Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейИстория повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории».
В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально–политические предпочтения подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».
«Разговорить» «немотствующее большинство» позволяет использование материалов устных источников (Oral History). Последние представляют собой «запись того, чему свидетелями были те или иные лица, не обязательно профессиональные историки, но, прежде всего, рядовые участники исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной или групповой жизни, но и большой истории»[1;С. 234]. Главная ценность такого типа источников заключается не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как данные события отражаются в общественном сознании. И, если удастся реконструировать особенности социального восприятия, мы получим ключ к расшифровке подлинных мотивов социального поведения.
Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, непередаваемую другим путем. Так, если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к социальной истории. С этих позиций устноисторическое направление имеет мощный социальный посыл и тесно переплетается с такими направлениями исторического знания, как «Local History», «Labour History» и, конечно же, «Social History»[2;C. 52][3]. В региональном ракурсе данного исследования устная история помогает обратить внимание на микроисторию или историю «снизу вверх» (History from bellow)[4;С. 37–40].
По определению Сигурда Шмидта, устная история — это «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».
Если попытаться дать определение этой науке, то устная история это сознательно выстроенный исходно предназначенный для записи разговор двух людей о различных аспектах прошлого, имеющих (в понимании обеих сторон) историческое значение. Вопросы интервьюера, являются продуктом его знаний и исторического интереса и вызывают соответствующий ответ информанта, полнота которого зависит от желания рассказать и ощущения важности вопроса. В свою очередь ответ информанта позволяет интервьюеру четче сформулировать вопросы. Интервью это во многом рассказ о прошлом сформированный в настоящем под воздействием не только содержания самого рассказа, но и временного контекста, в котором он рассказан. Таким образом, можно смело говорить, что устная история это результат взаимодействия интервьюера и информанта в момент встречи для записи интервью[5].
Интервью, как исследовательский метод, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании результатов работы. Прежде всего, это высокая степень субъективности материалов, полученных в результате интервьюирования. Имея дело с рассказами живого человека, нельзя забывать о свойствах характера и темперамента рассказчика. Все вышесказанное можно назвать «произволом рассказчика» и отнести к любому устному свидетельству.
Есть и другая проблема – проговоренный рассказчиком текст подвергается мощному воздействию со стороны интервьюера.
Перед исследователем также встает проблема так называемых «матричных текстов» – когда респондент выдает за свое мнение, переживание или личное свидетельство стандартный, чуть ли не официальный текст, который он усвоил и считает собственным мнением.
Важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах, по «какую сторону баррикад» находился респондент[6].
При всем субъективизме данного вида источника, он может помочь выявить не зафиксированные нигде более факты, при условии что он подвергнется критическому анализу и статистической обработке
Литература
1. Гуревич А.Я. Апории современного исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. М., 1998.
2. Starr L. Oral History, in: an Interdisciplinary Anthology. 2-d ed. Ed. By D. K. Dunaway, W. K. Baum, 1996.
3. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003.
4. Кринко Е. Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории / Сб. науч. Трудов. Вып. 3. Майкоп, 2007.
5. Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/
6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005. http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73