Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке.
Одновременно шло взаимодействие нахов, по периметру складывания большого чеченского этноса, со всеми окружающими народами и политическими образованиями аварцами, андоцезами, горными грузинами, кабардинцами, кумыками, ногайцами, осетинами и конечно русскими. Возникновение во второй половине XVII XVIII вв. нового системообразующего земледельческого и ремесленного района в плоскостной части Чечни, расположенной на пересечении транспортных маршрутов, и образование здесь чеченского княжества государства (в самой ранней его форме) сыграло большую позитивную роль в развитии не только собственно Чечни, но и всего Северо Восточного Кавказа.
Политогенез чеченского народа протекал в соответствии с географией тех или иных объединений обществ и с учетом их культурного взаимодействия с соседними землями и народами. При этом необходимо учитывать и неравномерность в развитии исторически сложившихся зон Чечни: высокогорная, среднегорная, низкогорная, плоскостная и притеречная.
В целом процессы, связанные с возвращением освоением нахским этносом определенного географического ареала, со складыванием преобладающего демографического и хозяйственного ядра на центральной части плоскостной Чечни, вели не только к складыванию некоего единого хозяйственного пространства, но и к поиску нового «идеологического» обеспечения сплочения местного горского социума. Это было связано также и со своеобразным запуском механизмов этнической консолидации, вызванным внешними вызовами.
Наряду с экономическими, политическими и идеологическими факторами указанного процесса надо учитывать и фактор воспроизводства культурно единого населения через брачные связи. Во всех нахских (чеченских и ингушских) обществах господствовала экзогамия запрет на браки среди широкого родственного круга, что понуждало к бракам между представителями разных обществ и регионов, порой отдаленных. В немалой степени по этой причине, нахские диалекты и говоры были весьма близки, а культурные признаки идентичны на всем протяжении ареала расселения носителей нахского языка, за исключением может быть нахов тушинцев входивших в грузиноязычный район Тушетии.
Однако масса людей проживающая на единой географической территории и говорящая на одном языке не обязательно может составить «нацию» — народ с национальным самосознанием и определенной степенью организованного управления. Нацию создают века общей истории, общая религия, идеология, наличие государства и собственно «общество». В этом смысле общество и есть народ, нация. Именно в обществе вырабатывается понимание народного единства и солидарность в общенациональных делах.
Усиление в Чечне факторов цементирующих народное единство, к примеру, через господствующую религию (в данном случае ислам) совпало с вызовом внешней опасности со стороны восточных государств и Российской империи. Это привело в XVIII в. к складыванию «раннедемократической» по своему типу общественно политической организации в Чечне. Данное обстоятельство позволило в дальнейшем (уже в начале XIX в.) вступить стране в открытую схватку с Российской империей за гегемонию на Северо Восточном и Центральном Кавказе.
Распространение и утверждение ислама в Чечне в XVI XVIII вв. как основной формы общественного сознания служило не только интересам растущего молодого этнополитического социума. Вся страна как этнический субъект включается в некую новую для себя систему миропорядка. Согласно базисным ценностям данного исламского миропорядка вся земля и власть на земле принадлежала Аллаху и любое мусульманское сообщество не могло подчиняться власти или идеологии вне ислама.
Вместе с исламом в Чечне распространялись и социально правовые нормы и основы мусульманской культуры присущие для более развитых стран восточного мира. Характерно, что такая молодая мусульманская страна как Чечня, выступила в конце XVIII в. застрельщиком мощного религиозного и антиимперского движения на Северном Кавказе.
Таким образом, XVI XVIII вв. в истории Чечни и в складывании ее исторической географии, предстают этапными. В начале исследуемого периода мы имеем несколько десятков горных обществ с естественными границами, проходившими по водораздельным хребтам, горным вершинам и глубоким ущельям, с ограниченной урожайностью крошечных террас и низкими пределами демографического воспроизводства.
Незначительным, эпизодическим являлось и участие горцев края в жизни соседних народов и государств. С середины XVII в. ситуация меняется на противоположную, а уже к концу XVIII в. Чечня самая крупная по численности населения страна Северо Восточного Кавказа, одна из самых развитых в экономическом отношении, обладающая сплоченностью и сильным политическим организмом “реагирующим на все явления, затрагивающие его части”.1
Автор охотно сознает, что в данном исследовании скорее поставлено больше вопросов, нежели дано ответов. Однако без обозначения и решения проблем, которые здесь затрагивались, невозможным представляется переход к изучению истории Чечни и ее народа на уровне современных требований дня. Этот уровень предполагает не просто написание истории как некоей цепи событий, происходивших во времени и пространстве, а прежде всего осмысление истории. Нашим современникам предстоит осмыслить историю нахских обществ тысячелетиями существовавших на границе человеческих и природных возможностей под вечными ледниками высоких вершин Кавказа. Маленькие человеческие коллективы создали в границах своих горных миров космогонию, календарь, мифологию, право, поэзию, фольклор, медицину, архитектуру, совершенную систему природосберегающего, экологически совершенного хозяйствования, и т.д. Постичь всю сложность и многообразие развития человеческого духа на примере данного района Земли известном под названиями Даймохк, Дег1аста, Нахчичоь, Чечня, Чеченская Республика, исследовать историю народа, который как сказочный исполин пробивал горы, воздвигал каменные башни и замки, распахивал целину равнин, перешагивал реки, строил аулы, валил лес, сражался сталью и порохом, молился Богу и искал дружбы, задача неимоверно трудная, но благодарная.
1 Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 1894 гг. м., 2008. С.140.
Список сокращений
АВПРИ МИД РФ - Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации
АКАК - Акты Кавказской археографической комиссии
АЭС - Археолого-этнографический сборник
Вып. – выпуск
ГААО - Государственный архив Астраханской области
г. - год
ЗТОЛКС - Записки Терского общества любителей казачьей старины
Изд. - издание
КБГУ - Кабардино-Балкарский государственный университет
КОИРГО - Кавказское отделение Имперского российского
географического общества
М., - Москва
СПб., - Санкт-Петербург
НИИ - научно-исследовательский институт
Рук. дисс. канд. ист. наук - Рукопись диссертации кандидата
исторических наук
Рук. - рукопись
РАН - Российская Академия наук
Ред. - редактор
РГАДА - Российский государственный архив древних актов
РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив
СКНЦВШ - Северо-Кавказский научный центр высшей школы
Сб. - сборник
См. - смотрите
СОНИИ - Северо-Осетинский научно-исследовательский институт
СБ. ИРИО - сборник Императорского русского исторического общества
Стб. - столбец
С. - страница
Тыс. - тысяча
ЦГАРД - Центральный государственный архив Республики Дагестан
Ф., ф. - фонд
ЧИАССР - Чечено-Ингушская АССР
ЧИНИИИЯЛ - Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы
Раздел: История России Дата публикации: 03.01.2014 02:30:21
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .
Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.
На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .
Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..
Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина
По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .
Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..
Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..
Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.
Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..
Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы
Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада.
В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..