Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейИстория Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях.
Находясь зачастую в зависимом состоянии от других народов, финикийцы колонизировали все новые территории и торговали во всех уголках Средиземноморья, опережая в этом многие империи своего времени.
Колонии финикийцев можно было встретить на Пиренейском полуострове, на Сицилии и Сардинии, на побережье Африки и на бесчисленных островках Средиземного моря. Исследование новых земель не имело целью снискать славы первооткрывателей, их маршруты не выходили за пределы насущно необходимых для ведения торговли или добычи ценных металлов и драгоценностей.
История каждого финикийского города или колонии самобытна. Из полосок земли, занятых мимоходом, порой возникали империи. Так Карфаген, основанный финикийскими поселенцами в IX веке до н.э. в скором времени стал одним из важнейших городов-государств Средиземного моря, ведя активную торговлю, дипломатию и противостоя сильнейшим государствам региона. А в III веке до н.э. началось известное противостояние с набиравшей силу Римской республикой, которое закончилось полным уничтожением Карфагена после трех Пунических войн, которые шли на протяжении столетия.
Финикийцы заслужили право на место в истории еще и благодаря изобретению алфавита, вкладу в астрономию, в развитие кораблестроения и многому другому. Кроме того, важно отметить, что Финикия стала местом синтеза восточных и западных культур, оказываясь зачастую под влиянием более централизованных восточных государств, она смогла оказать существенное влияние на формирование греческой культуры и западный мир в целом.
Существуют различные точки зрения на происхождение понятия «Финикия» и «финикиец». Самой распространенной считается версия греческого происхождения, предположительно от слова «phoinike», что означает «пурпурный» и соотносится с одним из самых известных ремесел финикийцев – окраской тканей в пурпурный цвет1.
Схожая версия происхождения «Финикия» от слов «phoinike» и «phoinix», связана не с ремеслом, а с особенностями внешности финикийцев2.
Английскому историку и христианскому теологу Джорджу Равлинсону принадлежит еще одна версия греческого происхождения «Финикия». Он полагал, что греки называли Финикию «Землей пальм» ( «the LandofPalms»), а её обитателей «Пальмовыми людьми»(« thePalm-treepeople»)3.
В эпоху Древнего Царства египтяне называли один из типов корабля «библским кораблем». Весьма возможно, что «финикийцы» произошло от египетского «фенеху», что означает кораблестроитель4.
У Гомера «финикийцы» — синоним «сидонян». Однако греческим писателям было известно и название Ханаан в качестве эпонима финикийцев. «Ханаан» зафиксировано в источниках 15 в. – начала 12 в. до н. э. Позднее оно встречается только в Библии и у авторов, писавших под ее влиянием. Исключением служат вавилонский лексикографический текст 11 в. до н. э. и единичное упоминание Ханаана в египетском тексте около 9 в. до н. э.
Также в древнееврейской «таблице народов» упоминается сын Хама Ханаан и внук Хама Сидон. По библейскому преданию, финикийцы являлись потомками Хама и за его непочтительность к отцу обречены Богом вечно быть рабами потомков Сима— израильтян.
В виду незначительного количества дошедших до нашего времени документов, касающихся истории Финикии, выяснение происхождения финикийского народа достаточно сложный процесс. Предположительно первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно египетским источникам, здесь уже стали проживать семитские племена, относящиеся к группе западно-семитских, населявших примерно в то же время палестинские земли.
Некоторые антропологические исследования позволили представить, как выглядели финикийцы. Предположительно они были людьми небольшого роста. Средний рост мужчин составлял 1,63 метра, а женщин— 1,57 метра. Судя по сохранившимся изображениям, у финикийцев был удлиненный тип лица, продолговатые глаза, прямой толстый нос, курчавые волосы, завитая или коротко подрезанная борода5.
Нет полной ясности, откуда прибыли потомки финикийцев. По словам Геродота, землетрясение вынудило финикийцев покинуть свою прежнюю родину и в качестве прародины предлагалось побережье так называемого Эритрейского моря, скорее всего речь шла о побережье Персидского залива.
Греческий историк и географ Страбон писал, что предки финикийцев жили на островах Бахрейн в Персидском заливе. Российский историк Ю.Б. Циркин, на основании данных о языке и мифологии, связывает финикийцев (и угаритян) именно с Южной Аравией.
Однако итальянский историк Сабатино Москати подчеркивал, что «формирование финикийской нации кажется результатом процессов, происходивших в сиро-палестинском регионе, а вовсе не итогом переселения сюда людей, живших когда-то за пределами этого региона».
Есть основания полагать, что существовали несемитские поселения и города на территории современной Сирии и Ливана задолго до появления здесь семитских народов прибывших из передней Азии (конец III тысячелетия). Так, например, до прихода Ханаанеев существовали города Угарит и Библ.
Скорее всего, финикийцы как народ сформировались именно в сиро-палестинском регионе, на восточном побережье Средиземного моря, но районы Ливана стали лишь местом, в котором смешались самые разные племена, этнический состав менялся под воздействием все новых волн миграции, но место прародины финикийцев остается спорной.
Первоначально, финикийцы или ханаанеи занимали территорию более обширную, чем ту, что сейчас принято называть Финикией. Они были вытеснены из Сирии кочевниками-арамеями, а из Палестины еще одной группой семитских племен - древнееврейскими племенами6.
В конце I тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье было наводнено кочевыми племенами, но кочевое влияние не перешло через Ливанские горы и население Финикии осталось ханаанейским до самого упадка финикийской культуры7.
Стоит отметить, что диалектные членения указывают на различное происхождение семитов Палестины и Финикии по сравнению с семитами Сирии. Есть различия и в языке Ханаанеев от говора прибрежной Сирии (например г. Угарит), но имеет некоторое сходство с языком амореем Верхней Месопотамии и внутренней Сирии8.
Можно сделать вывод, что на протяжении всей своей истории финикийский народ претерпевал множество изменений. На пути становления были и миграции и слияния с другими народами, как и влияние более сформировавшихся этносов. Схожие признаки обнаруживаются у народов во многих регионах Передней Азии.
Финикия располагалась на Восточном побережье Средиземного моря и занимала узкую полоску земли шириной в 15-50 километров и длиной не более 200 километров. Приблизительное расположение Финикии было между 33-й и 36-й параллелью (приложение 1).
Эта прибрежная территория изрезана горными хребтами, а с Востока укрыта горной грядой (Ливанские горы). Местность это достаточно высокогорная: 2-3 тысячи метров над уровнем моря. Многие названия финикийских городов несут отпечаток своего месторасположения, так «Библ» переводится как гора, а «Тир» - скала. Однако сами города часто располагались у воды в низинах или ближайших островах.
Города располагались достаточно близко друг от друга, а местность имела разнообразный рельеф: чередовались леса, рощи, реки и удобные гавани, горы и холмы сменялись равнинными участками.
Любопытно описание Финикии приведенное Страбоном: «После Берита, приблизительно в 400 стадиях, идет Сидон. Между этими двумя городами течет река Тамира и находятся рощи Асклепия и Леонтополь.<...> Сидон находится близ удобной по своему естественному положению гавани. <...> Тир весь — остров; он построен почти одинаково с Арадом; с материкомгород соединен земляной насыпью. <...> После Аки идет Башня Стратонас причалом для судов. Между этими местами находятся гора Кармел и городки, о которых ничего, кроме имен, неизвестно: Сикаминополь, Буколополь, Крокодилополь и другие. Затем идет большой лес»9.
Местность была богата древесиной: каштаны, кедр, дубы, некоторые виды фикусов, терпентинное дерево. Финикия была также богата и металлами.
Пахотные земли были ограниченны, но и те, что имелись, использовались интенсивно. В благоприятных для земледелия условиях находились районы Марата, Берита, Сидона, Тира и Акко. Преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.
