Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейОдной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века. Для формирования полноценной исторической картины необходимо сохранение не только документов этого периода, сочинений историков, но и фиксация отношения простых людей к происходившим событиям.
Актуальность проблемы состоит в том, что пока живы свидетели Великой Отечественной войны, довоенного периода задача исследователей состоит в том, чтобы сохранить их воспоминания, дневники, записи, письма для будущих поколений. Это позволит взглянуть на историю с другой стороны – так как её видели люди, как она отражалась в их судьбах.
История повседневности важна для исследований прежде всего тем, что здесь раскрываются те аспекты истории, которые нельзя больше нигде обнаружить. К таким аспектам можно отнести и межличностные отношения, и отношение к тем или иным событиям истории, и влияние государственной политики на жизнь отдельных людей. А самое главное – это истории отдельных людей, их близких, друзей, моменты из жизни других – малознакомых или вовсе незнакомых людей.
Объектом нашего исследования выступает воспоминания Марии Ивановны Ольховой (в девичестве Сотниковой) 1923 года рождения.
Предметом исследования является отражение образов военной повседневности в источниках личного происхождения.
Цель работы заключается в комплексном анализе содержания исторической памяти советского народа о периоде Великой Отечественной войны.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда исследовательских задач:
– фиксация воспоминаний советских граждан о Великой Отечественной войне;
– осуществление критики документов личного происхождения;
– реконструкция и анализ содержания воспоминаний о военной повседневности;
– сохранение духовной общности и преемственности ценностных ориентаций поколений россиян.
Источниковой базой для нашего исследования послужили видеозаписи воспоминаний М. И. Ольховой от 19 февраля 2011 г.
Научная новизна работы состоит во введении в научный оборот документов личной истории; в выявлении особенностей восприятия образов повседневности; в реконструкции содержания «картины мира» и оценок прошлого в воспоминаниях старшего поколения.
Ольхова Мария Ивановна (девичья фамилия Сотникова) родилась 2 апреля 1923 года в селе Саловка Пензенской области в семье крестьянина. И как многие в СССР разделила судьбу своей страны. Воспоминания детства свидетельствуют об определенном достатке в семье, а, следовательно, можно предположить, что избежать раскулачивания семье не удастся. Когда ей исполнилось 7 лет, грянула коллективизация: отец был арестован, имущество конфисковано. А вот у её деда, Якова Андреевича (отец её матери), была дранка, но его не раскулачили. Не повредила ему и должность церковного старосты в местной церкви. Хотя в дальнейшем его посадили по другой причине (По выписке из «Книги памяти» – Николаев Яков Андреевич, крестьянин-единоличник. В 1932 году приговорён к концлагерю на 3 года (В Саровский лес), за то, что «Вел антисоветскую агитацию против колхозного строительства, Советской власти, высказывал угрозы в адрес сельских активистов, распространял провокационные слухи о войне»). По всей видимости, репрессии и преследования со стороны властей рассматривались как обыденная практика: об уголовном преследовании своих родственников бабушка вспоминает без малейшей тени осуждения, с сопереживанием, как о неотвратимых и неизбежных поворотах судьбы.
Но и машина репрессий нередко давала сбои, ведь проводили их живые люди. По словам Марии Ивановны, те, кто сделал так, чтобы раскулачили семью, сами и «выхлопотали» её отца через 4 месяца. После освобождения её отцу даже предложили вступить в колхоз и вернули корову, но дом к этому времени уже сломали. Все семейство переехало жить в Пензу. Отец Марии Ивановны стал работать на элеваторе, а мать шила на заказ. В Пензе жили у родственников, на ул. Ключевского, в течение года. Потом решили вернуться, потому что заболел отец Марии Ивановны, и ему было тяжело работать на элеваторе.
Поселились в одном из пустующих домов в 1,5 км от села в деревушке Образцовке. Сюда из Пензы вся семья отправилась пешком, преодолев расстояние в 18 км. Отец пошёл работать в колхоз, и вскоре даже сделал карьеру: его поставили работать бригадиром. Жизнь стала постепенно налаживаться. Семья Марии Ивановны переселилась в более уютный дом двоюродного дяди, ставшего председателем райисполкома г. Пензы.
В 1931 году Мария Ивановна пошла в первый класс. До пятого класса Мария Ивановна училась на «отлично». К досуговой сфере можно отнести гулянье на улице («ходили на улицу» 1), организацию вечеров, танцы в сельском клубе.
После окончания 7 классов бабушка поступила в фельдшерскую школу. И вот когда после первого курса всех учащихся направили на помощь в колхоз, началась великая Отечественная война. Мама не пустила Марию Ивановну обратно учиться, потому что тогда бы её взяли на фронт медицинской сестрой. Её отец в это время работал кладовщиком. И при мобилизации он передал ключи от кладовой Марии Ивановне. Так как она работала в кладовой, её на фронт не взяли и когда пришли повестки для призывников 1923 года. Но все это были лишь временные отсрочки. Чуть позже её снова вызвали в военкомат, но из-за отсутствия железнодорожного состава призывников распустили по домам. 3-го января 1943 года ей пришла ещё одна повестка. В это время её отец уже демобилизовался по болезни. И вот в январе 1943 года, в возрасте 20 лет, Мария Ивановна отправилась на войну.
Она была определена в полк ВНОС (Воздушного наблюдения оповещения и связи) в г. Борисоглебск Воронежской области. Там Мария Ивановна прошла обучение воинским дисциплинам. Девушки изучали противогаз, винтовку, вражеские самолеты. Саму же службу Мария Ивановна несла в г. Бобров. Потом её перевели на другой пост – в Средние Корицы. Вслед за линией фронта полк перевели в Киев. Но в дороге состав, где находилась Мария Ивановна, разбомбили, и она получила ранение. После выздоровления Марию Ивановну отправили в Карпыши. Здесь она пробыла совсем недолго. Пришла телефонограмма – набирали учиться на морзянку или на СТ-35. Мария Ивановна поехала учиться в Киев. Учеба длилась 6 месяцев. В Июне 1945 года Мария Ивановна демобилизовалась.
Сразу после войны, сельсовет поставил Марию Ивановну собирать налоги по ближайшим селам. С отчетом ездила в Пензу, в район Терновки. Вернулась в фельдшерскую школу на 2 курс. На третьем курсе она вышла замуж.
Была на практике в Салтыковской больнице. Потом 6 лет семья жила в Калининграде. Она работала медицинской сестрой в школах и детских садах. В Калининграде у Марии Ивановны родился сын. Решили вернуться в Пензу. Мужа направили в Князевку Кондольского района. Там прожили 2 года, после чего вернулись в Пензу. Дали мастерскую на о. Пески в качестве жилья. После рождения дочери Мария Ивановна устроилась на работу в 1-ю детскую поликлинику.
В послевоенных воспоминаниях Марии Ивановны часто встречается упоминание о путешествиях и отдыхе. Она часто ездила во многие санатории, побывала в разных частях Советского Союза – в Латвии, в Осетии. Работала до 67 лет, после чего вышла на пенсию.
История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Сформировалось во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории».
В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался в истории преимущественно «безымянным» и «молчаливым».
Мы имеем дело с устной историей. Устная история – по определению Сигурда Шмидта, «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами». «Устная история» крайне расплывчатый термин, которым описываются такие разноплановые по форме и содержанию действия, как например запись формальных, отрепетированных рассказов о прошлом, передаваемых носителями культурных традиций, или историй о «старых добрых временах», рассказываемых бабушками и дедушками в кругу семьи, а так же создание печатных сборников историй разных людей.2
Интервью, как исследовательский метод, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании результатов работы устных историков, привлечении в качестве исторического источника созданных ими текстов. Прежде всего, это высокая степень субъективности материалов, полученных в результате интервьюирования. Рассказчик своим повествованием как бы творит историю, создает ее, моделирует свое прошлое в соответствии с мировоззрением, политическими и культурными установками, особенностями своей биографии и социальной роли, психологическим настроем и психическим состоянием. При этом отношение к событиям у автора воспоминаний может изменяться, и не факт, что в 70 лет человек воспроизведет свои реальные эмоции, мысли, чувства, которые когда-то обуревали его как современника событий 40-50-летней давности.3
Во время интервью я старался задавать минимальное количество вопросов и позволить поделиться той информацией, которую Марии Ивановне хотелось рассказать. Первоначальные вопросы касались определённых периодов – рассказать о детстве (периоде до войны), об участии в войне, о послевоенных годах. Далее задавались уточняющие вопросы и вопросы по отдельным аспектам, такие как: «переписывались ли с родственниками, когда были на фронте?», «какой самый счастливый период в жизни?».
Специфика моего исследования, состоит, во-первых, в том, что интервью записывалось на видеокамеру. Это было сделано как для сохранения информации в формате видео, так и для более детальной и точной записи интервью. Однако это имело и некоторые негативные последствия – это волнение в начале интервью, которое привело к менее подробному рассказу.
Во-вторых специфика состоит в том, что информантом явилась моя бабушка. С одной стороны, это позволило ей чувствовать себя более свободно, говорить более откровенно, даже то, что не рассказывала почти никому. Кроме того, это позволило мне быть уверенным в подлинности большей части полученной информации, а именно той, которая подтверждается рассказами других ныне живущих родственников – информации о тех событиях, в которых принимали участие и другие родственники. Полученная информация не противоречила той, которая была записана Марией Ивановной в её письменных воспоминаниях, которые были написаны примерно 15-20 лет назад. С другой стороны, зная историю её жизни, многие из рассказываемых ею событий, так как не раз слышал эти истории от родственников, я задавал уточняющие вопросы, на которые уже слышал ответы до этого, просил рассказать поподробнее о тех событиях, о которых знал заранее. А это могло повлиять на ход мыслей Марии Ивановны, привести к рассмотрению каких-либо проблем с какой-то одной стороны.
Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью.
Приступая к реконструкции содержания мнемической сферы индивидуального сознания, хотелось бы остановиться прежде всего на общих характеристиках воспоминаний.
Больше всего у Марии Ивановны осталось воспоминаний о детстве и о военном времени. Воспоминания о годах после войны уже более отрывочны и содержат мало подробностей.
Одно из первых значимых воспоминаний детства – это раскулачивание. Оно осталось в памяти до мельчайших подробностей. В это время ей было 7 лет. Её отца звали Иван Петрович. Его раскулачили вместо другого Ивана Петровича, у которого была дранка и чей родственник был в сельсовете, отобрали все, начиная «от ложки»4 и посадили. Раскулачивал их молодой человек. Он толкнул мать Марии Ивановны, у которой на руках был ребенок (сестра Марии Ивановны). Они долго ругались. Мать просила оставить для ребенка кашу, которая была в печке, но получили отказ. В конечном итоге и дом сломали, и корову отобрали. А спустя 4 месяца подстрекателей, которые подстроили это раскулачивание, видимо заела совесть и они сами и «выхлопотали»5 отца Марии Ивановны.
Когда мама Марии Ивановны заболела и лечилась в Пензе, Мария Ивановна каждые выходные навещала её, пешком проходила путь в 18 километров.
О некоторых вещах она сейчас вспоминает с улыбкой – когда отец сплел её брату лапти, она расстроилась, что ей не сплели такие же.
Начало 30-х годов было тяжелое время. Были проблемы с продовольствием, голод. Он не обошел стороной и семью Марии Ивановны. Однажды заболела её мама, хлеба в колхозе пока не выдали. Есть было нечего, и Марию Ивановну, как старшую дочь, мама послала просить, чтобы дали еды, кто что мог. Мария Ивановна очень переживала, что когда пойдет в школу – её будут дразнить «нищенкой». Доходило даже до того, что на поле собирали гнилую картошку и из неё пекли оладьи черного цвета. Такими оладьями угощали и её мужа и после войны. Ситуация была такова, что детей прокормить было невозможно и Марию Ивановну в 1933 году отец послал пожить по 3 дня у родственников в г. Пензе. Хотя в то время с продовольствием в то время у всех них так же было плохо, но встречали они по-разному. Кто-то предлагал пожить у них ещё, давали денег, делились тем кто есть кто-то не пускал, говоря что и сами себя прокорить не могут. Это зависело от характера людей, их ценностей, способности к состраданию. Даже в одной семье не всегда было единство по этому вопросу. Когда она пришла к своему дяде – он её накормил, собрал ей всё что есть, а его жена выгнала её. Но более всего Марию Ивановну расстроило то, что она оторвала оборку от платья, которое лежало у неё в полушалке, когда со злости дёрнула её. Экстремальные обстоятельства меняют людей. Это утверждение подтверждается тем, что впоследствии, после войны, Мария Ивановна жила у той, которая её выгнала, и дружно жили.
Однажды возвращаясь домой из Пензы пешком она попросила показать ей дорогу. Её спутники оказали достаточно странными. Это были мужчины, переодетые в женщин и они направлялись в лес. Кто это был остается только догадываться. Это могли быть и беглые, и разбойники, поджидавшие путников в лесу. Всю дорогу они расспрашивали Марию Ивановну что у неё с собой есть. Ей было очень страшно, но всё закончилось благополучно. Хотя они оставили её одну в лесу, она наткнулась на домик лесничего. Женщина-лесничий черпала воду. Увидев Марию Ивановну она удивилась что она делает одна в лесу и сказала, что только что проехали старик со старухой. Мария Ивановна догнала повозку и запрыгнула в неё без разрешения. Когда её спросили « ты чья будешь?»6 А она им ответила, что дочь Василия Королёва (у которого был улей), потому что думала, что если скажет правду – подумают, что нищенка и не возьмут. Вскоре она добралась до дома.
С середины 30-х годов ситуация с продовольствием стала налаживаться. Примечательно, что об этом периоде жизни у Марии Ивановны не осталось ярких, сильных воспоминаний, хотя она и называет его одним из самых лучших в жизни. В это время они собирали вечера, играли на гармони, пели, танцевали, дружили с парнями. Наверное юность большинством людей вспоминается с теплотой в душе.
Особняком стоят воспоминания о войне. В день, когда объявили, что началась война, были выборы и вся молодежь собралась на вечере в доме у одной девушки. В школе по радио объявили о том, что началась война. (Радио было только в школе). «С горы шли женщины, очень вопили, плакали – те, у которых в армии были сыновья или мужья». Хотя в первый момент всех ошеломила эта новость, но о масштабах предстоящей войны никто тогда даже и не подозревал. Молодые люди, не говоря уже о девушках, и не думали, что их возьмут на войну. Всё так же продолжали собираться около дома, пели, играли на гармони. Пока ещё для них это была далекая, не их собственная война. Мария Ивановна ещё 3 месяца гуляла с парнем, пока того не забрали на войну. Мама не пустила её обратно учиться, потому что тогда бы её взяли на фронт медицинской сестрой.
Некоторые слова иногда оказываются пророческими, возможно даже по случайности. Отец Марии Ивановны прослужил год и три месяца и демобилизовался по болезни. И она сказала отцу, что вместо него пробудет на войне в 2 раза дольше. И так сложилась судьба, что она прослужила ровно два года и шесть месяцев. Когда уже было ясно, что она пойдет служить, она сдерживала слезы. Больше всего плакал её отец, он уже видел войну. Наверное невозможно передать словами, что должен чувствовать отец, провожающий двадцатилетнюю дочь на войну, зная о том, что в любой момент может прийти письмо с вестью о том, что она больше никогда не вернётся.
Так как Мария Ивановна служила в войсках наблюдения, оповещения и связи многие ужасы войны прошли мимо нее. Но нельзя сказать, что не было страшно или легко. Жили они в землянках. Во время вражеских налетов, бомбардировок в землянке вылетали стёкла и двери. По три часа дежурили на посту, сменяя друг друга. Их задача была обнаруживать вражеские самолеты, определять их марку и сообщать об этом. Кроме того, Марии Ивановне приходилось следить за лошадьми, кормить их, ухаживать. Ещё нужно было ездить за продуктами через лес. За продуктами прыгали в поезд, который около станции замедлял ход.
На войне очень важна человеческие отношения, а особенно дружба. Поэтому немало воспоминаний связано с подругами, с отношением, поступками разных людей, иногда даже мало знакомых. Так, когда началось распределение по ротам Мария Ивановна должна была попасть в 3 роту, которая стояла около Воронежа, в тылу. А её подруга должна была попасть в 5 роту, которая располагалась во Львове и должна была идти вслед за фронтом. Чтобы не расставаться с подругой Мария Ивановна попросила у капитана перевести её в 5 роту. Но он сделал наоборот – перевел в 3 роту её подругу. Хотя Мария Ивановна готова была быть ближе к непосредственным боевым действиям, лишь бы их с подругой не разлучали. Когда приехали в Таловое, стали распределять на посты. Их с подругой снова решили разделить. Но Мария Ивановна опять пошла просить, чтобы не разделяли и добилась своего – её с подругой направили в г. Бобров.
Однажды отдежурив, Мария Ивановна передала пост своим подругам, а сама легла спать. В это время приехал с проверкой командир. Он разбудил её, долго задавал вопросы, но не для того, чтобы проверить что-то. Говоря о её подругах, оставшихся на посту, он смеялся: «вас уложили спать, а сами из чугуна суп едят».
Когда забирали на фронт, в пути давали сухой паек – рыбу и хлеб. Всем очень сильно хотелось пить, но воды не было. Когда прибыли в г. Борисоглебск Воронежской области Мария Ивановна решила погреть воды в котелке. Натаяла снега, погрела в печке. Сама напилась и решила напоить подруг. Но дневальный сказал ей, что после отбоя не положено и в качестве наказания взял её в лес пилить дрова.
Когда Мария Ивановна была ранена, её разместили на квартире около полка. Квартиру предоставила еврейка, по её словам, старенькая, сгорбившаяся старушенка. Она её называла «бабушка Ирина». Мария Ивановна ходила питаться в полк и то, что оставалось она приносила «бабушке Ирине». Та же в свою очередь тоже помогала по возможности – то снег натает, то ещё что. Однажды Мария Ивановна спросила: «Бабушка Ирина, сколько вам лет?»7олученный ответ ужаснул ее, «бабушке Ирине» было всего 45 лет. Во время интервью складывалось впечатление что при воспоминании о «бабушке Ирине» Марию Ивановну до сих пор переполняют эмоции. Во время оккупации немецкими войсками всех евреев закапывали заживо, земля в Киеве «дышала»8. «Бабушка Ирина» избежала этой участи, по-видимому, из-за болезни.
А кроме подруг, теплого человеческого отношения, на войне были важны письма. Мария Ивановна переписывалась с родными, подругами, но некоторые из писем ей особенно запомнились.
Однажды её подруга получила письмо, на обратном адресе было написано место службы парня, с которым Мария Ивановна дружила до войны. Она стеснялась спросить подругу прямо – кто ей пишет. Но потихоньку разузнала, что она переписывалась с братом. До конца войны Мария Ивановна успела разузнать, что её друг погиб и даже смогла узнать, как он погиб.
Когда она служила в Карпышах, ей пришло письмо из дома. Подруга писала, что мать Марии Ивановны посадили на 4 месяца, за то, что она взяла «зеленку» из-под сортировки. Её поймал с мешком Мешенёв. Он был из эвакуированных, работал в сельсовете. Когда мать Марии Ивановны забирали, она была «вся черная», потому что дома оставалась одна 12-летняя дочь (сестра Марии Ивановны). Нужно сказать, что и «выхлопотал» её все тот же Мешенёв.
После окончания учебы на СТ-35 от отца пришло письмо. Он писал, что сильно болеет и скорее всего больше никогда с ней не увидится. Мария Ивановна плакала каждый вечер. Её пытались успокаивать два офицера – Логинов и Егоров. Но безрезультатно. Тогда 5 апреля 1945 года они решили отпустить её домой на 10 дней. Старшина дал шапку, чтобы по приезду домой не замерзла (В это время все перешли уже на беретки). Выписали ей талоны на питание. Пока она ждала поезда в Харькове, её встретил военный патруль. Сказали, что не положено быть в шапке и заставили два часа ходить строевой. Вместо того, чтобы вернуться 15-го апреля, Мария Ивановна вернулась только к концу месяца. Интересно, что к её опозданию отнеслись спокойно.
Несколько событий оставили неизгладимое впечатление в памяти. Одно из них – воспоминание о первой поездке за продуктами. Мария Ивановна поехала с Аней Лепехиной, которая ехала не первый раз. Было очень холодно. Когда малознакомая женщина шофер узнала о том, что они поедут за продуктами, она дала Марии Ивановне шубу в дорогу. Но она все равно дрожала всю дорогу. Не от холода, а от страха – везде лежали трупы. На обратном пути, проехав около двух километров, начался сильный буран. Мария Ивановна послала подругу просить, чтобы разрешили вернуться и переждать буран. А сама осталась, т. к. у неё хотя бы была шуба. Пока она там стояла у неё к валенкам примерзли ноги. Она стояла и плакала от холода и боли, пока не вернулась подруга и не сказала, что разрешили вернуться.
Когда полк переезжал в Киев, немецкие самолеты все время бомбили поезд, в котором они ехали. Когда переехали Днепр, в Дарнице собралось 22 эшелона. Именно здесь Мария Ивановна пережила самый тяжелый для нее момент войны, который часто вспоминала все последующие годы. Немецкие самолеты бомбили поезда. Вагон со штрафниками был закрыт на ключ. Во время бомбардировки все штрафники погибли, никто не мог выйти из закрытого вагона. Мария Ивановна слезла с нар и вдруг от ударной волны их вагон «рассыпался». Ей железкой ударило по ноге и по голове. Её землячка, Шура Захарова, осталась лежать на нарах и во время бомбардировки погибла. К вагону подошла женщина, офицер медицинской службы, и сказала, чтобы все шли по направлению к станции. Ползком, под вагонами, добирались до станции, а немецкие самолеты все продолжали бомбить. Начальник станции отправил всех в избушку лесничего, которая находилась в соседнем лесу. И по дороге туда налеты немецкой авиации не прекращались. Летели снаряды, пули. Старшина приказал Марии Ивановне оставаться в этой избушке пока за ней не придет машина, так как она была ранена.
Ну и конечно, навсегда запомнился день, когда объявили о прекращении войны. Утром, 9 мая, Марию Ивановну разбудили и сказали, что кончилась война. Очень трудно передать радость, которую все испытывали в этот момент. Кто-то смеялся, кто-то плакал. Пока она спала, её подруги пришили ей лычки ефрейтора, которые Мария Ивановна почему-то долго не хотела пришивать. Из-за этого она долго не могла найти свою гимнастерку. Подруга пригласила вечером светить прожекторами. Она пробыла там всю ночь – светили в разные стороны прожектором, пели песни.
Мною были собраны воспоминания моей бабушки, участницы Великой Отечественной Войны Ольховой Марии Ивановны. Сохранение семейных архивов, воспоминаний, дневников, различных записей, фотографий важно, прежде всего, для собственных детей, внуков, правнуков. Это поможет им понять, кто они, узнать историю семьи, позволит преломить историю к конкретно взятой личности. Так же это важно и для будущих поколений вообще. Потому как это часть истории, часть того жизненного опыта, который необходимо передать будущим поколениям. Чем будет больше собрано семейных историй, тем лучше будущие поколения смогут изучить свою историю.
Характеризуя особенности восприятия военной повседневности, хотелось бы остановиться на некоторых моментах: во-первых, обращает на себя внимание страх перед репрессиями со стороны начальства, властей, связующей нитью проходящий через воспоминания довоенного и военного времени; во-вторых, налицо четкая фиксация и воспроизводство традиционных стратегий выживания в трудных жизненных обстоятельствах (собирание милостыни, житье по родственникам, готовность к постоянной смене места жительства, высокая мобильность, отсутствие привязанности к жилищу и имуществу); и, наконец, память наших современников хранит воспоминания о важности и высокой значимости родственных связей и дружеских отношений, о постоянном стремлении к эмоциональному единению и духовной общности родных и близких людей.
Примечание
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 24.09.2011 22:29:00