Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Глава VII. Стенька Разин.
Когда говоришь о русской исторической науке, то все мгновенно вспоминают сразу три фамилии – Карамзин, Соловьев, Ключевский. Однако, на мой взгляд, из этого списка ученых незаслуженно выпадает другой академик, фамилия которого, хотелось бы, чтобы тоже была на слуху – Костомаров Николай Иванович.
Костомаров в последние годы жизни
Стыдно признаться, однако с трудами величайшего профессора я познакомился только в 20 лет, на 4 курсе. До этого о нем слышал лишь поверхностно, ни в школе, ни при дальнейшем обучении на ИФ имя Николая Ивановича упоминалось крайне редко.
Костомаров привлек меня не случайно. Поразила его необычайная легкость пера, текст дан доступно, логически правильно построен, исторически достоверен. Картину литературного таланта служителя науки дополняют еще и интересные, ранее малознакомые факты из истории. Кроме того, труды бывшего обитателя Петропавловской крепости читаются на одном дыхании, в отличие от Соловьева, которого я бы посоветовал людям, страдающим бессонницей. Хотя не мне критиковать учителя Ключевского. Помимо всего прочего, литературный дар Костомарова легко приманивает к себе читателя, что немаловажно в нашей, переставшей читать стране.
Из «Русской истории в жизнеописаниях её деятелей» я хочу рассказать вам о теме, которая понравилась и затронула меня больше всего – Глава VII, Стенька Разин. Скажу откровенно, после того, как я прочитал данный труд, моё представление о Разине перевернулось с ног на голову. Всю жизнь мы с вами слышим, что Стенька – это народный герой, заступник слабых, обиженных и угнетенных, не побоюсь даже громких эпитетов – Разин своеобразный русский Робин Гуд. Прошло уже около 400 лет, но атамана до сих пор помнят, до сих пор гуляют песни про персидскую княжну, сложенные столетия назад. Так думал и я. Однако всё вышеописанное оказалось лишь вершиной айсберга. В этом конечно постарался Костомаров, который не совсем объективно говорит обо всех известных деятелях прошлого, ярко раскрывая негативные черты характеров, рисуя черными красками их следы в истории. Не стал исключением и Стенька.
Уже начало главы заставляет воистину задуматься.«Произвол всякого рода начальствующих и обирающих лиц, казнокрадство, волокита… Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставлявшим выгоды казне и прежде всего самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников, как на врагов своей страны, лишь бы разбойники чаще грабили знатных и богатых… Разбойник стал образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных… У народа явилось желание вырваться туда, где жизнь была намного лучше и приятнее ». Ничего не напоминает? Таким вот образом, Костомаров подводит нас к мысли о том, что рано или поздно появится человек, который соединит всех для «исполнения заветной думы».
Что же это должен быть за человек, за которым пойдет народ? Академик рисует перед нами человека весьма необычного, правда, в основном делая упор на нелицеприятные черты его характера. «Степан Разин был крепкого сложения, необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли, своенравный и непостоянный, и вместе с тем неуклонный в принятом решении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить все тяготы и лишения, то некогда ходивший на богомолье в Соловецкий монастырь, то пренебрегавший посты. В его речах было что-то обаятельное. Толпа чувствовала перед ним какую-то небывалую силу. Жестокий и кровожадный, он забавлялся как чужими, так и собственными страданиями. Сострадание, честь и великодушие были ему незнакомы».
Откуда же могут взяться такие крамольные мысли – побить бояр, устроить вольницу казацкую, да и просто грабить и убивать? Костомаров рассказывает одну очень интересную историю про брата Разина, несправедливо казненного князем Долгоруким на войне с Польшей. В итоге, Стенька всю оставшуюся жизнь живет мыслью отмщения за родного брата. Тем самым профессор показывает нам личные мотивы как немаловажный фактор в истории. Об этом прямо и говорится: «Это был выродок неудачного склада общества, местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто всё его существование». А как мы помним, личные мотивы, вендетта за погибших родственников и после смерти Разина не раз играли в нашем прошлом - Ленин, Ельцин.
Обладая незаурядными лидерскими качествами и ораторским искусством, Разину без труда удалось набрать отряд в 2000 чел. Николай Иванович не обходит вниманием и политическое устройство войска, подробно описывая звенья «дивизии» - десятки, сотни, а также соратников и «замов» атамана. Костомаров дает понять самое главное - чем же всё-таки Стенька подкупал расположение к себе и почему он до сих пор импонирует народу. Просто Разин сын народа, он был простым человеком, небогатым, тоже находился под гнетом начальников и нувориш. Степан Тимофеевич вылез из этого порочного круга только на своих качествах, таланте, данных природой. А такие люди всегда достойны уважения. В него верили, за ним хотелось идти. В его глазах виделся будущий успех, богатство, защита от произвола. Для голытьбы он был своим. Лучше всего за Разина скажут его же слова после одного из первых походов: «Вам всем воля, идите себе куда хотите…Кто хочет идти со мной, будет вольный казак. Я пришел бить бояр да господ богатых, а с бедными и простыми готов, как брат, делиться последним».
Однако Костомаров не был бы Костомаровым, если бы не замечал подлые качества великих людей. Многое из того, что народный герой говорил выше, всего лишь были красивыми словами, чтобы привлечь в свою ватагу чернь. Никого Разин не отпускал, а тех бедняков, кто шел против него, он просто безжалостно казнил, вешал, отрубал головы. Но его самоуверенность и ирония, дополняемая бьющим, через край тщеславием всё равно привлекала людей. Об этом красочно говорит своеобразный юмор Степана. Когда его, астраханский воевода, князь Хилков просил отпустить взятых Стенькой в бою в плен стрельцов и улусных людей, то Разин не задумываясь, как говорится, подколол: «Вот когда придет мне милостивая грамота от царя, тогда всех и отпущу». Я, конечно, не присутствовал при том разговоре, но уверен, после этих слов у Хилкова, наверное, глаза на лоб полезли.
Николай Иванович объяснил и еще одну причину популярности «заступника голытьбы» - военный талант. Не стоит забывать, что атаман прошел войну с Польшей, опыт которой и пригодился ему в последующих боях. Кратко говоря, о «даре ниспосланным Степану Марсом» можно сказать, что для того времени она была более-менее сносной. Разин старался атаковать противника с двух направлений, используя одновременно и сухопутные войска и флот, не забывая при этом про тактические маневры. Но, чаще, просто обманывал соперника, распространяя ложные слухи и дезинформацию. Именно этим он и был обязан своим первым победам у наивных персов, постоянно открывавших городские ворота прямо перед носом у 2000 казаков, которые с оружием в руках якобы пришли с миром.
Жадность. Ёще одно вредное чувство взорвавшихся от гнева сподвижников Разина. Везя с собой на судах «тонну» награбленного золота вместе с персидской княжной, о которой надо поговорить отдельно, истрепанная в сражениях армия, из последних сил отбивалась от преследовавших их с разных сторон и царских войск и азиатов. Однако добычу не бросали, дабы увеличить скорость и хоть как-то отделаться от врага: «Погибла четверть войска. Кроме того, много казаков погибало от болезней, потому что часто вынуждены были пить соленую воду и, несмотря на награбленные богатства оставались без хлеба».
Слава о «походах за зипунами» гуляла еще задолго до того, как Разин с тяжелыми боями прорывался в Астрахань, поэтому по прибытии каравана, изрешеченного пулями, его встречали как национального героя, человека, который собственным потом и кровью добыл себе авторитет и деньги. Насколько уважаемой и непререкаемой персоной стал Степан Тимофеевич показывает тот факт, что астраханские воеводы отказались выдавать персам голову атамана: «сами они подружились со Стенькой, ели, пили, прохлаждались с ним; то они приходили к нему, то он к ним».
После персидских походов Разин действительно стал звездой среди простого народа: «Он щеголял перед пестрым астраханским населением шелковыми и бархатными одеждами, жемчугом и драгоценными камнями. Казаки величали своего атамана батюшкой и не только снимали перед ним шапки, но и кланялись в землю», поэтому люди видели во вчерашнем бедняке единственный способ вырваться из этой ненавистной, гнетущей кабалы, вечного нищенства и крепостничества, чем собственно и пользовался предводитель с завидным новоявленным статусом «из грязи в князи»: «Расхаживая между народом, Стенька со всеми говорил ласково и приветливо, щедро сыпал золото и серебро, помогал нуждающимся и тем заранее приобрел себе расположение среди черни». Здесь Костомаров, наверное, хотел уличить атамана в низменных целях, что золото он раздавал налево и направо, не потому что был человек щедрой души, а просто такими вот ненавязчивыми взятками запросто покупал людей для своих дальнейших идей. Я не совсем согласен с академиком. Ну, пускай даже так, но все равно для того времени ход был весьма продуманным и остроумным. Давайте вспомним, кто еще так делал? По-моему никто! Если только Робин Гуд, да и то это персонаж вымышленный. Да и с другой стороны, Разин в боях потерял немало «солдат», где ему, по мнению Николая Ивановича нужно еще было брать людей?
Но вот в следующем эпизоде с профессором я согласен полностью, а именно: о той самой злосчастной княжне, тело которой теперь принадлежит Волге. Что мы вообще знаем о ней? Взятая в плен в кровопролитном сражении на Каспии, дочь персидского шаха, по воспоминаниям современников, была девушкой весьма красивой и обаятельной, поэтому сразу стала наложницей Стеньки.
Варварский поступок, недостойный чести настоящего мужчины навсегда увековечил Разина в памяти народа. Про чудовищный по своей жестокости случай, который многим сейчас иногда кажется забавой я более добавлять ничего не буду, за меня скажет сам Костомаров: «Однажды кутил Разин со своими товарищами на богато украшенном струге. Возле Стеньки сидела его любовница, пленная персидская княжна. Великолепное платье, вышитое златом и серебром, жемчуг и драгоценные камни только придавали блеска ее ослепительной красоте. Поговаривали, что она уже начала приобретать силу над сердцем сурового атамана. Стенька тогда много выпил и пришел в ярость, как это с ним часто бывало. Вдруг он вскакивает со своего места, подходит к краю струга и говорит: «Ах, ты Волга-матушка! Много ты дала мне злата и серебра и всего доброго; как отец и мать славою и честью меня наделила, а я тебя еще ничем не поблагодарил, на ж тебе, возьми!» Он схватил княжну одной рукой за горло, другой за ноги и бросил в волны».Авторитета такой факт, конечно, не придает народному герою. Однако и этот криминальный случай несет под собой глубокий смысл в действиях кровожадного казака, что собственно разъяснил Николай Иванович: «Этот варварский поступок не был только порывом буйной головы. Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай – считать сношения казака с женщиной поступком, достойным смерти. Его увлечение красивой персиянкой естественно должно было возбудить негодование и ропот тех, кому Стенька не дозволял того, что позволял себе, и, быть может, желая показать, что не в состоянии привязаться к женщине, он пожертвовал красавицей ради своего влияния на товарищей». Как бы то ни было это все равно его не оправдывает.
О Крестьянской войне, очаг которой и разжег Разин следует сказать отдельно. Какую конкретно цель ставил себе Стенька, из слов «побить бояр, дарую льготы и свободы, всем воля казацкая» понять трудно. Но если бы он всё же смог дойти до Москвы, вряд ли бы в жизни народа что-то поменялось к лучшему, просто бы сменилась одна правящая верхушка на другую: «Все партии, все верования, всё затрагивал Стенька, лишь бы произвести смуту и свергнуть ненавистный ему порядок. Что будет после, куда идти – над этим он вряд ли задумывался. Атаман даже сносился с крымским ханом и пытался призвать его орды на Русь». Поэтому не стоит ассоциировать Разина с освободителем несправедливо угнетенных. А его методы ведения войны подчас повергают в шок. В захваченных городах и станицах, разбушевавшийся атаман творил такое, что его даже тяжело сейчас с кем-то сравнить. Вот что узнал для нас Костомаров: «В занятых городах многих резали, топили, иным отрубали руки и ноги, пускали ползать и истекать кровью. Например, предместья Арзамаса казались совершенным адом: стояли виселицы, и на каждой висело по сорока и более трупов, валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страдания». За это Стенька и поплатился – насилие порождает насилие. После пары проигранных сражений народ постепенно стал отворачиваться от своего лидера, и в итоге Разин был предательски пленен донскими казаками.
Окончательную причину популярности Стеньки, которую я хотел бы разобрать – это его казнь. Надо отдать должное, что последние минуты жизни атамана составляют непримиримый идеал мужества. Разина клали на горящие угли, водили по нему раскаленным железом, по частям отрубали конечности тела, но Степан Тимофеевич ни разу даже не показал знака, что ему больно, ни разу не проронил крика или слезы. Под подобную экзекуцию вместе с ним попал и еще один его брат, над воплями которого атаман посмеивался: «Вспомни наше прежнее житье. Мы проживали со славой, повелевали тысячами людей, надобно и теперь переносить несчастье бодро». Когда для дальнейших пыток им обоим стали брить голову, Разин снова метко пошутил: «Мы слыхали, что ученых людей в попы постригают, мы же с тобой, брат, простаки, а нас постригли!». Огромные толпы народа - и знать и бедняки, пришедшие с разных мест посмотреть на человека, чья фигура стала идолом борьбы за справедливость с трепетом смотрели на умирающего, но не сдающегося Разина, что после того как его голова покатилась с плахи, добавляло легенд в народной молве о непоколебимом мужественном духе сурового атамана.
В итоге Стенька Разин стал своеобразным брендом. Люди прощали ему жестокость, буйство, непостоянство. Его образ укоренился как единственного заступника народа, не на словах, а на деле проповедовавшего равенство – он жил в земляной избе, ел и пил то же самое, что и остальные, делился своей добычей. Лидер казаков воспринимается до сих пор как человек, не побоявшийся сказать свое веское слово против засилья несправедливости, алчных чиновников и бояр. Легенды, слухи, былины, сказы и застольные песни лишь доказывают, что в сердцах народа имя простого мужика, приводившее в страх всю знать, будет жить вечно. Однако, по прочтении 7-й главы, Степан Тимофеевич навсегда потерял в моих глазах некоторую толику былого авторитета.
Секрет его популярности оказался прост. Для Костомарова Разин был выродок, для народа сын, а для меня человек просто достойный уважения.