Узкая полоса Восточного побережья Средиземного моря была хорошо орошаема, можно предположить, что осадков было не менее 800 мм., а в высокогорных областях около 1500 мм. Средняя температура варьировалась от 5 до 31 градусов. Таяние снегов весной питала горные реки, способствовало земледелию, орошению плодородных участков земли и снабжало города пресной водой.
Финикийские города находились в окружении сильных государств. На юго-западе находился Египет, на востоке Вавилония и Ассирия, на северо-востоке – государства Митании, на севере – Хеттское государство. А на западе Финикии, на Средиземном море простиралась критская морская держава.
Расположение и характер местности задавал особенности формирования и развития финикийских городов. Труднодоступность мест делала города изолированными друг от друга, что придавало им черты автономности, по-крайней мере, связь по суше была зачастую невозможной или затруднительной. В дальнейшем это стало одной из причин отсутствия
Принято считать, что Финикия – эфемерное образование, где города скорее соседствовали, нежели были объединены каким-то над городским образованием, в виде государства или конфедерации. Подобная общность самостоятельных городов встречалась в Месопотамии и в Египте. Однако города в приведенных примерах в итоге стремились к объединению на основе каких-либо коллективных целей. Подобной целью могла служить общая ирригационная система или общие политические противники. То есть что-либо требовавшее коллективных усилий или задачи, которые не могли быть решены усилиями одного города.
В Финикии же подобных объединяющих предпосылок не было. Напротив, разделенные ландшафтом города, неспособные к взаимодействию в виде торговле между финикийскими городами или политическому объединению, они стремились к одной из единственных возможностей выживания или в случае крупных городов, регионального доминирования – к морю, торговле и колонизации новых земель.
В первой половине и в середине II тысячелетия до н.э. города Финикии попадают под сильное экономическое и политическое влияние Египта. Города соседней Сирии полностью находятся под властью Египта, а дошедшие до нас имена некоторых правителей Тира конца XIX- начала XVIII века: Ипшемуаби и Интен, предстают именно как египетские номархи.
Политическая ситуация в данный период противоречива, здесь переплетается социальное движение внутри финикийских городов и борьбой различных городов между собой за первенство, набеги кочевников и верховенство Египта.
Порой населения городов, как это было в Тире при царе Абимильке, поднимают восстания и свергают ставленников Египта. После прихода к власти в Египте XIX династии положение Египта укрепляется, походы фараонов способствуют оттеснению кочевников и восстанавливается реальная власть Египта на территорией Финикии.
Вскоре возникает новая угроза – хетты, и вместе с ослаблением Египта в XIV веке до н.э. многие города Левантийского побережья переходят на сторону хеттов. В XIII-XII вв. до. н.э. финикийские города обретают некоторую политическую независимость от Египта10.
Финикия в XI-VI вв. до н.э. – это страна городов-государств: Арада, Цимирры, Библа, Сидона и Тира, не считая более мелких городов – государств. И хотя здесь периодически образовывались союзы, а иногда более крупные города подчиняли себе более мелкие, Финикия по-прежнему не могла претендовать на какую-либо политическую или экономическую целостность, поэтому рассматривать историю Финикии возможно лишь с точки зрения отдельных городов.
Своего расцвета финикийские города достигли в X-IX вв. до н.э. Наряду с Библом выдвигаются Сидон и Тир. Сидон, вероятнее всего, был одним из самых значимых городов Финикии. Так, зачастую греки и израильтяне называли сидонянами большинство жителей Финикии. В Сидоне же находилось главное святилище – храм Астарты11.
В X веке до н.э. выдвигается и город Тир, город расширяется, ведет торговлю, основывает новые колонии. Удачное островное положение и фортификации делают из города морскую крепость, ставшую оплотом дальнейшей экспансии финикийцев. Тиру в эту эпоху принадлежит весь финикийский берег, включая Берит, Библ и Сидон.
В это же время царь Тира (Хирам) заключил союз с царями Израильско-Иудейского царства Давидом и его сыном Соломоном. Данный союз еще больше упрочил положение Тира среди финикийских городов. Тир поставлял в Иерусалим лес для строительства дворцов, а из Иудейского царства поставлялись хлеб, вино и масло.
В IX веке до н.э. поселенцы из Тира основывают одну из самых успешных и известных своих колоний – Карфаген. Карфаген не только стал более богатым и успешным городом, нежели Тир и другие финикийские города, но и просуществовал независимым дольше финикийской метрополии.
C IX века до н.э. финикийские города подвергаются нашествию ассирийских завоевателей. В крупные города Ассирия начинает назначать сборщиков податей. До самого падения Ассирийского государства шла постоянная борьба финикийских городов за свои права, вооруженное сопротивление и борьба городов между собой за первенство.
После были нападения Вавилонского государства и периоды независимости, пока в 538 году до н.э. Финикия не перешла под власть персов. В период персидского господства в Финикии впервые сложилась политическая организация, объединившая все города.
В 332 до н. э. Финикия была завоевана Александром Македонским, Тир был разрушен. С этого момента финикийская культура стала быстро эллинизироваться. В III веке до н.э. Финикия контролировались династией Птолемеев, а в II-I вв. до н.э. династией Селевкидов.
В 83 году до н.э. армянский царь Тигран Великий захватил большинство финикийских городов. Позднее финикийские города вошли в состав римской провинции Сирия. Финикийский язык вскоре выходит из употребления, его заменяют арамейский, латынь и греческий.
Финикийские города в большинстве случаев имели монархическо-олигархическое или республиканско-олигархическое управление. Существуют данные о восстании в Тире в IX веке до н.э., что может свидетельствовать о внутреннем социальном напряжении и, как следствие, ускорения оттока населения и колонизации побережья Средиземного моря.
В глубокой древности в Финикии возможно общинный строй, как и в других древневосточных объединениях, на это могут указывать те общинно-земледельческие культы, которые нашли отражение в мифологических поэмах, найденных при раскопке Рас-Шамра. Но значительное развитие торговли обеспечило постепенное расслоение общества, распад общин и формирование рабовладельческого строя. В деловых документах II тысячелетия до н.э. упоминаются торговцы, богатые жители и частные землевладельцы12.
Все населенные пункты финикийцев, за редким исключением, обладали рядом общих черт. Обычно это были компактные поселения в непосредственной близости от моря. Зачастую для этого служили бухты с удобной гаванью, доступом к плодородным равнинам и полезным ископаемым.
Города по размеру были относительно скромными, для маленьких городов вроде Барута или Сарепта площадь составляла около 2-6 га. Для крупных городских поселений как Эрвад или Сидон размеры могли достигать 40-60 га. Но размеры большинства поселений обычно были меньше, так Барут в период персидского владычества был не больше 2 га.
Финикийский город делился на две части: верхний и нижний. В нижнем располагались ремесленные районы и жилища простого населения, тогда как в верхнем находились административные постройки, храмы и дома наиболее успешных жителей. Верхний район мог быть обнесен стеной и в таком случае представлял собой укрепление13.
Вода поставлялась в город из местных пресных источников: рек и ручьев. Тогда же когда ближайших источников не хватало для нужд населения (например, как это было в Тире), воду доставляли из более отдаленных источников, по трубам или в различных сосудах.
Поскольку именно торговля являлась основой процветания финикийского города, то порт играл одну из ключевых ролей. Вокруг него располагались склады и районы ремесленников. Порой портов и гаваней было несколько, по словам Страбона, (данные можно отнести в поздней истории Финикии, ок. V века до н.э. и позднее) в Тире имелось 2 гавани: одна — закрытая, а другая, так называемая «египетская» — открытая14.
Уже в III-м тысячелетии можно увидеть как деревянные дома и строения вытесняются каменными с покатыми крышами. Центральные улицы мостились булыжником и были достаточно широки для проезда повозки. Имелась и система отвода сточных вод15. По словам того же Страбона, дома в городе были многоэтажные, «даже выше домов в Риме».Кладбища находились за городскими стенами или на другой стороне реки.
Автор: Лабуткин Кирилл
Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 23.03.2012 19:06:54