Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейИстория развития п.Весёлый.
После Великой Отечественной войны страна наконец-то расправила плечи и вздохнула полной грудью. Повсюду была разруха и запустение. Естественно, что для строительства жилья и промышленных объектов требовалась качественная древесина. Такую древесину мог дать наш край. Поэтому в конце 1940-х гг. начинается масштабное освоение лесных массивов Сибири. В числе передовых оказался и Чунский район. Неимоверно богатый лесом район.
Строительство железнодорожной магистрали явилось основой для создания Чунского района. Подготовительные работы по прокладке трассы железной дороги от г. Тайшета на Лену начались только в 1937 году, когда был создан «Тайшетлаг». Строительство дороги началось в 1939 году, но Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, остановила строительство. Оно возобновилось только после войны силами военнопленных японцев и заключённых. На каждой станции, на каждом разъезде, а местами и между ними, то есть на расстоянии 7-10 км один от другого были лагеря заключённых, в основном «врагов народа», которые и выполняли все работы по прокладке железной дороги от Тайшета до Лены. Для строительства дороги не хватало шпалы, поэтому решено было строить деревообрабатывающие предприятия. По распоряжению Министерства Внутренних дел СССР 10 августа 1946 года в девственную тайгу на 142 км был высажен первый десант рабочих во главе с Белоусом Яковом Григорьевичем и Гончаровым Иваном Васильевичем для монтажа оборудования лесозавода. Так началось освоение лесных запасов в Чунском районе.
Жилось и работалось трудно. Но хуже всего, не смотря на приближающуюся осень, была мошка и всякий другой гнус, который проникал всюду, не спасали никакие мази и накомарники. К вечеру руки и лицо горели как от крапивы, опухали, мучил сильный зуд от укусов. Жилья не было, вместо домов по всей территории будущего посёлка вырубали лес, строили землянки. Но, несмотря ни на что, в сентябре 1946 года предприятие начало работу с одной небольшой мастерской. Рабочие, преимущественно – военные и заключённые. Это первое лесное предприятие в Чунском районе.
27 сентября 1946 года прибывают строители – 450 человек, для них были поставлены 17 палаток – своеобразный палаточный городок, там где теперь станция Чуна. Завезли топоры и пилы, увеличивался объём работы. С прибытием старшего прораба Соломенцева Александра Ивановича, 27 декабря началось строительство не только цехов лесозавода, но и жилья – появились первые бараки.
Уже через полгода – 27 июня 1947 года закончилось строительство лесозавода. Работали в две смены, выдавали за сутки 380 кубометров пиломатериалов, обеспечивая строительство железнодорожной магистрали Тайшет-Лена. На стройку прибывали всё новые и новые люди.
В 1948-1949 гг. создаётся проект Баяндаевского леспромхоза в соответствии с распоряжением министра Минлесбумпрома СССР Бараксина И.А. от 27 мая 1948 года за № 5362 (Приложение). Ориентировочная стоимость строительства оценивалась в 50 млн. рублей, ликвидный запас лесосырьевой базы леспромхоза составлял 23 млн.м.3 Он должен был располагаться в тогда ещё Алзамайском районе Иркутской области и входить в систему треста «Тайшетлес» Главвостсиблеса. Лесные массивы были расположены по правому и левому берегу реки Чуны (Уды) и сосредоточены, в основном в бассейнах её притоков – рек Андочи, Паренды, Нерюгды. Сырьевая база этого участка леспромхоза входила в состав лесных массивов Баёрского и Мироновского лесничества Алзамайского лесхоза. Основная водная магистраль района – река Чуна (Уда), берёт своё начало в острогах Саянских гор и сливается с рекой Бирюсой, впадающую в реку Ангару. Дорожная сеть района была развита слабо. Населённые пункты: д.Питаево, Серёжкино, Тарея, Окрайная, Кулиш с количеством дворов до 30 в каждой деревне. Свободной площади в этих деревнях для расселения рабочих проектируемого предприятия не было.
Район по рабочей силе был крайне дефицитен, что исключало возможность комплектования леспромхоза местными кадрами. Непосредственно в районе строительства леспромхоза местной промышленности не было. В основном промышленные предприятия были размещены в районном центре – п. Алзамай, где имелся канифольно-скипидарный завод, леспромхоз Иркутсктранслеса, артель «Деревообделочник» и прочие мелкие предприятия.
25 августа 1949 года на основании решения Совмина СССР за № 13456 начал свою работу Баяндаевский леспромхоз. Согласно проекту Баяндаевский леспромхоз – это самостоятельное хозрасчётное предприятие. Штаты и должностные оклады назначались согласно приказов Минбумлеспрома СССР № 974 от 5.11.1943 и № 311 от 19.08.1947гг.[1] Первым директором вновь созданного предприятия былПавел Семёнович Вдовин. Он приступил к исполнению своих обязанностей 25 января 1949 г.[2] Вместе с ним приступили к работе: Баранов Н.М. – производитель работ по строительству и ремонтам, Чижиков И.Е. – автомеханик (его именем даже между собой называют старую часть посёлка «Чижиков посёлок»), Смолин А.И., Баранов В.Н. (Герой Социалистического труда СССР, Депутат Верховного Совета РСФСР 1967 г.) – шофёры грузовой автомашины, Плахотюк В.А. – старший бухгалтер, Иванов А.И. заместитель директора. Именно с этих имён начинается история нашего предприятия.
Начинали с горстки техники: Подготовка лесосек велась вручную, в трудных условиях, летом заедала мошка, а зимой мешали сибирские морозы, валку леса производили электропилой К-5, обрубку, сбор и сжигание сучьев производили вручную, на трелёвке леса использовали газогенераторный трактор КТ-12, погрузка производилась электролебёдками ТЛ-1, на вывозке леса использовали газогенераторные машины, трактора и лошадей. В штате леспромхоза постоянно имелась единица конюха, который нёс ответственность за гужевой транспорт. В летний период создавались бригады для заготовки корма. Отдельная история с газогенераторным топливом, на котором работала вся техника. Сырьём служили дрова, длиной 1 метр, просушенные в поленницах не менее 10 месяцев. В лесу создавались специальные базы для заготовки этих газочурок. Также готовились специальные площадки для просушки, затем газочурки отправлялись в сараи для хранения[3]. В августе 1954 года появляются первые электросучкорезы. На обрубке сучков работали, в основном, женщины. В предприятии было три лесозаготовительных участка: Чунский, Парендский, Андочский.
Изначально при проектировании предприятия было запланировано проложить здесь узкоколейную железную дорогу с паровозной тягой.
Но там где должна была проходить железная дорога находились поля колхозов д. Кулиш и Тарея (Новый путь, Путь Ильича, Труженик), у которых земля была изъята в 1949 году по решению исполнительного комитета Алзамайского районного совета решением № 264. Взамен изъятых участков предприятие Востсиблес, строившее дорогу, произвело раскорчёвку лесных участков для колхозных земель. Строительство железной дороги началось летом 1952 года. Были задействованы специальные железнодорожные бригады. Протяжённость каждого участка составляла 3 км. Работали только с весны до осени. Рельсы местами проходили по берегам реки Андоча, что впадает в Чуну в 3 километрах от посёлка Весёлый. Первый лес по узкоколейке повезли в 1955 году. Основная магистраль тянулась на 45 километров, от неё отходили ответвления. Общая протяжённость дороги с ответвлениями составляла 70 км. Открытие дороги стало для многих односельчан настоящим праздником, так как она связывала между собой три населённых пункта – Андочу, Кулиш, Весёлый. Узкоколейная железная дорога использовалась не только для вывозки леса, но и как электричка. Паровозы, работавшие на УЖД, топились дровами, то есть самым дешёвым подручным видом топлива. Открытие дороги стало для многих рабочих настоящим праздником, ведь это был самый надёжный в ту пору вид транспорта, передвигающийся по стальным рельсам в стужу и зной, летом и зимой, днём и ночью.
Её обслуживали высококлассные специалисты-профессионалы. Начальником паровозного депо УЖД был Бочаров Василий Захарович, человек, представляющий собой образец хозяйственника, принципиального руководителя. Он строго следил за дисциплиной на своём участке. Но бывали случаи, когда рабочие нарушали трудовую дисциплину. Например, машинист паровоза
Бажиков Н.П. в ночь с 4 на 5 августа 1954 года принял смену, после чего изрядно «приняв на грудь» уехал на паровозе в д. Тарея, где пробыл 3 часа. Когда он вернулся обратно, его уже ждал начальник депо. За нарушение дисциплины у Бажикова забрали права и отстранили от работы.[4]Уже в апреле 1954 года начали принимать на работу специалистов-железнодорожников. 3 апреля 1954 года на должность локомобиля «Маваг» был принят Дубивко В.И.[5]
В самом начале работы пришлось встретиться с немалыми трудностями: бездорожье, отсутствие тракторного обоза, большие расстояния – всё это сказывалось на качестве труда. Например, при транспортировке первых паровозов все эти трудности доставили немало проблем. Во-первых, паровозы доставлялись по железной дороге «Тайшет-Лена» до станции Чуна, что в 30 километрах от п. Весёлый, во-вторых автодороги от Чуны до Весёлого тогда не было, поэтому прямо по реке Чуна, зимой, была проложена дорога, по которой везли паровозы. Навсегда остались в истории имена первопроходцев: начальник производственного отдела Баранов Николай Михайлович – изучил р. Чуна, наметил трассу, создав хорошую дорогу для транспортировки паровозов, главный механик Соболев Александр Васильевич – обеспечил бесперебойную работу тракторов, самостоятельно вёл трактора по особо опасным местам, начальник строительного участка Шинаков Фёдор Петрович и начальник транспорта Мельников Григорий Ильич – обеспечили отличную организацию работ по разгрузке паровозов с платформ и погрузке их на тракторные сани, Рабочие Вяргизов А.Ф., Баранов М.Г., Баранов М.Н. – успешно выполнили задание по изготовлению тракторных саней простейшей своеобразной конструкции с минимальными затратами материалов, сэкономив почти 3000 рублей. За добросовестный вклад в общенародное дело их премировали кожаными сапогами.[6]
В начале 1960-х гг. узкоколейная железная дорога прекратила своё существование. Что же послужило причиной. В 1960 году на базе Баяндаевского леспромхоза создали комплексный леспромхоз, в который вошли тогда Чунский ЛДК, сплавная контора посёлка Октябрьский, и сплавучасток п. Весёлый. Главная контора предприятия находилась в п. Ленинск. На базе этого леспромхоза работал лесозавод, на котором изготавливали пиломатериалы, был открыт шпалозавод. Комплексный леспромхоз проработал 1,5 года и с мая 1961 года Баяндаевский леспромхоз вновь стал самостоятельным предприятием. Так вот, за время работы укрупнённого предприятия было решено закрыть узкоколейную железную дорогу. Решение мотивировали тем, что в весенний паводок дорогу немного подтопило, но ведь это случалось и раньше. На этот раз категорично решили: «Дорогу закрыть!». Директором укрупнённого предприятия тогда был Ф.И.Садковский. Постепенно рельсы сняли, паровозы отдали в хозяйство района, депо расформировали. Многие, кто обслуживал дорогу, из посёлка уехали. Исчез с лица земли посёлок Андоча, в котором была даже начальная школа.
В среднем, в новом предприятии планировалось заготавливать 150 тыс. куб.м. древесины в год, из них на собственные нужды предприятия расходовалось 10 тыс.куб.м.(отопление посёлков, паровозов, изготовление газогенераторного топлива), 2 тыс.куб.м. на шпалы, ремонт зданий и сооружений, остальные 138 тыс. куб.м. подлежали сплаву по реке Чуна.
Производительность труда на лесозаготовках в значительной мере зависит от степени использования техники. Поэтому одним из важнейших условий поддержания лесозаготовительной техники в исправном состоянии является совершенствование системы технического обслуживания. В связи с этим в 1949 году была создана ремонтно-механическая мастерская, для содержания оборудования Баяндаевского леспромхоза в состоянии, годном для эксплуатации, для выполнения средних и текущих ремонтов тракторов, грузовых автомобилей, передвижных электростанций, электродвигателей и генераторов. Ремонтная мастерская была оборудована фрезерными, токарными, строгальными, расточными, сверлильными, точильными, вулканизаторными аппаратами[7].
Так как в районе расположения леспромхоза своих кадров не хватало, то нужно было как-то решать эту проблему. В то время такие проблемы решались за счёт спецпереселенцев. В 1949-1951 годах на работу в новое предприятие прибывают рабочие разных национальностей: молдаване, украинцы, поляки, румыны, евреи. Такие рабочие очень часто нарушали трудовую дисциплину, не выходили на работу, попросту сбегали, иногда прихватив из кассы денег, якобы на покупку коровы, как, например, 3 февраля 1951 года начальник Чунского ЛЗУ Кресс В.Н.[8] Кадровый потенциал лесной отрасли в послевоенный период состоял из сезонных рабочих, колхозников, спецпереселенцев был неквалифицированным. На зимний период в предприятие устраивались колхозники колхоза «Урняк». Но не только колхозники помогали лесникам, те в свою очередь тоже оказывали им помощь: строили коровники, работали на сенокосе.[9] В 1950 году в Чунский раон прибывают спецпереселенцы из Молдавии, Украины, Польши. 10 ноября 1954 года прибыли рабочие из Краснодарского края – 11 человек, 11 ноября – ещё 30 человек. Также кадровую проблему решали с помощью Иркутской конторы оргнабора, которая постоянно направляла рабочих на предприятие. Это были своеобразные центры занятости населения, в которые обращались граждане СССР в надежде найти работу. В 1952 году из Ростовской области прибыли 24 человека, но некоторые из них через некоторое время сбежали. Естественно, что такие неквалифицированные рабочие не могли управляться с техникой, что мешало выполнению плана.
Перед руководством отрасли стояла сложная задача — в короткие сроки научить пользоваться техникой тех, кто совсем недавно успешно управлялся только с лошадьми. Оптимальным выходом из этой ситуации являлось производственное обучение кадров. Уже в 1949 году на базе ЛПХ была создана так называемая школа, где рабочие леспромхоза делились опытом о внедрении передовых технологий в производственный процесс. В роли преподавателей выступал руководящий состав предприятия. Такие занятия проходили 2 раза в неделю. Темы лекций были разнообразны:
ü Механизация процессов производства – основа рентабельного ведения хозяйства;
ü Государственный план леспромхоза, средства производства и перспективное развитие;
ü Организация мастерского участка;
ü Организация и работа сквозных бригад на лесозаготовках.
ü Социалистические соревнования – основа повышения производительности труда.
ü Техника оформления нарядов, нормирование и порядок оплаты труда на лесозаготовках;
ü Комплектование и расстановка бригад на производстве.
ü Расстановка и использование тракторов КТ-12 на трелёвке и вывозке древесины;
ü Качество продукции лесозаготовок.
Впоследствии начала действовать система подготовки и переподготовки рабочих кадров через широкую сеть лесотехнических школ, осуществляющих подготовку рабочих ведущих профессий.
В 1969 году в п. Чунский был открыт учебно-консультационный пункт Иркутского лесотехнического техникума. Сделано это было неслучайно, ведь посёлок Чунский являлся административным центром лесных предприятий района. В первые годы работы центр помогал получить квалификацию рабочим, занятым в лесной отрасли, особенно при работе с машинами и механизмами. За 1973-1974 уч. годы центр выпустил 6 специалистов для Баяндаевского леспромхоза.
Рабочих леспромхоза отправляли на курсы трактористов в Заларинский район, курсы крановщиков в г. Зима, курсы машинистов паровозов, курсы шоферов в г. Тайшет.
В 1956 году на базе Баяндаевского леспромхоза работали Чунский, Андочский, Березо-Ключевский лесозаготовительные пункты, ремонтно-механическая мастерская, ЖКО.
К 1956 году в леспромхозе стали появляться более мощные дизельные тракторы ТДТ-40, С-80, ДТ-54. В 1957 году появились бензопилы «Дружба». В этот период в штате предприятия числилось 138 человек.
Работа в лесу очень опасна, поэтому не обходилось без производственного травматизма. Причинами его были организационные ошибки, слабая механизация трудоемких работ, незнание персоналом правил техники безопасности и низкая квалификация рабочих: при валке леса часто отсутствовали защитные полосы, допускался ввод в эксплуатацию новых цехов с грубыми нарушениями техники безопасности. Леспромхоз на начальном этапе работы зачастую не имел экономических возможностей для строительства помещений для обогрева рабочих, в результате чего значительную долю заболеваний рабочих на производстве составляли простудные факторы. Но и сами рабочие нередко нарушали трудовую дисциплину, что приводило к неприятным последствиям. Например, 11 марта 1950 года тракторист Константинов А.В., находясь в нетрезвом состоянии, сбил трактором два дерева, при транспортировке вагонов. Часто не соблюдалась техника безопасности и распоряжения начальства. 3 мая 1954 года заправщик Воронов В.К. вёз ГСМ в лес. Вместо того чтобы поехать по накатанной дороге, он поехал по проложенной узкоколейной железной дороге, что было строго запрещено. Дорога проходила близко к реке Андоча и он, перевернувшись, утопил лошадь. А ведь мог бы и сам покалечиться! За это нарушение его отстранили от занимаемой должности.[10]
Нередко дисциплину нарушали и сами начальники. Являясь на работу в нетрезвом виде, они подавали пример и своим рабочим, за что получали выговоры.
Таким образом, в начальные годы развития предприятия, работалось очень трудно. Нехватка кадров, техники сказывалась на качестве работы леспромхоза, но это не мешало рабочим выполнять и перевыполнять план лесозаготовок. Уже в IV квартале 1951 года новое лесное предприятие перевыполнило план и получило премию в размере 60 000 рублей, которая была потрачена на премирование рабочих. В последующие годы план вывозки леса ежегодно перевыполнялся. Работали не только в будни, но и в праздничные и выходные дни, чтобы обеспечить выполняемость плана.
Огромные лесные массивы междуречий из-за отсутствия транспортных связей оставались нетронутыми. Несмотря на то, что во второй пол. 1950-х гг. шел активный процесс замены гужевого транспорта на машины и трактора, и ручных пил на бензомоторные, механизация отдельных трудоемких процессов оставалась крайне недостаточной— например, обрубка сучьев, в результате чего более половины рабочих было занято тяжелым ручным трудом. Слабое развитие ремонтной базы приводило к быстрому износу
техники. Несовершенная организация производственного процесса порождала расточительное и нерациональное использование лесосечного фонда. Перед руководством лесной промышленности стояли серьезные задачи по модернизации одной из ведущих отраслей народного хозяйства округа. Выполнение плана лесозаготовителями чаще всего
подгонялось к определенным контрольным срокам, что вызывало штурмовщину. Также, несмотря на то, что в леспромхоз поступало большое количество техники, использовалась она нерационально. Ремонтная база работала не на полную мощь, не было теплых боксов для ремонта техники в зимних условиях, не хватало запчастей. Из-за отсутствия необходимых условий для ремонта, практически до сорока-пятидесяти процентов тракторов, лесовозных автомобилей постоянно были в нерабочем состоянии. Так же оставляла желать лучшего и дисциплина среди рабочих. Частые прогулы, опоздания, появление на работе в нетрезвом виде – срывало работу, замедляло производственный процесс. Помимо этого часто происходили кражи запасных частей, инструментов.
Постепенно, в начале 1960-х гг. работа в Баяндаевском леспромхозе начала набирать темпы. Такой подъём, многие рабочие увязывали с прибытием 8 января 1961 года нового директора - Геннадия Григорьевича Никишина. До него директора подолгу не задерживались. За 12 лет работы леспромхоза сменилось 8 директоров. С первых дней рабочие поняли, что власть пришла основательная и жёсткая. Никишин сразу занялся регулированием дисциплинарных вопросов и наведением порядка в экономике. Появлялась новая техника, приезжали новые люди.
Только по истечении времени все оценили незаурядную личность Никишина, его прекрасные способности руководителя. Его внимательность к людям всегда проявлялась на деле – он выполнял все свои обещания. Он не проходил мимо фактов бесхозяйственности, разгильдяйства, безответственности. В 1962 году на предприятии работало около 700 человек. Именно при Г.Г. Никишине каждому рабочему леспромхоза был присвоен табельный номер. В тот период в штате предприятия числилось 690 человек.
В начале 1960-х годов внедряется передовая технология разработки лесосек – узколенточный метод, появляется новая техника. Постепенно начинается укрепление дисциплины. Били по прогульщикам материально и морально, обсуждали на общих собраниях, товарищеских судах и добились своего: в табелях не стало прогулов. Также успех дела зависел от укомплектования бригад. Нужно было, чтобы работал не каждый за себя, а друг для друга. Вальщик валит деревья вершина к вершине, чем облегчает труд чокеровщика и тракториста. Лучшие бригады, работавшие в тот период – это бригада М.Дмитроняка, В. Образа, В.Чебыкина.
М. Дмитроняк
Древесину сплавляли по реке Чуна. Это было самым дешёвым способом транспортировки. В предприятии проходил обмен опытом. Из Читинской области приезжали сплавщики. Они интересовались многим, особенно тем, как удалось нашим сплавщикам снизить затраты и удешевить себестоимость. А делалось удешевление за счёт сокращения ручного труда. В зимний период лесозаготовок древесина укладывалась не на берег, а прямо на русло реки. Начальником сплавного участка был назначен В.И.Долгополов, Герой Советского Союза. Во время войны он воевал на Западном фронте, был командиром отделения разведки.
В конце 1960-х гг. леспромхоз переходит на новую систему планирования и экономического стимулирования. Главным показателем стали прибыль и уровень рентабельности, внедряется хозрасчёт. Для полного перехода на хозрасчёт потребовалось провести большую подготовительную работу, пересмотреть нормы выработки, уточнить нормы расхода ГСМ, троса, пил, запасных частей. Также нужно было вести строгий контроль за расходом горючего и запасных частей. Уже первые месяцы хозрасчёта показали результат: сократилось потребление горючего, расход троса и запасных частей. Механизаторы стали бережнее относиться к технике.
На 1966 – 1970 гг. была принята программа развития лесной промышленности, предусматривающая резкое увеличение вывозки древесины в восточных лесоизбыточных районах страны. К этому числу относился и комбинат «Тайшетлес», в составе которого находился Баяндаевский леспромхоз. Вместе с ростом объёмов вывозки за пятиленте предусматривалось поднять производительность труда и довести комплексную выработку до 900 кбм. на человека в год. Успешно решить эту задачу можно было на основе комплексной механизации и автоматизации производительных операций, посредством внедрения новой техники, путём совершенствования организации труда и выбора технологических процессов применительно к конкретным производственным условиям. В целом по комбинату комплексная выработка на одного рабочего за 1967 год составила 679,3 кбм. И только в Баяндаевском леспромхозе она составила 1059,4 кбм.[11]
Таких результатов удалось добиться благодаря усовершенствованию оборудования: введены полуавтоматические линии на разделке хлыстов, на нижних складах работали краны мостового типа ККУ-7,5, ККС-10, БКСМ-14. На работе в лесу началось внедрение челюстных погрузчиков на базе тракторов Т-100 и ТДТ-75. Применение этих механизмов очень облегчило труд человека, обеспечивая отделение погрузки от трелёвки, тем самым повышая производительность механизма, занятого на трелёвке. Возникает возможность создания сезонных запасов леса на верхнем складе. В 1963 году появляется новый трактор ТДТ-60, автомашины ЗИС-355, МАЗ-501, МАЗ-200, ЗИЛ-157, КАЗ-651, ГАЗ-69. Хорошо показали себя на вывозке автомашины «КрАЗ», которые благодаря своей мощности и высокой проходимости позволяли возить древесину круглый год.
КРаЗ на вывозке хлыстов.
При Г.Г.Никишине каждой еденице техники был присвоен инвентарный номер и закреплено 2 механика. То есть за каждый механизм отвечал конкретный человек, что позволило содержать технику в порядке.
Но как бы ни была нова и мощна техника, она не даст полной отдачи, если её доверить людям не обученным, не знающим своего дела. Администрация, профсоюзная и партийная организация уделяли большое внимание подбору и обучению кадров. За 9 месяцев 1968 года получили специальность и повысили квалификацию 29 рабочих Баяндаевского леспрмхоза. Вновь прибывающих, прикрепляли к квалифицированным рабочим, от которых они могли бы перенять передовые приёмы труда. Одним из главных условий постоянного перевыполнения планов были социалистические соревнования..
Также в леспромхозе велась планомерная работа с кадрами. В начале каждого месяца на совместном заседании администрации и рабочего комитета рассматривались результаты работы за прошедший месяц, определялись победители, присуждалось переходящее красное знамя. Итоги соревнований доводились до каждого рабочего, премии вручались на общих собраниях. Много времени уделяли дисциплине: были созданы: административная комиссия, товарищеский суд, женсовет. В результате в конце 1960-х гг. в Баяндаевском леспромхозе сократилось количество прогулов практически до нуля. Большую роль в стимулировании труда играла новая система планирования и экономического стимулирования. Так за 1968 год средняя зарплата по леспромхозу – 1784 рубля, что на 14, 5 % больше, чем за 1967 год.[12]
Также научились заблаговременно готовить лесосеки к предстоящей работе в самом начале осени, когда ещё не было снега. На лесосеках строили тёплые гаражи для тракторов. В итоге только в 1966 году Чунский лесозаготовительный участок вывез леса больше чем в предыдущем на 20 тыс.кбм. Выпуск валовой продукции увеличился на 404 тыс. рублей. И эти результаты достигались при наличии минимума техники. Во второй половине 1960-х годов Баяндаевский леспромхоз по объёму заготовок и вывозке древесины – крупнейший в комбинате «Тайшетлес».[13]
В 1968 году директором леспромхоза становится Николая Савельевич Мельник. Он стал директором после Г.Г.Никишина и побил рекорды руководства Баяндаевским леспромхозом, в течение 20 лет был у руля.
Руководство предприятия большое внимание уделяло заботе о культуре производства, бытовых условиях тружеников. Доставка людей на работу производилась на автобусах. На всех лесных участках были оборудованы котлопункты, где рабочим предоставлялись горячие обеды, часть расходов за обед предприятие брало на себя.
Прекратилась текучесть кадров. В этом была большая заслуга руководства и профсоюзной организации. Ведь бывало, что человек решал уволиться сгоряча из-за проблем на работе или могла не устраивать зарплата. В прежние годы таким людям легко подписывали заявления, в этот же период старались вначале разобраться в ситуации, искали возможность помочь человеку, а уж потом ставили подпись. Серьёзнее стали относиться и к вновь прибывающим на работу. Просматривали трудовую книжку и если человек за короткий промежуток времени сменил несколько мест работы, то таким «летунам», старались отказывать.
За период с 1976 по 1988 год, несмотря на ухудшение качества лесфонда, за счет широкого внедрения агрегатной техники удалось увеличить производительность труда на лесосечных работах. Важным было и то, что труд рабочих стал более легким и безопасным. Такие условия труда, а также возросшая заработная плата снова сделали профессию механизатора престижной, и молодые люди из лесных поселков пошли учиться и осваивать сложную лесозаготовительную технику.
Автор: Лесных Наталья Петровна
Раздел: История России
Дата публикации: 10.01.2015 16:52:22