Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейНезначительность археологических памятников предскифского периода в степях Причерноморья и Дона не позволяет с уверенностью говорить, что именно здесь жили исторические киммерийцы. Да и трудно представить, как жители степей оказались в Закавказье, где в то время Урарту и Ассирия проводили активную экспансию.
Появление киммерийцев в Закавказье датируется концом восьмого века до нашей эры. В одном из писем ассирийский царевич Синахериб сообщает отцу Саргону второму (722-705 г. до н.э.): «Набули, начальник укрепленной крепости Халсу, сообщил мне следующее: «Когда он (царевич страны Урарту) пошел в страну Гамир, его войско было целиком перебито, трое его вельмож вместе с их войсками были убиты, а он сам убежал и пробрался в свою страну».
Из чего следует, что страна Гамир находится где-то на северной границе Урарту. Именно здесь в Араратской долине урарты строят большое количество крепостей: Аргиштихинили, Мецамор, Доври, Элар, Тейшебаини, Эребуни. А присутствие там киммерийцев подтверждает местная топонимика: Гомаретское плато, Диди-Гомарети, Имера, армянский город – Гюмри и другие.
Любопытен и тот факт, что грузинский верховный бог неба, отец богов, господин вселенной, демиург и распорядитель мирового порядка носит имя Гмерти. А в осетинской мифологии Гумиры – грубые и сильные великаны, изображаемые семиглавыми чудовищами, уаиги - нартского эпоса. Гумиры населяли землю до нартов, а позже постоянно с ними враждовали.
Из всего этого можно сделать вывод о более длительном присутствии исторических киммерийцев в Закавказье. И тогда наше внимание не может не привлечь Триалетская археологическая культура конца третьего – первой половины второго тысячелетия до н. э., на территории которой распространены перечисленные выше топонимы.
Триалетскую культуру, прежде всего, объединяют общие черты погребального обряда: курганы с каменной, каменно-земляной насыпью; ямные или наземные погребальные камеры чаще всего с отделкой деревом или срубами. Что сближает ее со Срубной археологической культурой (17-12 вв. до н. э.). Так что, похоже, киммерийцы Евроазиатских степей всего лишь беглецы из Закавказья.
Причиной переселения могли стать военные походы хеттских царей расширявших свою державу. Особенно натиск хеттов усилился после середины второго тысячелетия до н. э., что привело к упадку Триалетской культуры и появления здесь нового населения. Иначе откуда в современной Грузии названия, в которых слышны отзвуки тех далеких времен: города Ланчхути, Кутаиси, Мцхета; Месхетский и Джавахетский хребты; исторические области Кахети, Кухети.
После распада Хеттской державы в 12 веке до н. э. ее северо-восточные области стали независимыми царствами. Наиболее сильными из них были Диаухи (Даиаэни – ассирийских источников) и Кулха как их называют урартские источники. Последнее не что иное, как греческая Колхида, правда, уже не та, куда приплывали аргонавты, чтобы помочь ее царю завладеть хеттским престолом. Историческая Колхида находилась на побережье Черного моря с центром у впадения в него реки Галис.
А освоение носителями хеттской культуры территории западной Грузии началось с середины второго тысячелетия до н. э. На рубеже первого тысячелетия до н. э. новое царство уже достигает своего расцвета и начинает расширяться. По легенде основателем Пантикапея являлся сын колхидского царя Аэйта. Влияние колхидской культура в это время отмечено и на территорию восточной Грузии, где на юге рядом с Джавахети и Артаани появляется историческая область Кола.
Не без участия переселенцев из Колхиды на северном Кавказе появляется кобанская археологическая культура. Видимо, именно они принесли сюда не свойственный для северного Кавказа обряд частичной кремации умерших. Любопытно и то, что в нартском эпосе есть роды ахсар-таг-ката и ала-гата, а четвертое сословие Осетии называлось кусагами. Причем в древнехеттских текстах (18 - 15 века до н. э.) упоминается собрание всех граждан – пан-кус.
Если говорить об этнической принадлежности исторических киммерийцев, то, наряду с местным населением – кассиями-каспиями, предпочтение следует отдать индоевропейцам, говорившим на одном из языков хеттской державы (возможно палайском) близком древнегреческому языку. Иначе не понятно как на восточном побережье Черного моря, позже, появились ахеи и гене-охи, названные так именно греками.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что исторические киммерийцы, скорей всего, союз племен объединившихся против экспансии Урарту. В него входило население, говорившее на пракартвельском, индоевропейском и индоиранском языках. В противостоянии с урартами киммерийский союз не мог не опираться на ресурсы Колхиды, ведь неслучайно в западной Грузии еще в древности возникло царство с названием Имерети.
Появление у царей Урарту серьезного противника на севере не могло остаться незамеченным Ассирией. И вскоре киммерийцы стали привлекаться к военным действиям не только против Урарту, но и других противников ассирийских царей. Самым известным походом киммерийцев было их вторжение во Фригию.
В 717 году до н. э. фригийский царь Мидас (по-ассирийски Мита) заключил направленный против Ассирии союз с урартским царем Русой первым. Но ассирийцам удалось нанести союзникам сокрушительные удары и даже вынудить фригийцев, а возможно и урартов, платить им дань. Но вскоре Мидас отказался признавать зависимость от Ассирии, и тогда те организовали киммерийское вторжение.
Иначе трудно объяснить, почему киммерийцы затеяли войну с совсем не угрожавшими им фригийцами. К тому же чтобы попасть во Фригию они должны были пройти по контролируемой Ассирией территории (хотя бы через ту же крепость Халсу). И наконец, позже ассирийцы еще не раз будут действовать подобным образом, но тогда их союзниками уже станут исторические скифы.
По каким причинам на месте киммерийцев оказались скифов сказать трудно. В анналах Асархаддона (царь Ассирии 681-668 г. до н. э.) есть такая запись: «Теушпу, киммерийца, странствующего воина, чья родная страна лежала далеко за провинцией khubusha, его самого и его армию я уничтожил мечем». С другой стороны в документах, относящихся к его правлению, упоминается киммерийский полк, входивший в состав ассирийской армии.
Во всяком случае, именно царь Асархаддон выдал свою дочь (или племянницу) за скифского царя Партатуа сына Ишпакая (Спарга – Сварга), скрепляя этим браком новый союз. Но все равно скифов в Передней Азии еще очень долго будут называть киммерийцами, что внесет путаницу в сведения древних авторов о событиях того времени.