В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково. И особенно нас поразил тот дом, что стоял на месте нашего дома по ул. Пржевальского. И мы стали собирать фотографии, связанные с историей района. Потом в домашней библиотеке появилась и книга "История московских районов", в которой была глава посвященная Очаково. На сайте "Москва в старых фотографиях" люди помещали свои фотографии и делились воспоминаниями о детстве, проведенном в деревне Очаково. Но в нашем районе в настоящее время нет ни каких следов той деревни. Все это заинтересовало нас. И мы решили изучить историю нашего района более подробно. Так зародилась идея этого проекта.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Сделать проектную работу, посвященную истории района Очаково, показав в ней, наиболее значимые факты. Но сделать это нужно так, чтобы ребятам и взрослым, которые будут потом смотреть наш проект было бы интересно и чтобы это был необычный и может быть в чем- то даже неожиданный проект.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Собрать как можно больше фактов о истории своего района Очаково.
2. Выделить из всех фактов наиболее значимые.
3. Выбрать интересную форму представления этих фактов. И таким, способом, рассказать своим одноклассникам и учащимся школы "Ступени" о истории района, в котором находится школа.
ГЛАВА1. ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НАДО БЫЛО РЕШИТЬ
1. Проект должен быть познавательным.
2. Нужно было придумать такой проект, чтобы с одной стороны это было красочно и наглядно. А с другой стороны, чтобы и детям и взрослым было не скучно.
3. Для того, чтобы отобрать материал для проекта, надо было сначала подробно изучить историю района Очаково.
3. Найти источники, из которых можно узнать о событиях, происходивших в этом районе.
4. Найти такую форму проектной работы, чтобы во время её демонстрации ограничиться временем 1 урока, т.е. не более 45 минут. А лучше - минут 20-25, т.е. половиной урока.
5. Но при этом, чтобы этот материал по истории района не пропал со временем, а остался бы в школе, и им смогли бы пользоваться и другие ученики и сотрудники школы.
ГЛАВА 2. КАК МЫ РЕШАЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Для начала практически сразу отвергли такой вариант реализации проекта, как просто сообщение или презентация. Такая форма общепринятая. Но хотелось сделать что-то особенное, запоминающееся.
2. В течение года мы много с мамой ходили в музеи. 2 года подряд я была участницей проекта "Всей семьей в музей". Особенно мне запомнились интерактивные музеи, где можно было что-то самим потрогать (например, музей ЭйнштейниУм в г.Краснодаре, музей Эксперементариум в Москве и музей ЛабиринтУм в Санкт-Петербурге). Но все эти музеи были научными, а вот исторические музеи, что в Москве, что в Санкт-Петербурге, что в Краснодаре - в основном созданы по старинке. Есть экспозиция за стеклом и ничего трогать нельзя. Исключение составляет Музей Москвы (бывшие Провиантские склады), где есть специальные интерактивные отделы. Так пришла идея создания своего интерактивного музея истории московского района Очаково. Тем более, что такого музея вообще в настоящее время не существует. А только за время нашей жизни в этом районе произошли очень большие изменения - были, например, снесены старый Очаковский кирпичный завод и завод железобетонных конструкций метростроя, а на их месте возведены новый жилые микрорайоны.
3. Для этого мы стали активно собирать материал. Основа работы - это глава из книги "История Московских районов" (под редакцией К.А. Аверьянова). Много дополнительного материала удалось найти на сайте "Москва в старых фотографиях" и "Яндекс. Фотки. Очаково". Самые интересные фотографии мы скачали с этих сайтов.
Кроме фотографий, там были и воспоминания жителей Очаково. Часть из них так же была отобрана для проекта.
Информацию о самом старом здании железнодорожной станции Очаково нашли на сайте истории РЖД.
В школе "Ступени" нашли старожила этого района (Юсипова Рената Максутовича) и взяли у него интервью.
За 8 лет жизни в районе появился и свой небольшой фонд фотографий.
Летом, посетив Музей Москвы (Провиантские склады) мы нашли вот такой примечательный факт: на территории района Очаково-Матвеевское был раскопан курган с захоронением князя XI-XII веков. В захоронении были обнаружены кожаные сапоги на одну ногу и 2 креста, нашитые на шапку князя. Эти сапоги и кресты мы сфотографировали и затем в фотошопе сделали реконструкцию возможного вида этого князя, "надев" на мужчину той эпохи сапоги и "нашив" кресты на шапку.
Так собирался теоретический и визуальный материал для проекта.
4. Но для создания интерактивного музея одних фотографий и историй было мало. Надо было найти артефакты. И тогда мы решили пойти на раскопки в ту часть Очаково, где когда-то была деревня.
8 сентября 2014г мы с мамой Фазулиной Мариной Николаевной отправились на берег Верхнего Навершкинского пруда, и нам действительно удалось найти артефакты, которые свидетельствовали о том, что в том месте, где сейчас пустырь и непроходимые заросли ясеня, была деревня.
В месте, которое мы предположительно назвали амбулатория, мы нашли много пузырьков от лекарств, куски зеленого линолеума, много разбитой белой кафельной плитки и осколки белых тарелок.
В другом месте на самом берегу пруда, мы нашли остатки школьной формы для мальчика с известным логотипом (солнышко над раскрытой книгой), подошву от кед, колесо от детской машинки, отвертку, телефонный провод, кусок электрического провода с патроном для лампы. Но самое главное, нам удалось найти расколотую кафельную плитку, на которой был указан год - 1979г. Мы сделали предположение, что на этом месте находился жилой дом, среди жильцов которого был мальчик школьного возраста.
И все это мы нашли не погружаясь глубоко в слои земли, а просто ковырнув землю носком ботинка или дернув за торчащий из земли проводок или кусок ткани. В 1985 году деревню просто снесли и разровняли бульдозерами. Поэтому все эти артефакты оказались в принципе не глубоко, а на поверхности.
Все найденные артефакты мы фиксировали на фотоаппарат. Затем принесли домой, и разложили в 2 коробки из-под обуви.
Кроме артефактов, мы производили фотосъемку всей нашей "экскурсии" в район деревни Очаково.
Так у нас появилась база для создания музея.
Но нужна ещё была концепция* самого музея.
___________________________
*Концепция - это (от лат.conceptio — понимание, система) — определённая руководящая идея, на основании которой создаются музеи и выставки в современном мире.
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ
"МУЗЕЯ ОДНОГО КИРПИЧА"
Самым главным в концепции музея стала идея интерактивности и наглядности. Чтобы музей был доступен для каждого ученика школы.
Самым важным значимым фактом (его можно даже назвать "переходным") мы выбрали создание в 1932 году Очаковского кирпичного завода1 . Объясним почему выбрали именно этот факт.
До 1932 года жизнь Очаково протекала справа от железной дороги (если ехать со стороны Киевского вокзала) - то есть в деревне Очаково. А после строительства кирпичного завода, слева от железной дороги возникает поселок для работников завода (несколько двухэтажных бараков) . После Великой Отечественной войны в 1947 году начинается активное строительство поселка слева от железной дороги. В 1960 году Очаково входит в состав города Москвы. А к 1985 году деревню Очаково сносят и на её месте строят ТЭЦ. И современный жилой район Очаково находится в основном слева от железной дороги, тогда как справа - создана большая промышленная зона Очаково.
Раз самым значимым фактом стало создание Очаковского кирпичного завода, то его символом является кирпич, выпущенный на этом заводе. Поэтому кирпич и стал главным звеном в концепции создания музея.
Ренат Максутович Юсипов подарил кухонный табурет начала 70-х годов XX века, который больше 40 лет "прожил" в Очаково. Так, возникла идея, водрузить кирпич на табурет.
Но где достать такой кирпич? Но тут проблемы не было. Рядом со зданием школы "Ступени"** находится в полуразрушенном состоянии здание старых яслей, для работников Очаковского кирпичного завода. Около него нашелся и недостающий кирпич для нашего музея.
_________________________________________
**Кстати, здание и самой школы "Ступени" (точнее первые два этажа) построены так же из Очаковского кирпича.
_______________________________
Но как скомпоновать фотографии и исторические факты вокруг кирпича? И тут опять помог 1932 год. Было решено создать два стенда - один в виде деревянной стены (символ деревни Очаково), а другой - в виде кирпичной стены (символ рабочего поселка Очаково). На них разместить фотографии, отобранные для проектной работы, согласно датам и месту съёмки: на деревянной стене - фотографии из деревни, а на кирпичной - фотографии из посёлка.
Под фотографиями надо было сделать подписи самых значимых фактов.
Но как сделать сами стенды? В этом нам помог опять Ренат Максутович - он предоставил 2 больших картона, которые мы раскрасили гуашью с ПВА (коричневой краской деревянную стену и красной, соответственно, кирпичную).
Эти 2 стены мы поставили полукругом, а в центре поставили табурет с кирпичом.
Коробки с артефактами, собранными во время раскопок в деревне Очаково, подписали. В крышках сделали прорези и вставили в них прозрачную плёнку - получились 2 витрины.
Наш музей был готов. Осталось только перенести его в школу. Нам помогли папа и старший брат Лёня.
В нашем 4 классе "А" нашелся и уголок для этого музея. За полчаса всё установили. И вот наш музей готов. Работа по его созданию велась больше 3-х месяцев.
Ребята были очень удивлены, прийдя в класс после урока физкультуры, и увидев в классе музей. На следующем уроке, я провела экскурсию. И больше всего одноклассников поразил именно кирпич, и то, что его можно потрогать. Так же интересно было им открывать "витрины" с артефактами и рассматривать находки.
ГЛАВА 4. ЗНАЧИМЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ОЧАКОВО,
КОТОРЫЕ БЫЛИ ОТОБРАНЫ ДЛЯ ПРОЕКТА "ИСТОРИЯ ОДНОГО КИРПИЧА"
В этой главе я перечислю значимые факты, отобранные для создания экспозиции музея "История одного кирпича" ( в формате "этикеток", прикрепленных к стендам").
I)ЗНАЧИМЫЕ ФАКТЫ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТЕНДА "ДЕРЕВЯННАЯ СТЕНА"
В захоронении князя на территории Очаково-Матвеевское найдены сапоги и серебряные кресты,
нашитые на шапку. XI-XII вв. (Музей истории Москвы - Провиантские склады).
1572г Деревня Очаково упоминается в Духовной Грамоте царя Ивана Грозного. Он составил эту грамоту, чтобы передать часть своих владений - село Волынское с деревнями ( среди них упоминается и деревня Ачаково) - сыну Ивану Ивановичу. Но в связи с трагической гибелью Ивана, село досталось его младшему брату Федору Иоановичу.
1623г Писцовая книга содержит следующее описание села Волынского с двумя деревнями ( Давыдково и Ачаково) и пустошами: "988, 5 десятин пахотных земель, 24 двора и 33 души мужского пола". И принадлежало село уже Афанасию Васильевичу Лобанову-Ростовскому.
С 1658 года деревня Ачаково принадлежит Анне Никифоровне Лобановой-Ростовской. При ней по переписи 1678 года в деревне числилось 10 крестьянских и 4 бобыльских двора, где жило 69 человек.
До 1732 года деревня принадлежала Якову Ивановичу Лобанову -Ростовскому (племяннику А.Н.Лобановой-Ростовской), который участвовал в походе Петра I на Азов. При нем была построена в деревне первая церковь - деревянная церковь Похвалы Богородицы.
В середине XVIIIвека деревней Ачаково владели Опочинины. в 1757 году при них основывается церковь Святого Дмитрия Ростовского.
1781 год деревню покупает Елизавета Васильевна Хераскова - жена поэта и ректора Московского государственного Университета - Михаила Матвеевича Хераскова.
"В летнее время они [ родственники Хераскова Трубецкие] живали в подмосковной, называемой Очаково, в 8 верстах от города... Там ежедневно происходили очарованья, разнородные сельские пиршества, театры, иллюминации, фейерверки, и все, что может веселить ум и чувства. С ними жил в одном и том же убежище бессмертный наш пиит, старец Херасков, который в липовой роще, ходя задумавшись, вымышлял свои песни, в то время как в регулярном саду вся фамилия Трубецких предлагала гостям всякие сюрпризы..." ( из воспоминаний поэта XVIIIвека И.М.Долгорукого)
У Михаила Матвеевича Хераскова был крепостной приказчик Тимофей Высотский. Его сын Михаил очень увлекался игрой на гитаре. Херасков по своей смерти завещал отпустить Михаила Тимофеевича на волю. И тот вскоре стал известным виртуозом-гитаристом, композитором и педагогом. Его нанимала бабушка М.Ю.Лермонтова в учителя своему внуку Мише, когда они жили в Москве на ул. Малая Молчановка в доме номер 2.
