Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Э. Лейтон. Тристан и Изольда
Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. Из этого широкого понятия выделяется еще одно необычное, но вполне соответствующее странам Европы средневекового периода явление куртуазной любви (фр. сourtois – высокий, учтивый) или любви рыцаря (трубадура) к Прекрасной Даме, которое современники также называли fine amour – «утонченная любовь». Термин был впервые введен Г. Парисом (19 в.)i, который предлагал разделять понятия «истинная любовь» и «куртуазная любовь», подразумевая во втором случае именно свод правил поведения. Основными источниками по данной теме являются песни трубадуров, труверов, миннезингеров средневековья, а также классический рыцарский роман.ii Всего известно 225 жизнеописаний и разо (комментарии к произведениям) ста одного трубадура из примерно четырехсот, чьи имена дошли до наших дней.
Суть куртуазной любви состояла в «поклонении» рыцаря замужней женщине, как правило, выше стоящей по статусу и положению, с целью получения эстетического удовлетворения от самого процесса ухаживания. На первый взгляд любые отношение замужней дамы с другим мужчиной являлись по понятным причинам недопустимыми, поэтому взаимоотношения между полами в данном случае олицетворялись с вассально-сеньориальными отношениями, формируя, таким образом, своеобразный кодекс поведения, который чисто формально мог признаваться церковью. Но подобно сеньору, дама принимала мольбу рыцаря о возможности защищать и, в то же время, превозносить её, с условием оказания ответной услуги – преподнесения т.н. услады по любовному праву.iii Эта услада у трубадуров и труверов обозначается тем же термином, что вознаграждение от сеньора (guerredon - от guerre, «война», и don, «дар»). Этим вознаграждением может стать ласковый взгляд, шнурок или рукав от платья, но также и разрешение «целовать ее и обнимать», «лежать с ней и обнимать ее нагую».iv Здесь и начинается самый сложный вопрос о характере взаимоотношений, где с одной стороны защищается мнение о платонической любви, а с другой - осторожного обхода принятых норм действиями непрямого сексуального характера.
Хронологические рамки возникновения и распространения куртуазной любви определены 11-13 вв. По мнению множества историков, в том числе М.Г. Муравьевой (словарь гендерных терминов)v возникновение данной практики относится к 11в. Франции, расцветом Ж. Дюбиvi считает начало усилий проповедников в развитии форм чисто женской духовности (1200 г.). Символом вырождения куртуазной любви же некоторые посчитают знаменитый «Роман о Розе» (1240 г. – первая часть написана Гийомом да Лоррисом; в 1280 – продолжение Жана де Мена), где лишь один шаг «от любви до ненависти» отражает это вырождение. Таким образом, нижняя граница достигается уже серединой 13 века, хотя и эта планка большинством историков продлена (вспомним произведения гуманистов) и связывается с закатом рыцарства и зачатками капитализма в раннее новое время. Хотя, многие люди, не будучи историками, согласятся с тем, что тень данного явления прослеживается и в викторианскую эпоху и в наши дни (не смотря на феминистское движение, галантность современного джентльмена актуальная в западном обществе по сей день).
Для обозначения певцов-символов куртуазной лирики употребляется много терминов помимо известного нам понятия «трубадур» (для обозначения поэтов провансальских), схожих по своему значению и в целом отождествляемых с исторически верным общим для всех понятием «менестрель» (поэт-музыкант). Известны также миннезингеры (общее название для немецких куртуазных поэтов), труверы (северофранцузские поэты), жонглеры (авторы и одновременно исполнители, подобно менестрелям, но обслуживавшие – в противоположность куртуазным поэтам - не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина), а также ваганты («странствующие клирики»). Первоначально они слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании. Активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. За осуждение и критику католической церкви трубадуры преследовались, а после альбигойского крестового похода исчезли совсем, оставив после себя богатое культурное наследие. Так как среди этих поэтов встречались и женщины (наиболее известны графиня де Диа, Кастеллоза), то существовала и женская форма для слова «трубадур» - окситанское слово troairitz.vii Трубадуры часто воспевали в своих произведениях известную своей красотой королеву французскую и английскую Алиенору Аквитанскую, чей дед Вильгельм (Гийом) IX Аквитанский (10-11 вв.) считается первым трубадуром.
Стоит различать трубадуров по их социальному статусу, в целом можно выделить две группы: в первую входят высшие феодалы (графы, бароны и другие знатные сеньоры, в том числе короли); во вторую - собственно рыцари-певцы, воплощавшие на практике именно идеологию первичной - рыцарской - куртуазии. Но есть и исключения, так например Гираут Рикьер (ок. 1230-ок. 1295 гг.) был выходцем из городской среды, а еще более известный Маркабрюн – один из трубадуов низкого происхождения (по преданию, найдёныш, воспитанный богатым человеком). Среди представителей же первой группы мы можем вспомнить значительное число известных поэтов, каковыми являлись Бертран де Борн, Раймбаут Оранский, уже упоминавшийся Гильом IX Аквитанский и даже Ричард I Львиное сердце (хотя стихотворений его авторства найдено всего два, и обращены они к сестрам – данного правителя всё равно причисляют к трубадурам).viii
С чем же связано возникновение данного явления, причем именно в этот период? По мнению французского историка Ж. Дюби, толчок явлению дал установившийся в среде феодального рыцарства принцип майората: во избежание деления семейного надела, в семье женили только старшего сына, остальные же обязаны были отрабатывать военную службу, а порой участвовать в грабительских походах. Принижение тем самым положения рыцаря, подчеркивающееся статусом «холостого», вызывало определенную агрессию, которая являлась потенциально направленной против сеньора и власти в целом угрозой. Её-то и необходимо было устранить или хотя бы приглушить, создав игру с правилами для повышения статуса рыцаря в среде остальных мужчин. Ведь именно честь являлась для рыцаря стимулом существования, и именно недостижимость любви высокопоставленной дамы делало эту игру такой привлекательной, не смотря на то, что он всегда мог добиться внимания и простой служанки или пастушки, но это было слишком просто и даже недостойно.
Можно связать распространение куртуазной любви и возникновение негативной реакции церкви на творчество трубадуров с распространением в этот период свободомыслия в виде альбигойских ересей (XI в.), что объясняло изменение отношения народа ко многим явлениями, особо строго запрещавшимися церковью. Первоначально литературный образ, зародившийся в поэмах тех самых трубадуров, являлся лишь воплощением их мечтаний и мыслей, и многое могло быть попросту преувеличенным или зашифрованными (использование темного стиля - Маркабрюн), к чему и придиралась церковь, находя в таинственных формулировках грешность мысли.
Проблема того, насколько в концепции куртуазной любви проявляется или не проявляется собственно сексуальное чувство, занимала интерпретаторов и исследователей куртуазной любви во все века и эпохи. Куртуазная любовь отличается от античного эроса и восточной любви-страсти именно тем, что индивидуальное человеческое, физиологическое чувство (бледность, вздрагивания, обмороки) соединено здесь с задачей нравственного усовершенствования как социально значимой категорией.ix Если обратиться к поэмам, то некоторые трубадуры совершенно не скрывают своего желания обладать женщиной, осуществляя не только принцип единения душ, но и единения тел. Бернар де Вентадур пишет:
..если б она только осмелилась
провести меня ночью
туда, где скинет с себя одежды,
и в этом укромном уголке заключить меня в свои объятья.
Но если мы говорим о том, что трубадуры могли в большей степени описывать мечты и желания в своих поэмах, то скажем, стихотворение Беатрис де Диа больше походит на настоящее воспоминание:
Я горестной тоски полна
О рыцаре, что был моим,
И весть о том как он любим,
Пусть сохраняют времена.
Мол холодны мои объятиья –
Неверный друг мне шлет укор,
Забыв безумств моих задор
На ложе и в парадном платье
Поскольку в браке любви не существовало, о чем говорит нам одно из тридцати одного правила любви, описанного в «Трактате о любви» Капелланом, то настоящая любовь всегда выражалась в любви к Богу, в связи с чем культ Девы Марии и культ Прекрасной дамы отождествлялись. Слияние образов Прекрасной Дамы и Девы Марии позволяет отнестись к любви земной как преддверию любви небесной. Таким образом, происходит сублимация любовной страсти, перевод ее в высшие, духовные и даже мистические сферы, что мы можем проследить и в описании Хейзенги в «Осени Средневековья». По мнению Буланаковой М., стимулом для развития куртуазных отношений оставалась возможная, а часто и обязательная любовная связь, и если этот шаг слишком долго оттягивался, то женщина подвергалась обвинениям в среде мужчин. Но всё-таки за такие мысли моральными санкциям подвергались больше сами трубадуры, негативно описывающие любовь, за что их называли клеветниками. Но, здесь же возникает и второй спорный вопрос о реальном отношении к женщине. С одной стороны её положение, безусловно, повышается, с другой стороны - отсутствие описания индивидуальных черт Дамы в поэмах подтверждает тот факт, что акцентировалось внимание именно на переживаниях субъекта, а не на прекрасном объекте воздыханий.x То есть, в общекультурном контексте женщина по отношению к мужчине оставалась в подчиненном и приниженном положении. Куртуазия, по мнению Ж.Дюби, являлась своеобразной школой вассалитета, в которой женщина выступала наставником для молодого рыцаря в освоении азов вассальной верности. Некоторыми историками (Брюнель-Лобришон, Дюамель-Амадо) также подчеркивается небольшое изменение в положении женщины в связи с уходом в крестовые походы и на войну большей части мужчин, что возлагало на женщину определенную ответственность за оставленные огромные владения, а также своего рода самостоятельность действий, что может и поспособствовало возникновению Судов любви, где огромную роль играло именно мнение высокопоставленной женщины. Интересен также, факт, что в феодальных кругах Южной Франции женщины вообще пользовались относительно большей свободой. Согласно древним римским законам, сохранившимся в Провансе, они могли наследовать феодальные владения и выступать в роли феодальных сеньоров, окруженных толпой придворных. Знатные дамы весьма благосклонно относились к куртуазной поэзии, которая подымала их на высоких пьедестал. Кстати, известна одна красивая история из биографии короля Франции Роберта II Благочестивого (972-1031) из рода Капетингов, которая хоть и не относится собственно к куртуазной любви, но отражает особое отношение к женщине и особое, даже более современное нам явление любви мужчины к слабому полу. Эту историю нам может напомнить картина Ж.-П. Лоранса «Отлучение Роберта Второго». Трагичная судьба короля заключалась в том, что полюбив жену Графа Блуасского Берту (которая была намного старше короля), Роберт забыл о своей собственной жене, и собирался объявить войну конкуренту, но после неожиданной естественной смерти графа, Роберт женился на женщине, которую считал прекраснейшей на свете, не смотря на то, что Папа запретил (выяснилось, что Роберт и Берта были родственниками в третьем колене). Таким образом, французский король был отлучен от церкви и запятнал свою репутацию, но ни смотря ни на что, продолжал оставаться со своей любимой...xiСамое интересное, что этот факт относится к заре куртуазии (рубеж 10-11 вв.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что куртуазная любовь была своего рода реакцией на сложившуюся форму брака без любви, брака по расчету, и она уже выступала действенным регулятором внебрачных отношений и компенсировала противоречивость чувственного и духовного в рамках церковного брака. Материалистической же причиной здесь выступили крестовые походы и сложившаяся политико-экономическя ситуация в средневековой Европе. Что касается положения женщины, то вопреки мнению французского историка Ж. Дюби, считающего, что статус женщины весомо изменился, чему свидетельствовало уменьшение агрессии со стороны мужчин по отношению к женскому полу, то стоит отметить, что это возвышение оставалось больше в литературе, а на деле являлось лишь внешним, поверхностным, как заметила М. Буланакова. К тому же, явление куртуазии было характерно лишь для высших слоев общества, соответственно говоря о женщине, мы имеем ввиду не женщину в целом, а лишь определенный образ – образ женственности, воплощенный в Прекрасной Даме. С другой стороны, куртуазная любовь дала толчок для своеобразной трансформации любовных отношений и развитию новых взглядов на любовь в целом, о чем свидетельствуют Суды Любви, и дальнейшие идеи эпохи Возрождения. В конце концов, это значение прослеживается в современных взглядах на половую любовь, которая уже не ограничивается одним только продолжением рода и не запрещает высокие чувства к человеку, в отличие от средневековой любви преимущественно к Богу.
Примечания
i Смолицкая О. Куртуазная любовь // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 253 - 255.
ii Жизнеописания трубадуров. - М.: Наука, 1993; Прекрасная Дама: Из средневековой лирики. - М.: Московский рабочий, 1984; Бедье Ж. Тристан и Изольда. М.:Аргус, 1993; Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М.: Худож. лит., 1976.
iv Смолицкая О. Куртуазная любовь // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 253-255.
v http://www.owl.ru/gender
vi Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.//Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 90-96
vii Shulman, Jana K. The Rise of the Medieval World 500-1300. – Westport, Conn: Greenwood Publising Group, 2002.
viii Перну Р. Предисловие // Ричард Львиное Сердце / Науч. ред. А.П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. - М.: Молодая гвардия, 2009.
ix Смолицкая О. Куртуазная любовь // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 253 - 255.
x Рябова Т. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.
xi http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History