Во многих семьях есть швейные машины, на которых умелые хозяйки занимаются рукоделием. Наша семья не исключение. Шить любит моя бабушка – Петрищева Татьяна Станиславовна, которая живёт в посёлке Нижний Одес. На ней моя мама шила платья для моих кукол. Сейчас эта машина редко используется, потому что нет необходимости. Мне стало интересно узнать, почему бабушка так бережно относится к этой семейной реликвии, как она попала в нашу семью. Оказывается, это очень интересная история.
Швейная машина (Приложение 1.1) являлась имуществом моей прапрабабушки – Куршаковой Валентины Петровны(23.09.1890-14.04.1984). Валентина Петровна была родом из мещанской семьи, в которой воспитывалось одиннадцать детей – десять дочерей и один сын. Дети получили прекрасное воспитание и образование, воспитывались в большой любви. Называли они друг друга ласково, поддерживали тёплые отношения. Все дочери работали учителями. Так Валентина Петровна преподавала в женской гимназии своего родного города. Единственный брат был особой гордостью и работал на Кировском радио. Сестра Полина жила в г.Шахунье Нижегородской области. Моя прапрабабушка Валентина Петровна – в Котельниче. Все остальные жили в Кирове. Родня часто приезжала в Котельнич отдохнуть как на дачу. Валентина Петровна занималась садоводством, скрещивала яблони, выращивала цветы, делала это с большим увлечением. Её муж Виктор работал врачом и умер в возрасте 45 лет. Прапрабушка так и не вышла больше замуж, одна воспитала сына Станислава. Кроме него были ещё две дочери, но они умерли в младенчестве. У Станислава была тяжёлая судьба. Родился он в 1918 году, в трудное время. Был призван на фронт в 1941 году и прошёл путь войны до победного 1945 года. Был награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги», «Наше дело правое – мы победили». Все награды прадедушки бабушка бережно хранит, ведь это тоже важная семейная реликвия. (Приложение 1.2) После войны он женился на Апполинарии Васильевне (Приложение 1.3), с которой воспитали трёх дочерей – Нину, Татьяну (мою бабушку) и Ольгу. В семье бабушки хранится фотография 1954 года, на которой изображены три поколения семьи Куршаковых – Валентина Петровна (владелица семейной реликвии на тот момент), жена Станислава Викторовича Апполинария Васильевна, их старшая дочь Нина и Татьяна (моя бабушка), которой на тот момент был 1 год. (Приложение 1.4) А машинку привезли в Нижний Одес из Котельнича в 1975 году, когда у бабушки родились двойняшки - моя мама и её брат. И хотя прапрабабушка бережно относилась к швейной машине и использовала её только «для тонкой работы», моей бабушке пришлось использовать машину для самого разнообразного шитья – и тонких, и толстых тканей. Это она делала не из-за неуважения, а из-за того, что в трудную пору дефицита приходилось шить самые разнообразные вещи – и пелёнки, и платья, и пальто… Не было инструкции по эксплуатации данной машины, поэтому бабушке пришлось самой разбираться в сложном механизме. Несмотря на почтенный возраст, механизм работает отлично и сейчас. Интерес вызывает тот факт, что наиболее известны в нашей стране швейные машины фирмы «Зингер». А на футляре нашей машины написано «NAUMANN» (Приложение 1.5). Занявшись изучением нашей реликвии, мы обратились за помощью в детскую библиотеку нашего посёлка, поискали информацию в Интернете. Вот что удалось выяснить. Оказывается, эта машина из специальной серии "Поповка-Юбилейная", изготовлена германской фирмой Naumann по заказу торгового представителя этой самой фирмы в России, господина Попова, к двадцатипятилетию супружеской четы Поповых. В специальной литературе написано, что это «Прямострочная машина с ручным приводом настольного исполнения. В годы первых двух десятилетий XX века Российская фирма «Попов и К"» закупала швейные машины в Германии и реализовывала их на территории России. Все это послужило веской причиной именовать в народе эту машину по имени основателя фирмы реализации Попова» [1].Известна и точная дата выпуска данной машины – 1895 год.Эта информация нам показалась очень удивительной. Получается. Что нашей машине уже почти 120 лет. Но при таком почтенном «возрасте» машина работает очень хорошо.
На чеканке, помещённой на лицевой стороне машины, хорошо видны два портрета, под ними указаны даты 1870 – 1895. Мы всегда считали, что это портреты основных производителей швейных машин того времени– Зингера и Науманн, а даты указывают на юбилей производства швейных машин. Но эта версия не подтвердилась. В ходе изучения литературы выяснилось, что это портреты семейной четы Поповых, а даты говорят о стаже совместной жизни этих людей (Приложение 1.6).
Необычны и детали механизма швейной машины. Некоторые из них подтверждают возраст нашей реликвии. Удивляет форма шпульки (Приложение 1.7) – она похожа на патрон, такие шпульки перестали выпускать уже в начале двадцатого века. [2] Очень удобна ручка для вращения, она сделана из фарфора (Приложение 1.8) . Мы об этом даже не догадывались. Непривычен механизм крепления нитки для наматывания на шпульку, да и сам механизм отличается от механизма современных машин. Конечно, они считаются более удобными и простыми в применении. Но, учитывая возраст нашей реликвии, думаешь о совершенстве этого изобретения, которому на данный момент более 100 лет.
Мне кажется, что историю своей страны каждый человек должен изучать на примере своей семьи. Я могу сказать с уверенностью – наша семейная реликвия и дальше будет передаваться из поколения в поколение, а я буду продолжать традицию- с уважением относиться к истории моей семьи и страны в целом. Потому что без прошлого нет настоящего. И будущего тоже.
Приложение 1.1
Фотография швейной машины, хранящейся в семье Петрищевой Т.С.
Приложение 1.2
Фотографии медалей и ордена Куршакова С.В.
Приложение 1.3
Фотография семейной четы Куршаковых
Приложение 1.4
Фотография трёх поколений семьи Куршаковых
Приложение 1.5
Фотография футляра швейной машины фирмы «NАUMANN»
Приложение 1.6
Фотография чеканки на швейной машине с портретами семейной четы Поповых
Приложение 1.7
Фотография шпульки швейной машины «NAUMANN»
Приложение 1.8
Фотография ручки швейной машины «NAUMANN»
Литература
Рейбарх Л.Б. «Рассказы о швейных машинах» Москва, «Легпромбытиздат», 1986 г., с.8
Интернет-ресурсы
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 11:07:18
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Становление Русского государства по археологическим данным
Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..
Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .
Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи
В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .
Праздники в церковных школах в дореволюционной России
Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..
Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .
Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..
Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности
История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..
История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря
На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .