Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война
1812 года и Бородинское сражение в народных
преданиях и в некоторых редких
документах Олонецкой губернии.
«Перед большой войной бывает «нашествие» белок»
(из народных преданий)
«Любезный Олонец – белые берега»! 1
Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.
Мы изучаем источники, многие из которых существуют только в библиотечных хранилищах, впервые делаем их копии в современной орфографии. Некоторые предания стали нам известны благодаря личным беседам с людьми, слышавшими их от своих предков. Это предания как русского народа, так и карел Олонецкой губернии. Тема актуальная, ведь речь идет о сохранении исторической памяти народа.
Тема - необыкновенно интересная, связанная с фольклором и миром таинственного. Мир этот окружал олончанина с древнейших времен - с тех пор, когда встретить на пути свинью означало получить барыш, а собаку – познать неудачу, когда Иван Грозный выписывал из Олонии колдунов, а «корельские» ведьмочки, купаясь ночами в быстрых речках, «оживляли» «забусевший»2 царский жемчуг державного посоха.
Рассмотрим диковинный народный образ, связанный с войной – образ белки, вестницы войны.
Еще в начале 21 века в карельских семьях города Олонца и села Михайловское (оно расположено в 55 км от города Олонца, имеет богатую историю) бытовало предание, лично известное авторам, что перед большой войной всегда бывает «нашествие» белок. Такое устное поверье ходило и Великую Отечественную войну (о нем рассказывал своим детям житель села Михайловское Григорий Мельников, а они, в свою очередь, детям детей), существовало в легендах об Отечественной войне 1812 года.
Фото: Григорий Мельников, село Михайловское Олонецкого района. 20 годы 20 века
В статье «Поверья и предания Олончан», где представлена картина Севера с его «баснословными преданиями», в том числе упоминает и «беличье» предание»:
«Между простым народом Олонецкой Губернии существует множество странных обрядов и поверий. Это не может показаться удивительным, если вспомним, что север всегда был полон баснословными преданиями, чему немало способствуют и самый климат севера, и непроходимые леса. Жизнь здешнего крестьянина дика и уединенна: в глуши лесов, между гор, скал и болот, проводит он раздольную жизнь свою, находясь всегда с недостатками полудикой жизни. Углубляясь в дремучие леса с переброшенною за спину охотничьею винтовкою, бродит он целый день и возвращается поздно ночью. В этих походах воображение находит пищу для себя на каждом шагу: перелетит ли с ветки на ветку птичка, перескочит ли лягушка под мокрыми древесными листьями, встрепенется ли полусонный орел, или вдали прожурчит горная речка, крестьянин крестится, творит молитву и рассказывает, возвратясь домой, чудеса…. Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны.» 3
«Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали в городах по улицам и рассаживались по крышам домов».
Этот же отрывок встречается в книге Дашкова. 4
Белки, или векши. Фото сети Интернет
Мы решили выяснить, с чем связано это поверье, так как наша будущая профессия – техники лесного хозяйства, и охотоведение является одной из наших учебных дисциплин.
Кто не слышал о «волшебной» пушкинской белке, грызущей золотые орехи! Народные представления связывали скачущую белку с блещущей молнией.
Через бога Грома белка стала символом войны и предвестницей войн и мора и в славянских легендах, и в Эдде. Само слово «белка» пошло от названия разменной монеты «бела». Оно совпадает по звучанию с латинским bella – война. (Bella matribus detestata – в переводе: «войны, матерям ненавистные»). Об этом упоминает автор «Слова о полку Игореве»: «И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора». «Шкурные» деньги – одни из древнейших на Руси. Мех белки ценился – это была и шуба, и теплый полог, морозной зимней ночью раскинутый над спящими.
Мы искали материал об этом странном образе войны и в Интернете нашли два, схожих с нашим, рассказа. В одном из них даже упоминается Карельский перешеек.
«Однажды из окрестных лесов нахлынули полчища зверья: лисицы, зайцы, белки... Охваченное каким-то непостижимым для людей ужасом, зверье стремительно и сосредоточенно перемещалось через село на восток, явно унося ноги от чего-то страшного, смертельно опасного. Обычно робкое, на сей раз оно проявляло полнейшее пренебрежение к людям, домашнему скоту и собакам. При виде столь целеустремленного передвижения неисчислимой массы мелкого зверья, село растерялось. Люди укрылись в избах, скот - в хлевах, собаки, встретившие поначалу непрошенных гостей свирепым лаем, попрятались в конуры.
Особенно много было белок. Рыжей лавиной они накрывали избы, рябины и березы, росшие под каждым окном, изгороди, огороды и поля. Они срывались с мостов через Мегру и Коштреку в воду, тонули, но ничто не могло остановить их движение.
Позже была установлена причина массовой миграции белок: они уходили от настигающего их огненного вала, от вражеского нашествия. Тут были, наверное, белки из Латвии и Эстонии, со Псковщины и Новгородчины, из лесов Карельского перешейка и императорских парков Петербурга: Ораниембаума, Петергофа, Гатчины, Царского Села...
Паническое бегство зверушек прекратилось часа через полтора. А через несколько дней после этого село оцепенело от страшного известия - немцы в Оште, всего лишь в двадцати пяти километрах от нас...»5
«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили…
Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне».6
Очевидно, маленький зверек от природы обладает особым даром. Зрение, слух и обоняние белок высоко развиты; действует и осязание, как о том свидетельствует известная исследователям способность белок предчувствовать погоду.
Древнее предание о нашествии белок и вспомнилось, очевидно, жителям села Михайловское, когда река Олонка взметала воду от взрывов вражеских снарядов. Дети, прячась в воронках от разорвавшихся бомб, слушали рассказы старичков о давнем времени – так ожило древнее предание, соединившее две Отечественных войны.
У родного дома в селе Михайловское Олонецкого района. Дочь Григория Мельникова Пелагея Григорьевна и его внучки Надежда Федоровна и Галина Алексеевна (в детстве), от который мы узнали о «беличьем» предании. 60 годы 20 века.
Предания о дне Бородинской битвы также связаны с народными приметами этого дня. Приметы бытуют и сегодня в домашнем обиходе жителей Карелии.
Месяц битвы – август. «Святой Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещал крестьянам продолжительную зиму. «Грибы грибами, а молотьба за плечами». «Тит пошел молотить». В августе шел сбор последних летних грибов, в общем смысле это время сбора урожая.
Воспетая в русской литературе тема святочных гаданий не обойдена и в преданиях, связанных с Отечественной войной. Автор 19 века, хранящейся в фотокопии в Электронной библиотеке Карелии, М. Забелин, описывает гадание на зеркалах в доме помещика. Близкие сердцу отсутствующие – в армии, от них нет вестей. Гадают на двух чистых, «без пузырей», зеркалах, установленных друг против друга. Гадающая смотрит в конец представившегося ей коридора.
« - «Посмотри-ка, где теперь мой брат, и что с ним теперь» - «Вот, вот – туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река, большая быстрая река! Господи, сколько народу!.. все войска, солдаты, пушки… кони на обоих берегах… Что это так суетятся у подошвы горы? Кажется, все штабные тут… Вот отчалила лодка с того берега, на ней малого роста генерал сидит… другая лодка причалила. – Государь! – вскричала вдруг хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная удивлением…» По мнению рассказчика, девушки, гадая, увидели Тильзитскую встречу двух императоров.7
Своеобразное предание сохранилось в народе о целях войны, затеянной французами. После убийства Александра Второго, благодарная память о котором долго сохранялась в Олонии (царь посетил край, по его милости старику-каргополу из рекрутчины вернули двух из пяти призванных сыновей), в народе о гибели царя толковали так: «… уверяли, что Батюшку-Царя убили Французы, чтобы посадить на престол Русский своего откуда-то взявшегося «Бонадара» (Бонапарта, вероятно) и через него обратить православных в «неверщину».8
Забавно предание о том, как в Вытегре – отдаленном городке, тогда входившем в состав Олонецкой губернии – готовились к отражению нашествия после занятия французами Москвы. Впрочем, основания для тревоги были: сюда, на Север, из Императорского Эрмитажа, на 22 «ластовых» судах9 были вывезены драгоценные реликвии, так как маршал Удино по приказу Наполеона должен был занять Петербург. Разнеслась весть: «…Французы, большими толпами, разошлись и разъехались, по всему Царству Православному, забирать добро Русское». «Лечь костями, а не осрамиться!» - наскоро собралось ополчение из старцев, ходивших еще в походы Суворова, вооружились ружьями, тесаками наголо, рогатинами и «всем, у кого что случилось», перешли реку, подняли за собой мост. Но «француза» не дождались. Немного позже стала известна причина паники: косы крестьян, возвращавшихся с полей («болото косят осенью после уборки хлеба»), были приняты одним из местных жителей… за блистающие ружья французов. У страха глаза велики, заключает автор заметки.10
Сохранилось в народе предание о пленных французах, которые находились в городе Пудоже: «Многие из них были хорошие музыканты и барабанщики. Чтобы увеличить средства к жизни, занимались они выделкою колец из волос, изящных корзиночек из соломы, некоторые красили дома и пр. Кого они в особенности бранили, так это Наполеона, за то, что завел их в такую негостеприимную страну, и казаков, которые колотили их немилосердно, никому не давая пардону».11 Много военнопленных французов погибло, не выдержав суровой жизни на Севере.12
А вот что сохранили карельские легенды.
«В деревне Кесвалахти в стародавние времена девушка из Кумола косила траву на лугу и наткнулась на клад. "Это была военная манерка (походная металлическая фляжка с крышкой для воды или вина), наполненная серебряными монетами, наверное, рублями". Девушка взяла немного монет, остальное спрятала в лесу, а сама пошла домой, чтобы получше рассмотреть деньги. Кто-то из домашних выследил ее и, отправившись в лес вслед за ней, забрал эти деньги».
«Около 30 лет назад люди из Олонца нашли очень крупный клад, спрятанный в небольшом углублении в скале Нуотсаари (видимо, топоним от слова "nuotta" - "невод", то есть буквальный перевод: "Остров неводов")»
Спасаясь от чужеземцев-собак, «люди натирали ноги хвоей, и так им удавалось уходить от преследователей».
«В двух верстах от кирхи* в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки ("Гора бельканерпы") и Ляявямяки ("Холм, на котором стоит хлев"), а между ними располагаются гора Лайтурикаллио ("Скала у причала") и долина Лайтурилакс ("Долина у причала"). Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная окала"). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных преданиях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь.
Вот что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: "Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли"13
Скорее всего, в этих преданиях речь идет о «большой войне» со Швецией, однако не исключены какие-то отклики и на «большую войну» с Наполеоном.
_______________________________________
Есть ряд редких документов по истории участия олончан в Отечественной войне, в частности: в издании «Олонецкий сборник», выпуск 3.14 Мы представляем в нашем эссе не только отрывки, но, впервые в современной орфографии, в «Приложении 1» – полную копию этой статьи по фотокопиям страниц издания в Электронной библиотеке Карелии.15 Есть сведения, что автором статьи в журнале «Яхты», откуда и был перепечатан текст, был А. П. Кишелев, подписавшийся как «моряк-любитель из Олонца», но имеющий отношение к вологодским стрелкам.16 Датировка - 1829 год. Мы пока не располагаем источниками этих сведений, но надеемся проложить поиск.
Автор 19 века Иванов пишет о том, как создавалась олонецкая дружина, принявшая участие в Отечественной войне: «В отечественную (так в тексте. – прим. авторов) войну 1812 года Олонецкая губерния принимала патриотическое участие в пожертвованиях на алтарь отечества…
В 1807 году было сформировано в губернии временное ополчение, которое осматривал на месте командированный из Петербурга с этой целью сенатор К. С. Рындин. При обнародовании Манифеста 6 июля 1812 года, которым призывалось все государство к обороне, Олонецкое дворянство положило собрать с 50-ти душ по одному ратнику, обмундировать их за свой счет, снабдить оружием, какое можно было достать, жалованьем на год и оружием на шесть месяцев». 17 Здесь уместно вспомнить пословицы, рисующие образ олончанина - увальня: «Наши молодцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и староста».18 «Олончане день-то едят, ночь пережевывают».19
Ни шатко, ни валко, однако в итоге из олончан было собрано до 570 лучших стрелков. Олонецкие стрелки вошли в состав петербургского ополчения. На царском смотре особенно отличились три стрелка, заслуживших монаршее благоволение. Они, стреляя в яблоко, всадили три пули – пуля в пулю.* Недаром об олончанах ходила и такая поговорка: «Олонцы – добры молодцы». 20
«Начальником и учителем этой дружины был назначен отставной подполковник Моренталь».21 «Немного пришлось Моренталю заниматься обучением мужичков, которые в своих дремучих лесах и из своих самодельных винтовок били белку, в момент ее перелета с одной сосны на другую, и били непременно в голову, чтобы шкурку не попортить». Охота на белок сделало олончан прекрасными стрелками: «Самая распространенная в Олонецком крае охота — это… охота на белок. На белок охотятся с октября месяца и зиму. В это время шерсть на белках вся чистая, серая, без красноватых отливов. На белок охотятся с ружьями и лайками. Лайка, почуяв белку на дереве, подбегает к последнему и лает на дерево. Охотник подходит к дереву, высматривает белку и стреляет в последнюю, стараясь попасть ей в голову, чтобы не испортить шкурки».22
Еще одним учителем олончан был Букашка – его учеников впоследствии называли «букашками», как и учеников двух снайперов, героев Сталинграда Зайцева и Медведева – «зайчатами» и «медвежатами», без промаха бьющими в цель, вот такая перекличка эпох.
Затем бойцы вошли в корпус П. Витгенштейна.
Фото сети Интернет.
Портрет генерала Петра Витгенштейна кисти Джорджа Доу, Эрмитаж, Галерея 1812 года.
Части под его командованием заняли Берлин, генерал был награжден 2 алмазными шпагами.
«Наш Витгенштейн, вождь-герой,
Петрополя спаситель,
Хвала!.. Он щит странe родной,
Он хищнику истребитель...»
И. Жуковский
«Олонецкие стрелки оказали подвиги храбрости при взятии Полоцка». Сражение было достойно кисти баталиста! Его описание – в Приложении 1. «Последнее дело, в котором олонецким стрелкам пришлось померяться силами с французами, было 18 марта 1814 года под стенами Парижа. В 1815 году Олонецкие стрелки, совершив Святое дело и побывав в столице Франции, возвратились на Родину, уже не в том числе, в каком ее оставили, зато почти все возвратившиеся были украшены Георгиевскими крестами. В Петрозаводске местное население встретило их с особой торжественностью, устроив за городом Триумфальную арку».23 Ворота были деревянными, существовали еще в 20 годы 19 века.
Место, где была поставлена Триумфальная Арка, располагалось по Петербургскому тракту, сегодня это трасса «Кола». Возможно, поиски архивистов и краеведов приведут к тому, что на ее месте будет установлен памятный знак.
Автор статьи в «Олонецком сборнике», как уже упоминалось, подписался как «Моряк-любитель». Олония имела выходы на Ладогу, Онего и Белое море. В уже упоминавшейся книге Т. Швиндта говорится: «Монастырь на острове Хейнисенмаа известен с давних времен. О нем и о его местоположении существует множество легенд, но обычай моряков бросать в воду монетки и табак "на хорошую погоду" именно в южной части острова связан, как полагают многие, с тем, что там и стоял монастырь».24 Петрозаводск – порт пяти морей, рекруты здесь становились матросами. Кстати, у моряков и морячек были свои предания и приметы – так, жители Кеми творили молитвы ветру, а для ветра «благоприятного» сажали на воду …таракана!25
Ведущий специалист Национального архива Республики Карелия И. С. Петричева нашла новые сведения26 об участии олончан в Отечественной войне. 20 егерский полк (103 петрозаводский) находился в составе армии Барклая де Толли.
Знак Полка. Фото сети Интернет.
В первый период войны этот полк участвовал в Бородинской битве. Воины из Карелии обороняли Багратионовы флеши. 7 сентября 1812 года французы, как известно, предприняли восемь атак на флеши. Жарким солнечным днем на поле сражения потемнело от дыма и пыли. Грохот артиллерии раздавался на десятки километров.Огромные всадники, прикрытые блестящими кирасами (нагрудниками), в высоких металлических киверах, - русские называли их «железными горшками» - на огромных конях ринулись на русскую гвардию. Эта «лавина кирасир» и обрушилась, по преданиям, на олонецких стрелков. Множество их полегло на поли брани. Даже тяжелораненые, под копытами коней, олончане из последних сил стреляли в спины проносящихся кирасир.
«Олонецкие пищали
Издают ужасный рык!
Шведа, что ли, не бывали?
Затупился русский штык?
Храбрый росс поляку ль, пруссу –
Не уступит, все одно!
Враг, пади! Конец французу! –
Славный день, Бородино…»
В Бородинском сражении были использованы пушки Александровского завода, основанного Петром Первым – завода, который и дал название нашему городу.
Полк первым в русской армии был отмечен новой коллективной наградой – знаками на киверах с надписью «За отличие» и пожалован гренадерским барабанным боем.
Как установила И. С. Петричева, нашими земляками, уроженцами «Кириаландии», как поэтически назвал Карелию А. С. Пушкин в неоконченной поэме «Вадим», героями «Грозы 12 года» были П. Беренко, С. Олферьев, С. Петерсон, К. Шкурлатин, Н. Эскимах, И. Полунин, И. Тулупов, а также:
Алексей Семенов из деревни Важинская Пристань,
Михайла Лаврентьев из деревни Нинисельга,
Кирила Евстифеев из деревни Афанасьева Сельга,
Антон Афанасьев из деревни Улялега, Кирик Михайлов из деревни Барановской (мы нашли: Озерское общество Архангельской волости),
Терентий Ануфриев из деревни Нимпельды,
Емельян Ананьев из деревни Пелдожи, в 3-ей роте капитана Грибанова,
Савелий Михайлов из деревни Каскеснаволок,
Михей Черепов из деревни Лариковой (не найдена нами, однако род Череповых известен по Заонежью27, есть деревня Ларюково Вытегорского уезда)
и Никифор Варшуков из деревни Воевнаволок (в Заонежье),
Исак Яковлев из деревни Римской,
Евсей Кастьянов из деревни Салменижской (мы нашли: Салменица в Сямозерской волости),
Василий Павлов из деревни Декнаволок,
Терентий Лукин из деревни Катчалы (мы нашли: Сумское общество Шуйской волости),
Никита Арефьев из деревни Сулажгоры.
В заграничных боях с неприятелем участвовали также наши земляки Алексей Семенов, раненый в Саксонии и Савелий Михайлов – под Парижем. Из публикуемого нами документа известно имя героя из Олонецкого ополчения – старика-крестьянина Тимофея из деревни близ Петрозаводска.28
Старинный дом (1879 год) в деревне Сулажгора (сейчас это район города), откуда происходили участники ополчения. Фото 2012 года, авторов.
Мы создали Яндекс-карту и выяснили, что, к счастью, половина деревень и сел сохранились, а значит, память о героях кому-то будет нужна.
Карта авторов: упоминающиеся в документах архива деревни, откуда происходили герои войны (скриншот Интернет-страницы).
Электронный вариант http://maps.yandex.ru/?um=RMLiLSq_8e3TDMqNkb6Vqkq_uUJWgVk5&l=map
Как свидетельствуют документы Национального Архива РК, во время 1812-1814 гг. в русскую действующую армию направлялись мужчины 18-40 лет, ростом не менее 2 аршин 3 вершков (примерно 1,60 см).
Урядник-олончанин. Фото сайта «Адъютант»
Обмундирование рекрута состояло из мундира, шинели, панталон, галстука, манишки, фуражки и ранца. Обмундирование ополченцев было, в основном, следующее: казакины из черного сукна, полушубки из простой овчины, серые панталоны, на голове кивер из черного сукна, верхушка и козырек из черной кожи, спереди на кивере прикреплен медный крестик с надписью «За веру и царя», стрелки были вооружены ружьями и ранцами.
Вологодский стрелок. Фото сайта по истории Вологды. http://www.booksite.ru/ancient/history/min/uvs/hee/21.htm
Несколько отличалась одежда ополченцев 3-й роты: «Обмундирование имели они вместо мундиров казакины или полукафтаны темно-зеленого сукна с такими же пуговицами… белые полушубки, на руках коротенькие кожаные рукавицы, вместо ранца - кожаные сумки». Ратники были одеты «в мундиры синего сукна, вроде казакина, с красными воротниками и красными кушаками… кивера были синего сукна, верхушки кожаные лактерованные».29
Служба рекрутов отнюдь не была безоблачной. В 60 годы 19 века великая олонецкая плакальщица Ирина Федосова выразила народный протест в завоенных плачах:
«И быдто белочки солдатики поглядают,
И быв упалы серы заюшки посматривают»
- из-за решеток петрозаводских казарм.
Однако все солдаты верно «служат Москве» в войнах и походах.
Сохранилась записанная П. Рыбниковым народная песня Олонецкой губернии о Кутузове, в художественном плане интересная аллитерацией:
«Собирался граф Кутузов воевать,
Что с теми ли с любезными со полками —
С казаками.
Что с теми ли со полками —
С ассаулами.
Ассаулы караулы перебили,
Как французского майора в полон взяли.
Проводили того майорика ко фельдмаршалу,
Автор: Команенкова Ольга
Раздел: История России
Дата публикации: 05.11.2012 11:09:00