Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейФеофан иконник Грегин философ.
Умом дальняя и разумная обгадываше.
Епифаний Премудрый.
Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке.
Давным-давно, в одна тысяча четыреста пятом году, когда часть России была под властью монголов, но народ начал воздвигать свое будущее, шел молодой художник по Москве. Он искал Благовещенский собор, потому что слышал, что там работает великий Феофан Грек. После долгих поисков, парень нашел собор и увидел, как на его ступенях сидит седой старик с красивым греческим профилем. Он смело подошел к старику и спросил: «Скажи, добрый человек, где мне найти Феофана Грека? Хочу проситься к нему в ученики». «А что ты умеешь?»- последовал вопрос. Парень вытащил из холщевой торбы несколько набросков. Старик долго и внимательно рассматривал работы юного творца. Особый стиль, умение выражать свои мысли и чувства в картинах - все это напомнило ему себя в молодости. « Хорошо, я возьму тебя в ученики. Но это будет долгий и нелегкий путь»,- изрек он. И тут молодой художник понял, что перед ним сам Феофан Грек. « А каков был твой путь, мастер?»- спросил он. И Феофан рассказал ему историю свой жизни.
« Родился я в одна тысяча триста сороковом году в Византии. За это меня на Руси и прозвали Греком. Около сорока лет я странствовал по разным городам. За это время успел расписать много церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, и в Кафе. Но монахи не признавали моего искусства. Они считали, что творчество должно быть безличным. В нем не должно быть ничего человеческого и земного. Мои творения трактовались, как « беспорядочное движение образами святых». Поэтому я без сожаления покинул те края и в тысяча триста семидесятом году приплыл с торговым судном на Русь, и поселился в Новгороде. Я увидел народ, который возрождал свою культуру. Я увидел город, украшенный храмами, сияющими белизной своих стен и золотом куполов. Вдохновился обновленным движением в православии, где господствовали покой, безмолвие, отрешенность и начал работать. По заказу боярина Василия Даниловича и горожан я расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Во снах и вовремя медитации мне открывался Божественный свет. Проявление этого света, как особой благодати, вкладывал в разные эмоциональные состояния образов святых. « Царство Божие внутрь человека есть», - эту идею я воплотил в работе. В алтарном куполе я написал Христа Вседержителя в окружении четырех серафимов. Фигуре Спасителя я придал внушительные размеры, чтобы каждого вошедшего в церковь он подавлял своей мощью. В простенках- праотцы Авель, Адам, Ной, Сих, Енох; пророки Илия и Иоанн Предтеча. В камере - богословы и столпники. На алтарном столбе я написал фигуру Богородицы. А на сводах и станах изобразил « Крещение», « Рождество Христово», « Проповедь Христа апостолам», « Сошествие в ад». В своих работах я хотел создать мир, полный драматизма: святые суровы и замкнуты, они сосредоточены на молитве. Обилием ярких и сочных красок я подчеркнул их огромную силу и энергию. А белила, нанесенные мазками вокруг глаз, придают им особую выразительность. Это была кропотливая, но очень интересная работа, которая длилась в течение всего лета.
Следующая моя работа была в Переславле - Зелесском, где московские князья восстановили собор Спаса Преображенского. Они попросили написать для него икону. Я посвятил ее празднику « Преображения Господня». В эту работу я постарался вложить особый смысл. Человек должен стремиться к пониманию божественных откровений, и знать, что воскресение существует. На иконе я изобразил Христа в сияющем небесном свете в окружении апостолов. Илий и Моисей явились на место события, где происходит восхождение на Фаворскую гору и схождение с нее Иисуса с учениками. А в нижней части иконы написал упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова. Их образам я придал различное эмоциональное состояние. Петр открыто смотрит на чудо, с восхищением. Иоанн открыл лицо, но еще не решается смотреть на Учителя. А вот Иаков в страхе закрыл лицо руками. Дух его слаб, и он еще не готов к прозрению.
Затем для Успенского собора в Коломне, построенного накануне знаменитой Куликовской битвы русским князем Дмитрием Иоанновичем в тысяча триста восьмидесятом году, я написал двустороннюю икону. На одной стороне образ Богоматери с младенцем. На другой - икона « Успение». На ней запечатлена траурная обстановка: прощание с усопшей. Небесные силы исполнены в приглушенных теплых, темных тонах. В центре иконы я написал чудесно явившегося Христа в золотых одеждах и огненно - крылом серафимом над головой. Его величественная фигура превышает всех своими размерами. Этим я хотел показать, что он не принадлежит миру земному. А свеча, стоящая перед одром Богоматери, указывает путь к Светочу мира.
Вот так, постепенно, к тысяча триста девяностому году я переехал в Москву по приглашению князя Дмитрия Донского. И живу здесь уже около десяти лет. У меня появилась собственная мастерская, а вместе с ней единомышленники и ученики. В одна тысяча триста девяносто пятом году вместе с Семеном Черным и учениками мы расписали церковь Рождества Богородицы. Через четыре года – московский Архангельский собор. Выполняли и некоторые светские заказы: фрески для терема князя Василия Дмитриевича, а на каменной стене дворца Владимира Храброго ( двоюродного брата Дмитрия Донского) Москву написал. Здесь же, в Москве, я познакомился очень умным и талантливым человеком – Епифанием, инком Троице - Сергиева монастыря. Часто вели с ним приятные беседы о живописи и философии. И вот уже почти год я руковожу росписями Благовещенского собора. Мой ученик, Андрей Рублев, работает над иконами, изображающие праздники. А я пишу иконы другого ряда: « Спас», « Богоматерь», « Иоанн Предтеча», « Архангел Гавриил», « Апостол Павел», « Иоанн Златоуст», «Василий Великий». Весь иконостас имеет общий замысел и строгую гармонию. В центре я написал грозного судия – Спаса, восседающего на троне. С обеих сторон к нему подходят святые , которые молят Христа за грешное человечество. Все изображенные святые – могучи и индивидуальны в своем облике. В каждом выражен свой характер: В образе Богоматери- больше тепла, В Архангеле Гаврииле – мягкости, в мудром апостоле Павле – спокойствия. Все фигуры я написал в своей живописной манере и выделил их на сияющем золотом фоне четким силуэтом. Для придачи особой торжественности мной были использованы более яркие тона декоративных красок: белоснежный хитон Христа, бархатисто – синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. Эта работа – итог всей моей жизни. Годы берут свое. Но есть люди, которые продолжат мое дело – это мои ученики. Я много с ними работал, охотно передавал свой опыт. Возможно, и вы, мой друг, станете одним их них».
Я так и не узнал, стал ли этот молодой художник одним из знаменитых учеников Феофана, история об этом умалчивает. И как сложилась в дальнейшем судьба самого Феофана Грека, какими последними были его работы и где провел мастер последние годы своей жизни – неизвестно. Единственный документ, дошедший до наших дней, письмо Епифания своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Оно датировано около одна тысяча четыреста тринадцатого года и заключает в себе драгоценные данные о жизни великого иконописца.
К сожалению, у меня нет возможности посмотреть на работы Феофана Грека наяву. Но то, что я увидел в книгах и интернете меня поразило. Когда смотришь на иконы и фрески великого мастера, то погружаешься в то духовный мир, который создал художник. Они заставляют задуматься над главными вопросами: кто мы есть такие и в чем смысл нашей жизни? Они указывают путь, к которому должен стремиться человек. А еще эти работы наделены высшей и чудесной силой. Царь Иван Четвертый высоко чтил икону « Богоматерь Донская». Он молился перед ней, заручаясь поддержкой с выше. И брал ее с собой, когда отправлялся в поход.
Русские люди вообще любили Феофана Грека. Их поражали его ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая на подлинники. Писал Феофан не в уединении, а на публике, как блестящий артист – импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись, одновременно занимая зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя.
Немногие работы Феофана Грека сохранились. Фрески в церкви С паса Преображения в Новгороде были открыты только в тысяча девятьсот двенадцатом году. Они – единственные дошедшие до наших времен работы, имеющие документальное подтверждение. Но многие « открыватели» фресок были безграмотны в этом отношении. Они сбивали штукатурку в церкви и погубили безвозвратно часть фресок. К раскрытию работ приступили опытные мастера реставрационной мастерской. Первоначальная кремлевская церковь Рождества Богородицы не сохранилась. Феофановские фрески были сбиты до камня и вновь перештукатурены в первой половине девятнадцатого века. Первоначальный Архангельский собор и роспись Благовещенского собора до нас также не дошли. Но искусство великого Феофана Грека и память о нем всегда будет жить в сердцах русских людей. « Преславный мудрец, философ зело хитрый …… и среди живописцев – первый живописец»,- так назвал Феофана Епифаний Премудрый.