↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А. А. Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности // Студент и будущее России. Тезисы XVI Российской студенческой научной конференции / Под ред. В.В. Волова М.: Изд-во СГУ, 2013, С. 216-218.

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории».

В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально–политические предпочтения подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».

«Разговорить» «немотствующее большинство» позволяет использование материалов устных источников (Oral History). Последние представляют собой «запись того, чему свидетелями были те или иные лица, не обязательно профессиональные историки, но, прежде всего, рядовые участники исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной или групповой жизни, но и большой истории»[1;С. 234]. Главная ценность такого типа источников заключается не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как данные события отражаются в общественном сознании. И, если удастся реконструировать особенности социального восприятия, мы получим ключ к расшифровке подлинных мотивов социального поведения.

Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, непередаваемую другим путем. Так, если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к социальной истории. С этих позиций устноисторическое направление имеет мощный социальный посыл и тесно переплетается с такими направлениями исторического знания, как «Local History», «Labour History» и, конечно же, «Social History»[2;C. 52][3]. В региональном ракурсе данного исследования устная история помогает обратить внимание на микроисторию или историю «снизу вверх» (History from bellow)[4;С. 37–40].

По определению Сигурда Шмидта, устная история — это «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».

Если попытаться дать определение этой науке, то устная история это сознательно выстроенный исходно предназначенный для записи разговор двух людей о различных аспектах прошлого, имеющих (в понимании обеих сторон) историческое значение. Вопросы интервьюера, являются продуктом его знаний и исторического интереса и вызывают соответствующий ответ информанта, полнота которого зависит от желания рассказать и ощущения важности вопроса. В свою очередь ответ информанта позволяет интервьюеру четче сформулировать вопросы. Интервью это во многом рассказ о прошлом сформированный в настоящем под воздействием не только содержания самого рассказа, но и временного контекста, в котором он рассказан. Таким образом, можно смело говорить, что устная история это результат взаимодействия интервьюера и информанта в момент встречи для записи интервью[5].

Интервью, как исследовательский метод, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании результатов работы. Прежде всего, это высокая степень субъективности материалов, полученных в результате интервьюирования. Имея дело с рассказами живого человека, нельзя забывать о свойствах характера и темперамента рассказчика. Все вышесказанное можно назвать «произволом рассказчика» и отнести к любому устному свидетельству.

Есть и другая проблема – проговоренный рассказчиком текст подвергается мощному воздействию со стороны интервьюера.

Перед исследователем также встает проблема так называемых «матричных текстов» – когда респондент выдает за свое мнение, переживание или личное свидетельство стандартный, чуть ли не официальный текст, который он усвоил и считает собственным мнением.

Важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах, по «какую сторону баррикад» находился респондент[6].

При всем субъективизме данного вида источника, он может помочь выявить не зафиксированные нигде более факты, при условии что он подвергнется критическому анализу и статистической обработке

 

Литература

 

1. Гуревич А.Я. Апории современного исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. М., 1998.

2. Starr L. Oral History, in: an Interdisciplinary Anthology. 2-d ed. Ed. By D. K. Dunaway, W. K. Baum, 1996.

3. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003.

4. Кринко Е. Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории / Сб. науч. Трудов. Вып. 3. Майкоп, 2007.

5. Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/

6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005. http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73


Раздел: История России
Дата публикации: 23.08.2013 16:17:51
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

История семьи в истории страны

Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .

Читать

Герой великой войны

  Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми её героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой Великой Отечественной Войны?.

Читать

Мы помним!

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..

Читать

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Живопись Феофана Грека

Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..

Читать

Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)

Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .

Читать

Южное Зауралье в годы Первой мировой войны

Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter