Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейБитва греков с амазонками
При знакомстве с источниками начинает вырисовываться три основных района, куда помещали легендарных воительниц:
– центральная Турция;
– северное Причерноморье, Придонье, Кубань;
– северный Кавказ, современная Абхазия.
Первая локализация, вероятно, самая древняя. Это упоминание о реке Термодонт, вдоль которой располагалось царство женщин. Термодонт – это река на северо-востоке Малой Азии, которая впадает в Черное море. Её современное название – Терме-Чай. Эта река так прочно засела в традиции, что, когда требовалось переместить амазонок согласно повествуемым событиям на другой берег Понта, то реку тоже переносили туда. Чаще всего её название давали Кубани.
Вообще в Малой Азии два определенных района, с которыми связано присутствие амазонок. Если первый это долина Термодонта, то второй – западные границы полуострова, где находились Фригия, Лидия, Ликия. В первом случаем указывается место обитание, во втором – арены борьбы амазонок.[1]
Диодор Сицилийский так описывает общность амазонок в данном регионе: «Жил у реки Термодонта народ под управлением женщин, которые наравне с мужчинами занимались военными делами. Говорят, что одна из них, имевшая царскую власть, отличалась мужеством и силой. (При ней мужчины были отстранены от всех важных дел, одни соседи покорились, на прочих производились успешные набеги, а народ получил название амазонок.)… царица построила большой город близ устья реки Термодонта, по имени Фемискиру… Дочь её отправилась войной в другую страну, приобрела большую часть Азии и распространило своё владычество вплоть до Сирии.»[2]
Данный отрывок очень важен для понимания того, кого же видели в амазонках греки. Границы державы амазонок совпадают с границами Новохеттской державы. Центр царства амазонок находился в северо-восточной Малой Азии, в не столь уж великом отдалении от самого сердца государства хеттов. Вполне вероятно, что хетты и есть в глазах греков амазонки. Хронологические рамки событий, связанных с помощью амазонок Трое (а вероятно, и походы «Геракла и Тесея», и ответная компания амазонок), и падение Новохеттской державы совпадают.
Что именно послужило причиной опознать в Хатти сказочное женское царство трудно сказать. Скорее всего, это не было следствием какого-то одного факта или явления. А вот их совокупность вполне могла создать впечатление могущества женщин. Во-первых, главное военное божество и божество, играющее роль величайшей хранительницы государства, были богинями: Шавушка-Иштар и Солнечная Богиня Города Аринна. Во-вторых, во главе государства не стоял единоличный правитель мужчина. С точки зрения хеттов, их государственность была представлена парой Великого Царя, Табараны, и Великой Царицы, Таваннанны. Они были мужским и женским воплощением власти. Мужчина и женщина не противопоставлялись друг другу. Их владычество мыслилось как соправление параллельных последовательностей Табарн и Таваннанн.[3]
Образ царицы, которая взяла власть в свои руки, находит свой прототип в хеттской истории. Царица Пудухепа, жена Хаттусили III, была «одной из самых влиятельных женщин древнего Востока»[4]. После победы под Кадешем, она вышла замуж за будущего царя. А после удачного свержения Мурсили III, она стала Таваннанной. Она играла важную роль при дворе и в дипломатической переписке. Пудухепа была советницей своего мужа. Её положение было равным положению Хаттусили. Она известна благодаря своей переписке с Египтом по поводу дипломатического брака между двумя державами. Пудухепа весьма резко отзывается о Рамсесе II, говоря, что стыдно ему требовать приданое, т.к. это указывает на его несостоятельность. Царица имела собственную печать, на которой она изображена в объятиях Иштар. После смерти Хаттусили царица получила ещё больше власти: она была объявлена царицей-богиней при своем сыне Тадхулии IV. Кроме дипломатии и жречества она занималась судебными делами.[5]
Предания о конфликтах деятелей «героического века» с амазонками вполне может быть отражением борьбы ахейцев и хеттов. Так, Тудхалию IV приходилось вести войны в северо-западе Малой Азии. В этот регион, подвластный хеттам, проникали ахейцы и фракийцы с Балкан. Тудхалия IV смог в конце концов отбросить ахейцев и разгромить Илион. Об этом упоминается и в «Илиаде» Гомера:
Некогда, быв во фригийской земле, виноградом обильной
Зрел я великую рать фригян, колесничих быстрых
Зрел я Отрея полки и Мигдона, подобного богу
Станом стояло их воинство вдоль берегов Сангария
Там находился и я, и союзником оных считался
В день как мужам подобные рати нашли амазонки[6]
Гомер заменил хеттов амазонками. Это вполне обычное явление для греческой традиции, которая знает лишь единичное упоминание о хеттах – у того же Гомера в «Одиссее» есть такие строки:
Так Еврипила, Телефова сына, губительной медью
Он (Неоптолем) нисповёрг, и кругом молодого вождя все кетейцы
Пали его жертвою женских даров[7]
Вряд ли это было осознанное упоминание народа, обитавшего в «героическом веке» на территории Малой Азии. В дальнейшем античные историки не понимали, кто такие кетейцы, и полемизировали по этому поводу. Страбон указывает, что эти строки задают загадку, т.к. непонятно, кого следует считать «кетейцами»: «Гомер, однако, помнит эту историю до известной степени». Царство Еврипила он помещает в окрестности Каика, т.к. у него есть приток Кетей.[8]
Кроме того этот отрывок указывает, что хетты прислали на помощь Илиону свои войска. Следует вспомнить и помощь амазонок под командованием Пентеселеи. Вполне вероятно эти отряды тоже были присланы из Хаттусы. Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) племена пеластов (пеласгов), родственных грекам, и фригийских мюсов, иначе — мушков, устремились в северо-западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В результате неясных нам точно столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее: ахейцы разгромили Илион. После чего вся эта рать, в том числе и мушки пошла в глубь Хеттского царства, которое не пережило этого удара. Как и где погибли последние силы хеттского двора, неизвестно. Мушки разгромили Хаттусу, другие земли хеттов и заняли их, истребив значительную часть населения.
Это не что иное как «нашествие народов моря». Страбон указывает, что победители в Троянской войне двинулись на юго-запад и дошли до южных пределов Финикии.[9] После этих событий амазонки больше не упоминаются в Малой Азии. Повествую далее, античная традиция переносит их через Черное море на север.
Древнейший рассказ в греческой литературе про амазонок из Северного Причерноморья принадлежит Геродоту. Этот рассказ – полулегендарное отражение истории происхождения савроматов. Это ещё один пример контаминации представлений о народах, в обычаях которых пытаются увидеть амазонок.
Эллины победили амазонок в сражении на реке Термодонт и отплыли обратно на трех судах, захватив с собой пленниц. В открытом море пленные амазонки перебили мужчин, а затем остановились на землях свободных скифов у г. Кремны на Меотийском озере. Сойдя с кораблей, воинственные женщины начали грабить земли скифов. Те, приняв амазонок за мужчин, вступили с ними в битву. Только овладев трупами амазонок, они узнали, что это женщины.
Тогда скифы на совете решили больше не убивать амазонок, а послать к ним своих юношей с целью иметь детей от этих славных женщин. Скифские юноши стали лагерем по соседству. Вскоре они стали жить вместе с амазонками. Несколько времени спустя скифские юноши предложили амазонках переселиться к ним. Но те отказались, заявив, что не уживутся со скифскими женщинами: «У нас с ними, - говорили амазонки, - не одинаковые обычаи: мы стреляем из луков, мечем дротики, ездим верхом, а женским работам не обучены, между тем ваши женщины не делают того, что делаем мы, а занимаются женскими работами. Если вы хотите иметь нас вашими женами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно.» Скифские юноши так и поступили.
Геродот подчёркивает далее, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов. Т.е. он генетически связывает савроматов не только со скифами, но и с амазонками. Отсюда савроматские женщины ведут их нынешний образ жизни: вместе с мужчинами и без них ездят верхом на охоту и на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьет врага.[10]
Смешения понятий о савроматах и малоазийских амазонках прослеживается не только у Геродота. Так, у Эфора во фрагменте, сохраненном Стефаном Византийским (6 в. н. э.) в его словаре «Этникон», под словом «амазонки» говорится следующее: «Амазонки – женское племя у Термодонта, которые поныне называются савроматидами. О них рассказывается, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин.»[11]
Сообщение Геродота о савроматских женщинах следует считать реальным, поскольку об этом свидетельствуют античные авторы в описании обычаев кочевых народов.[12] Лишь уточняются некоторые детали, но общая картина остаётся прежней: незамужняя савроматка должна убить трех врагов, а не одного; замужняя переставала заниматься военным делом, пока не появлялась в этом необходимость. Ещё одно интересное и, на наш взгляд, важное дополнение: савроматская женщина выступала в роли жрицы и отправляла «обычные жертвоприношения».
Савроматы Геродота живут за Доном: три дня пути на север от Меотиды, три дня пути на восток от Дона – начало их земель. Они ближайшие соседи меотов, через земли которых течет Дон. От своего начала земля савроматов простирается на 15 дней пути, следовательно на 3000 стадиев, то есть около 540 км. Сообразно этому савроматов принято локализовать между Доном и Волгой. С конца V в. начался процесс перехода савроматов на левый берег Дона; об этом говорят Псевдо-Гиппократ, Псевдо-Скилак и географ III в. Евдокс. Последние два называются перешедших Дон савроматов сирматами. Стефан Византийский поясняет, что Евдокс называет так савроматов; может быть, это лишь название одного из многочисленных племен савроматов-сарматов.[13]
Археологические культуры савромато-сарматов распространяется на все нижневолжские и приуральские степи. От Аткарска до г Степного и Яшкуля между Волгой и Доном, до Эмбы на восток и отсюда на север до Бузудука и до Магнитогорска простиралась область савроматов. Ранний этап существования савроматов зафиксирован в памятниках блюмендфельдской культуры (савроматская культура). Среди женских погребений этой культуры в Поуралье были обнаружены погребения женщин, стрелков из лука, иногда конных. В погребальном инвентаре находят каменные блюда. Сначала предполагалось, что они служили туалетной дамской принадлежностью: в них растирали белила и румяна. Однако они были слишком громоздки для такого использования. В одном кургане блюдо находилось на своеобразном столбе, сбитом из глины и извести. Белая глина, мел и известь на всех ступенях савроматской культуры Прикаспия хорошо представлены в погребальном ритуале. Скорее всего, они играли очистительную роль. Блюдо, найденное около места Горбатый мост, содержало на поверхности две раковины, которые по консистенции были почти мел, и кусочек реальгара. Этот минерал по своей режущей структуре никак не мог служить румянами. Вероятнее всего реальгар знаменовал оживляющую кровь. Он часто встречается в могилах блюмендфельдской культуры. Кроме реальгата и раковин на блюде находилась небольшая галька со слабо стертой нижней стороной. Вся поверхность блюда была густо натерта минералом, но не была отшлифована. Галька, вероятнее всего, служила для натирания краски. В этих блюдах археологи признали переносные алтари, которые использовались в быту.[14]
В полном соответствии с повествованием Псевдо-Гиппократа женщины савроматов не только воевали, но и были жрицами. Поэтому понятно нахождение таких алтарей именно в женских погребениях, а не в мужских. Воинственные жрицы были не только жрицами. Раскопки сплошных курганников Сусловского, Покровского-на-Волге, группы А под Блюмендфельдом, Елга под Бузулуком, Горбатого моста показали, что курганы насыпались в одиночку и лишь потом к ним прирастали более позднии сплошные группы. Курганник Горбатого моста показывает, что уже в следующую археологическую эпоху савроматов (прохоровская культура), савроматы-сарматы усвоили манеру сосредотачивать свои погребения вокруг женской своей прародительницы. Таким образом женщина в савроматском обществе играла ещё и роль матери-предка.[15]
Несомненно, такие обычаи заставили греков перенести мифических амазонок из Малой Азии на север.
Наконец третий район, куда древние греки помещали амазонок, находится на Кавказе. Если вспомнить речь Демосфена LX, то можно найти там слова, что после поражения под Афинами амазонки бежали за Фасис. Это современная река Риони, что несет свои воды по землям Грузии.
Плутарх, рассказывая про войну Помпея с Митридатом, указал на столкновение с альбантами, поднявшими очередной бунт. В сражении при реке Абанта Помпей разбил варваров. Среди тел убитых после битвы находили амазонские щиты и котурны. «Амазонки живут в той части Кавказа, что простирается до Гирканского моря, однако они не граничат с альбанами непосредственно, а между ними обитают гелы и леги. С этими племенами они ежегодно встречаются на реке Термодонт и проводят с ними два месяца, а затем удаляются в свою страну и живут там сами по себе, без мужчин»[16]
Страбон тоже пишет про кавказских амазонок: «Говорят, что амазонки живут в горах (Кавказских), возвышающихся над Албанией… Они жили смежно с гаргареями по северному скату той части Кавказа, которая известна под названием Громовых гор. Тут в течение не менее месяца в году амазонки занимались садоводством, посевами, скотоводством, но преимущественно разведением лошадей. Самые отважные из них промышляли охотою и занимались военными упражнениями. Все они с малолетства выжигали себе правую грудь, чтобы свободней действовать рукою при разных эволюциях, а в особенности при метании копья. Кроме этого оружия они употребляли также лук, сагарис – двойную боевую секиру и щит и делали себе шлемы, панцири и пояса из шкур диких зверей. При наступлении весны они отправлялись на ближайшую гору, отделявшую их от гаргареев, и оставались там два месяца. Со своей стороны и эти последние, следуя древнему обычаю, поднимались туда же. Соединившись с амазонками, они вместе приносили богам жертвы, после чего в тайне ночи соединялись без разбора… Происшедшие таким образом дети делились по их полу: девочки оставались при матерях, а мальчики возвращались отцам…»[17]
В книге Фл. Вописка «Жизнь божественного Аврелиана» читаем: «В триумфальном шествии Аврелиана шли со связанными руками взятые в плен иберы (грузины), персы, геты, аланы и сарматы. Вели также 10 женщин-гетеянок, которые сражались вместе с мужчинами; многие другие были убиты. Надпись на триумфальной арке гласила, что женщины эти из племени амазонок»[18]
Чтобы определить ареал обитания кавказских амазонок, нужно определить границы расселения их соседей: гелов и легов. К.Тревер считает, что гелы жили не только севернее албанов, но и у юго-западного угла Каспия (область Гилян). По мнению К.Алиева, леги обитали на территории Южного Дагестана, а гелы занимали Южный Дагестан и район реки Кудиал-чай. "Во всех случаях, — пишет Дж. Халилов, — гелы и леги в источниках упоминаются рядом и потому в вопросе о соседстве и родстве этих племен сомнения быть не может". "Леги обитали и в горных районах бассейна реки Самур, севернее удинов и албанов".[19]
Таким образом, вырисовывается регион Центрального и Северного Дагестана как области обитания амазонок.
Что касается их соответствия каким-либо реальным народам, то существует два предположения. Первое прописано в «Жизни божественного Аврелиана». Тогда амазонки превращаются просто в жен гетов. Относительно амазонок имеет место и другое предположение. Амазоны — это не что иное, как искаженный этнический термин «алазоны», обитатели местности по р. Алазани, у которых пережитки матриархата могли сохраняться несколько дольше, чем у других кавказских народов.[20]
[1] Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. Указ. соч. - С. 89
[2] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 45-46
[3] Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – С.89
[4] Journal of the American Oriental Society, 1979. № 2 – С. 386
[5] The Kingdom of the Hittites By Trevor Bryce. Oxford, 2005 – С. 286-289
[6] Гомер. Илиада. М.: Правда, 1985 - С. 56
[7]Гомер Одиссея. М.: Художественная литература, 1987 – XI. 519-521
[8] Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – XIII. I. 69-70.
[9] Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – XIV. IV. 3
[10] Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // «Известия Ростовского областного музея краеведения». Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.31-32
[11] Стефан Византийский. Этникон. Описание племен. Амазонки // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988
[12] «Следует учитывать, что данный автор (Псевдо-Гиппократ) не пользовался Геродотом или его источниками. Исследование Псевдо-Гиппократа самостоятельно. Оно – результат общения со скифами, колхами, савроматами.» // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С..32:
[13] Гракова Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов //ВДИ. 1947. №3 – С.102
[14] Гракова Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов //ВДИ. 1947. №3 – С.110
[15] Там же
[16] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Помпея. XXXV. М.: Эксмо-пресс,1999 – С.835
[17] Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – VI. 5
[18] Фл. Вописк. Жизнь божественного Аврелиана. // Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII. – 158. 1.
[19] Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания – Лезгистан. 2.2. Племена Кавказской Албании
[20] Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания – Лезгистан. 2.2. Племена Кавказской Албании
Связанные статьи:
Амазонки и их место в античной историографии