↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Русаков Андрей Геннадьевич

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. На протяжении столетий монастыри являлись средоточием книжной мудрости, грамотности. В случае военной опасности они могли быть оборонительными пунктами, а в мирное время многие из них были центрами высокой аграрной культуры.

В исследовательской работе « История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско - Богородицкого общежительного монастыря» целью исследования является анализ социально-правового статуса русского православного монашества в XIX - XX веках, типы и виды монастырей, хозяйственно-экономическая и общественная жизнь в стенах монастыря, путем изучения истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря, его строительство в крае, история, хозяйственная жизнь.

Актуальностью работы является комплексное изучение истории и описание Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря на основе фондов ряда архивов и изучения правового статуса, социального состава монахинь монастыря посредством обобщения материала по истории русского православного монашества XIX-XX веков.

Раскрытие данной темы стало возможным благодаря изучению документальных, публицистических и научно-исследовательских материалов.

Вторая половина XIX века была временем нового расцвета монастырской жизни. В этот период создавалось множество новых монастырей, в основном женских. Только на территории Татарстана появились монастыри в Лаишеве, Мензелинске, Чистополе. Появился монастырь и в купеческом городе Елабуге. В 1856 году создалась женская община, а 9 сентября 1868 года произошло открытие монастыря. Создателем новой обители стал елабужский купец Иван Иванович Стахеев, пожертвовавший огромные средства на строительство и обеспечение монастыря. Уже через 10 лет монастырь стал самым крупным в Вятской епархии.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и явился Елабужский Казанско – Богородицкий женский общежительный монастырь

Елабужский Казанско - Богородицкий женский общежительный монастырь. Из всех слов здесь непонятно только — «общежительный». Означало это слово определенный характер уставной (внутренней) жизни, которая отличалась большей строгостью. В общежительных монастырях монашествующие не имеют личной собственности и получают от монастыря келью, необходимую утварь, а также одежду, обувь, питание и прочее. Доходы от рукоделия, например, от написания икон, росписи храмов, шитья облачений, изготовления церковной утвари, идут в общую монастырскую казну. Иное дело необщежительные , или особножительные монастыри. Здесь монахи обычно имели келью и иногда общую трапезу от монастыря, все остальное они приобретали своим трудом, располагая к тому же правом на собственные сбережения.

С конца 60-х гг. XIX в. новые монастыри в России основывались только как общежительные. На 1 января 1914 г. две трети обителей были таковыми, причем большинство из них — женскими. Последнее обстоятельство, по всей вероятности, отражало общий процесс феминизации. Характерно, что если в первой половине XIX в. лишь каждый пятый из монастырей был женским, то в конце столетия — почти каждый второй. Особенностью многих женских монастырей являлась строгая подвижническая жизнь, сочетавшаяся с широкой социальной и благотворительной деятельностью, организацией школ, приютов, всевозможных рукодельных и иконописных мастерских, больниц, богаделен. В XIX веке широкое распространение получили женские общины. Как правило, только их начальницы имели монашеский сан, остальные же члены находились на положении послушниц. В недавно образованных общинах иногда и начальница не имела монашеского сана. Община, являясь как бы преддверием монастыря, давала возможность утвердиться в решении принять монашеские обеты. Женское монашество. С конца XVIII в. и особенно со 2-й пол. XIX в. начинается возрождение и расцвет женского монашества. В отличие от мужских большая часть женских монастырей (2/3 открытых в XIX в.) была преобразована из женских общин. Некоторые женские общины основывались богатыми благотворительницами (обычно также принимавшими через некоторое время монашеский постриг), другие же возникали стихийно, по почину отдельных подвижниц. Сначала общины существовали самостоятельно, без вмешательства светских или духовных властей. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году существовало 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в монастыри.

Одним из замечательнейших актов благотворительности елабужской купеческой династии Стахеевых стала постройка ими Казанско-Богородицкого женского монастыря в г. Елабуга. Построен он был по проекту архитектора Г.А. Боссе на средства купцов 1 гильдии братьев Григория и Ивана Стахеевых в честь чудотворного образа Казанской Божьей Матери, чудесно обретенного в 1579г. в Казани во время пожара. У И.В. Шишкина в «Истории города Елабуги» (Москва, 1871г.) о монастыре читаем: «…общая ценность постройки с вложенным на обеспечение капиталом простирается свыше 300 тыс. р. серебром».

Елабужский купец Григорий Стахеев в 1850 году обратился к Вятскому епархиальному начальству с просьбой на уступаемой Елабужским градским обществом выгонной земле учредить в городе Елабуге женский монастырь, изъявив готовность обеспечить обитель достаточным капиталом.

Преосвященный Елпидифор, епископ Вятский, разделяя желание Елабужских жителей, отнесся с представлением по этому делу в Святейший Синод, объясняя, со своей стороны, «что учреждение в городе Елабуге женской обители представляется возможным , а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным, дабы и в этом крае ревнующие к благочестию старицы имели для себя пристанище».Государь Император, 15 июля 1856 года, соизволил утвердить определение Святейшего Синода на изложенных в нём основаниях

Первой настоятельницей обители становится игуменья Анфия (1822-1890). Дочь протоиерея, из Самарской губернии Бугурусланского уезда, Черкасской слободы. В монашество была пострижена в Кирсановском Тихвинском Богородицком монастыре (Тамбовская губерния) 15 декабря 1860 года. Переведена Указом в Елабужский монастырь настоятельницей 18 апреля 1868 года.

Послужной список монашествующихЕлабужского Казанско - Богородицкого женскогообщежительного монастыря

Игуменья Анфия (с 9 сентября 1868 г.)

 

1869

1874

1875

1877

1884

1888

Состоящие в штате монахини

5

17

16

32

46

40

Рясофорные послушницы

21

67

65

94

113

106

Послушницы

80

12

12

4

-

-

Всего:

106

96

93

130

159

146

НА РТ. Фонд, опись, дело

1292,

I-1

1292,

I-2

1292,

I-3

1292,

I-2

1292,

I-1

1292,

I-5

Игуменья Елизавета (с 24 апреля 1890 г.)

 

1890

1893

1900

1907

1912

1914

Состоящие в штате монахини

38

35

20

23

42

37

Рясофорные послушницы

104

96

74

111

66

64

Послушницы

?

123

178

?

?

?

Всего:

42

255

273

134

108

101

НА РТ. Фонд, опись, дело

1292,

I-5

992,

I-300

992,

I-8

992,

I-313

1292,

I-7

1292,

I-8

В начале XX века Елабужский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Елабужский монастырь.

О социальном происхождении монашествующих святой обители

Постороннему человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Но человеческая природа, похоже, не любит равенства. Социальные различия, принесенные из внешнего мира, не вполне стирались за монастырскими стенами, а кроме того, существовали внутренние градации и в самом монашестве.

Мы просмотрели и проанализировали отчеты игумений монастыря более чем за столетний период с 1800 по 1927 год. Статистическая обработка данных об их сословном происхождении дала достаточно полные и объективные результаты, вынесенные в таблицы 1 и 2.

Количество монашествующих
Казанско-Богородицкого женского монастыря
за 1800-1927 годы (таб.1)

 

 

1800

1827

1855

1873

1910

1916

1921

1927

Монахини

14

32

51

52

61

65

73

67

Рясофорные послушницы

 

86

73

61

234

238

258

240

Послушницы белицы

 

186

127

176

44

44

Итого

14

118

124

299

422

479

375

 

351

 



Данные таблицы 1, говорят, прежде всего о том, что в монастырь шли представители практически всех сословий и социальных групп тогдашней России — от дворянок до девиц крестьянского происхождения.

 

Однако в формировании монашества разные социальные слои играли далеко неодинаковую роль.

Анализируя динамику количества монашествующих обители за более чем столетний период истории монастыря, мы видим тенденцию роста и заметное его увеличение, когда в 1921 году в обители проживало 73 монахини и 258 рясофорных послушниц. Наибольшее число наблюдалось в последний предреволюционный 1916 год — 479 монашествующих.

Сословный состав
монашествующих Казанско - Богородицкого женского
монастыря за 1800-1927 гг. (таб.2)
табл1

табл2

Абсолютное большинство монашествующих , как мы видим из таблицы 2, шло в обитель из крестьянского сословия. Монастырь обладал большой притягательной силой для крестьян. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение то, что, поступая в монастырь, крестьянин поднимал свой социальный статус (и, соответственно, престиж своих родственников). Кроме того, монашество избавляло от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей в ближайший монастырь.

Среди монахинь представительницы самой многочисленной социальной группы населения — крестьянства — составляли от 38% в 1873 году до 79% в 1927 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 43% в 1827 году до 90% в 1927 году.

Подобная картина в конце XIX века в пореформенный период наблюдается в большинстве провинциальных женских монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Аполлинарии за 1883 год среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц их пятеро, а среди пятидесяти пяти послушниц-белиц уже 43 (или 78%)34. Среди монахинь Елабужского Казанско-Богородицкого женского общежительного монастыря Вятской епархии выходцы из крестьянского сословия составляли от 50% в 1875 году до 79% в 1914 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 52% в 1869 году до 81% в 1914 году35.

Заметно пополняли число насельниц Казанско-Богородицкого монастыря представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 15% в 1873 году до 25% в 1927 году. Среди рясофорных послушниц — от 8% в 1927 году до 26% в 1916 году.

В Казанском монастыре мало представителей купечества, офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали столичные монастыри.

Отметим и незначительную долю пополнения монастыря представительницами духовенства, особенно в пореформенный период. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше, нежели среди монахинь.

Среди монашествующих Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря было всего десять дворянок, и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софонеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).

Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение «шестидесятников». Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки.

Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.

В XIX — начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской губерний. Так, в 1910 году среди монашествующих обители выходцы из этих губерний составляли до 93%.

Но были монашествующие и издалека: из Вологодской, Курской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Симбирской, Ярославской губерний.

 Посещение монастыря Высочайшими особами

С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых — ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе, как перед этой святыней. В монастырь за его многовековую историю непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани.

В мае 1722 г. по пути в Персидский поход Казань посетил Петр I. Он осмотрел не только весь город, но и монастыри, в том числе и Казанско -Богородицкий , 28 мая.

Спустя 45 лет, в 1767 г., город посетила императрица Екатерина II Великая. 28 мая императрица в Богородицкой обители отстояла Божественную Литургию и приложила к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону и такую же корону — к иконе Спасителя.

30 мая 1798 года во время посещения Казани император Павел I и великие князья Александр Павлович и Константин Павлович участвовали в закладке нового каменного Казанского собора во имя Божьей Матери. Император собственноручно положил первый камень в основание будущего храма.

28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Николая I великий князь Михаил Павлович. Он приложился к Казанской иконе Божией Матери и иконе Спасителя. Посетил игуменью Назарету в ее келье.

18 августа 1836 при посещении Казани монастырь почтил своим вниманием российский император Николай I.

20 июля 1837 года святую обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

Автор: Русаков Андрей Геннадьевич
Раздел: История России
Дата публикации: 18.01.2015 21:17:55

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .

Читать

Предания моей семьи

В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .

Читать

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..

Читать

Российская империя на Дальнем Востоке в конце XIX века

Рассмотрение ситуации на Дальнем Востоке перед началом русско-японской войны 1904-1905гг..

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.

Читать

Урал – кузнец побед России

Наша Свердловская область образована в 1934 году, однако более 60 лет никаких символов у нее не было. Первый герб 1997 года на Геральдическом совете при Президенте РФ зарегистрирован не был. Причин основных было несколько: дубовые ветви с лентой, название области на девизной ленте, недопустимые внешние украшения (корона наподобие княжеской)… Всё это не соответствовало канонам геральдики. И только в 2005 году после устранения замечаний герб области, наконец, был утвержден..

Читать

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

Кем мы гордимся в нашей семье

Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter