Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой.
В истории человечества случается немало ужасных событий, будь то войны, голод или революция, но одним из самых жестоких, на мой взгляд, является холокост. В работе я попытаюсь аргументировать свой ответ. Его история в узком смысле (массовое уничтожение европейских евреев) начинается с Первой Мировой Войны, когда Германия терпела поражения, также огромную роль в этом сыграла незадачливая судьба Гитлера, которому отказали в учебе на художника. У него были личные обиды, поскольку, находясь в Вене, будущему рейхсканцлеру пришлось пройти через голод и физическую работу. Свое неблагополучие Гитлер также связывал с еврейским народом. Во время войны уничтожение евреев было чуть ли не главной целью, и фанатичное руководство Третьего рейха делало все возможное, чтобы она была достигнута.
В 1938 году были созданы Айнзатцгруппы – карательные группы службы безопасности (СД), созданные в целях уничтожения пленных, в первую очередь – евреев и цыган. К концу 1941 года ими было отрапортовано о следующих показателях:
Группа A: 249 420 умерщвлённых евреев
Группа B: 45 467 умерщвлённых евреев
Группа C: 95 000 умерщвлённых евреев
Группа D: 92 000 умерщвлённых евреев.
Таким образом, число убитых евреев к концу 1941 года составляло 500 000 человек. Последующий фрагмент представляет цитату из мюнхенского окружного суда и рассказывает о методах используемых айнзатцгруппами: "Во исполнение приказа об уничтожении восточного еврейского населения, а также других, рассматриваемых в качестве расово неполноценных, групп населения и функционеров русской компартии после пересечения установленной в 1939 году демаркационной линии между Германским Рейхом и Советским Союзом айнзатцкоманда 8 проводила расстрелы, во время которых умерщвлялись главным образом евреи. […] Поимка евреев в оккупированных населённых пунктах — в тогдашнем лексиконе обозначаемая словом «исправление» — происходила следующим образом: часть территории населённого пункта оцеплялась членами айнзатцкоманды, а затем другие служащие айнзатцкоманды без разбору выгоняли жертв из их домов и квартир. Непосредственно после поимки жертвы транспортировались с помощью грузовиков в заранее подготовленные места расстрела или в подготовленные здания (школы, фабрики) или иные места, где их держали до расстрела на следующий день или несколькими днями позже. Уже при этих так называемых «акциях прочёсывания» наносились телесные повреждения и в отдельных случаях совершались убийства больных и старых людей, которые не могли ходить и вследствие этого расстреливались в своих домах или в непосредственной близости от них”. 1
Начиная с 1942 года по приказу Гиммлера в качестве средства казни начинают использоваться душегубки, в которых убивали в основном женщин и детей, чтобы избавить их от «душевных потрясений». В августе 42 немецкими оккупантами было уничтожено около 27 000 жителей Ростова-на-Дону. В докладе рейхсфюрера СС упоминается, что в России в период с августа по октябрь одного только 1942 года ликвидировано 363 211 евреев.
В период всей Второй мировой войны на территории Германии и оккупированных ей государств действовали Концентрационные лагеря и Лагеря смерти, в которых уничтожали всех недееспособных людей, большинство из которых доставлялись в лагеря уже мертвыми (из-за голода, удушья и т.д.).
Из показаний Рудольфа Гесса на Нюрнбергском процессе: В июне 1941 года я получил приказ установить в Аушвице [Освенциме] оборудование для истребления евреев. Когда я оборудовал здание для истребления в Аушвице, то приспособил его для использования газа циклон Б, который представлял собой кристаллическую синильную кислоту. Другим усовершенствованием, сделанным нами, было строительство газовых камер с разовой пропускной способностью в 2 тысячи человек, в то время как в десяти газовых камерах Треблинки можно было истреблять за один раз только по 200 человек в каждой.2
Особенно поражают факты холокоста и воспринимаются особенно близко, когда узнаешь о событиях, происходивших на земле, где мы сейчас живем, в моем родном городе Ставрополе. Он был оккупирован фашистами 3 августа 1942 года. Рано утром началась бомбардировка с воздуха Ворошиловска (так назывался город во время войны). С этого дня и до 21 января 1943 года в Ставрополе существовал «новый порядок». В городе появилось обращение немецкого командования к еврейскому населению города Ставрополя»:
В г. Ставрополе организован еврейский комитет старшин для регулирования и руководства всех вопросов, касающихся еврейского населения. Распоряжения комитета старшин обязательны для всего еврейского населения и подлежат со стороны последнего безоговорочному выполнению.
В качестве первого мероприятия подлежит исполнению следующее: все без исключения евреи (и те, которые не принадлежат ни к какому религиозному обществу, а также те, которые принадлежат к другому вероисповеданию, нежели еврейскому, также их жены и дети), которые после 22 июня 1941 года прибыли в Ставрополь, обязаны собраться 12 августа 1942 г. В 7 часов утра на Ярмарочной площади (улица Орджоникидзе, вблизи вокзала железной дороги). Возникла необходимость всех перечисленных выше лиц пересилить в места, свободные от населения, которые возникли в связи с военными действиями.
Каждый обязан к этому дню, т.е. 12 августа 1942 г., иметь при себе необходимые для личного пользования вещи, как, например: постельные принадлежности, кухонные и столовые принадлежности, одежду и питание минимум на 2–3 дня. Для собственного спокойствия рекомендуем деньги и ценные вещи взять с собой. Вес принесенных вещей не должен превышать 30 кг на каждое лицо. Для обеспечения охраны оставляемого имущества приняты все меры. Особо ответственными за сохранность оставленного имущества являются домовладельцы, домоуправления, соквартиранты и соседи. Целесообразно в домоуправлениях оставить перечень вещей. В этом случае домоуправления обязаны выдавать квитанции.
Население г. Ставрополя ставится в известность, что виновные в расхищении еврейского имущества будут без всякого следствия немедленно приговорены к смертной казни. Все главы семей обязаны в месте сбора дать записку с надписью: фамилия, имя и отчество, а также точный адрес, где хранится имущество, оперативной группе совета старшин. На этой записке, кроме того, должна быть указана фамилия лица, у которого оставлена опись имущества.
Самовольное оставление города запрещается. Все указанные правила касаются также и тех семей, где муж еврей, а жена не еврейка, и не касаются таких семей, где только жена еврейка.
Неисполнение всего вышеизложенного будет наказываться наложением высоких денежных штрафов, тюремным заключением, а в особо тяжелых случаях – смертной казнью. 3
Время было достаточно тяжелым и люди верили в то, что им дадут кусок хлеба и отправят в безопасное место пребывания. Так думали и все евреи, пришедшие 12 августа на площадь. Вряд ли кто-то из них знал, что их будут сажать в грузовики, поезда, раздевать наголо, забирать все деньги, украшения и зверски убивать.
Я побеседовал с Мастрюковой Зинаидой Терентьевной (в девичестве – Данилова), в годы войны ей было 9 лет. Она вспоминает: « Жили мы на улице Орджоникидзе 36 в большом многоквартирном дворе. Как-то утром мы увидели, что по улице движется большая толпа людей с белыми повязками на рукавах. Люди двигались к Ярмарочной площади, которая находилась в стороне ж/д вокзала. Мы, детишки, глазели на непонятную толпу и, любопытствуя, побежали за ней. На Ярмарочной площади у людей отбирали ценности, избивая тех, кто не желал с ними расставаться. Потом их сажали в машины и увозили в сторону села Михайловского. Через несколько дней мы с мамой погрузили вещи на тачку и отправились менять их на продукты в сторону Пелагиады. Когда мы проходили через яр, я закричала: «Мама, смотри – нога!». Мама прижала меня и сказала: «Доченька, не надо туда смотреть». Немцы расстреляли евреев в яру и только слегка присыпали землей. Потом хоронили их, как следует, жители самой Пелагиады. Очень страшно вспоминать все это даже через столько лет». Голос пожилой женщины дрожал, страшные воспоминания поразили и меня.
Из исторических источников я узнал, что 10 августа в городе Ставрополе немцы умертвили окисью углерода в машинах 660 больных психиатрической больницы. 12 августа немцы вывезли в район аэродрома три тысячи пятьсот жителей еврейской национальности и расстреляли их из автоматов. 15 августа вывезли на территорию психиатрической больницы еще пятьсот граждан еврейской национальности, расстреляли и закрыли в силосных ямах. Кроме этих массовых убийств, немцы арестовывали и уничтожали русское население города, – людей им нежелательных по тем или иным причинам. Всего немцами убито в Ставрополе свыше пяти тысяч человек русских и евреев…
Ставропольской краевой комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов было установлено, что за все 5,5 месяцев оккупации нацисты применяли самые зверские расправы над гражданами, трупы убитых сбрасывались в ямы и присыпались ничтожным количеством земли. Практически все евреи были истреблены. В числе них и профессора мединститута Я.Г. Замковский, Я.С. Шварцман, Я.С. Барг, Н.М. Бесчинская, Р.И. Полонская, В.В. Браиловский, Ф.М. Брикер, А.Б. Френкель. По свидетельствам очевидцев, прежде чем расстрелять пленных, гестаповцы избивали стариков и детей, а женщин увозили в соседний лес и насиловали. Все приведенные выше факты касаются не только жителей еврейской национальности. В Ставрополе, впрочем, как и во всей стране массово убивали ни в чем ни повинных советских граждан, и граждан любых других национальностей, не желающих подчиниться игу Третьего рейха. Фашисты не жалели ни детей, ни женщин, ни душевно и тяжело больных, для уничтожения которых в гитлеровской Германии была создана программа К сожалению, сегодня национальный вопрос остается открытым и одним из сложнейших. Человеческая дружба и общение основывается не на симпатии, чувств и качеств, а на религиозных факторах. Люди одной национальности и одного вероисповедания ненавидят и презирают людей другой. В особой мере этот факт относиться к Северному Кавказу, где многонациональность и межконфессиональные связи были заложены исторически. Националисты, оскорбляющие другой этнос, и применяющие действия, против любых законов, к нему, по всей видимости, не знают ни капли истории. Если бы они знали, что во время войны с людьми обращались, как скотом, если бы знали о том имуществе, которое непосильным трудом было нажито простыми людьми, и которое в один миг разграбляли немцы, если бы в их голове было представление о том, как фашисты взрывают дома, памятники архитектуры, театры, как они убивали детей из-за одной, найденной в сундуке ее дедов, фотографии красноармейца, конфликтов было бы гораздо меньше. Это относиться в равной степени к любому народу, населяющему наш земной шар.
Подводя черту под рассуждением, необходимо сказать, что холокост не является проблемой только лишь евреев. Холокост является общей, глобальной катастрофой, поскольку, уничтожив одну нацию, он захлестнет волной разрушения другую. Это как никогда важно в наши дни, когда происходит глобализация и расширение различных связей, и для сохранения жизни и мира во всем мире мы обязаны быть едиными и уважать друг друга. Смысл религии не в том, чтобы безжалостно убивать, тем самым показывая «любовь» к своему Богу, ил превосходство какого-либо этноса, а во взаимоуважении и взаимной дружбе.
К сожалению это понимают не все, поэтому с самого юного возраста необходимо прививать детям терпимость, и постепенно рассказывать о событиях, произошедших когда-то в истории, для того, чтобы больше их НИКОГДА не допускать. Уважение невозможно привить императивным способом, поскольку ни один орган власти не имеет влияния на душу и самосознание человека. Именно поэтому важно проводить уроки истории и изучать холокост, как школьникам, так и студентам и другим гражданам, ведь независимо от мировоззрения человек усвоит эту информацию и рано или поздно поймет: «Как это ужасно!..». Главное – это проявить инициативу. В память о жертвах немецко-фашистских захватчиков в северо- западном районе Ставрополя установлен мемориал Холодный родник. Это место где происходит множество культурных мероприятий, а в день освобождения Ставрополя – 21 января там проходят митинги, где молодежь и ветераны говорят о событиях прошлых лет. Это очень важно, ведь пока есть Память, мы остаемся людьми.
Список литературы:
«Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942- январь 1943гг.)», документы и материалы, предоставленные комитетом по делам архивов Ставропольского края, Ставропольское книжное издательство, 2000 г.
«Мартин Борман. Неизвестный рейхсхлейстер» Джеймс Макговерн, Москва Центрполиграф, 2010г.
«Ставропольский край в истории России» А. И. Кругов, Москва «Русское слово», 2006 г.
Г. А. Беликов «Оккупация», Фонд духовного просвещения, Ставрополь 1998г.
Википедия (ru.wikipedia.org)
Примечания:
1.ru.wikipedia.org
2.ru.wikipedia.org
3. ГАСК, ф.р. – 1386, оп. 1, д. 152, л. 8. Копия. Сб. «Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.». Изд. г. Ставрополь, 1962, с 123-124
Раздел: История России Дата публикации: 02.05.2015 11:42:19
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Письмо прадеду
Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..
Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.
С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..
С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..
Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..
Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..
Не оставив без внимания старый чемодан, стоящий в одном из углов комнаты, я, сдув с него пыль, торопливо открыла его. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранил он..
Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..
Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова
Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..