В начале XIXвека деревню приобрели Нарышкины. При отступлении русских войск в 1812году в их доме останавливался М.И.Кутузов. После отступления французов деревня и храм Святого Дмитрия Ростовского были полностью разрушены. "Теперь все это руины, все мертво" (Из воспоминаний И.М.Долгорукого")
После войны 1812 года господский дом Нарышкиных переделали в церковь Живоначальной Троицы.
В концеXIX в. Очаково превращается в дачный поселок и начинает бурно расти и развиваться, во многом благодаря строительству железной дороги.
В 20- З0 годах XX века деревня Очаково разрастается еще больше, в ней открывают булочную, кооперативный магазин, роддом, клуб и почту.
II)ЗНАЧИМЫЕ ФАКТЫ, ОТОБРАННЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТЕНДА "КИРПИЧНАЯ СТЕНА"
В 1932 году у близлежащей дорожной станции Очаково был построен
Очаковский кирпичный завод, а с 1947 г. начал строится поселок.
В 1960 г. Очаково вошло в черту столицы, а с 1970 годов стало центром
жилищного и промышленного строительства в Западном районе г. Москвы.
В 80 -х годах ХХ века деревню Очаково стали сносить. К 1985 году - от неё остался только храм Святого Дмитрия Ростовского. На месте деревни была построена ТЭЦ.
В начале XXI века стали сносить послевоенный поселок Очаково. Практически полностью изменился облик улиц Пржевальского и Наташи Ковшовой.
Взрыв газопровода в Очаково 9 мая 2009 года
Ледяной дождь в Очаково в 2010 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делать музей, да особенно интерактивный, собственными руками оказалось очень сложно, но и увлекательно. Работа по сбору материала велась больше 3-х лет; концепция же музея была создана в течение 3-х месяцев.
Обычно музей - это труд очень многих людей. Но этот музей, был создан стараниями двоих людей - меня и моей мамы. Мы очень надеемся, что он, а точнее его экспозиция, может пополняться и работу эту можно было начать, а вот конца на самом деле в этой работе быть не может. Так, что мы возлагаем большие надежды на то, что наш почин будет подхвачен и одноклассникам, и другими учениками и сотрудниками школы "Ступени", которая вот уже 21 год существует в московском районе Очаково.
Всем, кто побывал в нашем музее очень понравились.
БИБЛИОГРАФИЯ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. История московских районов: энциклопедия /под ред. К.А. Аверьянова - М.:Астрель, АСТ, 2005г. с.137 - 148.
2. Музей Москвы (Провиантские склады) . Постоянная экспозиция. Стенд, посвященный истории Москвы в XI-XIIвеках.
3.Старые фотографии Очаково с сайта: http://fotki.yandex.ru/next/users/ochakovo-ru/album/90199/view/181499?page=0
4. Фотографии снова Очаково в 2001-2002гг с сайта : http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22793
5. Фотографии из семейного архива.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативная база для разработки Концепции "Музей одного кирпича"
Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года;
Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года;
Письмо Министерства образования России № 28-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
Приказ Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы № 582 от 31 июля 2007 года «Об утверждении примерного положения о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы»;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фотографии стендов Музея "История одного кирпича"
1 стенд (деревянный)
Деревня Очаково
2 стенд (кирпичный)
поселок Очаково и Очаково - район г. Москвы
Раздел: История России Дата публикации: 14.12.2014 10:03:17
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Ответ заблудшим и блудящим в истории
Одной из характерных негативных черт духовной сферы современного мира являются попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, выступающие важной составляющей идеологического противоборства неолиберальных сил .
«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.
В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.
Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..
Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2
Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..
Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк
В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. .
Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .
Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..
Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года
Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .
Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..
Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .