↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Рахманина Ксения Павловна
Автор: Рахманина Ксения Павловна, 11-А класс МБОУ СОШ № 19 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район Краснодарского края. Руководитель: Курдюмова Елена Анатольевна

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. С ней устраивались молебны в неурожайные годы, во время болезней и эпидемий, провожали на воинскую службу и ратные подвиги, благословляли к венцу, ее дарили к знаменательным событиям. В кубанских станицах икона называлась – «викона» или «виконка», «образ».

Сегодня человек, в том числе и молодой, имеет возможность изучать, хранить прошлое своего рода в памяти, в фото и документах для того, чтобы передать память о предках следующим поколениям. Изучая историю рода, его генеалогические корни, считаю, следует не просто узнавать имена и фамилии своих предков, но и понимать особенности быта, культурной и православной жизни прежних поколений. Историю своей семьи можно изучать по-разному, в том числе изучая историю и значимость семейной реликвии.

В православных семьях есть особо почитаемые, ценные образа, которые, передаваясь из поколения в поколение, становились семейными реликвиями. Оказалось, что и в нашем роду тоже есть такая реликвия. Множество икон написано и посвящено Пресвятой Владычице нашей Богородице. Большая часть их наименована по месту своего явления или прославления, например: Владимирская - во граде Владимире, Казанская - в Казани… Но есть и такие иконы, которые имеют свое название по тем дарам милости, которые получают верующие от Пресвятой Богородицы по молитве к Ней, например: "Отрада и утешение", "Всех скорбящих Радость", "Взыскание погибших" и другие. Такова и икона, именуемая «Утоли моя печали».

Казачья ветвь нашего рода имела прямое отношение к православию на Кубани: моя прабабушка по маминой линии, Белая Анна Андреевна, одна из шести детей православного священника. В нашей семье хранится и передается следующим поколениям знаковая родовая история о Белом Андрее (моем прапрадеде), который в конце девятнадцатого века служил на Тамани в храме Покрова Пресвятой Богородицы. То, что среди моих предков были служители православной церкви, объясняет, на мой взгляд, хранимое в семье почитание православной культуры и стремление узнать как можно больше из ее истории.

История жизни моего прапрадедушки имела трагическое завершение: в тридцатые годы двадцатого века, когда священнослужители были огульно отнесены к «враждебным элементам», он, как и многие сотни других служителей православной церкви, стал жертвой преследований со стороны противников веры. Долгое время после ареста отца Андрея, родные надеялись увидеть его живым, считая, что он находится в ссылке. Через много лет в семье со слов очевидца трагедии узнали, что мой прапрадед Андрей Белый был расстрелян у храма на глазах у прихожан.

Да, в нашей семье нет документальных подтверждений этому трагическому событию: долгие годы о нем старались даже не говорить из-за боязни оказаться в подобной ситуации. Тем не менее, каждое последующее поколение в семье, стремясь передать эти бесценные сведения о предках своим детям, хранит память о тех, кто стоял у истоков нашего рода.

Бывая в гостях у прабабушки по маминой линии, Колиниченко Дарьи Семеновны , я с трепетом подходила к Божиему углу, а бабушка неспешно и с удовольствием рассказывала мне о том, как икона появилась в этом доме, о ее предназначении и событиях, с ней связанных. Однажды, показав мне незнакомый образ Богородицы, бабушка тихо сказала: «Аксюта, бачишь, ця викона - берегиня усий моей семейной жисти!» И бабушка рассказала мне, что именно этой иконой семьдесят пять лет назад ее благословляли к венцу родители. Когда я услышала название иконы - «Утоли моя печали», сразу возник вопрос: почему бабушку в замужество благословляли иконой, в самом названии которой есть слово «печаль»? «Так всих дивчат так благословляли!» - коротко и категорично ответила мне баба Даша.

В нашем доме есть иконы, но такую я видела впервые: передо мной был образ Божией Матери с полулежащим младенцем - Спасителем на руках. Одной рукой Богородица придерживает ребенка с развернутым свитком в его ручонках, вторая ее рука – у головы, несколько склоненной набок. Глядя на икону, я сразу почувствовала, что Божия Матерь как бы прислушивается к мыслям верующих, обращающихся к ней. Икона мне запомнилась тем, что не была похожа на другие, известные мне, иконы с ликом Богородицы. Дома я часто о ней вспоминала, поэтому мама в канун Дня Ангела подарила мне икону «Утоли моя печали». Вечером в гостях у нас была моя родная бабушка, мать моего отца Рахманина Екатерина Тимофеевна. Увидев икону - мамин подарок, она изумленно спросила: «Откуда у тебя эта икона? Ведь она – любима и почитаема только у нас!»

Дело в том, что в моей семье волею судьбы соединились две ветви православной истории: казачья - по материнской линии, ведущая свою родословную (по семейной легенде) от Саввы Белого, и старообрядческая - по линии отца, предки которого были вынуждены покинуть родные места (Тамбовскую губернию), гонимые за веру свою.

Я решили узнать хоть что-то об иконе «Утоли моя печали», и оказалось, что именно эта икона была одной из почитаемых на Дону и Кубани. Каким же образом икона, почитаемая среди кубанских и донских казаков, оказалась так же заветной иконой старообрядцев?

Прежде всего, я решила понять, откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название? «Утоли моя печали»... Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов. Во все времена истинный христианин при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни обращается к Божией Матери, от которой ждет быстрой и действенной помощи. «Утоли моя печали, - взывает он, - сокрушающие сердце мое, ибо Ты – скорая Утешительница!» Название икона получила по трогательным словам молебствия: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наши печали», то есть ее название есть не что иное, как молитва к Божьей Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных.

Предание донесло до нас память о первом прославлении иконы во второй половине семнадцатого века. Чудодейственная сила иконы Богородицы «Утоли моя печали» открылась людям 25 января 1760 года при следующих обстоятельствах. Одна женщина довольно знатного рода тяжело страдала расслаблением тела (упадком сил): болезнь приковала ее к постели. Имея материальные блага жизни, возможность пользоваться услугами врачей, женщина, тем не менее, теряла силы и всякую надежду на выздоровление. В это тяжелое время явилось милосердие Божие. Однажды ей во сне явился образ Богородицы, голос от которого повелевал ехать в Москву и найти в церкви Святителя Николая образ Божией Матери с надписью «Утоли моя печали» и молиться перед ним. При этих словах явилась ей и сама икона, от которой было обещано исцеление.

Родные привезли больную в указанный храм, но женщина не нашла в нем той иконы, которая ей явилась во сне. Священник, услышав о видении, велел причетникам принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Икона была до того покрытою пылью, что с трудом можно было разглядеть лик Богородицы, но больная, давно уже от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, к удивлению сопровождающих ее родных вдруг воскликнула: «Она! Она!», перекрестилась и, после отслуженного молебна, силы вернулись к ней. В радости припала она к чудотворной иконе. Это чудо совершилось (25 января - по старому стилю), 7 февраля 1760 года. С тех пор, вот уже 250 лет, 7 февраля празднуется память иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Мне также стало известно, что образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах» (известны более 600), на которых Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то, как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца - непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. В чем же причина таких различий в списках одной иконы?

Исторически известно, что столетие между 1655 и 1760 годами на Руси характеризовалось становлением новой иконописи: с конца семнадцатого века власти усердно боролись со старыми, написанными до никоновской реформы, иконами, время от времени учиняя кампании по их «исправлению» или изъятию. В 1758 году вышел указ Синода, назначавший специальные комиссии для осмотра икон во всех храмах и монастырях. «Неискусно написанные», то есть, изображающие двуперстное сложение иконы было велено изымать, «поставив на их место другие, вновь искусною работою написанные». Поскольку в Москве таких икон оставалось множество, и заменить их в короткий срок было невозможно, то более поздние распоряжения епархиального начальства предписывали просто «исправлять» перстосложение.

Как могли сказаться на судьбе нашей иконы эти события? Возможно, ответ даст сравнение ее известных списков между собой.

На одном из списков Богоматерь изображена склоненной влево. Поддерживая правой рукой полулежащего на коленях Младенца, левую Она поднимает к лицу. И пальцы этой левой руки сложены будто бы для крестного знамения по старому обряду. Почему левой - неясно. Может быть это - просто «зеркальный» перевод? Ибо известно немало списков, где Богородица обращена в правую сторону и касается чела перстами именно правой руки. Таково большинство старообрядческих образов Богоматери «Утоли моя печали» от Сибири до Дуная.

Особенно важным для меня оказался тот факт, что именно так принято было писать икону «Утоли моя печали» в среде старообрядцев - переселенцев со знаменитой Ветки. Ветка исторически принадлежала к Могилевщине и могла находиться неподалеку от Шклова, где икона Богородицы «Утоли моя печали» стала известна впервые. Вероятно, именно там старообрядцы узнали и полюбили эту икону. До сих пор почти в каждом старообрядческом храме и во многих домах можно видеть этот образ Богородицы «Утоли моя печали».

Это и объясняет, на мой взгляд, появление иконы «Утоли моя печали» в старообрядческой семье моей бабушки по линии отца. Насколько известна мне история рода Рахманиных, предки моего отца, как и многие старообрядцы, после раскола в русской православной церкви бежали на окраины Российской империи, в нашем случае – в Закавказье, в район Хель-Мели, где после прихода 20 – 25 семей старообрядцев из Тамбовщины даже возникла деревня Рахманы. Столетие обряды, обычаи и реликвии рода тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Поэтому икона «Утоли моя печали» и была отдана моей бабушке Рахманиной Екатерине Тимофеевне (род. 1928) ее мамой, Холодениной Марией Максимовной (1896 -1954). В свой черед, бабушка отдала заветный образ Богородицы своей дочери (моей родной тете) Карабановой Анне Васильевне в семью продолжателей старообрядческих традиций.

Очень жаль, что этот, намоленный и почитаемый моими предками образ, не мог быть отдан мне, так как по строгим канонам рода моего отца ни одна из семейных реликвий не должна покидать приверженцев своей веры.

В книге «Казачий Спас» читаем, как главная героиня - донская казачка Домна Федоровна Калитвина, духовная наставница автора книги – археолога Дарьи Усвятовой, говорит: «Молитвы Богородичные дюжа сильные, ты их тоже спиши да читай помаленьку. Может, через Слово и найдешь свою Богоматерь. Особливо о женских скорбях она молитвенница и заступница великая. Дом, семью, любовь сохраняет. Каждая женщина в себе Богородицу носит. Очень женщинам помогает ее икона «Утоли моя печали». Ты той иконе молитву выучи».

После рассказов бабушки, прочитанной мной статьи «Спаси и сохрани», упоминания об иконе «Утоли моя печали» в книге «Казачий Спас», я пришла к выводу, что данная икона почиталась не только в нашей казачьей ветви.

Многие годы на Кубани, как и на Дону, женщины-казачки, проводив на службу мужей, долгое время оставались одни, неся на своих плечах все тяготы и невзгоды жизни: работу в поле от зари до темна, «управку» по хозяйству, ежедневные хлопоты по дому, воспитание детей. Каждой женщине нужен был святой образ Царицы Небесной, к которому она могла бы обратиться за утешением в нуждах, в скорби и печалях. На православной иконе лик Божией Матери, держащей на руках младенца, располагает к тому, чтобы поплакаться, пожаловаться на судьбу и попросить милости. И хотя официальная церковь против того, чтобы каждому образу Богородицы приписывали защиту от определенных житейских невзгод, за века у православного народа выработалось, передаваемое из поколения в поколение, опытное знание, к кому из святых, с какой просьбой следует обращаться. Именно поэтому в казачьих семьях икона «Утоли моя печали» стала со временем так почитаемой, что ее стали величать «Утешительница». Особая роль казачества на Руси, служивый уклад жизни сделали икону, к которой казачки обращались с просьбами об утолении духовных и физических страданий, почитаемой настолько, что именно ею стали благословлять в замужество дочерей на Дону и на Кубани. За иконой негласно утвердилась благодатная репутация оберега православных христианок, священного атрибута «женского благочестия».

В православной казачьей семье, благословляя невесту, из Божиего угла мать торжественно брала покрытую богато вышитым рушником икону Богородицы, особо чтимую в этом доме, или специально для благословения в замужество купленную икону «Утоли моя печали». В Божий угол ее больше не возвращали, эта икона обретала особый статус «родительского благословения». Вместе с невестой она отправлялась «в чужедальнюю сторону». В доме мужа ее помещали в Божий угол, соединяя два «чужих» пространства, два «чужих» рода, защищая семью от бед и напастей.

В отличие же от казаков, на большей части территории России, где невест благословляли как раньше, так и сейчас, образом Казанской Божией Матери (она считается на Руси «бабьей» иконой), Владимирская, Тихвинская, Почаевская Богородицы также могут быть образами, которыми православные благословляют дочерей-невест, но нельзя было благословлять иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Неопалимая купина», «Утоли моя печали», потому что они имели иное предназначение.

Отвечая на вопрос: каким же образом икона, почитаемая среди кубанских и донских казаков, оказалась так же заветной иконой старообрядцев, считаю необходимым изучить историю появления и почитания иконы «Утоли моя печали» на Руси.

Неизвестно, где была написана эта икона, прославившаяся многими чудотворениями. Может быть, в русском монастыре на Афоне, или где-либо в другом месте.

Вот что мне удалось узнать после работы с многочисленными литературными, православными источниками: Редчайшее упоминание об этой иконе находится в рукописном сборнике «Солнце пресветлое», который ранее хранился в старообрядческом храме города Клинцова, а сегодня - в библиотеке МГУ. Среди нескольких десятков кратко описанных в нем богородичных чудотворных икон, есть и «Образ Пресвятыя Богородицы Амартинския, чюдотворныи, глаголемыи Утолимыя». Явися в лето 6263 (755 г.) июля в 21 день, в Палестиньской стране просия чюдесы, во время…». Следующий лист оборван, и рукопись не может нам более ничего сообщить.

Известно также, что старообрядческие святцы, изданные в Почаеве около 1815 года, указывают дни празднования малоизвестным богородичным иконам. На 21 июля в них так же отмечено «явление иконы Пресвятыя Богородицы Амартинския, глаголемыя Утоли печали, в лето 6263».

Первая известная с семнадцатого века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, и предания о происхождении этой иконы, вероятно, хранились среди инокинь. Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилевщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с ее изображением. Но впоследствии небольшой Шкловский монастырь пришел в упадок, обезлюдел и в 1840 году был обращен в приходскую церковь. Местные жители по-прежнему почитали икону Богородицы, но, ни новое поколение, ни священники Воскресенского храма не знали ее истории. Икона осталась известной лишь ближайшей округе.

Существует две версии появления иконы в России. По одной из них в 1640 году войска царя Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645) в сражении возле Шклова разбили поляков, и в память об этой победе список с чудотворного образа был принесен казаками в Москву и помещен в храме Святителя Николая. Возможно, икону привезло в Москву посольство казаков, просивших о помощи после взятия Азова, в связи с грозившей им войной с Турцией.

По другой версии списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появились в Москве в 1650­‑е (1655) годы, «в царствование Алексея Михайловича». В том году Шклов был взят войсками Алексея Михайловича и стал царской ставкой. Через этот город шло снабжение армии оружием и продовольствием, сюда же для отправки в Россию свозились трофеи. Сразу после штурма казаки жестоко разграбили Шклов. Как свою добычу, видимо, привезли они в Москву и редкие для Великороссии иконы. Такие иконы, как и всякую другую святыню, с особенным тщанием собирала и царская семья. И, наверное, не случайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Именно этот список находился в церкви св. Тихона Амафусийского на Арбате - близ слободы, где жили эти мастера.

И та, и другая версии находят подтверждение в нескольких документальных источниках создавая для нас ореол загадочности и таинственности этого образа Богородицы.

