Самое яркое описание в «Хождении» это рассказ о «Свете святом», т.е. восхождении огня накануне праздника Пасхи у Гроба Господня. Игумен Даниил был свидетелем этого чуда, здесь впервые приводятся переживания самого паломника. «Мне, худому и недостойному рабу, пришлось увидеть своими грешными глазами, как сходит свет к гробу Иисуса Христа». Далее он приводит разные мнения об этом событии: одни считали, что - Святой Дух голубем сходит к гробу Господнему, другие - сходит молнией с неба и так зажигаются лампады над гробом. Автор подчеркивает, что это ложь, и он попытается изложить истину для православных. Далее он оставляет подробное описание «В великую пятницу после вечерней службы натирают гроб Господний, промывают лампады все, вливают в них масло без воды, только одного масла. И, воткнув фитили в оловянные держатели, не зажигают их, а оставляют в лампадах незажженными. Запечатывают гроб в два часа ночи, тогда же гасят все лампады и свечи по всем церквам в Иерусалиме».13 Зевульф вообще не упоминал о церковных службах. Иоанн Фока наоборот хотел помолиться в Храм Гроба Господня без присутствия официальных лиц, но ему это не удалось. Впоследствии паломник обращался к местным властям с просьбой разрешить отслужить службу у Живописного Гроба Господня по-архиерейски вместе с православными священнослужителями, ему было отказано. Фока добровольно покинул Храм, чтобы «сопровождающие его православные ромеи, сирийцы и латиняне» не были наказаны.
Источники и литература:
«Житие и Хождение Даниила, русской земли игумена 1106-1108гг.» (в переводе Веневитинова) СПб., 1885.
Даль В. Словарь живого великорусского языка. М., 2002.
Израиль. Путеводитель. Иордания, 1996.
Путешествие Русских людей в чужие земля. СПб., 1837. — Ч 2.
Словарь изобразительного искусства, 2004-2009 // slovari.yandex.ru 13/11/2012
Флавий Иосиф. Иудейская война. М. Иерусалим, 2006.
Географические названия мира: Топонимический словарь. М.2001.
Вихлянцев В. Библейский словарь, 1994. М.//iterhretive.ru/dictionary/ierusalim 13/11/2012
Израиль. Путеводитель. Иордания, 1996.
Трибельский И. «Иерусалим. Тайна трех тысячелетий». Ростов-на-Дону, Краснодар, 2008.
Штереншис М. История города Иерусалима. Исрадан-Герцлия, 2006.
Бушуева СВ. Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIXв. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. ист. наук . Нижний Новгород, 1999.// www.dissertationl.narod.ru/avtoreferats
Лисовой Н. Москва — Иерусалим: перспективы XXI века — www.deti-mira.ru/hram/history " .
Прохоров Г.М. Игумен Даниил и его «Хождение» в русской духовной традиции// Материалы Международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции» в Иерусалимском университете, 2005г.// сайт «Россия в красках».
Житенев С.Ю. Русское православное паломничество в Иерусалим в X-XVI веков.// Материалы Международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции» в Иерусалимском университете, 2005г.// сайт «Россия в красках».
Примечание
1 По мнению представителей духовенства игумен Даниил посетил Палестину в 1104-1106гг. См.Архимандрит Августин (Никитин) Святая Земля. Издание русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 2011. С.274.
2 Для уточнения и некоторого пояснения особенностей Палестины мы пользовались описанием Зельвульфа.
3 Список источников и литературы прилагается.
4 Под названием «Шалем» (в русской Библии – Салим).
5Для уточнения деталей описание Иерусалима мы использовали исследования по истории архитектуры, археологии, описания других путешественников, историков Израиля.
6 Собственное название этого сооружения в Израиле.
7 Учитывая покровительство Болдуэна I Даниилу разрешили посетить с сопровождающим Изъяславом.
8 В отличие от Даниила - Зевульф и Иоанн Фока описывали в основном объекты, которые видели сами.
9 Даниил упоминает, что через эти двери Мария Египетская вышла из храма.
10 Вероятно, сравнивает с церквями Древней Руси. Круглых столпов под верхом, кругом стоящих,- двенадцать, а четвероугольных столпов восемь; дверей четверо, покованных медью и позолоченных. Верх внутри исписан мозаикой хитро и несказанно, а снаружи верх обит медью позолоченной.
11 Кадь – мера сыпучих продуктов на Руси.
12 Сажень – мера длины 2,133 метра
13Двери же гробные все три запечатаны, запечатаны печатию царскою. Католические попы в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали вечернюю службу вверху гроба попы православные, были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии великой субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: «Кирие, елейсон!» - что значит: «Господи, помилуй!» И тогда миновал девятый час и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над гробом и очень намочил нас, стоящих у гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в святом гробе, исходило из гроба блистание яркое.
Автор: Агамалиев Руслан Раздел: История России Дата публикации: 15.01.2014 09:48:13
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Оренбург и Казахстан объединил художник
Оренбургско-алматинский художник Сергей Калмыков был современником Шагала и Кандинского, имел свой стиль и свое видение, наследовал миру огромное наследие, которое для историков до сих пор является загадкой. Он является национальным достоянием Казахстана. В нашем городе художник прожил несколько лет.
Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.
История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .
Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)
Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .
Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..
Воевал с 05.08.1942 по 23.03.1947 года. С августа 1942 года по 9 мая 1945 года прошёл с боями от Ленинграда до Белоруссии и Прибалтики. С августа 1945 по март 1947 года воевал в Японии..
На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..
Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной..
Исторические и культурные памятники родного города
В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..
Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .
В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет..