Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейАхмадов Явус Зайндиевич, д.и.н., профессор
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке.
Одновременно шло взаимодействие нахов, по периметру складывания большого чеченского этноса, со всеми окружающими народами и политическими образованиями аварцами, андоцезами, горными грузинами, кабардинцами, кумыками, ногайцами, осетинами и конечно русскими. Возникновение во второй половине XVII XVIII вв. нового системообразующего земледельческого и ремесленного района в плоскостной части Чечни, расположенной на пересечении транспортных маршрутов, и образование здесь чеченского княжества государства (в самой ранней его форме) сыграло большую позитивную роль в развитии не только собственно Чечни, но и всего Северо Восточного Кавказа.
Политогенез чеченского народа протекал в соответствии с географией тех или иных объединений обществ и с учетом их культурного взаимодействия с соседними землями и народами. При этом необходимо учитывать и неравномерность в развитии исторически сложившихся зон Чечни: высокогорная, среднегорная, низкогорная, плоскостная и притеречная.
В целом процессы, связанные с возвращением освоением нахским этносом определенного географического ареала, со складыванием преобладающего демографического и хозяйственного ядра на центральной части плоскостной Чечни, вели не только к складыванию некоего единого хозяйственного пространства, но и к поиску нового «идеологического» обеспечения сплочения местного горского социума. Это было связано также и со своеобразным запуском механизмов этнической консолидации, вызванным внешними вызовами.
Наряду с экономическими, политическими и идеологическими факторами указанного процесса надо учитывать и фактор воспроизводства культурно единого населения через брачные связи. Во всех нахских (чеченских и ингушских) обществах господствовала экзогамия запрет на браки среди широкого родственного круга, что понуждало к бракам между представителями разных обществ и регионов, порой отдаленных. В немалой степени по этой причине, нахские диалекты и говоры были весьма близки, а культурные признаки идентичны на всем протяжении ареала расселения носителей нахского языка, за исключением может быть нахов тушинцев входивших в грузиноязычный район Тушетии.
Однако масса людей проживающая на единой географической территории и говорящая на одном языке не обязательно может составить «нацию» — народ с национальным самосознанием и определенной степенью организованного управления. Нацию создают века общей истории, общая религия, идеология, наличие государства и собственно «общество». В этом смысле общество и есть народ, нация. Именно в обществе вырабатывается понимание народного единства и солидарность в общенациональных делах.
Усиление в Чечне факторов цементирующих народное единство, к примеру, через господствующую религию (в данном случае ислам) совпало с вызовом внешней опасности со стороны восточных государств и Российской империи. Это привело в XVIII в. к складыванию «раннедемократической» по своему типу общественно политической организации в Чечне. Данное обстоятельство позволило в дальнейшем (уже в начале XIX в.) вступить стране в открытую схватку с Российской империей за гегемонию на Северо Восточном и Центральном Кавказе.
Распространение и утверждение ислама в Чечне в XVI XVIII вв. как основной формы общественного сознания служило не только интересам растущего молодого этнополитического социума. Вся страна как этнический субъект включается в некую новую для себя систему миропорядка. Согласно базисным ценностям данного исламского миропорядка вся земля и власть на земле принадлежала Аллаху и любое мусульманское сообщество не могло подчиняться власти или идеологии вне ислама.
Вместе с исламом в Чечне распространялись и социально правовые нормы и основы мусульманской культуры присущие для более развитых стран восточного мира. Характерно, что такая молодая мусульманская страна как Чечня, выступила в конце XVIII в. застрельщиком мощного религиозного и антиимперского движения на Северном Кавказе.
Таким образом, XVI XVIII вв. в истории Чечни и в складывании ее исторической географии, предстают этапными. В начале исследуемого периода мы имеем несколько десятков горных обществ с естественными границами, проходившими по водораздельным хребтам, горным вершинам и глубоким ущельям, с ограниченной урожайностью крошечных террас и низкими пределами демографического воспроизводства.
Незначительным, эпизодическим являлось и участие горцев края в жизни соседних народов и государств. С середины XVII в. ситуация меняется на противоположную, а уже к концу XVIII в. Чечня самая крупная по численности населения страна Северо Восточного Кавказа, одна из самых развитых в экономическом отношении, обладающая сплоченностью и сильным политическим организмом “реагирующим на все явления, затрагивающие его части”.1
Автор охотно сознает, что в данном исследовании скорее поставлено больше вопросов, нежели дано ответов. Однако без обозначения и решения проблем, которые здесь затрагивались, невозможным представляется переход к изучению истории Чечни и ее народа на уровне современных требований дня. Этот уровень предполагает не просто написание истории как некоей цепи событий, происходивших во времени и пространстве, а прежде всего осмысление истории. Нашим современникам предстоит осмыслить историю нахских обществ тысячелетиями существовавших на границе человеческих и природных возможностей под вечными ледниками высоких вершин Кавказа. Маленькие человеческие коллективы создали в границах своих горных миров космогонию, календарь, мифологию, право, поэзию, фольклор, медицину, архитектуру, совершенную систему природосберегающего, экологически совершенного хозяйствования, и т.д. Постичь всю сложность и многообразие развития человеческого духа на примере данного района Земли известном под названиями Даймохк, Дег1аста, Нахчичоь, Чечня, Чеченская Республика, исследовать историю народа, который как сказочный исполин пробивал горы, воздвигал каменные башни и замки, распахивал целину равнин, перешагивал реки, строил аулы, валил лес, сражался сталью и порохом, молился Богу и искал дружбы, задача неимоверно трудная, но благодарная.
1 Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 1894 гг. м., 2008. С.140.
Список сокращений
АВПРИ МИД РФ - Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации
АКАК - Акты Кавказской археографической комиссии
АЭС - Археолого-этнографический сборник
Вып. – выпуск
ГААО - Государственный архив Астраханской области
г. - год
ЗТОЛКС - Записки Терского общества любителей казачьей старины
Изд. - издание
КБГУ - Кабардино-Балкарский государственный университет
КОИРГО - Кавказское отделение Имперского российского
географического общества
М., - Москва
СПб., - Санкт-Петербург
НИИ - научно-исследовательский институт
Рук. дисс. канд. ист. наук - Рукопись диссертации кандидата
исторических наук
Рук. - рукопись
РАН - Российская Академия наук
Ред. - редактор
РГАДА - Российский государственный архив древних актов
РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив
СКНЦВШ - Северо-Кавказский научный центр высшей школы
Сб. - сборник
См. - смотрите
СОНИИ - Северо-Осетинский научно-исследовательский институт
СБ. ИРИО - сборник Императорского русского исторического общества
Стб. - столбец
С. - страница
Тыс. - тысяча
ЦГАРД - Центральный государственный архив Республики Дагестан
Ф., ф. - фонд
ЧИАССР - Чечено-Ингушская АССР
ЧИНИИИЯЛ - Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы