
В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке, его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..
Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..
Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .
Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..
Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..
Оценка источников о смутном времени в исторической литературе
Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти. Современники Смутного времени в лице русских публицистов первой половины XVII в. пытались осмыслить причины этих событий, выяснить суть происходящего и дать свою оценку увиденному..
Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)
Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..