История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили.
Побывав в туапсинском историко-краеведческом музее им. Н.Г.Полетаева, можно проследить по находкам, сделанным учеными, как и чем жили люди, населяющие наш Туапсинский район. Но ведь изучив историю своего рода, своей семьи, каждый человек сможет составить представление и об историческом периоде, в котором жили дедушки и бабушки, мамы и папы.
Зачастую то, что происходило с ними, и есть влияние истории страны.
На этом старом снимке начала 30-х годов прошлого века – Оксана Золотько, моя прапрабабушка. Она жила на Украине. Там, в степях, бывают очень сильные грозы. И вот во время сенокоса случилась гроза, и от разряда молнии она погибла, оставив двух детей-сирот – мальчика и девочку. Девочку звали Мила (моя прабабушка). В то время на Украине начался сильный голод. И родственники решили разобрать детишек по семьям. Маленькая Мила вместе с семьей своей тетки уехала в черноморский город Туапсе.
Это было в 1936 году. Здесь она пошла в школу № 1 (водников).
А потом началась война. Наш город стал на пути фашистов к Черному морю. На подступах к Туапсе шли страшные бои. Но, наверное, особенно страшно было тем, кто оставался в городе – старикам, женщинам, детям. Немецкие бомбардировщики совершали по 20 и более налетов в день! Не хватало еды: люди выживали благодаря яблокам-кислицам, грушам, каштанам. Ели мясо дельфинов, которых выбрасывало на берег, мясо лошадей, убитых взрывами бомб. Когда собиралась очередь у хлебных лавок (это были дети и женщины с хлебными карточками), налетали вражеские самолеты и бомбили. Миле было в то время всего 11 лет. Совсем маленькая девочка она работала вместе со взрослыми на строительстве баррикад и аэропорта в Агое, тушила зажигательные бомбы. Как-то во время воздушной тревоги, их класс бежал в убежище, но бомбежка уже началась. Взрывной волной мальчику, с которым она бежала за руку, оторвало голову. По счастливой случайности ею только оглушило взрывом. Из-за войны прабабушка Мила смогла окончить только четыре класса – продолжила образование она уже в мирное время.
Однако даже в страшное военное время дети оставались детьми. Только игры у них были другие, в которых тоже отражалась война. Например, они считали, что фашистские самолеты грозно гудят: «Летим-м-м!» А наши зенитки отзываются: «К кому, к кому, к кому?» А падающие бомбы грохочут: «К вам!»
Прабабушка Мила, увы не дожила до того дня, когда Туапсе присвоили звание – город воинской славы. А вот, когда Туапсе вручали орден Великой Отечественной войны, она плакала и говорила: «Туапсе достоин звания Героя, ведь если бы немцы взяли город, Новороссийск бы не выстоял, да и нефть досталась бы врагу». У нее не было военных наград и медалей, единственная награда – ветеран труда. Сорок лет отработала прабабушка в центральной парикмахерской, дамским мастером. Пережив ужас войны, она очень любила делать людей красивыми, радостными.
Мой дедушка, Владимир Дрозд, мамин отец, тоже приехал в Туапсе с Украины. Приехал в гости к своему родному дяди, моему двоюродному прадеду Николаю Павловичу.
Николай Павлович Дрозд работал докером на туапсинском судоремонтном заводе им. Ф.Э.Дзержинского (сейчас этого завода больше нет). Во время обороны этот завод был эвакуирован в Батуми. А Николай Павлович продолжал работать на нем и после войны, и даже стал персональным пенсионером завода – так отмечали в то время за большой труд. Сейчас уже завода этого нет, а вот музей и архивы его остались, а в них - фотографии и история моего двоюродного прадеда.
А вот его родной брат, папа моего дедушки, Дрозд Александр Павлович (на фото – с внучкой Оксаной) был на фронте. А затем попал в плен и был отправлен в страшный концлагерь «Бухенвальд». Там фашисты сжигали людей в печах, а пепел пускали на удобрения. Душили узников в газовых камерах, ставили над ними зверские опыты. Моему прадеду вместе с другими товарищами удалось бежать из лагеря, но их поймали и перебили железными прутами ноги. От смерти прадеда и других узников спасло то, что подошли наши войска и всех освободили. Но, когда он вернулся домой, оказалось, что за то, что был в плену, его ждут сибирские лагеря. Или можно было пойти работать на рудники, где добывали железную руду, в Кривом
Роге. Так и отработал всю жизнь в шахте, и уже в начале 70-х годов в награду за труд ему дали квартиру в одной из криворожских новостроек.
Однажды приехав в гости в Туапсе, мой дед Владимир Дрозд, встретил девушку по имени Валентина, которая стала его женой и моей бабушкой. А дедушка Володя стал моряком загранплавания. И двадцать лет ходил на судах Новороссийского морского пароходства. Он работал на нефтеналивных танкерах, на которых по морю возили из нашей страны нефтепродукты на экспорт. Он побывал в разных странах, и у нас дома до сих пор много разных предметов, которые привез мой дедушка. Это было в период 70-80-х годов прошлого века. Тогда к советским морякам за границей относились с большим уважением, ведь за ними была большая и великая держава – Советский Союз. Однако и без приключений не обходилось. Например, танкер деда стоял на рейде в Анголе, когда там начался государственный переворот. На судно высадились военные и сказали: «Мы вас будем охранять, пока не наладится обстановка!» Впрочем, наши моряки были спокойны: корабль – это территория государства, а с Союзом вряд ли кто стал бы ссориться! А вот на Кубе у наших моряков было много друзей. На Остров Свободы возили танкера нефть, а взамен – сахарный тростник. Единственная социалистическая страна в западном полушарии была другом нашей страны. В каюте деда всегда были портреты Че Гевары и Хемингуэя. Кстати, он был в доме этого писателя, который при жизни очень любил кошек и собак и держал их в огромном количестве, а самым любимым ставил во дворе маленькие памятники.
Мой второй дедушка Смелый Григорий Васильевич, даже застал войну. Он был совсем мальчиком, когда немцы подошли к нашему городу. Жил он в с. Кулехо, а затем в Шаумяне. Дед Гриша работал после войны в местном колхозе, он был кузнецом. И даже в старости он многие вещи из жести и железа делал своими руками. У дедушки с бабушкой в Шаумяне большой сад и огород, где растут перцы, тыквы, яблоки, смородина и многие другие овощи фрукты. А еще там живут курочки, два поросенка, две собаки и две кошки.
А папина мама, Смелая Вера Васильевна, больше 40 лет проработала в шаумянской сельской больнице, детской медсестрой. И она, можно сказать, держала на руках половину села, когда делала малышам прививки или уколы. Теперь бабушка на пенсии, но ее знают и любят все в селе.
Мои мама и папа были и пионерами, и комсомольцами – носили значки и галстуки, а еще старались всем помогать. И вообще их детство прошло совсем в другой стране – в Советском Союзе, в котором наша Россия была одной из 15 республик. Они рассказывают о том, каким событием для всех
была Олимпиада в Москве в 1980 году (у нас дома есть даже доска с олимпийским Мишкой).
А потом Советский Союз распался на отдельные государства. Родители говорят, что в конце 80-х годов люди перестали дружить, как раньше. Поэтому мама передумала поступать в харьковский университет на Украине (там вдруг стало необходимо обязательно сдавать экзамены на украинском языке) и поступила в Кубанский. Потом вернулась в родной Туапсе. А папа в начале 90-х годов служил в армии в Таджикистане, где в то время происходил боевой конфликт. А ведь когда-то Таджикистан был вместе с Россией в составе Советского Союза.
А познакомила моих родителей газета «Туапсинские вести», где мама работает корреспондентом, и где был внештатным корреспондентом папин отец. Вот так и слились в одно целое истории семьи моей мамы – Оксаны Владимировны (Дрозд) Смелой, моего папы Андрея Григорьевича Смелого и истории нашего города, и всей нашей России.
Но, как сложилась бы история моей семьи, если бы почти век назад Украина была иностранным государством? Если бы не приехали сюда в 30-е годы прабабушка и в 70-е дед? Сегодня мы живем в России, в Краснодарском крае, где людей не делят по национальному признаку, где дорожат общей историей. И история эта складывается, как пазлы, из историй разных семей, разных судеб.
Раздел: История России Дата публикации: 01.02.2015 15:50:05
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Неизвестные герои
Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..
Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .
Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..
Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..
На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..
В детстве я любила рассматривать старые фотографии, которые хранились в нашей семье. Моё внимание особенно привлекали два изображения, о них я хочу рассказать в своём сочинении. На первой фотографии изображена семейная пара – это Анна и Михаил Петровы, мои родственники (Приложение 1). Они проживали в городе Санкт-Петербурге и занимались прибыльным бизнесом – торговали Кузнецовским фарфором. Завод товарищества Кузнецова был основан в 1832 году Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и красивым декором, изделия из него были очень популярны и имелись почти в каждой русской семье .
История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы
Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .
Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..
Когда-то в России надежного человека называли «кредитным». Этим же словом удостаивали и всю империю, вызывавшую у соседей уважение за толковую финансовую, банковскую и дисконтную политику..
Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..