Сейчас икону можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке (ул. Аксакова), этот список считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Как утверждает предание, уже с семнадцатого века подобный образ находился в церкви святого Николы на Пупышах. Когда говорится о принесении иконы казаками, то имеется в виду именно этот образ: ведь храм святого Николы находился в соседстве с казачьим подворьем. Впоследствии, из-за ветхости или по какой - то другой причине, эту икону убрали на колокольню. Она была надолго забыта, пока некоторый чудесный случай с исцелением не послужил ее новому открытию.

В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25 день января. Многие исследователи полагают, что в этот день совершилось чудо исцеления боярыни. Но «История Московского епархиального управления» Розанова подсказывает другую причину выбора этого дня. В 1760 году воскресный день, выбранный московским митрополитом Тимофеем для освящения придела, приходился на 25 января. День освящения храма и остался днем его престольного праздника, а впоследствии стал восприниматься как день празднования самой иконы.

Таким образом, нам удалось найти две, подтвержденные в различных источниках, версии, определяющие дату престольного празднования иконы «Утоли моя печали» 7 февраля (25 января по старому).

Икона «Утоли моя печали» широко почиталась в православном мире во все времена. Чтимые списки с иконы Богоматери «Утоли моя печали» находятся во многих храмах Москвы и других городов. В Москве в разное время прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке, во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной, во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот, во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». 25 сентября 1765 года список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня и прославился там чудесами.

Замечательный по своей архитектуре храм, посвященный иконе Божией Матери «Утоли моя печали», построенный в 1903 году, находится в Саратове, в историческом центре города. Первоначально освященный в честь афонской иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»,  в народной памяти он закрепился под названием «Утоли моя печали», которое и было выбрано при его новом освящении после восстановления.

Иконы Богоматери «Утоли моя печали» почитались в целом ряде городов и монастырей. Один из списков, называемый «Утоление печали», принадлежал сенатору графу Н. Б. Самойлову, который в 1784 построил придельный храм в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии, перенес туда чтимый образ.

На Кубани также есть храм, носящий имя чудотворной иконы «Утоли моя печали», он находится недалеко от Краснодара, в поселке Белозерный. Я посетила этот храм, и увидела в нем три списка этой иконы. После посещения храма во мне укрепилась уверенность в том, что современный молодой человек может и должен сам выбирать те нравственные и духовные ценности, которую станут главными в его дальнейшей жизни. Наша семья, не являясь глубоко верующей, почитает основы веры православной, бережет традиции, обычаи предков.

Историю своего рода можно изучать по-разному, я решила узнать об истории моих предков через образ Богородицы, передаваемый от матери к дочери вот уже четыре поколения.

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» - так говорил Экклезиаст о вечном и преходящем. В нашем сложном, суетном мире остается вечное, постоянное: духовные и культурные ценности, накопленные веками, вера наших дедов, православие, молитвы, образа.

Заканчивая свое исследование об одной из наиболее почитаемых на православной Кубани иконе Божией Матери «Утоли моя печали», сопоставляя исторические версии и факты, делаю следующие выводы:

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» изначально появилась и была глубоко почитаема у старообрядцев. После раскола в русской церкви (1654 год) высокочтимая икона попадает в город Шклов, откуда донские казаки привозят один из списков этого образа и дарят его царю Алексею Михайловичу. Другой список почитаемой иконы остается у казаков, становясь со временем наиболее почитаемым и любимым образом Богородицы.

Зная историю переселения старообрядческой ветви нашего рода, я понимаю, что вместе с ними почитаемая икона могла быть уже со времен прихода в Хель-Мели, прежде всего, как память о покинутой родной земле.

В 1777 году после переселения донских казаков (они стали называться линейцами) икона Небесной Царицы попадает на Кубань. Так, мама моей прабабушки Колиниченко Дарьи Семеновны, Кричун Елена Харитоновна из рода линейных казаков. Именно она благословила в замужество этим образом мою прабабушку. Так же у жительницы нашего хутора Зуенко Марфы Матвеевны в Божием углу есть икона «Печальница» - так ласково она называет образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Ее тоже этой иконой благословила перед венцом ее мать, Порывай Василиса Степановна, которая родом из станицы Удобная; основное население станицы c 1858 года – казаки- линейцы . Очевидно, икона могла появиться в семье моих предков-казаков уже во второй половине девятнадцатого века.

Есть еще версия, что исследуемая нами икона попала на Кубань через некрасовцев, которые после восстания Ивана Болотникова в 1708 году ушли на Кубань с атаманом Игнатом Некрасовым. Я считаю, что и эта версия также имеет право на существование, являясь еще одним объяснением возможного появления этого образа Небесной Царицы на Кубани.

Л И Т Е Р А Т У Р А

 1. Воробьев В., протоиерей. Акафист пресвятой Богородице, изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006, с. 32

2. Губарев Г.В. Казачий словарь-справочник, репринтное изд. Калифорния, США, 1968, т.2, с. 341

3. Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани., Традиция, Православный Екатеринодар, 2009, с. 388

4. Духовный жемчуг православия ж. Церковь №3, 2000 г.

5. Исцелись верой (газета) №2 1999 год

6. Корсакова Н.А. Кубанские иконы, Традиция, Православный Екатеринодар, 2009, с. 388

7. Маслов А.В. Кубанская старина Краснодар, Перспективы образования, 2006, с. 61

8. Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки истории. ч. 2. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского ОБЛИУУ, 1995.

9. Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 292-294.

10. Терещенко А.В. История культуры русского народа, М., Эксмо, 2007, с. 729

11. Тимофеев М. Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес М., Эксмо, 2009, с.368 

12. Усвятова Д. Казачий Спас КСС, Ростов-на-Дону, 2001. с. 286

13. Энциклопедия православия, М., Духовная литература, 2005, т.3, с. 612

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B8

15. http://www.portal-slovo.ru/


Раздел: История России
Дата публикации: 24.11.2013 20:30:01
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Чтобы помнили

В моей жизни появилось то, чего не хватало мне всё это время: понимание ценности жизни и каждой минуты, радость от общения с родными и друзьями, любовь и уважение к человеку – воину, солдату, давшему мне почувствовать счастье под мирным небом. Я теперь знаю, что герои живут рядом с нами. А значит, мне есть, с кого «писать свою жизнь»..

Читать

Избрание князя в Новгородской республике как прототип избрания главы государства в современной России

Выборы являются неотъемлемой частью русской государственности. Выборы высших должностных лиц государства являются показателем того, что государству действительно присущи некоторые принципы демократии. Изучение вопроса о выборах князя позволяет определить исторические истоки выборов главы государства..

Читать

Старший краснофлотец Саша Фадеева

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, жители нашего города встали на защиту своей Родины. Старооскольцы служили в разных частях, принимали участие в разных сражениях. Были они и в морском флоте. .

Читать

Об этом нельзя забывать

Мой прадедушка по линии отца Исмагил Загитович Юлаев- участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и труда. Когда началась война, ему было 22 года. Юноша в числе первых ушел на фронт защищать Родину, воевал в 112-ой кавалерийской дивизии. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом и попал в госпиталь. Контузия не позволила ему вновь встать в строй. Исмагил-олатай был комиссован и вернулся в родную деревню Таймас Куюргазинского района. Вел активный образ жизни, работал, ковал победу в тылу. Встретил красивую скромную девушку Гафифу и сделал ей предложение. Вместе они окончили в Стерлитамаке учительские курсы и стали работать в школе..

Читать

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА И ЧЕЧНИ В XVI-XVIII ВВ.

Вопросы исторической географии народов Северного Кавказа и их этнополитического развития всегда были в поле внимания российских историков. Как известно складывание исторической Чечни в географическом пространстве с запада на восток (от Ассы до Акташа и Андийского хребта) в зональном направлении, и в меридиональном - от вершин Кавказского хребта на юге до среднего течения Терека на севере, было во многом обусловлено историческими условиями и географическими факторами..

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Тайна «Чёрного» Принца. Вымыслы и реальность

Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..

Читать

Загадка старой фотографии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter