Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейТеорий развития общества огромное количество. Они базируются на философских воззрениях их авторов и следовательно их можно условно поделить на две группы: материалистические и идеалистические. Данное деление основано на подходах философов к одному из важнейших вопросов философии - что первично? Материя или душа? Этот вопрос появился практически одновременно с появлением философии и до сих пор существуют различные подходы к его решению.
Наиболее аргументированную теорию развития общества предложили К.Маркс и Ф.Энгельс. Их взгляд на развитие общества базируется на материалистическом понимании истории.
Почитать подробнее о формационной и цивилизационной теориях можно по ссылке Формационный и цивилизационный подходы.
Согласно концепции К.Маркса и Ф.Энгельса процесс развития общества - это естественноисторический процесс, имеющий свои закономерности. Развитие общества, как и развитие истории является закономерным. А так как развитие общества это закономерный процесс, то он имеет определённые этапы и направление развития. В качестве критерия для деления общественного развития на этапы (общественно - экономические формации) был взят способ производства (производительные силы + производственные отношения). Выделяются такие общественно – экономические формации, как первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Часто формационный подход к истории понимают как линейный (т. е. существует только один вариант развития). Но К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли и азиатский способ производства, как особую общественно-экономическую формацию, тем самым признавая нелинейность исторического развития.
Некоторые критики материалистического подхода к истории заявляют, что данный подход не учитывает влияние человеческой мысли на происходящие события. Но это не так. Для примера можно взять реформацию в Германии. На проведение реформации, взгляды Мартина Лютера безусловно повлияли сочинения гуманистов, например, Эразма Ротердамского. Но взгляды последнего формировались под влиянием тех социально - экономических, политически, религиозных условий, в которых он жил. Само же появление гуманизма стало возможно благодаря появлению в Италии торгово-ремесленных слоев населения (пополанов), для которых догматические ценности католической церкви не подходили.
Проходит ли историческое развитие в разных странах одинаково? Нет, оно различно, т. к. различаются исторически сложившиеся условия. Например на историческое развитие России значительное влияние оказало влияние Византия, монголо-татарское нашествие и, безусловно, естественно-географические условия.
Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо определить такое понятие как историческая закономерность.
Как и любая другая, историческая закономерность - это объективные, существенные, устойчивые, необходимые, повторяющиеся при определённых условиях связи между явлениями. Нужно отличать закономерности от причинно - следственных связей. Если закономерность имеет общий характер, то причинно - следственные связи - частный и относятся к конкретным явлениям.
Несмотря на то, что история развивается закономерно, она носит субъективный характер, т. к. состоит из действий отдельных людей. В деятельности людей так же существуют закономерности. Но человек не робот, и всегда имеет возможность выбора, а следовательно может влиять на ход исторического развития. Есть ли здесь противоречие? Нет, т. к. закономерность - это не предопределённость. Люди действуют, влияют на ход исторического развития и тем самым создают условия, при которых будет действовать та или иная закономерность.
Таким образом, историческое развитие общества имеет закономерный характер, не исключая при этом влияние отдельных личностей на ход истории.